О символах Воронежского края

«Познай себя и стань тем, кто ты есть»
сказал мудрец Пиндар царю Иерону.

«Познай себя» - было начертано над вратами греческих храмов, и в этом заключается высокий смысл. От характера произносимых слов зависит психофизическое благополучие человека. Любое сквернословие не прибавляет человеку ни здоровья, ни счастья. В плане психобиоэнергетического взаимодействия между людьми неравноценна и замена славянского «благо дарю» на христианское «спаси бог» (спасибо).
Ключевые символы имеют огромное объединяющее или разобщающее значение на физическом плане и укрепляющее или расслабляющее волю принимающих их людей – на духовном. Тонкие сферы человеческой сущности, принимающей (использующей) те или иные символы, вступают в резонансную связь с соответствующими разрушительными или созидательными силами, подпитывая их энергией своих мыслей, психоэмоциональных посылов, одновременно укрепляя или, наоборот, расслабляя свою волю.
Известно, что в оккультизме у каждого символа существует 77 трактовок, из которых только одна – истинная, так что дилетанты могут спорить бесконечно о смысловом значении гербов и их отдельных элементов – пятиконечной звезды, трех цветов флага, христианского креста и т.п. Можно в это верить или не верить, но подмечено, что даже имя человека играет существенную роль в становлении его характера, его поведении, положении в обществе, состояния здоровья, судьбе в целом. Имя собственное это звуковой символ человека. Его смысловое значение воздействует на сознание, а его звучание - на глубинную, психоэмоциональную, духовно – энергетическую сущность личности. Специалисты утверждают, что каждая буква, точнее, звук в имени влияет на формирование определенного качества личности.
Любая звуковая вибрация находит созвучие с теми или иными волнами космических энергий, и поэтому состояние энергетики человека определенным образом зависит от характера произносимых звуков и их сочетаний – слов и фраз. Известно, что определенный звуковой строй имеют священные писания, молитвы, заговоры и т.п.
Слово Эмблема происходит от латинского слова emblema, в буквальном смысле обозначает «мозаичная работа», которое, в свою очередь, происходит от греческого «emblein», означающее «бросать внутрь». В 1642 году Томас Фуллер писал в книге «Истины святые и обыкновенные»:
«мне нравится эта Эмблема Благотворительности,… обнаженный мальчик дает мед бескрылой Пчеле».
В Глоссогрофии (с греческого «glossa» - язык и «grapho» - пишу) Блаунта – науке о языке изображения, созданной в 1656г., эмблематика определяется как:
«произведение искусства, вырезанное на дереве или другом материале, какое мы ведем на шахматных досках или на столах;
обычно используется для выражения морального принципа и состоит из изображения и надписи».
«Знаки и символы управляют миром – а не слово и не закон» так на Востоке цитируют китайского философа Конфуция жившего в 551 – 479 гг. до н.э. Вряд ли можно сомневаться в данном утверждении, история человечества давно подтвердила свою способность распознавать и узнавать абстрактные изображения в виде эмблем для предостережения, руководства, указания направления и передачи информации.
«…а в верх по Воронежу верст с тридцати с московской стороны от реки от Дону, от перевозу пять верст, град Воронеж. А река Воронеж вытекает от Шатского и от Ряского уезда от реки от Пора, а река Пора в реку Оку, под Тереховым монастырем….» (3).
Сформированное в 1175 году самостоятельное Переяславское княжество стало основанием к репрессиям, которые докатились до Воронежа. Великий князь Владимирский Михаил I предал суду и казнил участников убийства его брата Андрея I. За это ростовские отряды при поддержке Суздальцев и Муромцев осадили Владимир. Город сдался. Михаил I бежал. Правителем Владимира стал внук Юрия Долгорукого Ярополк Ростиславович (4). Сев на княжение, Ярополк женился на дочери витебского князя Всеслава. Молодожены венчались во Владимирском соборе 3 февраля 1175 года во вторник мясопустной седьмицы (5). Но вскоре владимировцы вновь признали Михаила I, который 15 июня 1175г. вошел в свою столицу, а Ярополку пришлось ретироваться. О нем в первой части «Родословника князей великих и удельных рода Рюрика» сказано:
«…второй сын князя Ростислава Ярославовича (Муромского) был князь Ярополк, его удел был Воронеж» (6).
А вот какой смелый вывод делает воронежский историк и краевед, кандидат исторических наук, доцент А.М. Аббасов изучивший данный вопрос по первоисточникам X в. «оказывается в устье реки Воронеж, в междуречье Воронеж - Дон имелось удельное княжество». Согласно формированию потребностей удельного княжества наряду с обеспечением питания, одежды, обороны, требовались и особые отличительные знаки, стяги, хоругви. Какие изображения на них были нанесены, стоит только предполагать. Но ясно одно – как считал историк В.Н. Татищев опубликовавший свои исследования в 1793 году:
«…либо сам Святослав (сын Ярослава Мудрого), княживший до 1034 года, либо его племянник Ярослав, князь Тмутораканский, княживший до 1054 года, построили город Воронеж» (7).
Численность стрельцов в Воронежском гарнизоне, была определена русским правительством в 200 человек, численность войск в разное время изменялось и зависело от внешней обстановки. На знаменах размещались алые и золотые звезды, которые на полотнище означали номера рот и полков. Например, ротное знамя лейб-гвардии Преображенского полка красочно расшитое иконно писаными мастерами Оружейной палаты в 1700 году включало символ воронежского края. Давайте пристальнее присмотримся к этическим символам и попытаемся уловить эстетическую связь с прошлым.
Здесь изображены традиционные античные образы-символы, узнаваемые по своим атрибутам: Марс – бог войны, Нептун – бог морей и Сатурн его еще называют «Хронос» - бог времени, - органично взаимодействуют с христианскими знаками – меч и Всевидящее око, а некоторые символы приобретают светское толкование, что характерно для искусства петровского времени. Так, море символизирует в данном случае выход России на морские рубежи, а лодка – зарождение российского военного флота.
