Наследие предков. Часть 11

Тема: Кафедральный Свято-Духов собор.

или бывший Кастёл Нарождения Найсвятейшей Панны Марии

или бывшая церковь Святых Кирила и Мефодия.

   Доброе утро, дорогие судари и сударыни!

   Путешествуя пешком по Минску, невозможно пройти мимо красивого здания, расположенного на красивой возвышенности города и являющейся его национальной жемчужиной , чей божественный свет расскрывается последовательно белорусской и русской речью. Речь идёт о нашем кафедральном Свято-Духовом соборе, расположенном на улице Кирила и Мефодия, 3.

   Кафедральны Свята-Духау сабор.

   Першым фундатарам кляштара бернардзiнак быу троцкi ваявода Аляксандр Служка, дзякуючы якому у 1633 годзе быу пабудаваны драуляны касцёл. (У Мастацкам музеi Лiтвы у Вiльнi i Нацыянальным музеi у Варшаве захоуваюцца партрэты Аляксандра Служкi, копiя апошняга экспануецца у Гетманскай зале Нясвiжскага замка). У 1642 годзе з iнiцыятывы А.Служкi пачалi будаваць каменны храм. Паставiць яго перашкодзiу захоп Менска маскоускiм войскам (1655-1660 гады). Мураваны касцёл Нараджэння Найсвяцейшай Панны Марыi быу асвячоны 31 жнiуня 1687 года.

   Маскоускi дыпламат П.Таустой 15 красовiка 1697 года пабывау у касцёле "...у панен барнадынок", якiя "в косцёл входят тайною лесницею, устроенною в стене, и стоят на хорах, смотря в костёл сквозь решеток, чтоб их люди не видели. Те барнадынки при мне играли на органах на хорах и пели зело предивно. Вечерни и утрени отправляют сами бес попа, толко к ним приходит ксендз для отправления мши".

   Пасля пажару 1741 года у вынiку рэканструкцii (доужылася да 1746 года) касцёл набыу выгляд двухвежавай, шасцiслуповай, трохнефнай, пакрытай гонтам базiлiкi з трохграннай апсiдай. У 1760-я гады у кацёле закончылася будаунiцтва манументальнага мураванага алтара. Яго упрыгожвау абраз Мацi Божай з Дзiцяткам. Алтар меу шэсць калон, якiя неслi барочны антаблемент з двума анёламi i вазонамi. У канцы 18 стагоддзя iнтыр"ер святынi упрыгожвалi сем стукавых алтароу, з якiх ацалелi шэсць, у тым лiку галоуны. Прэзбiтэрыум (прастора перад алтаром) па баках аздоблена алтарамi Укрыжаванага Хрыста i Святога Францiшка Серафiцкага. Пры слупах храма стаяць алтары Святога Антонiя i Святой Клары, якiя таксама дашлi да нашага часу. А вось з алтароу Найсвяцейшай Троiцы i Мiхаiла Арханёла, якiя завяршалi бакавыя каплiцы, ацалеу толькi адзiн. У iм цяпер знаходзiцца абраз Мацi Божай Менскай. Цэнтральны неф перакрыты цылiндрычным скляпеннем, бакавыя - крыжовымi. Iнтыр"ер храма захавауся, зазнаушы нязначныя змены.

   У час перабудоу 19 стагоддзя многiя дэкаратыуныя элементы галоунага фасада былi страчаны: разбураван партал, закладзены нiшы, знiла частка карнiзау, у нiжнiх ярусах прабiлi новыя вокны. Уважлiва разглядаючы фiгурны франтон, у яго центры можна было раней зауважыцьсляды дзвюх нiш.

   Пад касцёлам знаходзiлася крыпта для пахаванняу.

   У 1860 годзе касцёл быу перададзены праваслауным i пераасвячоны у царкву iмя Святых Кiрыла i Мяфодзiя. Царква прызначалася для студэнтау Мiнскай духоунай семiнарыi, якая часова, пасля пераезду са Слуцка, размяшчалася у келлях былога кляштара бернардзiнак.

   У 1869 годзе па хадайнiцтве архiепiскапа Мiнскага i Бабруйскага Аляксандра Дабрынiна з дзяржаунага скарбу былi выдзелены сродкi на рамонт храма (з 13 тысяч рублёу палова пайшла на добраупарадкаванне сабора i усталяванне у iм новага iканастаса, рэшта- на рамонт былога кляштара бернардзiнак). Галоуны прастол царквы 22 кастрычнiка 1870 года быу асвячоны у iмя Сашэсця Святога Духа.

