Выпрямление имен. Книга 3. Глава 13

Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?
 Да. Это слово взаимность

Начал уточнять данные по Гражданской войне в Забайкалье, с участием бронепоездов, о которых упомянул Владимир Чакиров. Нашлись воспоминания о Сретенском и Нерзаводском фронтах Гражданской войны,  о бронепоездах атамана Семенова и генерала Молчанова.
«В феврале 1918 года казачьи части, вернувшиеся с фронта, и находившиеся под сильным влиянием большевиков, установили советскую власть в столице Забайкалья — городе Чита. Однако с территории Маньчжурии на Читу начали наступление отряды атамана Семенова, сформированные при помощи японцев. Имелось у него и четыре срочно сооруженных бронепоезда. Наступление велось вдоль железнодорожной линии, связывающей Маньчжурию со станцией Карымской, и далее на Читу.

Первая попытка Семенова захватить власть в Забайкалье закончилась неудачей. Его войска потерпели поражение в боях с частями Даурского фронта, которым командовал Сергей Лазо, и вынуждены были опять уйти в Маньчжурию.
Весной того же года Семенов повторил поход на Читу, но опять потерпел неудачу. Его противники к этому времени тоже обзавелись спешно построенными бронепоездами, и активно применяли их в боях. Лазо в своем донесении указывал: «Наши войска подошли к Аге. Наш бронированный поезд...ворвался на станцию, и произошел непродолжительный последний бой. Противник в панике бежал». Семенову опять пришлось вернуться в Маньчжурию».
Потерпев очередное поражение, атаман не пал духом, и летом вновь пересек российско-китайскую границу. Его продвижению способствовал мятеж чехословацкого корпуса, заставивший большевиков перебросить свои основные силы в район Байкала. Вдоль маньчжурской железнодорожной ветки, в даурских степях, опять завязались тяжелые бои.

Под натиском приближавшихся с запада чехословацких войск, отряды Красной армии покинули обреченную Читу и ушли на восток, в Амурскую область. Центральная часть современной Читинской области оказалась под контролем войск атамана Семенова. Такая ситуация получила название «читинская пробка».
Несколько попыток командования красной армии (НРА) выбить пробку весной 1920 года окончились неудачей. Немалая заслуга в этом была бронепоездов семеновской армии. Боевые действия в Забайкалье велись главным образом вдоль железных дорог: Транссибирской магистрали и ветки Карымская-Маньчжурия КВЖД, поэтому Семенов сосредоточил на подступах к Чите девять бронепоездов в составе 3-го корпуса своей армии. Еще два охраняли коммуникации в районе станции Маньчжурия, через которую шло снабжение войск Семенова.

К западу от Читы, на основных станциях Транссиба, дислоцировались следующие бронепоезда: на станции Могзон — «Повелитель», Ингода — «Семеновец», Дровяная — «Всадник», в самой Чите находились бронепоезда «Резвый» и «Отважный».
Восточные подступы к Чите прикрывали бронепоезда «Храбрый» и «Грозный», находившиеся соответственно на станциях Сретенск и Укурей. На железнодорожной линии ведущей через Маньчжурию в Китай действовали бронепоезда «Станичник», «Атаман», «Казак», «Каппель», «Справедливый» и «Забайкалец». Удачные действия бронепоездов, отбивавших все попытки партизанских отрядов перерезать железную дорогу и оказывавших артиллерийскую поддержку семеновской пехоте и кавалерии, сорвали два наступления красных войск на Читу.
Учитывая неудачный опыт, командование НРА главным направлением третьего наступления избрало северное, где не было железной дороги, и где не могли действовать бронепоезда. Подобная тактика дала свои плоды — 22 октября 1920 года Чита была занята войсками Дальневосточной республики. Остатки армии атамана Семенова, в том числе уцелевшие бронепоезда, прорвались в Маньчжурию.

У самой границы близ разъезда 86 своей командой был взорван поврежденный бронепоезд «Витязь», под командованием подполковника Мейбома, прикрывавший отход основных сил армии Семенова. Этот бронепоезд вступил в строй только весной 1920 года и имел мощное вооружение — шесть орудий и 18 пулеметов. Команда его на три четверти состояла из офицеров роты Волжской бригады. Развороченный остов некогда грозной бронированной крепости стал своеобразным памятником краха белого движения в Забайкалье. 
Ареной последних боев Гражданской войны стал Дальний Восток. Временное затишье, наступившее после того, как Красная Армия заняла Забайкалье и была создана буферная Дальневосточная республика со столицей в Чите, было недолгим.
Войска Приамурского временного правительства, которыми командовал генерал Молчанов, 1 декабря 1921 года перешли из Владивостока  в наступление на станцию Уссури и, сбив с позиций части Народно-революционной армии ДВР, заняли ее. Умело маневрируя, действуя с отчаянной смелостью, части Молчанова продвигались вперед, как будто на их пути не было ни каких сил противника и уже 21 декабря заняли Хабаровск. Эта последняя наступательная операция войск Дальневосточной армии получила название «Хабаровский поход».

Паническое отступление войск ДВР грозило перерасти в катастрофу. Есть слухи, что Командующий Восточным фронтом Серышев, пытаясь выправить положение, прибег к испытанному средству большевиков — террору. Военно-полевому трибуналу предавались командиры и комиссары полков и каждый десятый народоармеец. Обычай древнеримских децинаций был возрожден большевиками в двадцатом веке. Кстати, римскую империю китайцы называли Да Цинь. Первое их посольство прибыло в Рим в 166 г. н.э. Византия у китайцев с арабского называлась Лю Мэй.
Лихорадочные усилия красного командования успеха не имели. Поэтому, не доверяя неудачливым подчиненным, непосредственное руководство войсками возложил на себя лично Главнокомандующий НРА В.К. Блюхер. Он бросил навстречу наступающим войскам генерала Молчанова все имевшиеся у него бронепоезда. Это решение вскоре дало свои положительные плоды.
Бронепоезд № 8 «Освободитель» под командованием Ивана Дробышевского сыграл главную роль в отражении наступления Поволжской бригады генерала Сахарова на станцию Ин. 24 пулемета и три орудия бронепоезда рассеяли Уфимский кавалерийский полк, пытавшийся в конном строю захватить железнодорожную станцию.

Генерал Молчанов в своей армии имел бронепоезда — «Волжанин», «Дмитрий Донской» и «Каппелевец», команды которых были укомплектованы в основном офицерами. Но их действия против красных бронепоездов особого успеха не имели. Моральный дух команд был подорван предыдущими многочисленными неудачами.
В феврале 1922 года ожесточенные бои развернулись за Волочаевку. Стремясь нейтрализовать противника, Блюхер бросил против вражеских бронепоездов свои — №№ 8 и 9. Началась артиллерийская дуэль. Снаряды «Каппелевца» угодили в паровоз и заднюю пулеметную площадку «Освободителя», выведя их из строя. Ответным огнем красных было выведено из строя переднее орудие «Каппелевца».

Исход боя бронепоездов решили действия рейдовой группы красных под командованием Гюльцгофа, направленной в тыл противника. Ей удалось поджечь железнодорожные мосты позади вражеских бронепоездов. Командиры «Каппелевца» и «Волжанина», на котором по анкете воевал Владимир Чакиров, обнаружив пламя за спиной, и опасаясь оказаться отрезанными от своих войск, немедленно двинулись назад. По горящим мостам им все же удалось проскочить к Хабаровску и вырваться из окружения. Исход сражения за Волочаевку был после этого предрешен».


Рецензии