В композицию включены изображения, имеющие символическое значение только для этого произведения, - юноша, которого обучает Время, должен символизировать молодую Россию. Характерно для петровского времени и смешение символических образов с конкретными видами горящего города Азова и Воронежской верфи на дальнем плане. Венчает всю эту композицию, выполненную в виде походного царского шатра древняя брачная императорская корона.
Большой поток писем и различной корреспонденции был обработан с 1696 по 1711 года, ежедневно гонцы доставляли почту на лошадях по почтовому тракту. Письмо с вензелем Петра I впервые было отправлено из Воронежа в Москву дьяку А. Виниусу, в котором он сообщал: «…мы, слава богу, дело в изрядном состоянии нашли, флот и магазины обрели…». Это свидетельство большого значения города в петровское правление.
Кстати с 1998г. вензель Петра Великого венчает герб Воронежской области. Вот как гласит текст официального описания герба:
«На красном геральдическом щите золотой горы, исходящей из бока щита, на которой серебряный кувшин, изливающий такую же воду. Щит увенчан золотой пяти башенной стенчатой короной и окружен дубовыми листьями, соединенными голубой лентой. Над пяти башенной стенчатой короной - вензель Петра I» (29).
Организованным порядком с 12 апреля 1712г. начали изготовляться новые знамена в Оружейной палате и рассылаться в полки. Оружейная палата изготовила 36 полковых знамен расшитых золотом. Ротные знамена Воронежского армейского пехотного полка имели следующее официальное описание:
«Золотое облако, под ним птица, сидящая на стреляющей двуствольной пушке» (см. знак под №__).
Облако символизирует успех после полосы тревог и забот. Золотой цвет облака предупреждает о больших нереализованных возможностях. Стреляющая пушка символ опасения бесчестия. Данную эмблему с девизом: «Ни того, ни другого не боюсь» выбрал по видимому сам царь, очень любивший наш город, и предпочтение отдавал не только колыбели русского военного морского флота, но и налаженному производству пушечного дела в нашем крае. Тем более шведский король Карл ХII отказал России поставлять пушки, хотя раньше в Воронеж регулярно на 600 подводах через Нарву и Москву привозили по 300 пушек общим весом 10 000 пудов.
Воронежцы - первые герольдмейстеры России

Прообразы русских гербов видят в боспорских царских знаках, тотемных и астральных изображениях, в княжеских знаках Рюриковичей, ранних сфрагистических сюжетах.
Городской герб должен был «украшать» не только печати земской управы и судебных органов, но и знамена полков, расквартированных по городам.
Для этой важной работы «ставится на повестку дня» вопрос о формировании Геральдической конторы.
Петр I лично представил список царедворцев из 7 преданных сподвижников 28 января 1721г. сенаторам для «балатирования по указу». Сам список заслуживает внимания, чтоб о нем рассказать подробнее, так как из семи человек четверо проживали на воронежской земле – это свидетельство того, что ВОРОНЕЖ занимал лидирующее место в петровские времена.
Список возглавляли князья Ф.М. Волконский и Н.М. Жировой-Засекин, далее А.М. Апраксин, К.А. Нарышкин и М.В. Сабакин ближайшие родственники монарха, затем В.Ф. Салтыков и потомок древнего рода Андрея Кобылы С.А. Колычев. Между прочим, в 1722г в своей работе «Истогріографія вкратцђ» Колычев истолковывал прозвище, как искажение имени литовского князя Камбилы.
Результаты тайного голосования 27 сенаторов проходившее 30 января 1721г. показали:
1. За Степана Андреевиче Колычева – воронежского вице-губернатора более всего «выпало балов» 19 – «достойных», 4 – «сумнительных», 4 – «недостойных».
2. Остальные претенденты получили следующие баллы:
В.Ф. Салтыков соответственно – 17,4,6;
Н.М. Жировой-Засекин – 10,7,10;
К.А. Нарышкин – 8,8,11;
А.М. Апраксин – 6,10,11;
М.В. Сабакин – 4,10,13;
Ф.М. Волконский – 1,9,17.
Таким образом: влияние немецкой культуры, становление новых законов были приоритетными для России. Яркое подтверждение этому «птенец гнезда Петрова» Степан Андреевич Колычев выехавший «изъ Нђмецъ» оказался в новой должности первого российского герольдмейстера. Возможно, с подачи именно его появилась и утвердилась в гербе Воронежа двуствольная пушка!
После победоносного окончания Северной войны и заключения Ништадтского мирного договора со Швецией Петру I, был поднесен титул ИМПЕРАТОРА. С октября 1721г. его величали Великим, императором Всероссийским и отцом Отечества.
Изменение титула повлекло за собой появление новых символов власти – изображения короны на печатях, в гербе.
В 1722 году Пётр I учредил герольдмейстерскую контору или как её позже называли «Герольдия», которая должна была вести дела российского дворянства, в том числе заниматься разработкой, регистрацией и утверждением гербов. Указом от 30 июля 1721 года "ближнему стольнику" Колычеву поручается произвести с помощью учреждённой при нём Разборной канцелярии общую ревизию служилого сословия.
Для усиления самосознания и подъема авторитета каждого административного деления и должностного лица вышел именной Указ Петра I «Об обязанностях сенатских членов» 12 января 1722г., а Сенатом была утверждена в Полном собрании Законов Российской империи собр. 1-е, том VI, № 3877 новая должность герольдмейстера, в обязанность которого входило составление гербов и ведение дворянских дел.
Герольдмейстер в соответствии с «Инструкцией герольдмейстеру» от 5 февраля 1722г. за № 3896 в ПСЗ Собр.1-е, том VI должен был по всем правилам геральдики составлять гербы:
1. всем обер-офицерам, какого бы они ни были происхождения, так как первый обер-офицерский чин давал уже потомственное дворянство;
2. дворянам, хотя не служившим в военной службе, но могущим доказать свое дворянство за 100 лет;
3. выходцы, иностранные дворяне, перешедши в Россию, могли просить правительство об утверждении их иностранного герба.
Этим утверждалось почетность службы, дворянин обязан был, достигнув 20 лет отроду прослужить 25 лет, потом выходить в отставку и заниматься домашними делами.
