Сила слова Ч. 3 гл. 23

И так, я стал трудником. Трудник – это временно проживающий и работающий при монастыре или ските, человек. Проживая там, трудник работает на добровольной и бескорыстной основе, “Во славу Божью”. Я с удовольствием выполнял трудовые послушания, которые в скиту были связаны с хозяйственной деятельностью. Вместе с насельниками (желающие постричься в монахи) мы заготавливали дрова для отопления храма, уголь для тепла в кельях, обрабатывали скитский огород и сад, ухаживали за малочисленными  домашними животными.


Я также раз  в неделю нес послушание трапезника: готовил ужин, мыл посуду. Я стал учиться резьбе по дереву и вскоре очень преуспел в этом интересном ремесле. Дисциплина скита совершенно не была мне в тягость, я с радостью исполнял послушание, предвкушая вечернюю беседу с Отцом Иоанном, с этим  мудрым наставником и уникальным человеком.


- Ну, как дела, сын мой? Сильно устаешь? – как-то спросил он меня.
- Отец Иоанн! Если сравнивать то, как я работал на приисках или в старателях с моим послушанием, то я нахожусь на отдыхе. Можете загружать меня еще большим послушанием.
- Твое усердие – похвально, сын мой! – он снисходительно улыбнулся.
- Скажите, Отец Иоанн! Что вы обо мне думаете?
- Ты похож на ребенка, которому дали несложное домашнее задание и он не упускает случая, чтобы похвалиться своими успехами!
- А почему, вы не дадите мне настоящее задание?
- Будет тебе предложено задание, нелегкое, оно называется – испытание. Но, как и для каждого плода требуется время для созревания, то и тебе надобно созреть, чтобы сорвать плоды смирения, покаяния и принятия. Только строгим постом и молитвой можно лечить душу и обуздать гордыню. Гордыня похожа на пустой колос пшеницы, тянущегося вверх. А полный колос, головой уходит вниз – это и есть смирение…


Потихоньку я стал читать молитвы и был удивлен, что нет надобности учить их наизусть. Как сказал Отец Иоанн - <<Молитвы доходят до души человеческой и пишутся там сами>>. И в самом деле, они осели в моей голове без заучивания, а ежедневным прочтением. Но по-особенному, я начинал чувствовать каждое слово в 9 вечера, в час молчания, когда бил колокол, все расходились по своим кельям и наступала таинственная тишина – весь скит молился…
Эту тишину невозможно было не услышать: от одновременной, душевной  молитвы стольких людей, таких глубоко верующих, этот тихий, кроткий, не слышимый ухом шепот наполнял воздух таким электричеством, что слышно было потрескивание, словно Божественный  электрогенератор запасается электричеством под завязку.


Вскоре, я поймал себя на мысли, что с тех пор, как я пришел на скит, меня ни разу не побеспокоили ночные кошмары, регулярно мучающие меня.
Ежедневно я читал Библию, но и как каждый ребенок, вставший на путь познания, я задавался бесконечным количеством вопросов. Многого я не понимал: одна притча могла противоречить другой, чудеса, совершаемые Спасителем, отдавались в моей голове детским недоумением, простота языка в моем восприятии, звучала неубедительно.
Как-то, во время нашей откровенной беседы я спросил:
- Отец Иоанн! Многое мне не понятно в Библии.
- А Священное Писание познается не умом, а сердцем, сын мой!
- Но вот, скажите! Если Христос одним только желанием, дважды накормил стольких людей хлебом и рыбой во время своей проповеди, то почему он не делал это всегда? Ведь нищих и голодных было достаточно!
- Не хлебом единым сыт человек, слышал? Люди приходили бы не за Словом Божьим, а за бесплатным хлебом!
- Отец Иоанн! Я должен вам признаться: я стараюсь понять Библию сердцем, но откровенно говоря, не получается. Что-то внутри меня сопротивляется.
- В каждом из нас живет грех, заложенный в нас от рождения – бунт против Бога.  Мы с легкостью отвергаем очевидное и ясное, а в явную ложь готовы верить, лишь бы она нам была удобна, лишь бы она помогла нам не принимать истину, для познания которой нам нужно приложить много усилий над своим “Я”. Сын мой! А ты знаешь, почему Бог изгнал Адама и Еву из рая? Вот за этот бунт, за непослушание!
- Но он сам сказал им - <<плодитесь и размножайтесь>>. Вот они и решили следовать сказанному.
- Они пребывали в раю, были обеспечены всем, им не нужно было работать в поте лица, сады Эдема были к их услугам. Запрет Бога касался одного единственного дерева – в нем была скрыта степень веры в то, что наказал им Господь, их преданность Создателю и добровольное смирение, основанное на свободной воле. Ослушание Бога сделало их смертными. Ведь первичный замысел бессмертия и максимально близкого к Богу существования был Им заложен в самой идее сотвореня человека. Эти двое наши прародителя, ослушались Бога и взамен всего получили мытарства жизни и смерть!

