Обещание потомкам

   Более 50 казаков из разных Уральских (Яицких) казачеств участвовали в церемонии закладки "Капсулы", которая стала частью обещания потомкам, что памятник воинам, павшим на поле битвы под Иканом  будет открыт 2018 году.

   Казаки 21 ноября в день Архангела Михаила находились на службе в старом соборе. (Архангел Михаил -    защитник и покровитель Уральских (Яицких) казаков). В соборе на службе присутствовали гости: казаки Илекские и из Аксая, а также казачьи организации города Уральска.

   После крестного хода и по окончании архиерейской службы в старом соборе Архангела Михаила казаки переместились на территорию Никольской церкви, где должна пройти торжественная закладка капсулы в основание фундамента памятника воинам, павшим на поле битвы под Иканом.

   Священник Никольской церкви отец Илья перед закладкой капсулы освятил и благословил начинание казаков.

   Почетная миссия закладки капсулы была возложена на атаманов казачества: Авилова Анатолия Александровича от Уральско-Яицкого казачества, Солодилова Вячеслава Юрьевича от Общины Яицких казаков, Спиридонова Игоря руководителя фольклорно-этнографического казачьего центра Яик и Мухина Геннадия Леонидовича - директора музея «Старый Уральскъ».

   В завершение мероприятия законсервированную капсулу, содержащую обращение к потомкам,  заложили в основание фундамента. Все присутствующие отметили особую историческую значимость  этого события.
 
   С большими проблемами  казаки столкнулись при выборе места и расположения этого памятника. После множества дискуссий  остановились на территории с северной стороны Никольской церкви, что за храмом Христа Спасителя.
Такие важные мероприятия, как правило, сплачивают людей. Поэтому  каждый участник этого события шёл сюда с открытой душой и добрым сердцем!
Потому что  казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт.
Иканское сражение — один из подвигов Уральских казаков.

               
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

   К середине XIX в. на территории Туркестана существовало три государственных образования без четких границ: Бухарский эмират, Кокандское ханство и Хивинское ханство. Население их было неоднородным: узбеки, таджики, туркмены, казахи, киргизы, каракалпаки и др. Серьезной военной силы они не представляли. К тому же периодически между ними шли междоусобицы, а внутри вспыхивали перевороты и восстания. Тем не менее, некоторые города оказали упорное сопротивление русским колонистам: уличные бои в Ташкенте шли более двух дней. В конечном итоге Кокандское ханство было упразднено (1876), Бухара и Хива потеряли часть территорий, в том числе доступ к водоемам, и признали полную вассальную зависимость от России (1868 и 1873). На жизненный уклад местного населения русское завоевание не повлияло.

   Контроль над территорией Россия добивалась, прежде всего, в интересах торговли: российская экономика на Западе не выдерживала конкуренции, и для многих отраслей, в том числе металлургии, основным внешним покупателем была Азия.
После взятия Чимкента русским войскам был открыт путь на крупнейший город Средней Азии Ташкент.

   В ноябре 1864 года властитель Алимкул собрал 10-тысячное войско Коканда, выступил с ним из Ташкента, но подойти скрытно к Чимкенту ему не удалось: комендант Туркестана полковник Жемчужников, узнав о появлении в степи близ города каких-то бродячих шаек, 4 декабря выслал на разведку сотню уральских казаков с есаулом В. Р. Серовым. Не догадываясь о грозящей опасности, сотня вышла с одним «единорогом» и малым количеством провианта. (3-фунтовый (78-мм) опытный единорог.  Длина 96 см, Масса 87.6 кг. Применялись в русской артиллерии в качестве осадных, полевых, конных и горных орудий, а также на флоте. Благодаря такому орудию артиллеристы вели огонь через головы боевых порядков). Командир отряда узнал от встречных киргизов, что селение Икан уже занято врагом, при этом о численности войск Алимкула они сведений не имели.

Возле селения Икан сотня наткнулась на главные силы кокандской армии, возглавляемой регентом Кокандского ханства муллой Алимкулом и шедшей брать город Туркестан: разведчик киргиз Ахмет донёс, что их «так же много, как камыша в озере». Успевшие лишь занять канаву, развьючить верблюдов и создать вокруг себя завалы из мешков с провиантом, казаки были окружены.

   Первая атака конницы кокандцев была остановлена ружейным залпом и картечью. Азиаты повторяли эту попытку два, три раза и, когда меткий огонь казаков навалил вокруг их укрепления много трупов, алимкуловцы встали станом, окружив казаков, и зажгли костры. В течение трёх дней без пищи и воды уральцы держали круговую оборону в голой степи, прикрываясь телами убитых лошадей. Неприятель палил всю ночь, с рассветом огонь усиливался, и гранаты с ядрами всё чаще стали убивать лошадей и ранить казаков. Уральцы отвечали, снимая меткими выстрелами.
Посланная из Туркестана на выручку стрелковая рота под командованием поручика Сукорко пробиться не смогла, не дойдя до казаков версты три, и сама с трудом вернулась в город.

