Сила незнания. Глава 3

"Отрывки из главы"

Глава 3. В синергии с самим с собой


    С научной точки зрения классического менеджмента нет разницы, какой системой управлять. Все, окружающее нас, есть система. Семья, компания, государство…
    Японцы, кстати, достигли хороших результатов в управлении этими системами, а также обнаружили некую взаимосвязь между этими системами и научились ее гармонизировать. Не буду вдаваться в подробности,  в хороших вузах часто учат на примерах японского менеджмента.
    Хочу познакомить вас еще с одной системой. На мой взгляд, первичной для изучения и управления всеми остальными системами. Самой простой, из приведенного выше списка, на первый взгляд, но в то же время самой неизученной и, как я считаю, самой важной.
    Я уже ранее говорил, что все простое легче усваивается.  То, что мы упрощаем, имеет больше шансов на понимание. Вместе с тем, не поняв простое, нет смысла изучать сложное.

    Представляю вам вас. Человека как систему. В первом высшем учебном заведении меня учили, что самая простая или элементарная ячейка общества это семья.
    Безусловно, это так и есть. Теперь я понимаю, что человек сам по себе – система.  И только, на первый взгляд, можно назвать человека «простой» или «элементарной системой». Семья, компания, государство, все это есть в нас самих. Объясню на таком примере.
 
    В любом человеке присутствуют мужское и женское начало. Они развиты у каждого из нас в разной степени, но они имеются. Как говорится, «чего хочет женщина, того хочет Бог», то есть возникновение желания внутри нас - это женское начало. А стремление к его исполнению - мужское начало. Если всмотреться в окружение, или же сознательно понаблюдать за собой, можно заметить в обоих полах и мужественность, и женственность.
    В женщинах можно увидеть целеустремленность, решительность, самоотверженность, силу духа, стремление любым способом достичь намеченной цели и получить желаемое (в случае, когда рядом нету мужчины), даже прагматичность. Это, несомненно, мужское начало в женщинах.
    В мужчинах же можно наблюдать обидчивость, кокетливость, жеманность, капризность, мягкость, нежность, характеризующие скорее женский пол. Бывают ситуации, когда мужчины проявляют воистину женские черты характера - нерешительность и даже боязливость.
    Разве не похож человек на организацию (компанию), если их сравнивать? Очень даже похож. Мозг человека - генеральный директор компании. Разные органы и части тела - департаменты и отделы. Клетки человека - это сотрудники компании.

    А как вам сравнение человека и государства? Мозг - это президент. Части тела и внутренние органы - министерства и регионы. А человеческие клетки, как народ. В каждом из нас больше клеток, чем людей на планете. И все это состоит из одинаковых молекул и атомов.

    Итак, дорогие читатели, мы с вами начали удивительное, полное приключений и открытий, путешествие в самих себя. И посвятим этому новую главу нашей книги. В этой главе все внимание будет уделено нам самим и нашему взаимодействию с окружающим миром.
    Еще один пример для более ясного понимания, что нет смысла пробовать изменить других или мир, не сделав этого в себе. Если быть откровенным, я пришел к выводу, что и себя изменить (полностью) мы не можем. Но при большом и твёрдом желании, можем стать, так сказать, «лучшей версией себя».
    То что окружающий мир это отражение наших мыслей, придумал не я, но я с этим соглашусь.
    Теперь, представим каждый для себя:
    Я стою перед зеркалом. Вижу свое отражение. Что то мне не нравится в своем отражении. Допустим, для мужчин - я не брит или для женщин, я не накрашена.
    Заметьте, я сужу по своему внешнему виду только лишь в отражении. Я же себя лично не вижу? О своей «небритости», «ненакрашенности» узнаю через зеркало, свое отражение в нем. Я вижу его (свое отражение) и оно не брито.
    Мне мое отражение (окружающий мир, люди или же события) не нравится, и я хочу его изменить. По простой логике мне нужно побрить (накрасить) зеркало. Повторюсь, ведь это оно не брито (не накрашено), ведь я себя лично не вижу своими глазами.
    Информация о недостатках внешности поступает через зеркало и отражение в нем. Побрив (накрасив) отражение, по идее, буду знать, что и я уже брит (с макияжем). Глупо? Согласен.
    Вряд ли кто-то в своей жизни пробовал брить или красить зеркало, понимая бессмысленность этого процесса. Но большинство людей пытаются изменить мир вокруг себя, изменить других людей, повлиять на ситуации, то есть не задумываются, что это бессмысленно и непродуктивно.