Расширение административных территорий требовало и нового подхода к формированию регулярных войск. Общее переименование полков состоялось в Военной коллегии 16 февраля 1727г. тогда же встал вопрос и о новых знаменах для полков и рот. Подготовка проектов новых знамен возлагалась на итальянца из Пьемонта, в свое время учился в Париже, служивший гофмаршалом при дворе герцога Гессен-Гамбурского графа Франциска Санти. Крупного знатока геральдических дел, который впервые встретился с Петром I в 1717г. во время посещения Амстердама, царь-реформатор пригласил его в Россию. В переводчики к Санти, не знавшему русского языка, назначен был Андрей Ольроу.
Именно этому знатоку выпала честь дать новое правильное геральдическое описание герба Воронежа:
«Две желтые пушки на станках, из одной пушки выстреляно, и на ней сидит белый одноглавый орел, поле красное» (см. знак под №__)
Пушка предупреждение о несчастье, а две символ будущего процветания и больших перемен к лучшему. Пушечный выстрел знак потери работы, так символично в гербе отразилось закрытие петровских морских верфей. Белый орел символ получения большого наследства. Закрепив петровский замысел, в легендарный символ, создав самую мощную, гордую, эмблему России во славу русского оружия и величества. Санти был пожалован императрицей Екатерина I в звание обер - церемониймейстера.
Белый орел – символ справедливости, безграничной власти и обороноспособности юго-восточного форпоста России. Входит в гербы белгородцев, орловцев. Эти города всегда первыми встречали врага и принимали на себя самые жестокие удары. Красное поле символизирует храбрость, мужество и неустрашимость. Славная летопись воронежского края яркая этому подтверждение.
Выбор эмблемы для Воронежа с исторической точки зрения не вызывал затруднения, слова царя-победителя азовского похода: «…когда выстрелили воронежские пушки, орлом взлетела Слава России!» были крылаты и приводились многими дипломатами, как пример военной мощи России. Так в гербе осмысливалась историческая роль города.
При правлении Елизаветы Петровны первым указом был представленный Правительственным Сенатом и Военной Коллегии «Об учрежден Лейб-кампании», организатором процесса создания всего комплекса лейб-кампанских гербов явился 17-летний первый адъюнкт Академии наук Василий Евдокимович Адодуров. Именно он создал более 300 российских гербов.
Из Военной коллегии в октябре 1729г. знаменный гербовник поступил на рассмотрение Верховного совета. Таким образом, герб воронежского края становится официально утвержденным. Величие русского народа закреплено в золотом обрамлении, геральдически точно показывает сущность того времени. Правда, в документах описание его немного изменено:
«На червленом поле щита две желтые пушки (или 2-ствольная пушка), из одной пушки выстрелено и на ней сидит белый одноглавый орел, расправивший крылья. Выше орла – золотое облако».
Вокруг герба украшения в виде башенной короны с тремя зубцами, щит становится именно русским – вытянутым миндальной округлостью обрамленный картушем. Все эмблемы, использовавшиеся в екатерининское время, когда составление гербов стало массовым явлением, в качестве герба города, причем по отношению к ним употреблялся термин «старый», т.е. «ранее именованным по городам». Этот факт указывает, что герб у города был официально утвержден ранее 1729г.
В начале 1730г. Военной коллегии было отдано распоряжение изготовить новые полковые знамена с гербами рисунки, которых исполнены по ее заказу. В документе того времени «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, составленное по высочайшему повелению» приводится следующее описание герба Воронежа:
«В золотом щите на красном поле две медные пушки на станках, из которых на одной сидит белый одноглавый орел, под пушками зеленая земля».
Появление зеленой земли стало не случайно, она несет символ надежды, радости и изобилия. Рисунки городских гербов были изготовлены Андреем Барановым. Величественность воронежского края для России во время правления Елизаветы Петровны подтверждает факт 1742г., когда по велению императрицы  было утверждено новое Государственное Знамя Российской Империи, где среди 31 герба губернских городов в почетном первом углу у штека герб города Воронежа.
Подлинных документов, к сожалению, не сохранилось из-за  самого страшного воронежского «апокалипсиса» пожара 10 мая 1748г. когда в огне истреблено было 681 дом и различные административные здания. Но из переписки Военной коллегии и Герольдмейстерской конторы последующих лет явствует, что еще в 1751г. в гербах не было сделано никаких исправлений.
Данное исследование подтверждает древность и правильность составленного воронежского герба.

Как формировались воронежские эмблемы в провинциях и уездах

До 1779г. губернии делилась на провинции и уезды.
В Воронежской губернии было создано 5 провинций:
                1.   Воронежская
                2.   Елецкая
                3.   Тамбовская
                4.   Шацкая
                5. Бахмутская – в 1765 г. отошла к образовавшейся Новороссийской губернии.
Таким образом, даже провинция имела большую территорию и значительные людские ресурсы.
Все провинции губернии делились на 37 уездов.
В 1732 году Воронежская провинция включала в себя 15 уездов:
                1. Рамонский                7. Липецкий
                2. Новоусманский                8. Хлевенский
                3. Семилутский                9. Елецкий
                4. Хохольский                10. Лебедянский
                5. Каширский                11. Оскольский
                6. Лискинский                12. Землянский
                13. Усманский                14. Белоколодский
                15. Воронежский
В провинции управлением занимались ВОЕВОДЫ – начальники городов и городской округи. Воеводы возглавляли городское управление, потеснив городских приказчиков. Их власть, военная и гражданская, значительно усилилась, подчинялись они московским приказам, действуя по их «наказам» (инструкциям). Надзор за исполнением обязанностей был поручен воеводам и губернаторам, высшее наблюдение – Герольдмейстерской конторе.
Статус повышался - герольдмейстиры обладали бесконтрольной властью отчитывались не посредственно императрицы. И.И. Неплюев 3 октября 1763г. со слов империатрицы записал указания Правительствующему Сенату «иметь рассуждение о Герольдии, дабы оную учредить на таком основании, как узаконения….Петра Великого гласят, и к тому назначить людей честных и того звания искусных».