   Паводле У.Дзянiсава, у перыяд польскай акупацыi 1919-1920 гадоу будынак быу пераабсталяваны пад касцёл. У 1920-я гады храм зачынiлi. Савецкiя улады загадалi абсталяваць тут спартыуную залу для пажарнай каманды, затым перадалi будынак Цэнтральнаму архiву Кастрычнiцкай рэвалюцыi БССР.

   У 1926 Савет Народных Камiсарау БССР, а у 1927-м годзе - Менскi акруговы выканаучы камiтэт зацвердзiу "б. Царкву мужч. Кляштару" на "вул. Бакунiна" у спiсе "помнiкау старажытнасьцi, якiя абвешчаны дзяржаунай маёмасьцю". Ахоуная грамата была выдадзена на iмя "Менскага Гарадзкога Аддзялення Камунальнай Гаспадаркi".

   У канцы 1920- пачатку 1930-х гадоу, паводле няпэуны звестак, крыпта храма была прястасавана пад перасыльную турму, у якой былi зныволены раскулачаныя сяляне. Як сведчылi старажылы, з храма знялi крыжы i замест iх усталявалi чырвоныя сцягi, аднак парывамi ветра яны былi скiнуты.

   Паводле свечання А.Шукелойця, да нямецкай акупацыi у 1941 годзе тут знаходзiуся "архiу рэвалюцыi", якiм апекавалася спадарыня Дзяржынская, а пасля яго "давялося звальняць для праваслаунай царквы". Храм перадала вернiкам Менская гарадская управа.

   У 1943 годзе царкву асвяцiу архiепiскап Фiлалей Нарко, аднавiлiся багаслужэннi. Быу уталяваны новы трох"ярусны iканастас.

   У 1947 годзе над храмам былi усталяваны крыжы. Упершай палове 1950-х гадоу i у канцы 1970- на пачатку 1980-х гадоу сабор рамантавауся.

   Цяпер Свята-Духау кафедральны сабор- галоуны храм Беларускага экзарха Рускай праваслаунай царквы.

   Кафедральный Свято-Духов собор.

   Первым благотворителем католического монастыря бернадинак был троцкий воевода Александр Служка, благодаря которому в 1633 году был построен деревяный косцёл. (В Художественном музее Литвы в Вильнюсе и Национальном музее в Варшаве хранятся портреты Александра Служки, копия последнего экспанируется в Гетманском зале Несвежского замка.) В 1642 году по инициативе А.Служки стали строить каменный храм. Окончательно построить его помешал захват Менска московским войском (1655-1660 года). Каменный костёл Рождества Богородицы был освещён 31 августа 1687 года.

   Московский дипломат П.Толстой 15 апреля 1697 года побывал в костёле "...у панен барнардынок", которые "в костёл входят тайной лесницею, устроенною в стене, и стоят на хорах, смотря в костёл сквозь решёток, чтоб их люди не видели. Те барнардынки при мне играли на органах на хорах и пели зело предивно. Вечерни и утрени отправляют сами бес попа, толко к ним приходит ксендз для отправления мши".

   После пожара 1741 года в результате реконструкции (продолжалась до 1746 года) костёл приобрёл вид двухбашенной, шестистолбовой, трёхнефной, покрытой гонтой* базилики с трёхгранной апсидой. В 1760-я года в костёле завершилось строительство нового монументального каменного алтаря. Его украшала икона Богородицы с Ребёнком. Алтарь имел шесть колонн, которые несли барочный антаблимент с двумя ангелами и вазонами. В конце 18 века интерьер святыни украшали семь кратко-звучных алтарей, с которых уцелело шесть, в том числе главный. Прэзбитериум (пространство перед алтарём) по бокам украшено алтарями Воскресшего Христа и Святого Франтишека Серафийского. При колоннах храма стоят алтари Святого Антония и Святой Клары, которые также сохранились до настоящего времени. А вот с алтарей Святой Троицы и Михаила Архангела, которые завершали боковые каплицы*, сохранился только один. В нём теперь находится икона Богородицы Менскай. Центральный неф перекрыт цилиндрическим дугоподобным скляпеннем*, боковые- крестообразными. Интерьер храма сохранился, испытав незначительные перемены.

   Во время перестроек 19 века многие декоративные элементы главного фасада были потеряны: разрушен портал, закладены ниши, исчезла часть карнизов, в нижних ярусах пробили новые окна. Внимательно рассматривая фигурный фронтон, в его центре можно было раньше заметить следы двух ниш.

   Под костёлом находилась крыпта* для захоронений.

   В 1860 году костёл был передан православным и переосвещён в церковь имени Святых Кирила и Мефодия. Церковь предназначалась для студентов Минской духовной семинарии, которая временно, после переезда со Слуцка, размещалась в кельях бывшего католического монастыря бернардинок.

