Театр

Однажды в конце зимы в изюмкину школу приехал кукольный театр. После уроков ребята собрались в актовом зале, где на сцене уже стояла большая ширма.
Изюмка ни разу не видел кукольного представления, и то, что начало происходить,  его просто поразило. Он, конечно, понимал, что куклами управляют актеры, спрятанные за ширмой. Но ему периодически казалось, что куклы сами двигаются и сами говорят.

Спектакль был не очень длинный. Показывали две сказки: «Волк и семеро козлят» и «Репку». Казалось бы совсем для малышей представление. Но в классический сценарий были внесены новые сценки, все было показано с юмором, так что весь зал катился со смеху.

В общем, очень поросенку понравилось представление. Когда они вместе с Кишмишкой шли домой, Изюмка не уставал нахваливать  спектакль.
– Знаешь, что я еще подумал, – сказал вдруг Изюмка. – В «Репку» надо было поросенка добавить. Тогда бы все остальные персонажи и не понадобились. Поросенок бы один своим пятачком репку выкопал.
– Тогда бы это была сказка не «Репка», а «Хрюпка», – съязвила Кишмышка. – Вообще-то, если ты не заметил, в этой сказке главная мышка. Без нее репку бы не вытащили!
– Подумаешь! – надулся Изюмка.
– И знаешь, что? – добавила мышка, поворачивая на тропинку, ведущую к ее дому. – Кукольный театр – это для малышей. Мы вот с мамой в настоящий театр ходим. Где настоящие живые актеры играют. В дра-ма-ти-чес-кий!

Прибежав домой Изюмка швырнул в угол портфель и с порога заявил Гному Гномычу:
– Гномыч! Я в настоящий театр хочу! В дра-ма-ти-чес-кий!
Удивился старый гном. Хоть и не был он большим театралом, но надо подрастающие поколение к искусству приучать. Тем более если оно само того хочет.

В субботу Изюмка и Гномыч, одевшись понаряднее, отправились в город в Театр юного зрителя или по-другому в ТЮЗ.  Изюмка сначала стал упираться, сказав, что ни в какие ТЮЗы он не поедет, а только в дра-ма-ти-чес-кие. Но Гномыч объяснил поросенку, что ТЮЗ – это тоже драматический театр, только для юных зрителей.
– Ведь ты же еще не такой старый, как я? – добавил гном. – Значит это театр как раз для тебя.

На это поросенку возразить было нечего, и они отправились в путь. Сначала на полевом автобусе они доехали до конечной остановки на окраине города. Там они пересели на трамвай, чтобы добраться до центра, где располагался театр.
Изюмка впервые оказался в большом городе. Пока они ехали на трамвае, он во все глаза смотрел в окна. Все его удивляло. И широкие проспекты, по которым во все стороны сновали легковые машины и грузовики. И высокие дома с большими витринами. И тротуары, заполненные бегущими по своим делам горожанами.

Наконец они добрались до ТЮЗа. Тут Изюмка вообще рот открыл от изумления. Здание театра показалось ему настоящим дворцом с колоннами, барельефами на портике, арочными окнами с цветными витражами и огромной дубовой дверью.
Зайдя внутрь Гномыч предъявил билеты, которые загодя приобрел в билетной касса на улице Кузнечиков. Тут неожиданно прозвенел звонок. Изюмка даже расстроился. Это в школу они что ли пришли вместо театра? Но гном объяснил ему, что звонки звучат для зрителей, предупреждая их о начале представления. Сначала один, потом два, а после трех звонков в зал могут и не пустить. 

Сдав в гардероб верхнюю одежду, Изюмка и Гномыч прошли в фойе. Это такое помещение в театре, где зрители ждут начала спектакля. Фойе представляло собой большой зал с высокими потолками, зеркалами и портретами актеров на стенах. Посреди, напротив входа в зрительный зал на постаменте стоял рыцарь, опираясь обеими руками на огромный меч.
Изюмка с опаской посмотрел на рыцаря. Мало ли, что он задумает. Как начнет мечом махать – не спрячешься. Гном Гномыч успокоил поросенка, объяснив, что это не настоящий живой рыцарь, а только пустые рыцарские доспехи.  Да и доспехи не настоящие, а сделанный из папье-маше: костюм для какого-нибудь спектакля.

