Государственный язык

В/на Украине бьются за полное доминирование украинского языка.  Что делать — любое нациестроительсто начинается с разрушения старого мира и отхрда от языка метрополии. Хотя это создает массу неудобств.
Входе оного нациестроительста зрада опять сменяется перемогой. Отсюда и украинский царь князь Владимир Червоне Сонечко, который крестил древних укров и автокефальная церковь. И тихо так, но занудливо. Чтоб не отбрыкались...
Политическая лингвистика — это когда политические штампы становятся устойчивой лингвистической конструкцией и из политики приходят в язык, становясь его разговорной  нормой. Как земля за колхозом — и никак иначе
Так что тут рыдают от счастья все — просто вакханалия рыданий. Сколько пафоса потрачено, причем с большой пользой для дела. Но, главное в этом благородном деле — это государственный язык новообразованного государства.
Только после придания национальному языку, и только ему, официозного статуса, открываются сияющие перспективы. И не минутой раньше. «Именно в этот день мы выплеснем весь свой гнев и всю свою боль...». Агрессивный сельский снобизм — он такой. И без этого снобизма уж точно национального государства не поостришь!
Но, к счастью, Россия традиционно легко проникается глубокой тревогой о судьбе абсолютно любого государства вообще. А государства, покусившиеся на собственно русскую национально образуемую мифологию — в особенности. И всегда приходит несчастной жертве своей тревоги на помощь. Но это я отвлекся.
Так вот, в своей борьбе за господство национального языка Украина не одинока. Сегодня Кнессет объявил Израиль «национальным государством еврейского народа». Там есть много чего и, в том числе в соответствии с этим законом, «статусом государственного языка Израиля обладает исключительно иврит». А арабский язык приобрел статус «особого языка».
Прозрели, можно сказать внезапно. Ранее то, если кто не знал, в Израиле было два равноправных официальных языка — иврит и арабский. На практике это означало следующее: вся система образования в Израиле на двух языках. Исключение — высшее образование — в ВУЗах только иврит.
Госучреждения работают исключительно на иврите.  Помню у нас в ординаторской висело объявление; «Смену передавать на русском нельзя. Только на иврите!!!». Ну и так далее… Так все и осталось. Единственное, что реально изменилось — это то, что теперь в Кнессете можно выступать только на иврите. Раньше — можно было и на арабском.
Кстати, никакого «древнееврейского языка» не существует. Есть иврит, на котором и Библия (Ветхий Завет) была написана — и сейчас на этом говорят. Ка написано в Библии — это и есть литературная норма современного иврита.
И я считаю — это правильно. Если государство декларирует себя как национальное государство какого-то народа — официальным языком и должен быть язык этого народа.
То, что в Ирландии при получении Ирландией независимости не возобновили ирландский язык привело к тому, что Ирландия по настоящему национальным государством ирландского народа так и не стала. Сами ирландцы так не считают, поэтому из Ирландии и уезжают. Сигарету, так сказать, в зубы и помчал в закат.
Конечно, говорить на английском в Ирландии удобнее. Как и на Украине говорить на русском. Но тут — кто что хочет. Но то, что национального государства без национального языка быть не может — это факт. Кто против этого выступает— этот человек или живет химерами (см. картинку над текстом).
Или он сознательный враг данного национального государства. Фантомные боли от былого имперского величия беспокоят многих, еще какие-то другие причины — это не важно. Важен результат.
Тут английский язык абсолютно прав. «Nationality» — это гражданство. А национальность — это «ethnicity». И это разные вещи, которым не сойтись никогда! Если государство себя декларирует как государство всех граждан — то только «Nationality». А твоя национальность — это твое личное дело, которое никого кроме тебя не интересует. Таковы США — и это великая страна.
Но есть страны менее великие и где-то даже ущербные. Их еще ласкательно называют «местечковые». Но их граждане хотят жить именно в них, а не в США, хотя так и неудобно часто, а оттого и беднее. Но зато ты живешь в государстве своего «ethnicity».
Для кого-то это глупости и предрассудки, а для кого-то это предмет большого комфорта. И то, и то в одинокой степени уважаемо — просто кому что нравиться и спорить тут не о чем. Более половины россиян с состоянием свыше $50 млн, к примеру, имеют второе гражданство. Другие такого гражданства не имеют. И те, и те по своему правы.


Рецензии