Анна

Ошибка оказалась орфографической. В имени сохраненной на стороне сервера процедуры. Клятый проект. Чем я вынужден заниматься. И еще быть благодарным за это... Прежний проект, в который я пришел всего полгода назад закрылся - у фирмы сменился владелец. Внезапно разбогатевший на сдаче в аренду Сохнуту складов - бывших эллингов - под олимовские шмотки, прикупил себе новый бизнес. И занялся его "оптимизацией". Нас с Сашкой позвали в соседний "банковский" проект. В зарплате я не потерял, а вот в работе - очень. Вместо C++ - Oracle и Gupta. Вместо разработки собственных утилит - написание каких-то скриптов. Вместо коллектива единомышленников...

- Что мне теперь, заново переписывать? - надула губки Аня. - Что там переписывать? - Исправишь название и сохранишь заново. Я даже не представлял, как скоро и как дорого мне обойдется это замечание.

Новый Год в Израиле не празднуют, но все равно какой-то рубеж. И календарный, и финансовый. Аня от нас уходила. Сказала, в Рамат-Ган. Фирму не назвала. Никто, впрочем, особо и не интересовался. Удивлялись только, как старательно Аня доделывала оставшиеся "хвосты". Как-то раньше за ней особой тщательности не замечалось.

Мне, впрочем, было все равно, чем она там занимается. Кусок с календарными расчетами, который нужен был мне, все равно придется переписывать. Как и другой, который делала Майян - вольная пташка, залетавшая в фирму на несколько часов пару раз в неделю. Интересно, насколько больше меня она получала? Всякий раз, когда я смотрел в ее код, у меня сводило скулы - это ж надо суметь так все изгадить.

Все в этом проекте было мне отвратительно. Начиная с администрации. Главную я видел редко. То она в Испании, то в Голландии. Неужто там позарятся на этот хлам? Потом был еще какой-то главный идеолог, не знаю, чем занятый, с программистами он не общался и пара менеджеров. С Эли я быстро нашел общий язык, а вот с Орной - подружкой Главной - нет. Понятно, долго это тянуться не могло...

Проект переходил на Windows'95. С 16 бит на 32. Я купил защитный фильтр на монитор и сидел до десяти вечера, больше не мог - не успевал бы на последний автобус. Пока еще дотащусь до таханы мерказит. Что-то прошло почти безболезненно - где-то поправил типы, где-то - размеры. Некоторые вещи пришлось переписывать. Код Майян я повыбрасывал везде где мог, исправлять этот кошмар не было ни сил, ни времени, проще написать заново. Похоже, что о Pro*C - оракловском препроцессоре для встроенного SQL - у нее были самые дикие представления.

Зато Майян была протеже Орны. А Орна претендовала на то, чтобы определять архитектуру проекта. Ничего в ней не понимая. - Все твои предложения пошли в мусорную корзину, - нагрубил я ей, в ответ на очередное замечание. Охрана позволила мне собрать вещи, пока готовилось письмо об увольнении.

- Как? После всего, что ты тут сделал? - поразился Леня. В коридоре, за дверью, Эли торопливо пожал мне руку и пожелал "бэ-ацлаха". Дома я взял словарь и стал изучать письмо. Да, с таким и в тюрьму не примут... Впрочем, другое интересно: а имела ли она право меня увольнять? Фирма большая, кажется, это прерогатива дирекции. Назавтра я поехал в Тель-Авив. - Ма-нишма, Михаэль? - секретарша скривилась, узнав о цели моего визита и скрылась за дверью. - Посиди, шеф хочет поговорить с тобой.

Генеральный был любезен и дружелюбен. - Знаешь, мы дадим тебе другое письмо. Что ты уволен по сокращению штатов. Тем более, у вас там реорганизация. Вот и Анну тоже сократили. - Анну? Я не стал переспрашивать. Все понятно. Ее прощальное рвение. Договорилась с Главной и получила компенсацию за "сокращение". Ловко. Впрочем и мне сейчас предлагают компенсацию за молчание. А то пойду еще в Гистадрут с этим письмом...

Одно предложение - на нормальные для оле деньги у меня уже было. Я почти принял его, оставалось только подписать договор. Причем, в первый раз тяжелое восьмичасовое интервью я уже проходил здесь год назад. Задач было две. Первая - на пермутацию. Я сделал через сдвиг списка и рекурсию. Вторая - почти на реверсинг, только в исходных кодах.

Фирма, зачем-то, разрабатывала свой текстовый редактор. Трехязычный: английский, иврит и, к моему удивлению, русский. Русскоговорящих сотрудников я у них не видел. Интервьюер ткнул мышкой в какое-то место экрана программы и попросил указать, где и что надо изменить в коде, чтобы получить там что-то другое. Файлов в проекте было несколько сотен и не сказать, чтобы как-то документированных. Со второй попытки я вышел в нужное место. Но вот, "не срослось".

Должен был перезвонить какой-то Алекс, который еще в отпуске. Алекс не перезвонил и я решил, что не сильно там нужен. А теперь - и года не прошло, снова вынужден искать работу. На этот раз интервью проводил Алекс. Возможно, тот самый - я не стал спрашивать. И опять интервью было многочасовым и тяжелым.

Устраивало меня все, кроме расположения. Экспресса из Нетании в Тель-Авив не было. С учетом ожидания автобуса и того, что надо пройти пешком - часа полтора в один конец. Три часа в день на дорогу. В таком режиме я работал уже много лет и отчаянно мечтал найти что-нибудь поближе. Ближайшим таким местом была Герцлия-Питуах - израильская "силиконовая долина". Но на все свои отправленные туда резюме я, в лучшем случае, получал отказ. Чаще - просто молчание. Поэтому так обрадовало меня это предложение.

Первое интервью было по структурам данным, алгоритмическим задачам, тестам на логику... Неожиданно, предложили сразу же пройти второе - чтобы не приезжать лишний раз. К обеду я был совершенно измотан и почти не удивился, встретив у стойки секретарши Анну. - А, вот значит где, находится ее Рамат-Ган. И даже не насторожила ее перекошенная физиономия. Дошло только дня через два, когда позвонил узнать о результатах. "Шамати, шэ Михаэль ло матим... Ло йодеа эйзэ Михаэль...", - мямлила секретарша. И я опять поехал в Тель-Авив...


Рецензии