    Если упростить еще, получится такая схема; я - это мои желания, а отражение в зеркале - это то, что я получаю. Соответственно, если мне нравится не все, что я получаю (отражение), правильнее менять не получаемое, а желаемое (источник отражения).
    (этот пример детально разберем в предпоследней главе)








    В предыдущей главе нашей книги мы рассмотрели варианты, когда мы спорим с кем то, и когда двое спорят, а мы наблюдаем.
    Все, кто немного внимателен к себе и своим мыслям, согласятся со мной, что такие же споры происходят внутри нас.
    С научной точки зрения, наш мозг дуален, как и вся вселенная.
    Если есть свет, значит есть тьма.
    Если есть холод – значит есть жара.
    Если есть материя, значит есть антиматерия.
    Если есть сила, то есть обратный поток.


    Дуальность присуща и нашему мозгу, и мыслям, что рождаются в нем. Например, хочу съесть мороженное, но боюсь растолстеть, так как любое мороженное калорийное.
    Хочу добиться успеха и стремлюсь к нему, но боюсь, что у меня не получится.
    Хочу довериться человеку, однако сомневаюсь в том, что он может обмануть мое доверие.

    Все эти процессы, все мысли роятся внутри нас. Все, что было описано в прошлой главе, происходит внутри нас тоже. И то, что мы спорим сами с собой, и то, что порой не слышим и не хотим слышать иного мнения.

    Как вам сравнение: человек и автомобиль?
    Представьте, что дорога, есть наш жизненный путь. Место куда направляется автомобиль, это наши жизненные цели. Дорожные знаки, как знаки, вехи на нашем жизненном пути, которые мы далеко не всегда замечаем. А автомобиль как система, это мы сами.
    Автомобиль необходимо уметь водить. Классное вождение - это как умение управлять собой (если сравнивать обе наши системы). Рассмотрим пример, умения водить и продвинемся в умении управлять собой.
    У автомобиля есть две педали. Газ и тормоз. Получится ли у вас, по аналогии найти газ и тормоз в себе?
    Я задаю вопросы в книге, для того, чтобы вы попытались ответить на них сами себе. Общеизвестный факт. Когда человек самостоятельно находит ответ на интересующий его вопрос, то этот ответ, как информация сразу становится его личной. Это похоже на озарение или небольшое просветление. И запоминается надолго.
    В случае же, когда информацию нам подают «на блюдечке с голубой каемочкой» и раздобыть ее нам не требуется никаких усилий, то смысл ее нам не открывается и не откладывается в нашей памяти. Пройдет долгое время, пока данная информация нами будет осознана и станет частью нас. Все-таки, где у нас газ, где тормоз?
    И очень часто самый верный ответ, который дает человек - не знаю. Почему самый верный? да просто потому, что тогда есть шанс узнать. Есть интерес (далее на примерах, вы в этом убедитесь).
    Итак, что в нас газ и тормоз?
    Лично я считаю, что газ - это наши желания. Они нами двигают в буквальном смысле этого слова. Без желания двигаться, узнавать, исследовать мы бы сидели в доисторической пещере до сих пор. Желания двигают нас к наши целям.
    Тогда тормоз - это наши страхи. Они нас сковывают, останавливают, тормозят в буквальном и в переносном смысле.
    Маленькое отступление по поводу страхов (я их давно называю нежеланием). У многих укоренилось мысль о том, что страхи это плохо.
    Есть тренинги, где нас учат бороться со страхами или даже избавляться от них (что, по моему мнению, чрезвычайно опасно). Представьте милую картину. Водитель во время движения автомобиля, вместо того, чтобы управлять транспортным средством (смотреть на дорогу, сверяться с картой, рулить), бросил руль и, опустившись на четвереньки в пространстве для ног водителя, борется с педалью тормоза, пытаясь вырвать его с корнем. Допустим, получилось. Кто-нибудь из вас желает ездить на автомобиле без тормозов? Согласитесь, что это глупость и что тормоз - один из полезнейших рычагов управления. Главное уметь этими рычагами грамотно пользоваться.
    Другая крайность,- всей силой нажимать на тормоз посередине первоклассной трассы да еще и в потоке движущихся других автомобилей.

