Кузина

Кузина

Девяностые годы. Я проходил послушания в монастырях, чтобы у меня развелись иллюзии о монашеской жизни. Таково  было благословение отца Иоанна Крестьянина. Они благополучно и развеялись. В основном относительно самого себя. Преподобный Павел (Троицкий ), когда я его вопросил в письме о монастыре, ответил ещё в 1987 году сестрам Киселевым 

«Божией помощью Ваши схимницы будут перевезены, и будут их тела лежать, где их положат.
Очень Вас прошу, не посвящайте Сережу в пустые разговоры обо мне.
Он прислал мне письмо. Читать-то совсем нечего.
Он пишет , что у него нет смирения. А у кого оно у нас есть ???!
Смирение не приходит вдруг. Нужно много поработать над собою , тогда и придет смирение.
Я его очень прошу, пусть держится своего духовника и не ищет других.
От добра добра не ищут. Береги что имеешь.
Сережа просит у меня фотографии. У меня их нет. А зачем они нужны?
Храни всех вас Господь.
Любящий о Господе иерм.Павел.  18/9 –1/10 1987 г.»

Но в 1991 году после всплеска эмоций я настоял на своём. Отец Павел был в затворе и недоступен. Я решил взять благословение на монастырь о. Иоанна, вопреки благословению духовника. Написал письмо, чтобы при встрече передать в руки отцу Иоанну. Но все же посчитал, что третировать духовника не надо. Показал ему своё письмо. Отец Владимир похолодел. Потом сказал.
- Хорошо, поезжайте. Я вас благословить не могу. Но я не старец, и сказать вам волю Божию не могу. Отец Иоанн - старец, и может сказать волю Божию. Но как он скажет, надо будет исполнять неукоснительно.
Я отправился в Печоры. Отец Иоанн ответил письмом. Это было второе его письмо мне.

Дрогой о Господе Сергий !
Божие благословение тебе ничего внешнего не менять в своей жизни до 1993года—оставаться с мамой, руководствоваться у о.Владимира и ни воспоминаний, ни мемуаров не писать.
И тебе и о.Всеволоду нужна только молитва,  и твой духовный опыт даруется только тебе, и если ты окажешься неспособным хранить сокровенное, то отнимется у тебя то, что даруется.
Одна маленькая поправка и дополнение все же будет к твоему образу жизни и духовным устремлениям.
В этот промежуток времени тебе надо непременно познакомиться с монашеским устроением жизни и теоретически,  и практически прикоснуться. А как?
Периодически некоторое время пожить паломником-послушником в нескольких мужских монастырях. Это можно сделать и в твой отпуск, и в те свободные дни, что выпадают тебе, когда нет службы в храме.
Поживи и в Оптиной, и в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью. И пожить надо не на привилегированном положении художника-иконописца, а на положении трудника.
И тогда Вы что-нибудь поймете, и для себя сделаете более определенный выбор, основанный не на парении духа и витании в облаках, но на реальной почве монастырских трудов. Ведь не исключено, что когда Вы придете в монастырь, Вас определят на такое послушание, которое ничего общего не будет иметь с Вашими устремлениями. Почитайте житие Иоанна Дамаскина.

Так вот Сережа, такой тебе наказ.
Дело в том,  дорогой мой, что примерок ни в случае вступления в брак, ни в случае вступления в монастырь делать нельзя, и к Богу надо приходить с решимостью быть верным до конца.
Божие благословение тебе.
       Архм. Иоанн

В эти дни в затворе преставился преподобный Павел. Вопреки запрету, я поведал о нем о. Иоанну, думая, что старцы знают друг друга. Отец Иоанн не знал о. Павла. Преподобный был очень недоволен, и прекратил мне писать. Но святые встречались в метафизическом пространстве, в духовном космосе. ( о. Иоанн пребывал в радости.)

На Михаила Архангела началось моё пребывание в Оптиной пустыни. Потом в Иоанно -Богословском монастыре.

И вот эпизод, который я хотел описать как анекдот, а получилось вступление, повествование о старцах. Когда я приехал в Москву, мы должны были встретиться с младшенькой кузиной Мариной на Пушкинской площади. Юная красавица в синем газовом платье, в золотых украшениях, источающая любовь и радость. Мы обнялись и нежно целовались. Чуть позже я сказал Марине.
- Хорошо, что никто не видит нас из монастырской братии. А то, что подумают увидев меня с такой красавицей, да ещё целующегося?
В это время у меня за спиной послышалось
- Брат! Брат!
Меня окликал хиповый паломник, с которым мы еще двумя днями раньше несли послушания в Иоанно - Богословском монастыре. Красота Марины его ослепила. Он с пониманием смотрел на меня.
- Ну, вот! - сказал я Марине. - Вот и послушники из монастыря. Во время!
Мы кратко поговорили, потом разошлись. Красавица кузина посетила наш дом.
Потом Марина стала главной звездой, ведущей на Волгоградском телевидении.


Рецензии