79. Образ и подобие

Захотелось написать об этом подробнее. Ну, я часто в своих "околобогословских эссе" привожу понятия образа и подобия, сегодня захотелось посвятить им отдельный пост.

Что такое "образ"?

Полный церковно-славянский словарь дает представления образа так:
- это врожденное свойство человека, "врожденное" с сотворения мира;
- оно включает в себя разум, волю и желание.

Что такое "разум"? Видится это как свойство человека к осмысленному выбору, в отличие от животных - они руководствуются инстинктами в Духе Святом, посему неразумны в плане самостоятельного мышления, вне "кода ДНК", то есть, если положено соловью петь, то он поет, и не может захотеть плавать в море или, скажем, кукарекать.
Человек же в состоянии выбирать - он может хотеть смиряться с миром, либо уйти от мира в отшельничество. Он может хотеть стать миллиардером, либо наслаждаться покоем работы дворника. Он может хотеть многодетную семью, либо оставаться "соло". Он может... и так далее. Желание, воля и разум - неразрывно связаны между собой, потому что именно разум определяет желание и направляет волю, воля - контролирует разум и желание, желание стимулирует разум и усиливает волю, и не бывает так, чтобы это все было "по-отдельности".

И это свойство - суть разумный выбор человека о своей жизни. Свойство Бога, ибо это вообще-то именно Его свойство - Сверхразум, Воля и - Промысел, как высшее первообразное желания.

Что такое "подобие"?

Геометрически все понятно - есть квадрат со стороной один миллиметр, есть квадрат со стороной один триллион километров, квадраты - подобны. Как это понимать в отношениях Бога и человека?

Что такое "разум Бога"? Непостижимое, но, тем не менее, сформулированное для нас Законом Божиим. Закон Божий, усвоенный человеком - это подобие разума Бога.

Что такое "воля Бога"? Еще более непостижимое, которое мы можем наблюдать "по плодам Его" - стихии, галактики, вирусы, животные, молния, убивающая прицельно и мгновенно, землетрясения, цунами. И - Иисус Христос, управляющий этим всем. Как? Кротостью.
Невероятной силы энергии, с которыми человечеству не справиться никогда, потому что это - невозможно, все энергии мироздания - вот что такое "воля Бога", только еще больше, потому что я привожу "видимый и очевидный" спектр, а сколько сокрыто в тайне - можно только вообразить, соотнеся "площадь освоенной вселенной" и весь остальной космос. И - кротость Иисуса Христа. Сокращение Всеволия и Всевластности до размеров "одного человеческого тела". "Концентрация Бога", квинтэссенция - в одном человеческом теле. Он ведь как-то так и управлял стихиями. Кротость, то есть - короткий шаг на гнев, способность сокращать себя до размеров ребенка, который плачет, когда ему больно, и смеется, когда хорошо, но - беспомощен без отца, - вот что такое "подобие воли" в человеке.

Что такое "желание Бога"? Еще более непостижимое нечто, оно основано на разуме, на Его законах, на Его воле, но - индивидуально для каждой твари, Им сотворенной. "Иакова Я возлюбил, Исава возненавидел", "Ниневитяне покаялись, и Бог отложил гнев", "преступили закон, и Бог отвернулся". Желание Бога - это свойство разделять, взвешивать, оценивать и принимать решения, ибо Закон на всех один, но каждый старается угодить Богу сам. Невозможно угодить Богу "за кого-то", можно умолить Его подождать, потерпеть, отсрочить гнев или выпросить "дополнительную милость". Способность Бога к переубеждению (Авраам и "десять праведников" перед выводом Лота из Содома) - вот что такое "желание Бога". Может быть, неправильно называть это Промыслом, но по моему представлению, желание Бога более всего подходит под это слово.

Способность к покаянию - вот подобие желания Бога в человеке. Способность изменить нацеленность с неугодного Богу на угодное. Кабы мы были богами, то подобие желания было бы полностью идентичным Божественному, это было бы способностью менять свое мнение относительно тех, кто от нас зависит, но мы - не боги. Мы - Его "низшие" подобия, не равные, именно поэтому уподобляться Богу можем "снизу", раскаиваясь в собственных желаниях, которые отвращают нас от Него, от первой заповеди. Ибо сказано: возлюби Бога всем сердцем, всей душой, и - а как же тогда с людьми быть? Со второй заповедью?

Каждый человек имеет врожденное свойство быть носителем образа Божиего.
У каждого человека есть разум, воля и желание.

Не каждый имеет "подобность", ибо это свойство подразумевает нацеленную и осознанную работу над уподоблением - нужно в первую очередь захотеть стать подобным Богу, затем - попросить Его указать способ "уподобления", затем - мало помалу начинать развивать в себе подобия Премудрости, Веры, Любви, как неотъемлемых составляющих Закона Божиего и его исполнения.

Не каждый имеет подобность.
Св. Стефан Великопермский мог бы рассказать об этом очень и очень много, ибо он получил от Бога дар "уподоблять других людей", делать в них "дырки в Бога", всверливаясь в сердца и черепа язычников, заставляя их хотеть уподобляться Богу.

Что такое "вторая заповедь" при доминировании первой?

Умея хотеть видеть только Бога, общаться только с Богом, любить только Бога рано или поздно попадаешь в ситуацию, когда Бог вместо Себя дает "для любви, общения и созерцания" своих тварей. Св. Сергию Радонежскому, говорят, одно время медведя давал для общения - кто может знать, зачем? Что происходило с тем медведем, с Сергием Радонежским? По житиям других святых, открытых для нашего любознательства, можно предположить разное, ибо и львы помогали воду носить, и олени разговаривали, и птицы еду приносили - души-то у всех тварей Божиих... ммм... подобны? единосущны? единосущественны? единосмысленны? Устроены одинаково, скажем так: все души ищут любовь в первую очередь.

Подобность Богу - это нимб над головой, только невидимый - недаром его иконописцы-то рисуют, символизм многое вмещает малыми средствами. Нарисован нимб, а словами его суть рассказать - надо многотомник писать, чтобы стало понятно, что это такое. Если же постараться уподобиться иконописцам и изложить суть кратко, то  подобие Богу - это свойство видеть в других людях зачатки подобности. И способность "подавать энергию" на подсветку нимбов ближних. Вторая заповедь. Возлюби, как себя. Сам уподобляешься - помогай уподобляться.

Наверное, нет ничего проще, чем видеть нимбы других людей, когда хочешь видеть только Бога, общаться только с Богом, любить только Бога.


Рецензии