Невыдающийся лицеист

Как- то в утренней радиопередаче упомянули о Константине Карловиче Данзасе, мол, невыдающийся лицеист, ничего в своей жизни не достиг и вошёл в историю лишь благодаря дружбе с Александром Сергеевичем Пушкиным. Но так ли это? Справедливо ли? И кто даёт право так оценивать чужую судьбу? Судьбу человека казённого, военного. «Эксперт» по радио произнёс и на следующий день забыл. А редакция не несёт ответственности за мнение своего «эксперта». Очередная «жертва» - целый пласт истории, человеческой жизни да ещё какой!
Константин Карлович Данзас генерал-майор русской императорской армии, участник практически всех войн своего времени. Без каких-либо знакомств, протекций прошёл путь от прапорщика, воспитанника Царскосельского лицея, до Его Превосходительства. В 1928 году он был ранен под Браиловом. Участник походов против персов. Он сражался против турок. Получил ранение в левое плечо. Долгое время ходил с чёрной повязкой. Левая рука не действовала. Но из армии со всеми полагающимися после тяжёлого ранения льготами не уволился. Его награды одни из высших в Российской империи. Данзас награждается перстнем с бриллиантом от императора. За активное участие в кавказской войне Константин Карлович награждён почетным золотым оружием (саблей) с гравировкой «За храбрость». Подчиненный полковника Данзаса декабрист унтер-офицер Николай Лерер так говорил о своём командире полка: «Подобной храбрости и хладнокровия, которыми обладал Данзас, мне не случалось встречать в людях. Несмотря на мою долговременную военную службу».
На Кавказе он принимал участие в боевых действиях против горцев. 1836-1841 гг. – командир Тенгинского пехотного полка. Полковник Данзас успешно, блестяще проводит войсковые операции. Лично водит свой полк против неприятеля, грамотно применяя стратегию и тактику в бою. В минуты тишины на бивуаке, на привалах в горах, в кругу офицеров, среди которых был несомненно и поручик Лермонтов, Константин Карлович вёл себя запросто, как среди близких ему людей. Офицеры дали прозвище «Храбрый Данзас».
Вот что вспоминал о нём Николай Лерер: «В форте «Раевский» октябрь. Унылая погода. И только Данзас вечно весёлый и иногда вас рассмешит».
Боевой орден Владимира – ещё одно доказательство его успешной военной карьеры. В 1840 году к ордену пожалована «императорская корона». И дело здесь не в его лицейском товарище (великом поэте). Свой боевой и жизненный путь генерал Данзас прошёл, как гласит воинская присяга с XVIII века, «пока жив, следовать буду и во всём так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному офицеру надлежит». Он на практике умело применял основы знаний, полученные когда-то в Лицее.
У каждого своя колея жизни. И «ставить клейма», оценивать всё же должна наука –  История.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.