   В 1869 году по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра Добрынина с государственной казны были выделены средства на ремонт храма (с 13 тысяч рублей половина пошла на благоустройство собора и на установление в нём нового иконостаса, часть- на ремонт бывшего католического монастыря бернадринок). Главный престол церкви 22 октября 1870 года был освещён во имя Сошествия Святого Духа.

   Согласно В.Денисова, в период польской оккупации (1919-1920 года) здание было переоборудовано под костёл. В 1920-я годы храм закрыли. Советская власть повелела установить здесь спортивный зал для пажарной команды, затем передали здание Центральному архиву Октябрьской революции БССР.

   В 1926 году Совет Народных Комисаров БССР, а в 1927-м году- Менский окружной исполнительный комитет утвердил "б. Царкву мужч. Кляштару" на "вул. Бакунина" в списке "помнiкау старажытнасьцi, якiя абвешчаны дзяржаунай маёмасцю". Охранная грамота была выдана на имя "Менскага Гарадскога Аддз. Камунальнае Гаспадаркi".

   В конце 1920- начала 1930-х лет, согласно неполных сведений, крыпта* храма была приспособлена под пересылочную тюрьму, в которой были лишены свободы раскулаченные крестьяне. Как заметили старожилы, с храма сняли кресты и вместо их установили красные флаги, однако порывами ветра они были скинуты.

   Согласно сведетельства А.Шукелойця, до немецкой оккупации в 1941 году здесь находился "архив революции", над которым осуществляла опеку госпожа Дзержинская, а после его "давялося звальняць для праваслаунай царквы". Храм передала верущим Менская городская управа.

   В 1943 году церковь осветил архиепископ Филофей Нарко, возобновились богослужения. Был установлен новый трёхярусный иконастас.

   В 1947 году над храмам были установлены хресты. В первой половине 1950-х годов и в конце 1970- начала 1980-х собор ремонтировался.

   Сейчас Свято-Духов кафедральный собор- главный храм Белорусского экзарха Русской православной церкви...


Русские преображения Богородицы.

На земле, на белорусской,
В католической тоске,
В вере православной, русской,
Замер Храм на волоске

Катериненского зова...
Был он Панни дорогой,
Стал двумя Мужами слова,-
Неизбежною мечтой.

Сам Кирилл, Мефодий в шоке
От прекрасной Панни глаз;
Не поймут их подвиг многи,
Что глядят на храм в тот час.

-Как же так!- ксёнз удивлённо
Восклицает в тишине.
Он страдает упоённо
В перевёрнутой стране.

Ведь, Мужи достойной славы
Божьей Матери никак
Не достигнут муз октавы,
Не постигнут Её шаг?!

Но метаморфоз Марии
Продолжается в мозгах,-
Панни голосок красивый
Возвышает Духа Флаг.

- Боже мой!- католик в гневе
От таких метаморфоз,-
Дорогая, в кое веке
Вы запели звуком рос?!

Звуком тайного касанья,
Звуком бестелесных крыл,
Звуком тайного лобзанья,
Чей огонь всех нас покрыл?!

-Боже мой! Какие страсти
Найсвятейшей доброты
Пережили муки власти
Мира, где блистаешь Ты?!

Одинокая Панненка
Возвратись в кляштар любви
И сними с ушей злу пенку
Перевёрнутой крови!

Спой напев наш белорусский
На органе знойных чувств!
Спой мотив любви неузкий
Лёгким трепетаньем уст!

Богородица живая,
Выйти с алтаря на твердь!
Панни Сердца молодая,
Покажи нам подвиг весь!

Вы родили в Вифлиеме
Нам Учителя навек;
Он вскочил в познанья стремя,
Подарив познанья век.

Найсвятейшая Мария,
Утоли печаль мою!
Сердце я Тебе открыю,
Песню я Тебе спою!

1. Примечание: Литературный источник: Виктор Корбут, Дмитрий Ласько "Минск Наследие старого города". Минск "Беларусь", 2016 год, страницы 87, 93.

2. Примечание: Фотография Свято-Духового кафедрального собора сделана мастером панорамных снимков Дмитрием Михайловичем Ласько ( в книге "Минск Наследие старого города", Минск "Беларусь", 2016 год, на странице 93 ).

3. Примечание: Гонта- материал для крыши в форме небольших дощечек, остро соструганных с одного боку и с пазом- с другого.

4. Примечание: Каплица- небольшое костёльное сооружение с иконами без алтаря, молельня.

5. Примечание: Скляпенне- дугоподобное перекрытие, которое соединяет стены, опоры конкретного сооружения.

6. Примечание: Крыпта для пахаванняу - скрытое место для захоронений.

7. Примечание: Крыпта храма- внутренняя часть храма.


Рецензии