Эльза

               
…Её нашли в тайге раненой и больной. Зачем её, волчицу,  взяли с собой и вылечили, мне никто не может объяснить до сих пор.
 Днём Эльза была на привязи. Цепь крепилась кольцом к проводу, это давало Эльзе свободу бегать по всему двору.
Ночью же Эльза охраняла двор без поводка...
Эльза – огромное серое существо с умными глазами.
Она никогда не лаяла, как это делали другие собаки, даже почти не рычала, да и зачем?
Если к калитке подходил чужой человек, Эльза первой выходила  встречать гостя.  Положив на калитку  передние лапы, она становилась вровень с взрослым человеком, что давало ей возможность  внимательно глядеть гостю в глаза. Никто и никогда не проявлял неуважения к нашему сторожу.
 Мы с братом любили играть с Эльзой. Она даже позволяла покататься  на себе верхом.
 Мы садились на Эльзу и ездили до тех пор, пока эта забава ей не надоедала.   Устав возить нас, она просто ложилась на траву во дворе, и тогда сдвинуть с места её уже не выходило…
Если же она уставала от нашего внимания, то просто слегка приподнимала верхнюю губу, без рычания показывая зубы. С этого момента Эльзу оставляли в покое. 
У Эльзы была одна страсть: она очень любила вещи из кримплена.
Кримплен был тогда в моде, от чего в большой цене и в дефиците. Сейчас трудно себе представить, что какую-то вещь практически невозможно было купить. Кримплен был из таких вещей.
Увидев на маме юбку из кримплена, Эльза просто влюбилась.  Она влюбилась в юбку.  Она сразу подошла к маме, долго обнюхивала и осматривала юбку, пока мама вынимала из сумки всякие разности, что привезла из города, и вот... 
Назавтра всё постиранное бельё висело на своих местах, на бельевых верёвках во дворе, не было только юбки из кримплена. Вечером мама собиралась в гости, понятно, что в доме случился переполох, все кинулись искать мамину юбку.
О том, что кто-то мог войти во двор и просто украсть, и речи  не могло быть.
Вот тогда и вспомнили о  внимании, которое проявляла к юбке Эльза…
 Мама подошла к Эльзе и строго спросила:
- Эльза, это твоя работа? 
-Ты ещё потребуй у неё отчёт, сказал отец, - глядишь, она тебе  и отрапортует.
Но Эльза повела себя не так как обычно: она опустила глаза. Всем сразу стало всё понятно…

Из будки извлекли то, что ещё недавно называлось юбкой из кримплена…               
Видел ли ты, мой дорогой читатель, пояс из ткани, от которого идут полоски одинаковой длины и равной ширины?
Удивительно было то, с какой точностью и аккуратностью когтями была разрезана ткань. Думаю, что  от той точности в восторге не была только мама.
…Взрослые всегда стараются что-то менять и улучшать вокруг себя.     Что до меня, то когда я был ребёнком, всё что меня окружало в доме и во дворе, было по-своему правильным...

 Была ли правильной Эльза? Эльза была самой  лучшей! Насчёт этого у меня тогда сомнений не было,  нет и сейчас.  В детстве я не понимал, почему же взрослые, всегда с опаской смотрели на Эльзу?  Неужели из-за того, что она пила воду не так как другие собаки?    Но ведь мы  многое делаем   по-разному, как сумели научиться. Я до сих пор не научился свистеть в два пальца, тут у каждого свои таланты…

 Случилось это ночью. Трое плохих людей хотели украсть с нашего  двора тяжелый мотоцикл с коляской. Зная, что Эльза не станет лаять, они ждали, пока она подойдёт к калитке изнутри и  обопрётся на нее передними лапами. И тогда один из них выхватил нож, просунул руку между штакетинами и ударил Эльзу в живот…
Трудно себе представить, что было потом, но из проникших  во двор воров уйти смог лишь один…

 Когда настало утро, всех разбудил истошный крик мамы.
 Мы кинулись во двор, и глазам предстала страшная картина. В углу гаража сидели двое - с окровавленными руками и ногами. Глаза этих людей были полны животного страха.  Ничего внятного они не могли сказать, один вообще только мычал и заикался. Рядом, повернувшись к ним, лежала раненая  Эльза. Иногда, с большим трудом, она открывала глаза и, убедившись, что воры на месте, закрывала их.  По двору были разбросаны  части внутренностей Эльзы; большая часть из них  лежала рядом с Эльзой. Наверное, она так и бегала за ворами по двору, превозмогая боль, волоча внутренности за собой…
Через некоторое время приехали милиционеры и врачи, но воров смогли увезти лишь тогда, когда мама попросила Эльзу отпустить их.
Мама - ветеринарный  фельдшер, но даже без её объяснений мы все понимали, - Эльза  умирает.
 Она ушла от нас около обеда. Ушла тихо,  просто перестала открывать глаза…

Возможно сейчас, в прошествии трёх десятков лет, я смог бы понять, о чем говорили глаза Эльзы перед смертью.  Но тогда  я просто плакал навзрыд. Я вдруг  ощутил, что теряю очень важную часть своей жизни. Ту часть, которая  казалась обыденной и естественной, но понять  цену и важность которой смог, только потеряв ее…
      


               
                Макар Отрадный.(МОт.).


Рецензии