   Утром 6 декабря в 7 часов снова закипел отчаянный бой, кокандцы наступали теперь сразу с трёх сторон. 57 казаков погибли, 42 (почти все оставшиеся в живых) были ранены. Отбив подряд 4 атаки, израненные уральцы все вместе с криком «Ура!» поднялись по команде есаула Серова, встали в каре и, двинувшись напролом, сумели прорваться через тысячные ряды противника. Отчаянное сопротивление казаков ошеломило кокандцев, когда горсть героев, заклепав орудие, переломав ненужные ружья, с криками «ура» выскочила из-за своих завалов; но они скоро увидели, что вместо сотен людей, которые они насчитывали у русских, на самом деле оказались лишь десятки... И с дикими криками ринулся противник за кучкой храбрецов. Сначала отступали тесной толпой, но потом увидели, что так неудобно, друг другу мешали стрелять и обороняться. Тогда сам собою образовался строй в виде лавы, в три шеренги. Чем далее шли, тем более строй этот редел и растягивался в длину.
Кучка казаков уверенно шагала в сторону Туркестана, однако кокандцы вскоре сообразили, что их можно перестрелять, не подвергая при этом себя никакой опасности. На падавшего от попадания пули казака сразу налетали конные преследователи, спешившие отрезать своей жертве голову. Но меткая пуля казака часто убивала такого кокандца прямо в момент его торжества, когда он поднимал свою «добычу». Видя, что происходит с отставшими, казаки шли из последних сил. Сотник Абрамичев, раненый 4 пулями, даже умолял своих его убить; позднее его труп едва удалось узнать. В самом деле, они не посмели приблизиться к казакам и только провожали их сильным огнём на протяжении всех восьми вёрст; остатки сотни шли, бросая одежду, в одних рубахах, с ружьями и патронами. Взбешенные азиаты излили всю свою месть на тяжелораненых, оставленных на дороге: на глазах отряда их рубили саблями и отсекали им головы.

   В конце дня, уже в сумерках, близ города уральцы увидели бегущих им навстречу солдат. Это был второй отряд, высланный комендантом Туркестана на помощь иканской сотне. Губернатор М. Г. Черняев был потрясён героизмом казаков.
Отряд под командованием Серова состоял из 2 офицеров, 5 урядников, 98 казаков, кроме того к сотне придано 4 артиллериста, фельдшер, обозный и три посыльных казаха. Потери составили: из двух офицеров один убит, сам Серов был ранен в верхнюю часть груди и контужен в голову; из 5 урядников 4 убито, 1 ранен; из 98 казаков 50 убито, 36 ранено, 4 артиллериста ранены; фельдшер, обозный и один казах — убиты. Иканская сотня потеряла половину своего состава.
Ценой их подвига, прогремевшего на всю Среднюю Азию, была пресечена атака Алимкула и остановлен поход кокандской армии, который мог привести к самым неожиданным последствиям.

                ***
   В 1884 году — в 20-ю годовщину боя — на месте сражения был воздвигнут памятник Иканской сотне. Был уничтожен большевиками после Октябрьской революции.

                ***
   В г. Туркестане в православной церкви была помещена чугунная плита с именами и фамилиями казаков, павших под Иканом.

                ***
   Одна из площадей ныне, где находится стадион «Юность» в г. Уральске была названа «Иканской площадью». Просуществовала до Гражданской войны.

               
                ***
   В 1893 году в честь боя под Иканом был сооружён образ Святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Икона была написана в Византийском стиле академиком В. В. Васильевым. Образ был помещён в храме войска в Войсковом соборе во имя Михаила Архангела в Уральске. На помещенной на цоколе бронзовой доске были вырезаны все имена и фамилии участников боя. Список был разделён на группы: «Остались в живых», «Убиты» и «Умерли от ран».


Рецензии
Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт - точные слова. Всё правильно, Михаил. Так и должно быть. Подвиги предков надо помнить. Любо, казаки!
У нас на Кубани в станицах обязательно есть Памятные Обелиски и Кресты в честь подвигов станичников в период существования Кубанского Казачьего Войска и службы Белому Царю, подвигов в годы Великой Отечественной войны, так и посвящённые трагическим событиям расказачивания во время Гражданской войны.
С уважением и кубанским казачьим приветом,

Андрей Мелета   19.04.2022 16:37     Заявить о нарушении
Благодарю, Андрей! Мне приятно получить отзыв от казака. А мне приходилось печататься в Таганрогском альманахе "Мозаика Юга" в 2017 и 18 годах. Еще у меня есть знакомая с Кубани из Кущевской станицы.

Михаил Илекский   19.04.2022 20:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.