Лида

Сегодня день семьи.
Хорошо, когда она есть.
Этот день я провела с Лидой - это моя свекровь, ей 84, и  так с детства ее звал мой сын.
Давно овдовевшая, почти семь лет назад похоронившая своего сына, она перебралась из Москвы и выбрала жить одна и далеко от всех - в Печорах - это под Псковом. Она эстонка, раньше этот город назывался Пеццери. А ещё раньше он был русским городом. В истории было много раз туда-сюда.
Рожденная в буржуазной Эстонии, Лида до 17 своих лет не говорила по-русски, а потом вышла замуж за военного, чья часть располагалась в Печорах. Давно это было. В ту пору в Эстонии водились лесные братья, не согласные с тем, как сложилась История. Научилась говорить на русском, вкусно готовить мужу и детям.
Сейчас уже редко выходит из дому для того, чтобы доехать до монастыря и поставить за всех любимых свечи.
Псково-Печорский монастырь как ответ, чей же это был город.
Я приехала показать ей правнука. Благо есть айпады и телефоны, можно увидеть, как он бегает и смеётся. Обнять и рассказать, как мы живем, побаловать гостинцами. Увидеть, как таят ее годы, успеть.
И снова расспросить - про род с той стороны. Про молодость и юность. Лида немногословна,  до сих пор не рассказывает всего, кто были и куда сгинули ее родные.
Мы разговаривали и разговаривали, полночи я учила ее раскладывать пасьянсы, это единственное развлечение, интернет и все наши игрушки ей недоступны.
А утром. Утром я проснулась от запаха любимых блинчиков. Пока я спала, она напекла, решила меня побаловать. Так было всегда.
Любить безусловно - ни за что - этому она научила моего мужа.
Мудрая, никогда не сделавшая ни одного замечания, она просто любила нас.
Я именно с ней чувствую себя дома и маленькой девочкой.
Лида - Любовь.
Часть моей семьи.


Рецензии