Я - тибетская принцесса

   На фото - мой отец Норбу Цогьял (слева) и Далай-Лама. 

                ДИТЯ ДВУХ ОТЦОВ

       Вот фрагмент из мемуара моей мамы Екатерины Крыловой, написанного ею незадолго до её кончины. Перед смертью часто открываются семейные тайны. Лидия - это мама, Ева - это я, так называла меня моя бабушка, окончившая институт благородных девиц.
       "В семье Никиты Нероновича было четверо детей. Никита был очень силён физически, работал плотником да и вообще был мастер на все руки, и всё-таки семья едва сводила концы с концами. И как же странен бывает человек: Никита всего один раз видел выступление венгерской танцовщицы Лидги Адаробчик, и влюбился без памяти. Он настойчиво, но вежливо стал добиваться с ней встречи. И, удивительное дело, его настойчивость увенчалась успехом. Видимо, он выгодно выделялся своей прямотой и честностью на фоне театральных аферистов разных мастей.
       Родилась девочка, которой Лидга дала имя Катиджа. Но у Лидги после родов начались осложнения и бедняжка скончалась. Никита взял девочку в свою семью. Радости не было – было горе, ведь семья и так была очень бедна. Никита дал девочке другое имя – Лидия. И, несмотря на все трудности, дети росли и жизнь продолжалась.
Лидия хорошо училась в школе и посещала танцевальную студию. Гибкость и изящество ей достались от матери. Она часто выступала на школьных праздниках, но родители не могли купить ей настоящую балетную пачку – танцевала в накрахмаленной марле и самодельных балетках.
       После школы Лидия выбрала один из самых непростых вузов – Московский авиационный институт – и окончила его с красным дипломом. Она много читала, её интересовала религиозная философия разных конфессий, но более всего её привлекал буддизм.
       Лидия решила, что ей необходимо увидеть Далай-Ламу. Сказано – сделано: она полетела в Индию. Подруга из МИДа помогла. Лидия была обаятельным и открытым человеком, и ей удалось-таки добиться аудиенции у главы буддистов. Лидии очень понравился Далай-Лама – он был прост в обращении и улыбчив. В его многочисленной свите были потомки тибетских князей, в их числе – красавец Норбу Цогьял, который, несмотря на свою молодость, уже имел статус учёного (гавджи). Они встретились – умный мужчина и красивая женщина, Норбу и Лидия, - встретились и совершенно потеряли голову. Говорящие ветра, море цветов, радость и счастье сопровождали их две недели. Потом Норбу призвали вернуться к своим обязанностям.
       Лидия приехала в Москву и через некоторое время поняла, что беременна. Она была замужем, но большой любви между ней и мужем не было. Муж был отличным инженером, нарасхват, и надолго уезжал в командировки, что вполне устраивало Лидию. Он был в командировке и тогда, когда Лидия оказалась в роддоме.
Родилась девочка с чёрными до плеч волосами и смуглой кожей. «У вас какой-то индеец родился!» - сказали Лидии. Девочку две недели кормили искусственно из-за несовместимости кровей её и матери. Ева – так назвала Лидия свою дочь.
Пока они находились в роддоме, друзья купили всё необходимое – коляску, пелёнки, игрушки и прочее. И потом все дружно говорили, как же Ева похожа на папу".
       Этот мемуар был написал мамой в ноябре 2014-го года. В декабре того же года, 13-ого числа, мама покинула этот мир. Она ушла тихо, ночью, во сне. Перед этим умер мой брат Джеральд, а после этого умерла от рук жуликов-врачей моя обожаемая доченька кисонька Александра. Все эти трагедии надолго выбили меня из колеи.

3 июля 2018

       Возымела продолжение история с моим реальным отцом, тибетским князем и приближённым Далай-Ламы. Я завязалась с московскими буддистами тибетской школы. Их группа на днях летит в Индию к Далай-Ламе. Я их снабдила фото моей мамы и моей и попросила разобраться на месте. Сама лететь не могу. Сильно поиздержалась из-за поездки в Париж, да и здоровье оставляет желать лучшего. Индийская жара мне противопоказана.

