3. Пятидесятые, шестидесятые

 

   Первый телевизор. Владивосток. Мне лет 6-7.Это 58-59 годы. Прибегает  подружка. Соседи купили телевизор, приглашают детей в гости смотреть кино. Несемся  туда, это дома через четыре от  моего, в комнате уже сидят  семь-восемь детей, на тумбочке стоит ящик с  очень маленьким ( с тетрадный лист ) экраном. Как в кино на экране  черно-белое изображение. Показывали несколько» мультиков» (новое слово) Сутеева , в том числе про цыпленка и утенка.  Конечно, интересно, но больше нас почему-то  не приглашали ,да я не очень-то  и  ждала- бурная жизнь  на улице, игры  – времени скучать не оставалось.

   Первый шампунь. Где-то шестой класс. Владивосток. Девочка  старше меня класса на два приглашает в оперетту. На гастроли приехал Хабаровский театр, у нее  оказался лишний билет. Почему она пригласила именно меня - не помню, мы и не дружили вовсе и не помню, нужно ли было отдавать деньги за билет,  главное - это было мое первое знакомство с театром. Все нравилось, все новое, необычное. А один момент вообще « ключевой». Понимая, что иду  не на улицу гулять, оделась почище, моя напарница  пришла , конечно, понаряднее, но!  Главное ! От ее  распущенных волос  шел необычный запах, я такого не встречала. Удержаться было невозможно, я , конечно, спросила  , чем пахнут ее волосы. « Это  шампунь. Я перед выходом помыла  голову». Шампунь. Видимо,  недоумение  было явно написано  на моем лице, так как на следующий день девочка принесла в школу  и подарила мне  маленькую подушечку- квадратик  из прозрачного чего-то, заполненную  оранжево-коричневатой жидкостью.  Это был шампунь. Моя первая встреча с бытовой химией. Чем мыла голову  до этого? Да просто мылом. Было банное мыло разных сортов , еще помню  на моей голове всякие бабушкины эксперименты- яйцо, мед, хлеб ржаной…


   Первый холодильник. Я училась в седьмом классе, когда матери от хлебозавода №2, где она работала диспетчером, дали двухкомнатную квартиру на  11м километре (тогда-окраина  города), наш дом был последним на  выездной трассе из города .До этого мы жили в  комнате заводского барака постройки не знаю какого года . Стены  барака состояли  из двух толстых фанер, между которыми  был насыпан шлак. Зимой по утрам в комнате  было очень холодно. С переездом  на новую квартиру мать купила  в кредит два дивана, телевизор и  , может быть, шкаф платяной ( точно не помню). А вот холодильник  был взят напрокат  с последующим выкупом. До этого момента мы, и не только  мы, обходились  без холодильника. Оплата  ежемесячная почти ничего- рубль с копейками. Холодильник назывался «Юрюзань»,  он так и остался у нас  насовсем, постепенно  мать его выкупила, так как он с каждым годом терял в цене из-за амортизации.А вот как мы жили без холодильника- подробности не вспомню. Точно одно-продукты покупались в небольшом количестве, на один-два раза поесть.


   Первая стиральная машинка –автомат. Этот момент относится уже не к  50-60 годам, но заслуживает  упоминания. Где-то в 97м году у нас появилась машинка-автомат. Надо  сказать, из всех новинок бытовой техники, которые ворвались в нашу жизнь, ничто не  повлияло на качество жизни так, как стиральная машина-автомат. Сейчас я уже не могу себе даже и представить, что  , например, постельное белье (три-четыре комплекта – по количеству членов семьи) я замачиваю в ванной, оставляю на ночь, потом все вручную отжимаю, по одному-два предмета  пропускаю на обычной машинке , закладываю в бак, ставлю на газовую плиту кипятить, снимаю, вываливаю в ванну, отжимаю, два три раза прополаскиваю ( не всегда теплой водой из-за  отсутствия горячей) руками  и руками отжимаю, потом долго  жду, когда это белье высохнет… Но и здесь был  «побочный эффект».
 В то время я отслеживала все новинки  бытовой химии, покупала вне зависимости от стоимости и  с удовольствием  пользовалась всем, что предлагала  наша  и не наша промышленность в рекламе и просто на прилавках. Так однажды я принесла домой  «Калгон», убежденная в том,  что без него никак  нельзя, добавляла его  в порошок при всех стирках. Через некоторое время у домашних  в паху появились  красные пятна. Вычислив , что это реакция на «Калгон», я  заменила его простым уксусом , очищая машинку от накипи в режиме  стирки при 90 градусов. Пятна исчезли.


Рецензии