В ходе губернской реформы Екатерины II в указе от 7 ноября 1775г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» должность воеводы была упразднена.
В 1779г. происходит резкое сокращение размеров губернии из-за упразднения провинции.
В составе губернии остались уезды:
                1. Беловодский 9. Калитвянский
                2. Бирюченский                10. Коротоякский
                3. Бобровский                11. Купянский
                4. Богучарский                12. Ливенский
                5. Валуйский                13. Нижнедевицкий
                6. Воронежский                14. Острогожский
                7. Задонский                15. Павловский
                8. Землянский
В 1802 году из состава губернии выходит Купянский, а входит Новохоперский уезд.
В 1824 году из состава губернии выходят Беловодский и Калитвянский уезды, до 1917г. Воронежская губерния включала в себя 12 уездов. В период с 1779 по 1796 гг. существовало Воронежское наместничество, включавшее в себя губернии: Воронежскую и Харьковскую, чуть позже и Саратовскую.
Продолжая исследования о самой первой эмблеме Воронежского региона, хотелось затронуть одну давно существующую проблему. Во многих исторических документах встречается описание герба Воронежской губернии, но описание дается всеми по-разному. Если откроем ценнейший источник для изучения социально – экономической истории Воронежского края «Топографическое описание Воронежского наместничества» за 1785 год.
Данный труд составлен собственноручно в единственном экземпляре С.Линицким и хранится в Центральном государственном военно-историческом архиве. Во 2-ой части этого документа «О губернском и уездных городах Воронежского наместничества» под пунктом 7, читаем:
«Какой его герб, когда и кем жалован? Герб от прошлых лет губернского правления печатям видно сидящая на пушке ворона. А от кого оный и когда жалован, по древности сведения отыскать не можно».
Делая выводы по оттескам печатей на документах, и сопоставляя слова «воронеж» и «ворона» уважаемый коллежский асессор Степан Линицкий делает вывод, что на двуствольной пушке сидит ворона. Пушка по тому времени редкое и экзотическое оружие, тем более о двуствольном оружии вообще не представлялось мыслить.
А ведь именно такие первые образцы были разработаны в мастерских воеводы потомственных пушкарей Ивана Никитовича Судакова на Воронежской земле. Конечно, учителю колледжа не были доступны материалы и источники других ведомств находящихся в Москве и Санкт - Петербурге. Другой единичный пример наследственной эмблемы учитывая неудачный 1 поход Петра I на Азов, можно указать из римской истории, (возможно хорошо знавшему С. Линицкину): потомки римского полководца Валерия Корва носили на шлемах изображение ворона (corvus) в память необычной победы, одержанной, по преданию, их предком при помощи этой птицы, хотя она и считалась предзнаменованием несчастья. Возможно, этот факт лег в основу изменения герба петровского времени.
Вот как описывает на странице XII в «Основах геральдики земельныхъ гербовъ» П.П. фон-Винклер посвятивший изучению русской геральдики начиная с 1649 по 1900г. герб:
«ВОРОНЕЖСКИЙ - по старому: две пушки на станках желтые, из одной пушки выстреляно, и на ней сидит орел белый одноглавый; поле красное»
данный герб им был назван «старым» так как «Высочайше утвержден» было 12 апреля 1712г. и составлен для знамен фузелерного пехотного Воронежского полка. Возможно, причиной этого изменения послужило сходство Воронежского и Смоленского гербов. И в том, и в другом случае - птица, сидящая на пушке, в Воронежском - орел, в Смоленском - гамаюн. При мелком изображении герба, например, на печати, это могло привести к путанице.

Формирование эмблемы Воронежского наместничества

В соответствии указу от ноября 1775 года императрицы Екатерины II Алексеевны «Великой» только 13 декабря 1779 года было открыто Воронежское наместничество с численностью населения в 316 953 душ. Воронежская губерния состояла из 15 округов:

               1. Воронежское                8. Калитвянское
               2. Задонское                9. Валуйское
               3. Бобровское                10. Беловодское
               4. Землянское                11. Купянское
              5. Нижнедевицкое                12. Острогожское
              6. Бирюченское                13. Коротоякское
              7. Ливенское                14.Богучарское
                15. Павловское

Первым наместником стал 59 летний генерал – поручик, кавалер орденов св. Александра Невского и св. Анны Евдоким Алексеевич Щербинин (1720-1783г.), одновременно он был и Харьковским наместником. Все территории Харьковской губернии были подчинены Воронежу. Столь долгая подготовка о назначении наместника была вызвана кропотливым подбором новых должностей губернского прокурора, землемера, архитектора. Одновременно учреждались новые органы власти палаты уголовного и гражданского суда, приказ общественного признания. Наместническое правление оправдало выбор Евдокима Алексеевича, он был не случаен так, в 1763г. он возглавил «Комиссию о Слободских полках» итогом работы которой явился манифест Екатерины II, уничтожавший казацкое полковое устройство и водивший вместо этого губернское деление.
Будучи гвардии генерал-майором, в 1767г. он командовал Острогожским гусарским полком и успешно выполнял все поставленные задачи. Самым ярким событием того времени было крестьянское восстание в слободах Воронцовке, Александровке, Фасановке, Михайловке, Петровке Павловского уезда, «усмирение» крестьян производилось жестоко, чтоб неповадно было другим. С 1765г. Е.А. Щербинин был первым губернатором Слободско – Украинской губернии и учитывая опыт службы в Воронежском крае он активно старался помогать соседям, так 10 августа 1774г. распорядился направить воинский отряд «на препятствие и истребление злодея» в Острогожске Е.И. Пугачева. После этого случая правительство окончательно овладело ситуацией и в 1775г. пожар войны был потушен, а Емельян Пугачев казнен.
При принятии новой должности в декабре 1779 года Е.А. Щербинин писал:
«город Воронеж назначается губернским, так как он и прежде был в рассуждении величины выгодного на реке Воронеж положения и что он по опробованному.… плану новыми каменными и деревянными строениями умножается и купцы имеют немалые торги в Сибири, Нежине, и у портов Петербургского и Таганрогского разными товарами».
