Снегири

               
                Чудная картина…
                А.Фет
           Чудную картину берегу:
           Снегири купаются в снегу,
           Санный след уходит в небеса
           И мерцают вечности глаза…

   Вспоминаю себя мальчиком лет 7-8, зажав в кулачок 5 копеек (а они,5 копеек, крупные, еще советского времени), бегу из дома со  2-й Кочетовки на Кочетовку 5 (около 3-х км) к известному птицелову дяде Коле. Он небольшого роста, плотный, чернявый (прозвище – цыган) всегда приветлив с детьми, меня он помнит и знает, что моя мать с его женой работают вместе в туберкулезной железнодорожной больнице.
   -Толя, проходи, -говорит он мне.
   Я с осторожностью подхожу к дому, а потом к сараю. Большая черная дворняга гремит цепью и заливается грозным лаем, но не так злобно, все-таки я еще ребенок…
    На яблонях перед домом клетки с чечетками, щеглами, чижами – это манные птицы, вдали на огороде в снегу вытоптана площадка и натянута сеть,- тайник, протянута к ней веревка, перед сетью воткнуты в снег репейник и разные травы.
    -Ну ты кого хочешь взять?
  Я протягиваю ему пять копеек и тихо говорю:
  _ -Мне снегирку.
   Дядя Коля заводит меня в сарай и отлавливает сачком в большом садке скромную птаху сероватого цвета, передает мне ее в ладошки и я, счастливый, не чуя ног под собой, спешу домой.
    Потом я ее использую как манную и западком налавливаю 5-6 красногрудых красавцев, рассаживаю их по клеткам и развешиваю их на стену дома повыше, чтобы не достала своя или чужая кошка. Через пару недель открываю дверцы клеток и снегири улетают во вьюжный простор садов и парков. Через 2-3 дня возвращаются в свои клетки, грызут семечки с рябиной, я закрываю дверцы, несколько дней общаюсь с ними, любуюсь ими, их милым доверчивы видом, потом опять открываю клетки. И так всю зиму они прилетают ко мне. Поближе к весне, когда солнце становится ярким, мои птахи покидают меня…
     Снегири встречаются от западных границ и до Тихого океана, от Белого моря и до Кавказа, населяют хвойные леса. Их все узнают от мала до велика, они раскрашены в детских книжках, очень часто появляются на праздничных новогодних открытках.
     В моем сознании снегири ассоциируются с первым снегом, когда он еще только что начинает робко кружиться в воздухе, когда вокруг сумрачно и облетевшие листья с деревьев тихо шуршат под ногами. И вот тогда можно услышать негромкие снегириные свисты, а потом уже увидеть их на кустах рябины, на ясене. Мне вспоминается дорога в деревню Радостное, которая бежит вдоль березовой и потом дубовой посадки, вокруг бескрайний простор полей и их свисты, оживляющие сероватую осеннюю картину.
  Снегири прилетают к нам из более северных районов, но часть их гнездится и в наших лесах. Они ведут скрытный образ жизни, но летом мне приходилось встречать их.
    Кроме снегиря обыкновенного на юге Средней и Восточной Сибири встречается подвид – серый снегирь, не имеющий красного оперения (В.Гусев), а на Дальнем Востоке – уссурийский и курильский снегирь.
   Снегири довольно-таки спокойные доверчивые птицы, с первых же дней поимки привыкают к домашним условиям, но их нужно(желательно) держать в прохладном (холодном) месте, застекленный балкон зимой им как раз подойдет, баночку для питья плотно наполняют снегом.
    Певцы, конечно, они скромные – свисты и поскрипывание, но среди них можно встретить с хорошей заимствованной песней. Так, например,один мною пойманный снегирь очень мелодично воспроизводил юлиное (лесного жаворонка) колено. А у моего знакомого из Санкт-Петербурга снегирь насвистывает гимн Советского Союза…
    Да, некоторые особи поддаются обучению различным мелодиям и раньше на Руси был такой промысел: находили гнездо, брали птенца и обучали. Такая птица стоила дорого.
     Снегири украшают собой наши бескрайние зимние просторы, вносят умиротворение и покой, и придают особую прелесть и очарование паркам и садам. Видели ли вы как снегири купаются в снегу? Незабываемое зрелище, мне приходилось.
    Кормят их также как и всех зерноядных, с добавлением рябины, семян ясеня, веточек сирени, ивы.
                19.07.2018
      


Рецензии
Здравствуйте, Анатолий!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2018/11/22/1676 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   29.11.2018 11:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.