- Но, одно лишь единственное ослушание, разве заслуживает такого сильного гнева?
- Все дело в том, что первозданные люди пребывали в постоянном богообщении, наслаждаясь  близостью с Ним. Эта греховная порча, вошедшая вследствие первородного греха в человеческую природу, т.е. во все человечество, привела их из состояния богоподобия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху. Оно привело к потере человеком первозданного блаженного состояния  единения с Богом, отпадению от Бога и ниспадению в нижеестесственное греховное состояние. Они подтвердили один из суровых законов Вселенной – один грех порождает другой: первый – бунт против Бога, второй – грехопадение.

Пошла цепная реакция – ослушание, грехопадение, обретение тленного тела, вместо бессмертного, невозможность уже с этим телом пребывания в Эдеме, изгнание из
него, пребывание вдали от Бога Создателя, что и является смертью. Смерти
телесной, предшествовала смерть душевная. Ведь, если Бог – есть Жизнь, т.е. - бессмертие, то удаление от Жизни – есть Смерть! Сын мой! Адам ведь мог не
грешить, он имел самовластие, т.е. свободную  волю, свободу выбора и мог стать неудобопреклонным ко злу. Он изменил своему предназначению, отпав от блаженного единения с Богом, он лишил себя, причем добровольно, обитающей в нем Божественной благодати. Слово падение, означает утрату некой высоты, потерю возвышенного состояния, что для человека означало Жизнь в Боге!

- И что? Нет никакого выхода?  
- Освобождение от власти первородного греха происходит в таинстве Крещения – в духовном рождении. Но об этом, потом. Сегодня ты сказал, что стараешься понять Библию сердцем. Сын мой! Ты сейчас похож на младенца, начинающего познавать мир. Если младенец не умеет говорить, это не означает, что в его маленькой головке нет вопросов. Эти вопросы видны в его широко открытых, полных удивления и восторга глазах. Однако, существует нечто, без чего его уже ничего не интересует – это молоко матери! Апостол Петр пишет: "Отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь”.


 Отец Иоанн на миг прервал беседу, как бы помогая мне переварить все, о чем он говорил.
– Ты знаешь, что находясь на смертном одре Вальтер Скотт попросил своего друга:
”Пожалуйста, почитай мне Книгу”. “
Какую книгу?”- спросил тот. “Разве ты не знаешь? Она лишь одна”,- был ответ. Речь шла о книге, которая единственно и может называться Книгою, потому что в том смысле, в каком эта Книга является книгою, никакая другая книгою не является. Ее особое положение подтверждается и тем, что у нее даже нет нужды в названии – она так и называется – Книга , т. е. – Библия. 


Пока Отец Иоанн рассказывал о Библии, я вспоминал свои чувства во время ее прочтения: во мне и в самом деле мелькали злоба и лицемерие, неприятие и отвергания, а иногда и внутреннее ликование, при обнаружении противоречащих друг другу отрывков, при прочтении этой Книги.
Видимо, заметив мою задумчивость, Отец Иоанн спросил:
- Если тебя утомила сегодняшняя беседа, то ты можешь идти к себе.
- Нет–нет, что вы Отец Иоанн! Я, как раз думал о том, о чем вы говорили. Я бы хотел узнать историю сотворения Библии.


Глаза Отца  Иоанна загорелись, он воодушевился:
- Библия – это не одна книга, а целая библиотека. В большинстве своем эти книги написаны разными людьми, около 40 авторов, пишущих на 3-х языках – еврейском, арамейском и греческом, а территориально живущих на 3-х континентах – Европа, Азия и Африка. Это были цари, вельможи, военачальники, ремесленники, виночерпии, раввины, врачи, историки, даже пастухи и военнопленные. Апостол Петр был рыбаком, а апостол Павел – сборщиком налогов. Это  были люди разных профессий, разного интеллекта, живущих в разных странах, говорящие на разных языках, не знающие друг друга, а зачастую не подозревающие о существовании друг друга, более того живущие в разное время. Временные отрывы друг от друга составляют где-то сотни  лет, а где-то от 1500-2000 лет. Удивительно, что все эти книги, объединены в цельное произведение в абсолютном значении этого понятия. У нее есть одна тема – грешное человечество получило спасение милостью Божией. Представь  какое-нибудь произведение, состоящее из деталей, которые сделали разные  люди, в разное время, в разных местах, и тем не менее, единое произведение. 
Согласись, ведь представить не легко. В ней одно действующее лицо – Христос, Спаситель этого человечества!