Изготовленные на воронежской земле из белой глины в старину большим спросом пользовались глиняными кувшинами, в которых жидкость сохраняла очень долго постоянную температуру. Со слов старожилов Воронежского края вот какую версию высказала заслуженный художник РСФСР Зоя Петровна Суваркова одна из немногих гончаров основателей Воронежского творческо-производственного комбината Художественного фонда России:
«Благодаря оригинальной форме с узеньким горлышком и ручками-захватами карачунские кувшины славились далеко за пределами Воронежского края, с легкой руки торговцев и купцов. Возможно, слава именно карачунского кувшина вошла символом в герб города, а позднее и всего региона».
Увлеченно занимаясь изучением славянского орнамента усвоенного жителями нашего края, художники-керамисты супруги Сергей и Ирина Муравьевы, сделали вывод: «о необычайной устойчивости древних русских символических знаков».
Как считает доктор искусствоведения В.М. Василенко, символы эти зарождались на протяжении столетий. Подтверждением этому может служить цветная миниатюра в Святославском сборнике 1073 года, пишет знаток народных промыслов и художественных ремесел, заслуженный работник культуры России Петр Денисович Пономарев:
«на ней представлен семейный портрет князя Святослава с княгиней и пятью сыновьями. Пять молодых княжичей в головных уборах, по форме напоминают колпаки или воронежские вязаные шапки из каракуля. Шапки всех сыновей князя с правой стороны украшены розовыми цветками».
Тот факт, что длинный ряд древних символических изображений в крестьянском искусстве дожил до нашего времени, говорит о непрерывности их исторического и художественного бытия. Они не исчезли, не утерялись, их не смогли вытеснить никакие влияния культур, более того, эти влияния ассимилировались в них.
В 1781 году, при составлении гербов для всех городов Воронежского наместничества герольдмейстером Действительным Статским Советником Волковым, герб Воронежа был изменен. С большим энтузиазмом приступил к новой должности в 1777г. Андрей Андреевич, проникнувший большим чувством исторического момента, исполняя обязанности герольдмейстера сменившего на этом посту князя М.М. Щербатова, «узаконил» новые правила геральдики.
Предложенные правила герольдмейстерским товарищем в 1778г. И.И. фон Энденом. Позднее в XIX в. вызовут нарекания специалистов и в 1856г. будут отменены. А пока служивший раннее в чине  надворного советника Стас-конторы, подполковник по протекции генерал-прокурора А.А. Вяземского - куратора Герольдии никогда ранее не изучавший тонкости геральдики «с легкой руки» наместнический герб объединил с городским. Из доклада Сената Екатерине II по поводу фон Эндена становится понятным – служба военная много лет шла беспорочно: в 1730г. поступил солдатом, в 1733г. определен в сухопутный корпус сержантом, где дослужился до чина «майор». В 1758г. фон Эндер уволился со службы, с 1768г. утвержден Сенатом на должность члена Стас-конторы. В указе от 20 июня 1778г. по приказанию Сената утверждаются под № 14765 в «Полном собрании Законов Российской империи» томе XX гербы для Ярославского наместничества:
«…в сочинении же он держался главным предметом в каждом новом городе иметь часть герба Ярославля с некоторым по приличеству каждого названия, где можно было, прибавлением».
Данная формулировка подсказывает, что бывший надворный советник знал, тонкие подходы к «Высочайшему утверждению», что так легко смог переправить все ранние составленные гербы, в том числе и воронежские.
Вот еще одна версия: в соответствии с губернской реформой 1785 года проведенной Екатериной II Алексеевной «Великой» вводится должность губернского предводителя дворянства. Первым был избран секунд – майор Маслов Михаил Алексеевич (ок.1749г. - ок.1800г.), сын первого губернатора 1766-1773гг. чьи потомки остались жить на воронежской земле – должностное лицо, избиравшееся губернским дворянским собранием на три года из богатых дворян для решения всех касающихся дворян вопросов.
Именно в этот период воронежцам становится хорошо, известен факт выхода из-под земли источника питьевой воды под универсальной горкой. На вершине этой горы находилось «старое казарское городище», которое фигурировало в старых документах 1615года, и на месте которого в 1585 году возведена сторожевая крепость Воронеж. Возможно, этот факт и лег в основу нового герба.
Почему в гербе Воронежа, изображена домашняя утварь, давайте полистаем страницы подлинных документов и попробуем в этом разобраться.
В «Топографическом описании Воронежского наместничества» от 30 июня 1785 г. впервые коллежский асессор, бывший личный адъютант Щербинина Е.А. Степан Линицкий даёт свои исследования: «Воронежская губерния по естественному положению в длину от севера – запада к юго – востоку на 410, в ширину от севера к югу на 290, в окружности же, пологая по фигуре прямыми линиями, до 1511ти верст». Данная единственная собственноручная рукопись занимает 179 листов и хранится в Центральном государственном военно-историческом архиве России – фонд ВУА, дело под № 18668. Исторический документ представляет общероссийскою анкету рассылаемые по губерниям с целью подготовки нового губернского деления всей территории России.
Во 2-ой части этого «О губернском и уездных городах Воронежского наместничества» в 7 пункте на вопрос «Какой его герб, когда и кем пожалован?» дает следующею справку:
 «имеет герб высочайше конфирмованный ея императорским величеством, который прислан при указе Правительствующаго сената в 1781-м году, декабря, 29 дня: (щит разделен на двое в верхней части онай в золотом поле дву-главый черный орел, а в нижней части в красном поле опрокинутой на косогоре сосуд из которого истекает река Воронеж). Сие внесено и все вновь пожалованные гербы уездных городов в верхней части щита, во означение того, что те города принадлежат к Воронежскому наместничеству».
Анализируя данное описание надо заметить: «истекание реки» согласно большого (более 900 гербов) геральдического труда П.П. фон-Винклера указывается, что эмблематическое изображение реки встречается лишь в старом гербе города Алешки. Истекание воды из кем-то опрокинутого сосуда символ быстрой кончины, увядания. Если заглянуть в словарь русского языка С.И.Ожегова то на стр.749 слово «сосуд» трактуется как вместилище для жидких и сыпучих тел.