    Оставим крайности и перейдем к управлению.
    Получается, что при дуальном мозге, как только появляется желание (нажимаем на педаль газа), тут же появляется антижелание или страх (нажимаем на педаль тормоза). Представьте пожалуйста, что происходит с автомобилем, когда вдавливают педаль газа и тормоза одновременно. Мотор ревет и изнашивается, бензин тратится впустую, машина не едет. Конечно если «втопить» газ посильнее, чем сопротивление тормоза, может она и поедет. Так можно и до места назначения (цели) иногда доехать (ее достичь). При этом согласитесь, чтобы:

1. Доехать до пункта назначения (достичь цели), потребует намного больше времени.
2. Потратится значительно больше бензина (энергии), чем было необходимо.
3. Неоправданно быстро истратится ресурс автомобиля(себя).

    Кроме того, следует не забывать, что автомобиль у нас один, на всю жизнь, как я сам у себя один единственный Продать этот и купить новый не удастся.
    Ремонтировать на станции тех. обслуживания (сходить к врачу)? Как вариант. Я еще не встречал людей, которые после похода к врачу (без сильного собственного желания выздороветь) становились бы более здоровыми или хотя бы оставались бы при своем здоровье. В лучшем случае, врач уберет боль лекарством, а любое лекарство это начало новой болезни.

    Вот таким образом, в большинстве случаев мы добиваемся своих целей.
    Если вы заметили, выше я употреблял слово «достигать». А  в последнем предложении слово «добиваться»
    Интересно, что слово «добиваться» имеет двоякий смысл. Первое, это, конечно, достижение цели. Но второе заключено в этимологии самого слова: ДОБИВАТЬ –СЯ, то есть добивать себя (равно убивать самого себя в борьбе).

    Предлагаю открыть в себе внутреннюю синергию, перестать спорить и добивать себя.
    На этом же примере, нужно понять, что автомобилем мы управляем (речь идет о педалях) одной ногой. Давим на педаль: газ или тормоз. А собой мы управляем двумя ногами. И газ и тормоз включаем одновременно.

    Что касается педали газа, при управлении автомобилем:
1. Нам хватает ума, при начале движения (появлении желания) не жать на педаль газа до упора. Ведь потом придется тормозить.
2. При виде крутого поворота, сбавлять скорость (успокоить желание, гармонизировать себя), вместо того, чтобы на бешенной скорости пробовать вписаться в поворот, а после этого по необходимости жать на тормоз изо всех сил.
    Может, у кого то возникнет вопрос: при чем здесь незнание?
    Ответ прост, я начал узнавать себя, когда признался себе, что не знаю, как управлять собой.


    Я уже говорил , что незнание, это инструмент для познания.
    Для того, чтобы узнать, ответ на вопрос, необходимо :

1. Признаться себе, что вы не знаете ответа.
2. Сформулировать и задать себе (иногда тому, кто знает) вопрос.
3. Пребывать в состоянии незнания минуту.