– Доспехи Ланселота для спектакля «Король Артур», – прочитал Изюмка табличку на постаменте. – Следующий раз на этот спектакль пойдем! – добавил поросенок восторженно рассматривая рыцаря.
Тут прозвенел второй звонок, и Гномыч потянул поросенка в зрительный зал. Зал театра был в несколько раз больше школьного актового зала, а сцена показалась поросенку просто огромной. Хорошо еще, что места у них были в середине зала. Если сидеть на первом ряду, то головой из стороны в сторону придется вращать, чтоб всю сцену оглядеть.

Прозвучал третий звонок, и свет на огромной люстре, свисавшей с потолка, стал медленно затухать. Зрительный зал погрузился во мрак, а сцена наоборот осветилась яркими прожекторами. Изюмка даже встал, чтобы лучше видеть. Но гном усадил его обратно, объяснив, что Изюмка мешает смотреть зрителям на следующих рядах.
И начался спектакль. Постановка по мотивам сказки «Три поросенка» в двух действиях. Гномыч специально взял билеты на любимую сказку Изюмки, чтобы тому интересней было смотреть.

Как и в случае кукольного представления в школе,  сценарий сказки был сильно изменен. В первом действии рассказывалось как поросята  Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф-наф решили жить самостоятельно и убежали из дома в лес. Там их ждало много приключений. Они познакомились с Зайцем, которому помогли обмануть Хитрую Лису. И с Белочкой, которой отыскали украденные Проворной Сорокой шишки. Заканчивалось первое действие тем, что по лесу прошел слух о возвращении Серого Волка. Этот хищник прознал, что в лесу появились поросята, и решил их съесть. И вот уже издали слышится волчий вой. Изюмка даже поежился от этого звука. Хорошо еще, что первое действие закончилось, и в зале включили свет.

– Ну что, Изюмка, – сказал Гномыч, – Чем в антракте займемся?
– В чем? – не понял поросенок.
– В антракте, то есть в перерыве между действиями спектакля. Можно сходить в музей театра, или в буфет...
– Конечно в буфет! – и Изюмка ринулся на выход из зрительного зала, чуть ли не расталкивая других зрителей.
В буфете были и разные пирожные, и молочные коктейли, и соки, и лимонад... У поросенка даже слюнки потекли. Но оказалось, что не один Изюмка решил в буфет пойти. Поросенку пришлось отстоять приличную очередь, чтобы получить свой заказ.
– Как будто они в театр поесть пришли, – ворчал поросенок, стоя в очереди.
– Как будто ты тоже, – усмехнулся Гном Гномыч. – Могли бы в театральный музей сходить. Там очередей нет.
Наконец Изюмка добыл пирожное и сок.
– Не чавкай, – строго говорил гном, когда Изюмка за обе щеки уплетал угощение, – Нужно, конечно, поторопиться, чтобы на второе действие не опоздать, но все равно вести себя нужно прилично.

Как раз перед третьим звонком успели Гномыч и Изюмка занять свои места. И началось второе действие. Тут сюжет уже был близок к классической сказке. Поросята решили построить себе дома, чтобы защитится от Серого Волка. Но ленивые Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не захотели носить тяжелые камни и построили себе дома из соломы и веток. Только старший брат Наф-наф не пожалел сил и возвел настоящий добротный каменный дом.
Пока поросята занимались строительством, из-за кулис то и дело доносился волчий вой. Изюмке, который разомлел после съеденных пирожных, снова стало не по себе. Уж очень вой этот напоминал вой Черного Волка, который чуть не съел его по осени у водопада.

Изюмка отгонял от себя страшные воспоминания. Но когда на сцене появился Серый Волк, поросенок даже вскрикнул от испуга. Никакой этот волк был не серый, а по-настоящему черный! И глаза у него горели зеленым цветом, точь-в-точь как у того Черного Волка! 
Изюмка заерзал на кресле.
– Изюмка, что с тобой? – прошептал Гномыч.
– Да нет, все нормально.
Но чем дальше поросенок смотрел на волка, тем сильнее у него было убеждение, что это тот самый. «Вот видишь как», – думал Изюмка, – "Мы его тогда прогнали, а он в театр пробрался! Притворился, что актер! А сам слопает поросят по-настоящему! А все будут думать, что это понарошку!"