Возможно карачунские сосуды, славившиеся на всю округу прочностью, и возможностью сохранять прохладу жидкости явились символом Воронежского края. Тем более форма сосуда нашедшего при раскопках в районе реки Карачун полностью повторяют вид на гербе Воронежского наместничества 1781г. «Косогор» через каких-то сто лет превратился в «золотую гору», а «опрокинутый сосуд» символизирующий истекание реки Воронеж превратится в кухонную утварь - «кувшин». Кто и когда неосторожно шел по косогору и опрокинул кувшин нам всем долго надо спорить и уточнять исторические обстоятельства, находить истину и справедливость.
А пока надо заметить, что данное исследование С. Линицкого является самым первым в Воронежском крае дающее описание символа. Однако оно не исключает неточности и ошибки служащие в дальнейшем для историков и краеведов основанием к искажению действительности. Учитывая, что провинции отменили в 1779 году в период правления Екатерины II Алексеевны «Великой». Урбанизация – процесс повышения роли городов в развитии общества требовала уточнения и внесения изменений в действующие географические карты, документы.
Археологические и этнографические памятники, архивные материалы и краеведческая работа породили своеобразную форму трудов – «описания» отдельных губерний, уездов и городов. Авторы и современники этих исследований считали их порождением «местной историографии», хотя по содержанию «описания» имели более широкий, и даже универсальный, характер. Исторические сведения в них сообщались наряду со статическими, экономическими, географическими, этнографическими знаниями. Так М.И. Славинский в документе «Историческое, топографическое и статистического описания уездов Воронежской губернии» за 1817 г. дает следующее сведения: «герб Воронежа, уезда оного со времени открытия наместничества» утвержден 21 сентября 1781г.:
«Щит, разделен на двое, в верхней части коего в золотом поле двуглавый черный орел, а в нижнем, в красном поле, опрокинутая на косогоре урна, из коей изстекает река Воронеж».
Как видим, дата изменена и действительно соответствует «Высочайшему утверждению» императрицы Екатериной Великой в «Полном собранiе Законовъ Россiйской имперiи» это дает основание полагать о скорпулезности и точности изучения данного вопроса. По отзыву адъюнкта Харьковского университета Г.П. Успенского, работа М.И. Славинского отличалась «тщательностью обработки фактического материала и его хорошим расположением» (см. Гайворонский А.И. Золотые архивные россыпи. Воронеж, 1971, стр.282).
Автор этого документа второй историк-краевед Воронежского края Матвей Иванович Славинский (1773 - 1824гг.) окончил, Черниговскую духовную семинарию Киевскую духовную академию, Черниговское главное народное училище, Харьковский университет. Учитель губернской гимназии с 1808г. по 1820г. латыни, истории, географии, статистики коллежский асессор Матвей Иванович в 1820-21г. исполнял должность директора училищ Воронежской губернии. Славинский окончил Киевскую академию, Черниговскую семинарию, Черниговское главное народное училище, Харьковский университет. Академические знания и разносторонние познания убедительно доказывают глубину иследоваемого материала закончено в 1816г.
Если открыть книгу «Символика и эмблематика» то на стр. 216 можно прочитать дефиницию понятия «урна» - это крупных размеров ваза с двумя ручками и с широким, иногда не сужающимся горлышком, в эмблематике используется как атрибут нимф хранительниц источников. Позднее, с появлением обычая зарывать урны на особых кладбищах, копию настоящих урн изготавливали из мрамора или бронзы как украшения на фронтоне домов. Таким образом, урна стала отождествляться со знаком памяти о умерших, вместилищем для мусора. Почему это латинское слово понравилось Славинскому тоже можно предугадать, если пуститься в анализ развития различных отраслей науки того времени. Известен такой исторический факт: «после Бородинского сражения в 1812г. 18-й Воронежский егерский полк перешёл на сторону французов» и был переименован в 124-й Воронежский пехотный полк.
Наверняка именно это послужило изменить описание герба в более позднее время.

О гербе с кувшином и сосудом

Ровно через сто лет просуществовал герб с описанием приведенным выше. И только в 1881 году - Воронежский герб был переделан по правилам, разработанным герольдмейстером, приглашенным в Россию из германии Бернгардом Кёне. Впоследствии за заслуги перед Россией получил высший служебный чин барона  и имя на русский манер Борис Васильевич.
В 1857г. Николай I, неоднократно выражавший недовольство качеством составляемых гербов, поручил управляющему Гербового отделения барону Б.В. Кёне «пересмотреть все губернские и прочие гербы».
Правила утвержденные 16 июля 1857 года предусматривали новый тип украшения гербов - обрамление в виде разного рода стилизованных корон, листьев, колосьев, якорей, лент и т.п., выходящих за пределы геральдического щита. По этим деталям легко можно было определить тип города - губернский, уездный, заштатный, портовый или какой-то другой. С этого времени описание гербов становится строго геральдически-научным. Исторический герб города Воронежа, «Высочайше утвержден» монархом Александром II 23 сентября 1881г. блазирование герба звучало следующим образом:
«В червленом щите золотая гора, исходящая с правого бока, на которой серебряный кувшин, изливающий таковую же воду. Щит увенчан золотою башенною короною о трех зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою».
В соответствии с новыми правилами украшения в виде Александровской ленты с двумя колосьями применялись только для городов отличающихся «землиделiамъ и хлебною торговлею». Александровская лента – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств и в гербах уездных городов.
Почему в описании «Гербов городов Россiйской имперiи внесенные в полное собрание законов» на стр.35 указывается: золотая башенная корона «о трех зубцах» остается загадкой, хотя статус города был выше. В «Описанiе украшенiй гербовъ губернiй, областей, градоначальствъ, городовъ и посадовъ» на стр. XXVI в пункте б) указывается:
«Золотая башенная корона о пяти зубцахъ для гербовъ губернскихъ и городовъ, имеющихъ более пятидесяти тысячъ жителей».
Строгость и пунктуальность изображения каждой геральдической фигуры отслеживалась очень скорпулезно так как использовались при изготовлении печатей для различных органах власти.