    Рассмотрим эти три пункта по порядку и детально:
1. Первому пункту была посвящена практически вся первая глава книги. Без этого узнать что-либо не получится. Всегда помните слова Эйнштейна: «проблема, созданная на одном уровне мышления, не может быть решена на том же уровне мышления». Предлагаю для понимания слегка перефразировать: «на вопрос, возникший на одном уровне мышления, невозможно ответить на том же уровне мышления».
    Согласитесь, ведь если решение проблемы (вопроса) в голове есть, то и проблема (вопрос) не может возникнуть. И наоборот, если возникла проблема (вопрос), логично предположить, что решение (ответ) данной проблемы (вопроса) отсутствует в имеющихся знаниях.
    Аналогия с компьютером для лучшего понимания.
    Всем известно, что наш мозг имеет правое и левое полушарие. Наука говорит, что одна половина отвечает, за логику и аналитику, вторая за созидание и творчество.
    Упростим: одна половина, это жесткий диск, наши знания (одним словом, память), а вторая интернет, то, что мы еще незнаем (новая информация).
    Кроме этого. Наш мозг постоянно излучает импульсы разной частоты. Даже в коме 1-2 мгц в секунду. Когда спим 4-5 мгц в секунду. В более менее спокойном состоянии 9-12. При активном мышлении 15-20. Когда мы паникуем, и мысли начинают перебивать друг друга, уже свыше 30-и. Самое интересное то, что, когда частота импульсов превышает 5-6 мгц, полушарие, отвечающее за созидание (интернет) отключается. И мы остаемся со своим жестким диском (памятью) один на один.
    Теперь представим простую ситуацию. Возникла проблема (вопрос). Это уже означает, что на жестком диске нет решения проблемы (ответа на вопрос). Иначе она не возникла бы.
    Мы начинаем открывать, закрывать папки в жестком диске (рыться в памяти) в надежде найти ответ (решение проблемы).
    Ответа и решения там изначально нет, и интернет начинает отключатся.
    Перебирание папок увеличивает частоту импульсов.
    Что происходит далее?  Не находя ответа и решения в папках, мы начинаем нервничать и еще быстрее открывать и закрывать папки на ЖД или рыться в мыслях и в памяти. И чем настойчивее и усерднее мы это делаем, тем больше повышаем частоту работы мозга и закрываем шанс скачать, что либо из интернета. Некий бессмысленный замкнутый круг. В данном случае, мы пользуемся только одним инструментом, памятью(знаниями).
    Чтобы два полушария работали вместе и синхронно, необходимо находиться в некоем гармоничном, спокойном, медитативном (с частотой импульсов близким ко сну) состоянии. У меня большой опыт разных медитаций, но если быть откровенным, за долгие годы не сильно продвинулся в этом направлении. Для меня толчком явилось познание незнания. Когда мозг сам понял
тщетность и бессмысленность своих действий.
    2. Сформулировать и задать вопрос.
    Кто-то из великих говорил: «если бы у меня был бы час на обдумывание вопроса, я бы из них 50 минут потратил бы на то, чтобы сформулировать вопрос». Из своего опыта , могу сказать, что действительно, на правильно поставленный вопрос, намного легче получить ответ. Мы просто не совсем умеем это делать и задаем себе не те вопросы. А хороший вопрос на вес золота.
    Более того, вопросы себе надо задавать с осторожностью. Заданный вопрос включает мозг и если задан вопрос (причем не важно, мы его себе задали, или услышали от кого-то), то мозг уже не может не думать над ответом.
    Если сравнивать мозг со смартфоном, то заданный вопрос, это открытое приложение в программе телефона. А открытое приложение, сами знаете, расходует энергию. Можете себе представить, сколько заданных и оставшихся без ответа вопросов (открытых приложений) в нашей голове? И все они забирают драгоценную энергию сознания. Поскольку наш мозг, тратит более 25% всей энергии организма, то согласитесь, что лучше относиться к вопросом с ответственностью. Как минимум не задавать ненужных вопросов (и не позволять другим задавать нам ненужные вопросы).
Или наоборот. Если пока не научились «не думать», однако мозг на автомате думает, тогда уж пусть думает над ответами на нужные и важные вопросы, и приносит пользу.

    Основные вопросы
    1. Что (Кто)?
    (пример-кто я? или что я хочу?)
    2. Где?
    (где я? Или где я могу получить?)
    3. Когда?
    (когда я хочу получить?)
    4. Как?
    (как я могу это получить?)
    5. Зачем (для чего)?
    (Зачем я это хочу? или для чего? В смысле, что это мне даст?)
    Вопросы имеют определённый порядок, и отвечать на них тоже нужно в том же порядке.
    Для получения желаемого, необходимо ответить на все 5 вопросов.


    Если вы заметили, в списке вопросов отсутствует вопрос «почему?». Это не случайно. Вопрос «почему?», на самом деле не имеет смысла. От этого вопроса нет пользы (его нужно использовать крайне редко и то только по отношению к себе). Он бесконечный и любой ответ на «почему?», всегда можно продолжать, задавая сопутствующие вопросы. В конце длинной цепочки вопросов почему, придем к Творцу или Создателю, Богу.
    Почему люди так себя ведут?
    Почему это со мной происходит?
    Почему?

    В этом вопросе нет цели узнать, что либо полезное и завершить вопрос или цепочку вопросов.

    Предлагаю вам здесь и сейчас закрыть все вопросы (открытые приложения), которые начались с вопроса «почему?».
    На все «почему?» касательно других людей ответить, «На все воля Всевышнего».
    Все «почему?» относящихся к ситуациям, заменить на «как?».
    Почему это произошло?  заменить на как это решить?
    Все остальные «почему?», заменить на «зачем?» или «для чего?».
    Эти два вопроса имеют цель получить ответ, завершить цепочку вопросов, понять мотивацию.