Изюмка даже поглядел на других зрителей. Хоть в темном зале было плохо видно, но похоже никто кроме Изюмки не понимал, что происходит. Никто не видел, что волк настоящий! А волк уже разрушил соломенный домик Ниф-Нифа.
"Да он, поди, на каждом спектакле новых поросят ест!" – Изюмка даже ахнул от этой мысли.
– Измюка, что ты ерзаешь? – снова строго зашептал Гномыч. – Если хочешь в туалет, то потерпи. Надо было в антракте сходить.
Что же делать? Сердце у поросенка бешено колотилось. Даже Гномыч не понимает, какая опасность нависла над поросятами на сцене. Надо действовать решительно! Уж если один раз сумели этого волка победить, то и сейчас он, Изюмка, с ним справится!

– Я это, – вскочил поросенок со своего места, – Мне в туалет надо.
И не обращая внимания на Гномыча, поросенок стал пробираться к выходу из зала, то и дело наступая на ноги другим зрителям. А волк уже сровнял с землей домик Нуф-нуфа, сделанный из веток.

Мысли в голове поросенка неслись как сумасшедшие. Но когда он выскочил в фойе, у него был готов план. Изюмка подошел к рыцарю, потянулся вверх и вырвал из его рук меч. Меч на удивление оказался не очень тяжелым. Он не железный, а деревянный, понял поросенок. Просто покрашен серебряной краской. "Ну ничего", – решил Изюмка, – "Я и таким мечом устрою волку веселую жизнь!" И поросенок, зажав меч, ринулся обратно в зал. Он не оглянулся даже когда рыцарь, лишенный опоры в виде меча, с грохотом развалился на части.

В это время волк пытался разломать каменный домик Наф-нафа. "Успел!" – подумал Изюмка и с воплем взбежал на сцену. С криками "Будишь знать, как поросят обижать!", Изюмка стал гонятся за волком осыпая его ударами меча. Из домика появились Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф-наф.
– Давайте ребята! – крикнул им Изюмка, еще раз треснув волка мечом по голове, – Загоняйте его на меня!

Но три поросенка попытались отобрать у него меч.
– Ах, вы, значит, за него! – свирепо прохрюкал Изюмка. – Так тоже получайте!
И Изюмка стал отвешивать удары не только волку, но и всем трем поросятам. В зале поднялся шум. Зрители не могли понять, происходит все по сценарию или нет. Только когда на сцену поднялся Гном Гномый, удалось разоружить и утихомирить Изюмку.

Через полчаса Изюмка, понурив голову, сидел в кабинете директора театра. Спектакль кое-как доиграли, зрители разошлись, но Гномычу, а главное Изюмке надо было извиниться за все произошедшее.
– Ну и устроил ты сегодня шоу, – строго сказал директор театра.
Поросенок виновато вздохнул.
– Я думал, что это настоящий волк, – тихо прохрюкал Изюмка. – Я хотел поросят спасти...
– Значит, не плохо мы играли, – сказал актер, потирая здоровенную шишку на лбу (это он играл волка), – Раз кое-кто принял все за чистую монету.
Поросенок снова вздохнул.
– То, что ты, Изюмка, поросят хотел спасти – это хорошо, – добавил директор. – И то, что волка не испугался – тоже хорошо. Вот только прежде чем решительно действовать, надо все хорошенько обдумать. Доспехи мы, конечно, соберем, и шишки у актеров заживут. Но на будущее, Изюмка, думай, а уже потом делай. Иначе таких дел можно насовершать, что так просто не исправить. А если не уверен, что делать, то нужно у старших товарищей посоветоваться.
Когда гном и поросенок ехали обратно домой, Гномыч, хитро сощурившись, спросил:
– Ну, понравилось тебе представление?
– Понравилось, – вздохнул Изюмка, – Я бы еще раз в театр сходил. Теперь то я понимаю, что там все понарошку.
– Ну чтож, – улыбнулся Гном Гномыч. – Тогда мы еще раз обязательно сходим. Главное, чтобы в спектакле волка не было.
 


Рецензии