       Меня всегда привлекал буддизм и привлекал Тибет. Кто-то сказал, что Тибет – это «алтарь мира». Действительно, он выпирает из Земли как некий космический наос. Эрнст Мулдашев, путешествуя по Тибету, увидел там рукотворные горные пирамиды. А сакральная гора Кайлас с волшебным камнем Чинтамани, который могут увидеть только просветлённые? А загадочная Шамбала, к которой вроде бы была причастна Блаватская, но которую никто не может найти? Буддизм привлекает меня тем, что он, в отличие от христианства, не антропоцентричен. Христиане порой вообще отказывают животным и растениям в наличии души. «О волах ли печётся Бог?» - риторически говорит апостол Павел. А Будда ратует за спасение «всех чувствующих существ». В одном из своих воплощений Будда Гаутама пожертвовал своим телом, чтобы накормить умирающую тигрицу и двух её тигрят. Как замечательно сказал один африканский шаман: «Мы не важнее животных». Я с жадностью поглощала много лет литературу по буддизму. Мне нравился дзэн – своей парадоксальностью, свободой от штампов и идеей, что можно достичь Просветления уже в этой жизни. Мне нравился Будда Гаутама – изнеженный царевич Сиддхартха, ставший аскетом, чтобы всех спасти. Но мне не нравилось то, что в буддизме нет любви. Любовь – это привязанность, а от привязанностей надо освобождаться. Меня выручил Далай-лама, он сказал, что прежде всего исповедует религию любви и сострадания. Вот это мне подходит! А ещё мне нравится то, что в буддизме нет догм – каждый может добавить в него что-то от себя. Нет догм – значит, нет еретиков, инквизиции и прочих мерзостей, которыми грешит христианство. Ахимса – ненасилие есть основной императив буддийской этики. И, благодаря тому, что в буддизме отсутствует догматизм, на смену суровой Хинаяны (не исключив её), пришла Махаяна, заявившая, что будд – великое множество, что Буддой может стать любой и что, в конечном счёте, все существа, обладающие сознанием, спасутся. А по буддийским понятием, сознанием обладают не только люди, животные и растения, но и планеты, и звёзды, и квазары. Будда может стать кем и чем угодно, даже островом, по которому вы гуляете…

7 июля 2018

       Пока мои друзья-буддисты разбираются в Индии с моим тибетским папой, мне вот что подумалось. Тибетский князь - всего лишь мой биологический отец, да, он зачал меня в большой любви, но только и всего. А мой официальный отец - Серёгин Николай Аминович - мой настоящий папа. Он играл со мной, заботился обо мне, любил меня, зарабатывал для меня деньги. Первое моё воспоминание в этой жизни – мы с папой играем в снегу во дворике нашего дома у метро «Автозаводская». Я хорошо помню его большие и очень красивые и добрые карие глаза. Папа заплатил сорок процентов (первый взнос) за кооперативную квартиру для меня и мамы. Когда мне исполнилось восемнадцать, а мой брат Джеральд (от второго брака) сильно подрос, мне и в голову не пришло делить квартиру с мамой, как делают многие детишечки, для меня это было неприемлемо. Я ушла в никуда, хорошо, подвернулся Серёжа с комнатой в коммуналке. Эта комната через некоторое время превратилась в однокомнатную квартиру. Но Серёжа то и дело попрекал меня тем, что я живу в его квартире, а своей не имею… Однако, на старости лет Серёжа подарил мне обе свои квартиры! Человек иной раз бывает непредсказуем.  Отец благословил наш с Серёжей союз. Однажды (1992) он неожиданно приехал к нам в гости. Подарил мне огромный букет гвоздик. Я пожарила картошку, говяжью вырезку, сделала салат из помидоров и огурцов. Вино всегда было у нас в наличии. Папа активно общался с Серёжей, был в прекрасном настроении, смеялся. И, как бы подытоживая свой визит, сказал мне: «Доча, какого ты себе классного мужика нашла!»      Папа был воспитанник детдома, и хотя это заведение многим портит характер, отец остался добрым и мягким, даже кротким человеком. Он был великолепный инженер, кандидат наук, проектировал то, что мой Серёжа запускал в космос на Байконуре. Мама разошлась с ним, когда мне было три года. Но он меня часто навещал, а из своих бесчисленных командировок присылал мне трогательные открытки. К сожалению, его следующая жена была натуральная мегера, она препятствовала нашему с отцом общению, как только могла. В конце концов, она вообще запретила мне звонить отцу. У меня осталась всего одна его фотография, да и то не лучшего качества. И ещё два его подарка - серебряная ложка и мраморная балеринка (в детстве я занималась балетом)... 
       На моё семнадцатилетие папа подарил мне семьсот рублей, сумму по тем временам немалую. И как ему удалось скопить эти деньги тайком от жены-мегеры? Я отдала деньги маме. Мама заткнула кое-какие дыры в нашем небогатом хозяйстве, но много чего купила для меня. В том числе выпускное платье из японской ткани – дивной, жемчужной. Я потом сделала из этого платья юбку, и мама носила её до конца своей жизни…
       Происхождение Николая тоже загадочно. Отчество ведь – Аминович. Мне говорили, что Амин – татарское имя, но в интернете я не нашла ни одного татарина с таким именем. Зато нашла трёх арабов, и весьма известных. Первого, главу Афганистана, наши военные убили во время афганской компании. Второй был кровавым диктатором где-то в Африке, а третий – всемирно известный квантовый физик. У папы были совершенно не славянские глаза – миндалевидные, большие, карие, с чёрными длинными ресницами… Моя мама мне говорила: «Твой Серёгин был никакой». Твой Серёгин! Добрый, честный, верный, работящий – это «никакой»?! Но мама жестоко поплатилась за то, что не оценила достоинства моего отца: её второй муж оказался настоящим монстром… Между прочим, папа мне однажды сказал, что ещё в детстве он интуитивно уверовал в Бога и горячо молился ему в тайне от всех.

