Показуха

Жизнь в сельской местности зависит от дождя. Это аксиома. И все мероприятия райкома партии по стимулированию труда сельского труженика, похвала и наказание – ничто по сравнению с этим желанным явлением природы, решительным образом влияющим на урожай.
Два неурожайных года подряд, случившиеся  в районе, заставили подобрать   все запасы в хозяйствах. Руководители сельхозпредприятий стали бить  в набат. Кормов катастрофически не хватало до весны  ни в одном хозяйстве.  Об этом в райкоме знали и докладывали в обком о необходимости закупки соломы в других регионах. Проблема стояла на уровне ЦК КПСС, но на обстановку в стране не очень-то реагировали. С верхов только хвалили те области, которые не просили помощи, заявляя, что справятся самостоятельно.  И чтобы создать видимость заботы о сельском хозяйстве, проводили собрания:  райком - в районе, обком - в области. Организовывались  постоянные никому не нужные проверки, отрывая от дел работников села. Бумага шуршала и все терпела, а животных все так же кормить было нечем.
Шло очередное собрание в районе. Приехавший молодой инструктор обкома партии разносил в пух и прах выступавших руководителей хозяйств, допустивших падеж скота. Никто ему не возражал, а уходили с трибуны молча, с поникшей головой.  Наступила очередь председателя колхоза Игната Лукьяновича, человека самобытного и не боявшегося  высказывать критику вышестоящему начальству. Свое выступление он начал так:
-Дорогие товарищи! Смею вас заверить, сколько бы мы здесь ни собирались и кто бы сюда ни приезжал, обстановка не изменится. В июле уже была   обстановка  с хлебом в районе признана как крайне критическая. И что? Собрали документы, кому и сколько не хватает кормов и все отослали  в обком. На дворе сентябрь. В район не поступило ни одного килограмма фуража, зато проведено 16 собраний.  Так  я бы хотел спросить у инструктора  обкома партии, может на скотных дворах начать проводить беседу с коровами и докладывать им об итогах наших собраний? А  на ваш вопрос, хватит или не хватит кормов, отвечу. Все зависит от того, как коровы будут дохнуть от вашей «оперативной помощи», а то может и лишку останется.
 В  зале раздался  сначала один хлопок, но скоро все дружно захлопали в ладоши в знак поддержки выступавшего и встали со своих мест. Первый  секретарь жестами безрезультатно пытался успокоить зал. Инструктор обкома встал и ушел за кулисы. Как у нас говорят, не вышел номер.
Люди, горячо обсуждая случившееся, стали не спеша покидать зал, еще не понимая, что стали свидетелями и даже участниками первых демократических перемен, а заодно и проводов  в прошлое набившей оскомину диктатуры.


Рецензии