Возможно, это связано технической ошибкой набора при печатании книги, но в это верится с большим трудом, так как типография И.М. Комелова строго редактировалась, и было «Дозволено цензурой 20 июля 1899года».
А вот герб Воронежской губернии был составлен и «Высочайше утвержден» несколько ранее 5 июля 1878г. Александром II Николаевичем и имел аналогичное описание за исключением – щит венчался большой императорской короной:
"В червленом щите золотая гора, исходящая с правого бока, на которой серебряный кувшин, изливающий таковую же воду. Щит увенчан Императорской короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентою".
Украшения вокруг щита в виде Императорской короны и дубовых листьев с Андреевской лентой применялись исключительно только для губернских городов. Андреевская лента – лента голубого цвета, применявшаяся в гербах губернских городов, гербах столиц  городов временного пребывания царствующих особ. Символика герба, конечно же, очень глубоко продумана. Так оголенная гора предупреждает об опасности, сам вид золотой горы указывает получить гарантированную защиту императорского двора.
Чистая серебряная вода несет в себе символ радости и удовольствия, воплощения надежды. Разлитая вода или исходящая символ хорошего доходного дела. Как заметил самый сведущий знаток геральдики П.П. фон-Винклер «вода» изображается исключительно серебром или лазурью, «источники воды» помещались лишь в гербах Пятигорска (минеральный источник) и Докшицы (изливание двух рек из сосудов происходит вверх). Отсюда можно сделать вывод: карачунский сосуд, изливающий серебреную воду символизирует, чистые помыслы родоночальсвуещих судьбоносных событий Русской истории: рождение почтовой службы, пушкарского дела, колыбели морского флота и многих ратных дел.
Однако слово «кувшин» предполагает высокое округленное с узким горлышком и ручкой домашняя утварь. Возможно, из-за национальных традиций кувшин изготовляли с широким горлышком, иногда почти не суживающимся горлышком, но обязательно с двумя ручками. В нашем гербе никаких ручек и в помине нет. Самое печальное для нас в эмблематике «кувшин» не встречается, а это соответствует не точностью изображения и является грубой ошибкой. Мы все так привыкли к слову кувшин, даже не замечаем, какую смысловую нагрузку оно несет.
С принятием Федерального закона от 28.08.1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» многие населенные пункты стали административными центрами муниципальных образований и административными единицами в составе муниципальных образований. Это потребовало пересмотра геральдических знаков муниципальных образований области.
Серию современных геральдических демократических преобразований в Воронежской области начинает Глава местного самоуправления Калачеевского района В.А. Шмыков. В 1996г. в районе проведен конкурс на лучший проект (изображения) герба Калачеевского района. Компетентная комиссия признала грамотным с точки зрения геральдики работу заслуженного работника культуры РСФСР (с 1989г.), действительного члена Всероссийского Геральдического Общества Александра Егоровича Козина. Районное собрание депутатов в соответствии со статьей 10 Закона «О местном самоуправлении в Воронежской области» утвердило Герб, его описание и Положение за № 109 от 18 февраля 1999г.
Данное решение стало сенсацией в геральдической деятельности Воронежской области первое официальное признание местного самоуправления административно-территариальной единицы не только в области, но и в Черноземье.
«В серебряном поле возникающая слева зеленая гора с серебряным склонами, на зеленой земле, обтекаемой с обоих сторон лазоревой (голубой, синей) рекой в пояс на горе поверх верхнего рукава реки – червленая (красная) остроконечная башня; в оконечности – кадуцей с золотым крылатым жезлом и черными змеями, положенными навершием вправо».
Символика герба:
Красная дозорная башня рассказывает о том, как исторически возник
город Калач.
Слияние двух рек – Подгорной и Толучеевки – говорит о географическом расположении города.
           Меловая гора символизирует обилие мела, которым богат край.
          В нижней части герба кадуцей, или Меркуриев жезл, как
символ процветания торговли в городе.
          Зеленый цвет – символ надежды, радости и изобилия.
         Лазурь – символ красоты, мягкости и величия.
         Червлень – символ храбрости, жизнеутверждающей силы.
         Золото служит символом богатства, справедливости, великодушия.
         Серебро представляет символ чистоты и невинности.
Официальное использование муниципального образования герба, его описания и Положения стало возможным после:
1. экспертизы в Государственной герольдии при Президенте РФ в городе Москва
2. внесения в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под порядковым № 460.
Данное решение стало возможным при личном участии Козина А.Е., его авторитета в Международном Художественном Фонде, благодаря активной работе на благо Международной Федерации Художников ЮНЕСКО.
Город Калач является административным центром Калачеевского района с 1928г.,
-с 1918 по 1924 гг. существовал Калачеевский уезд,
-как город районного подчинения принял статус в 1945г.,
-слобода Калач основана переселенцами с Украины в первой четверти XVIII века,
-с 1896г. ж/д станция Калач,
-население менее 50 тысяч жителей.
2. Острогожск
Герб города Острогожска утвержден Постановлением городского Совета народных депутатов от 15 сентября 2000года за № 15:
«В зелени сноп»
Данный герб прошел экспертизу в Герольдической Комиссии при Президенте РФ и включен в Реестр под № 1096
3. Павловск
Герб города Павловска утвержден Постановлением городского муниципального Совета от 24 октября 2002 года за № 57:
«В серебряном поле на зеленой земле Святой Апостол Павел (без нимба) в червленом плаще опирающий правой рукой на поставленный перед собой серебреный меч, а левую руку простершей в сторону вниз».
Данный герб прошел экспертизу в Герольдической Комиссии при Президенте РФ и включен в Реестр под № 655
Многочисленные творческие конкурсы на создание новой компоновки герба подтвердили идею возрождения прошлого. Подтверждением служит историческое событие 1910-11гг. ученой воронежской архивной комиссии в урочище «Частые курганы» в составе: графа П.Н. Апраксина, М.П. Паренаго, В.Д. Языкова, А.И. Мартиновича, С.Е Зверева, которая произвела раскопки трех курганов, застав заговорить мир о Воронежских находках. В третьем кургане 8 ноября 1911г. была найдена уникальная серебреная со следами позолоты богато орнаментированная античная ваза с изображением трех пар скифов, сидящих на камнях. Скифская ваза IV века до нашей эры на Международном конгрессе историков в Лондоне в 1913г. в специальном сообщении была названа «Воронежским сосудом».