20 июля 2018

       Всё подтвердилось. Тибетский князь и приближённый Далай-Ламы Норбу Цогьял (мама запамятовала фамилию) – мой отец. Когда мои друзья-буддисты показали фото моей молодой мамы свите Далай-Ламы, один из лам воскликнул: «Катья!» - и взял в руки фото. Он долго смотрел на него, потом схватился за сердце и съел какую-то таблетку. Справившись с собой, он сказал: «Катерина для меня не просто женщина, а тантрическая богиня. Я поставлю её фото за алтарь Будды. Я никогда её не забуду». Ему сказали, что моя мама покинула этот мир. Он помолчал, потом сделал над фото какой-то сложный знак правой рукой (мудру) и по-тибетски произнёс то ли мантру, то ли молитву. Посмотрев на моё фото, он сказал: «Красивая и умная. По глазам видно, что долго и много занимается медитацией». Когда ему сказали, что я – известный поэт, он произнёс только одно слово: «Миларепа!» Между прочим, Миларепа – знаменитый тибетский поэт и просветлённый йог. Норбу был очень растроган, что у него в России есть дочь и передал мне ценный подарок – тибетский браслет, который принадлежал его матери. Его письмо говорит само за себя. Вот письмо в моём переводе с английского:

       «Дорогая моя дочь Элла!

Ваша мать Катерина была и остаётся яркой звездой в моей жизни. Но почему она ничего не написала мне о Вас? Я счастлив, что у меня есть дочь в далёкой и прекрасной России. Я шлю Вам моё благословение, а также благословение Его Святейшества Далай-Ламы, моего друга и наставника. Я, как и он, исповедую в первую очередь  религию любви и сострадания, а уж потом буддизм. Я желаю Вам приобщиться к этой простой религии, которая одна не сеет вражду в мире. Увы, мы едва ли встретимся в этой жизни – я очень стар и тяжело болен. Надеюсь встретить Вас в следующем воплощении или в Чистых Землях Будд. Я посылаю Вам небольшой подарок – этот браслет принадлежал моей матери. Конечно, этот скромный дар не заменит многолетней отцовской заботы, но он сделан мною от чистого сердца. Желаю Вам здоровья, счастья и мира. С любовью из Индии – Норбу Цогьял».

       Браслет был из крупных самородков бирюзы, костяных бусин и бронзы. К браслету был прикреплён бронзовый медальон на цепочке. На одной стороне медальона – сидящий Будда, на другой – свастика, древний арийский символ вечного движения, принятый в индуизме и буддизме. Ещё было ожерелье из бирюзы, лазурита, гематита и бронзы. Ожерелье в  письме не упоминается, но мои друзья-буддисты объяснили мне, что Норбу купил его в последний момент в Дхарамсале. Браслет и ожерелье очень хорошо гармонировали друг с другом.

       Современные генетики говорят, что мужчина при соитии оставляет в теле женщины «след», и если женщина  в дальнейшем забеременеет от другого, этот «след» может генетически проявиться в «чужом» ребёнке. Мне сдаётся, что это как раз мой случай. Я – дитя двух отцов. От русского папы я унаследовала веру в Бога, от тибетского – неистребимую тягу и симпатию к буддизму. Христос и Будда как личности для меня одинаково привлекательны и любимы. Так я и распята на двух верованиях. Правда, можно быть добрым буддистом и почитать Христа, а христиане почитают Будду под именем индийского царевича Иосафа, якобы обращённого в христианство, хотя реальный Будда жил за пятьсот лет до Рождества Христова…

                Июль 2018


               

               


Рецензии
Очень интересно и удивительно. А может быть это одно и тоже.

Николай Заноза   19.01.2021 16:03     Заявить о нарушении
Жизнь бывает удивительнее любого вымысла.

Элла Крылова   19.01.2021 16:53   Заявить о нарушении
Какой кот у Вас на странице! Как его зовут?

Элла Крылова   19.01.2021 16:55   Заявить о нарушении
Это не мой кот, а вообще у дочери живут двое. Макс породистый,а Мирон беспородный.Постоянно выясняют отношения между собой с мордобоем и главное по ночам. Вот бы их на Тибет для примирения, а может дешевле к доктору Айболиту.

Николай Заноза   19.01.2021 17:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.