Кому закрывать месторождение?
Тогда, правда информационным поводом послужила Верхняя Пышма, но случай – один в один. Было исчерпано медное месторождение, предприятие прекратило существование и, естественно, прекратил работу шахтный водоотлив. А работал он столетие, неуклонно понижая уровень подземных вод, осушая на поверхности речушки, реки и болота. Не буду сейчас о технических подробностях, депрессионной воронке и прочем, но когда насосы выключили, постепенно уровень подземных вод начал восстанавливаться, затапливая и никому не нужные шахты, со всем производственным мусором. И, наконец, этот уровень очень грязных вод…перекрыл питьевой водозабор города. Катастрофа! И решать проблему некому – предприятие прекратило существование, месторождение – НИЧЬЕ. А проблемы ЧЬИ? Об этом я тогда и написала жесткий очерк «Кому закрывать месторождение?» - в областной газете "Уральский рабочий".
В Североуральске реки взяты в бетон – чтобы не прорывались в шахты и не мешали добывать боксит (алюминиевое сырье). Из-под земли, из шахтных выработок, насосы качают воду, красную от боксита, перенасыщенную железом и прочим ненужным металлическим содержимым. И когда бетонный канал рухнул, эта шахтная вода попала на горизонты питьевого водозабора. Из кранов в домах потекла красная вода! К счастью, месторождение еще в работе, хотя боксит добывают уже с километровой глубины! (В Гвинее его черпают из карьеров, - представляете, насколько он олигарху Дерипаске обходится дешевле уральского!?.)
Но все-таки пока есть, кому отвечать за катастрофу и питьевое снабжение города горняков: РУСАЛ ремонтирует канал и поставляет жителям воду в бутылках. Наверное, Олег Дерипаска зубами скрипит от понесенных убытков. А что будет, когда рудник закроют? Вот яркий пример того, что как бы остро журналист не ставил вопросы, не открывал проблемы – никто решать их не спешит. И неважно, какой строй в стране, социалистический или капиталистический. А ведь практически по всему Уралу и в других горнодобывающих регионах проблемы рекультивации, грамотного закрытия месторождений так и не решаются, никто за них не отвечает. Думаете, это далеко от нас, праздных обывателей? Не скажите. Вот когда в голос кричат о мусорных свалках, как-то не слышно совсем о промышленных. А они по токсичности и занимаемым площадям многократно превышают бытовые.
Зачем пишу? Вспомнила молодость и свои неустанные бои. И чего в драку кидалась, всё так бессмысленно и бесполезно. Вот и фотку нашла: как я после затопления шахты ползаю по осушенным и еще не обвалившимся выработкам с горноспасателями. Ненормальная!
Свидетельство о публикации №218072001234