Возможно именно этот фундаментальный исторический факт и воспринимая новые современные демократические реалии и движения, 19 июля 1994 года главой администрации Воронежа Постановлением под № 550 утвержден герб города следующего описания:
«В червленом щите справа золотая гора с опрокинутым серебреным сосудом, из которого вытекает серебренная же вода».
Лаконичная и точная дисциплина геральдика за последние время вобрало много источников информации. Анализируя первоисточники с полной уверенностью можно заявить, что символ «золотая гора» связан с возвышением горки, где находится университет из-под её подошвы бил родник прозрачной и чистой живительной воды служивший в годы Великой Отечественной войны источником выживания. На вершине горы находилось «старое казарское городище», которое в старых документах 1615 года фигурировало как небольшая крепость и среди местного населения 1237 г. именовалось как «ОНУЗ» в переводе с тюрского означает – вода, а на русский язык слово «онуз» звучит как «ворунеж».
В другом летописном источнике 1395г. указывается, что центром городов Червленого Яра был город «Карсу». Существует объяснение этого слова: «кара» древнетюрское слово со знанением – земля, суша; «су» - вода. В дословном переводе «земная вода: вода из-под земли».
А самое главное, что слово ОНУЗ встречается на карте венгерского монаха – путешественника 1237г. Юлиана как «Orgenhusin», а в переводе с венгерсго ученый Л. Бендефи переводится как «ВОРОНЕЖ». (см. 14 Евгений Александрович, Юрий Евгеньевич Пульвер «Воронежская мозаика», ЦЧКИ 1983г.) В подтверждении этой версии краевед А.В. Кожемякин замечает: «мордовские племена, жившие в верховьях реки Воронеж называли её ВОРЬНЕЖЕ в переводе на русский – лесная преграда или защита». А топонимист Э.М. Мурзаев расшифровывая слово «вор» восходит к общепермскому означающего «Возвышенность, поросшая лесом».
Вывод из выше сказанного можно смело заключить: «Город ВОРОНЕЖ основан нашими предками задолго до постройки оборонительной крепости 1586г. и самое раннее упоминание о славном нашем городе надо отнести к 1073 году».
Приведу другой интересный факт. Редактор и издатель «Информационного геральдического бюллетеня», кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник Союза геральдистов России Юрия Владимировича Коржик предложил восстановить до революционный герб. При его участии было принято Постановление от 1 июля 1997г. главы области об использовании исторической символики на документах и деловых бумагах.
Классический герб считается, если в нем используется не более трех цветов. Серебро в геральдике обозначает чистота, невинность, непорочность, мудрость, радость в смысле «безмятежное состояние души». Червлень – в современной трактовке «красный». Данный символ указывает на храбрость, мужество, неустрашимость, могущество, право, любовь, силу присущею всем жителям.
Герб и флаг Воронежской области утверждены Законом о символике области, принятый Думой 1 июля 1997 года (повторно 10 июля), председатель Думы А.С. Голиусов подписал Закон за №51-II-ОЗ только после согласования 7 июля. Приведенные символы области очень бурно обсуждались, дебатировались областной думой и утверждены были 29 июля 1997г.
Согласно «Словарю символов» Дж. Е. Сирлота красный – это цвет жизни, наиболее агрессивный. Символизирующий кровь, гнев, огонь, чувства, рану, войну, кровопролитие, опасность, угрозу, революцию, анархию, смерть, а также здоровье и возмужалость. Джорж доказывает, что доисторический человек кропил любой объект, который он хотел вернуть к жизни, кровью. У римлян красный определял божественность. Когда римские полководцы одерживали победу, они красили лицо красной краской в честь своего бога войны Марса. Ближайшая планета, имеющая красный цвет назвали Марсом.
Нам всем осталось лишь соответствовать данным регалиям и стараться быть преданным своему цвету, гербу. В любом случае как мы бы не обозвали небольшой горшок, кувшин или урна кому как нравится, но сосуд символ к процветанию и богатству. Видеть зеленые дубовые листья в гербе символ благополучия и получения удовольствия от нашей плодородной и богатой земли. Герб, носящий на себе золотую корону символ богатства, радости, получения подарка судьбы жить в Черноземном крае.
В 1995 году появился герб у поселка городского типа Анна, 14 июля 1992 года глава администрации Богучара утвердил новую эмблему для своего города, а с 1998г. и Богучарский район стал обладателем нового герба.
Поиск новых символов набирал все больший оборот, Калачеевский в 1996 г., Новоусманский в 1998г., Острогожский районы в 2001г. обзавелись новыми гербами.
От территориальной символике районов далеко не ушли и главы административных единиц п.г.т. Рамонь в 1999г., села Седовск в 2002г. подарили радость и посеяли надежды в будущее, утвердив свои эмблемы.
Новые гербы на деловых бумагах появились у горских властей городов Лиски в 1996г., Нововоронеж в 1998г., Острогожск с 28.04.1999г., Россошь с 29.08.2001г., Павловск с 24.10.2002г.
Герботворчество набирает обороты и смело шагает по Воронежской земле, привлекая все новых участников этого увлекательного занятия эмблемы такие как Верхняя Хава, Борисоглебск, Таловая, Кантемировка, Семилуки, Нижнедевицк очень интересны и заслуживают большого внимания специалистов.
Сегодня муниципальные гербы живут бурной жизнью, полной начинаний и перемен. Основная задача герба – символизировать не только территорию, но и определить роль местного самоуправления осуществления народовластия. Герб – знак полномочий, авторитета, статуса органов местного самоуправления. Герб утверждается определенным законадательстым актом, смена какой-либо эмблемы в гербе событие исторического значения ведут переутверждение Законодательного акта. Вот почему все случаи его использования чётко регламентируются положением о гербе.
Из исследования А.Н.Юрасова «О символах Воронежского края»


Рецензии