    Ответ, конечно, тоже необходимо формулировать. Чем короче ответ, тем он ценнее. Чем короче ответ, тем больше времени было потрачено на его формулировку. Если в ответе на вопрос «что ты хочешь?» больше нескольких слов, значит отвечающий не знает чего хочет. Ему конечно думается, что знает. Только, практика показывает, что очень часто больше трех слов в ответе означает противоречие.  Идеальный ответ, это ответ одним словом. Так меня учил мой «вечно мудрый» учитель.
    Тему вопросов и ответов мы еще детально рассмотрим в последующих главах.

    3. Пребывать в состоянии незнания минуту, это умение удержать внимание на вопросе всего одну минуту.
    Пример из практики:
    Мой хороший друг, в разговоре задал вопрос. Сейчас не столь важно какой, но для него на тот момент вопрос был, как мне показалось, важным.
    Разговор продолжался, я задался целью ответить своему другу и прокручивал у себя в мыслях его вопрос. Мой мозг работал.  Прошло примерно секунд 30-40. Ответ был найден. Я озвучил его своему другу. То, как он отреагировал, меня удивило, но и дало огромную пользу.
    Во-первых, оказалось, что он уже забыл свой вопрос (спустя всего лишь 40 секунд).
    Во-вторых, он сам был удивлен, что я до сих пор обсуждаю вопрос, который, как ему показалось, был задан давно.
    Это стало для меня отличным уроком. После этого, для меня стало правилом - не отвечать на вопросы, которые даже близкие задают просто так и через несколько секунд забывают об этом.

    Еще один пример для закрепления и понимания методов работы нашего мозга или ума.
    Представьте себе ситуацию. Я генеральный директор очень крупной компании.
    Очень занятой человек. Вы мой очень хороший друг. Мы дружим с детства и вы имеете право в любой момент, без предварительной записи, звонка или предупреждения, зайти в мой кабинет и задать мне вопрос.
    Итак: в разгар рабочего дня вы заходите в мой кабинет. У меня большое совещание, еще три секретаря с папками документов ждут моей подписи, а сам я параллельно отвечаю на срочные вопросы по управлению по нескольким телефонам. Я очень и очень занят. Вы заходите и сходу, не замечая всего, что творится в кабинете, спрашиваете меня о чем-то. Поскольку вы у меня в приоритете, я даю самые срочные указания по телефонам, секретарей и собравшихся на совещание прошу выйти и подождать, пока не закончу с вами, подписав несколько не терпящих отлагательств бумаг. На то , чтобы освободить свое внимание для вас, у меня уходит 60 секунд.
    Скажите, пожалуйста, вас это обидит или расстроит?
    Думаю нет. Любой адекватный человек воспримет минуту ожидания, как нечто нормальное.
    Далее, выгнав всех из кабинета, я дружелюбно и с интересом предлагаю вам сесть и повторить вопрос. Сейчас я уже могу с удовольствием с вами пообсуждать то,  что вас интересует.
    Теперь кульминация ситуации: на мой вопрос вам : «какой у тебя был вопрос?», вы отвечаете: «какой еще вопрос?». За минуту вы уже забыли, с каким вопросом пришли ко мне. Согласитесь, что не очень то вежливо.
    Короткий анекдот в тему:
    Заходит пациент к врачу: «доктор у меня склероз».
    Доктор не расслышав переспрашивает: «что?»
    Пациент: « Что? Что».

    Я не обижаюсь и не злюсь на вас. Но вы так делаете на протяжении всей нашей дружбы. Заходите бесцеремонно и задаете мне вопросы, я всех выгоняю, чтобы уделить внимание лично вам, а вы забываете свои вопросы. Согласитесь, что впоследствии я стану менее серьезно относится к вашим вопросам и перестану всех выгонять при вашем появлении (управлять то мне надо, ответственность за это никто не снимал с меня).

    В данном примере, я есть ваш мозг.
    Мозг человека действительно очень занят. Он управляет миллиардами клеток, миллионами процессов. Он работает днем и ночью. Ему постоянно надо все контролировать: какой-то клетке доставить кислород, где-то усилить движение лимфы, регулировать температуру, выводить токсины, обрабатывать кислород, переваривать пищу, управлять сотнями мышц и т.д. (все процессы в книге не описать).
 
    Кроме всего прочего, ваш мозг это ваш друг, соратник, партнер, помощник, считайте, как хотите. И если вы мне даете минуту, для того чтобы, я подумал над вашим вопросом, то разве можно этого не делать с вашим мозгом?


Рецензии