 Отец Иоанн, увидев нескрываемый интерес в моих глазах, улыбнулся и с детской непринужденностью продолжил: 
– О ней говорят разное: собрание еврейского фольклора; она написана одними
людьми, чтобы дурачить других; кто-то утверждает, что это сборник мудрых мыслей, написанный в назидание потомкам; многие утверждают, что в ней зашифрована тайная мудрость людей, достигших особого просветления и, не просветленным не дано ее понять… Многие сражались против Библии, привлекая лишь больше внимания, создавая шум, и тем самым помогая Писанию больше утвердиться. Большое количество критически настроенных великих умов, пытались опровергнуть выдумки религиозных фанатиков.


 Эти интеллектуалы постоянно расшибали свои лбы о Библию, пытаясь доказать Ее ложность. Чем больше эти люди искали свидетельств против Нее, тем больше обнаруживали доказательств Ее истины, а в результате сами становились убежденными глашатаями Книги. Ничем нельзя объяснить существование этой книги, кроме, как откровением Творца. В ней было сказано обо всем этом: чем больше доказательств и свидетельств истины, тем с большим сомнением к Ней относятся и сильнее Ее отвергают. Ты спросишь – “Почему?” вспомни начало нашего сегодняшнего разговора – бунт против Бога – первородный грех!


- Я слушаю вас, Отец Иоанн, и думаю, какое-же невероятное количество гениальных произведений и шедевров было навеяно титанам искусства именно Библией!
- Способность  человека к творчеству является отображением творческой способности самого Творца. Человек не может творить, как Бог, из ничего. Но он может творить из материала, созданного Творцом, а материалом для него служит вся земля, где он господин и хозяин. Мир не нуждается, чтобы человек улучшал  его, сколько сам человек нуждается в приложении своих творческих способностей для уподобления Богу, т.е. творить и созидать, а не разрушать. И не только касательно искусства.
Большинство народов  мира имеют свою письменность лишь потому, что те, кто уже читали Книгу, хотели, чтобы и другие прочли Ее. Позже было напечатано множество других книг и книжек, в том числе критикующих Книгу. Но, уже то, что они вышли в свет, свидетельствует о значении Книги. Когда-то и я, сын мой, был одним из тех жалких экспериментаторов, увлеченным революционными веяниями безбожья, кто был уверен в нецелесобразности написания этого фолианта. И откровенно говоря, первое, что меня потрясло в процессе ее понимания было – уникальность Библии менять человека к лучшему. Кстати, это признавали даже атеисты, хотя их сказки не помогли людям стать лучше. Но, не буду судить, всему свое время. Верю, что придет пора, когда снова в нашей стране будут славить Бога!
- То есть, Союза не будет? – удивился я.
- Не ведаю подробностей, но знаю точно – все вернется на круги своя!
 


 Наступило 9 вечера, час молчания и общей молитвы, пробил колокол и я пошел в свою келью.
От всего, что я узнал  о Библии от Отца Иоанна, на меня нашло какое-то особое вдохновение. Закончив молитву, я взял  в руки Библию и мне показалось, что взял я ее впервые. Раньше, я относился к ней, как к старинной рукописи, читал Ее, как мудрую книгу. Непроизвольно я прижал Ее к груди и почувствовал странное биение собственного сердца.


Многое стало открываться мне. Вначале Библия крайне удивила меня тем, что в ней были описаны данные, еще не известные людям тех лет. Только спустя тысячи лет, с развитием науки и техники, в результате тщательный исследований и гениальных открытий, люди узнали о естествознании, о чем в Библии было сказано изначально: Земля круглая, она свободно висит в пространстве; звезд на небе несчетное число (хотя до открытия телескопа было известно о 1500 звезд); воздух имеет вес; жизнь  обеспечивается кровообращением; Луна и Солнце разнятся в размерах; земная кора находится в равновесном состоянии; на Земле существуют разные часовые пояса; круговорот воды в природе.
Поразило и следующее – каким образом в Библии оказались сведения о бактериях и инфекционных заболеваниях за 3,5 тыс. лет до открытия их человеком? Там были описания основ гигиены и эпидемиологии.


Наши беседы с Отцом Иоанном продолжались  в новом русле: уже не философские измышления, а толкование Писания и попытки оценки Божественной Мудрости  и Откровения. Я начинал осознавать, что Бог определяет ценность Библии не потому, что она Истина и поэтому полезна, а полезна, потому что она – Истина!


Пребывание на ските и ее упорядоченность способствовали новому периоду моей жизни. Я ни на минуту не забывал о тех, кто остался там, далеко: я также продолжал скучать, также пересматривал имеющиеся фотографии, также ежедневно вел свой дневник. Но, насколько я старался восстановить в своей памяти лицо Ники, которое постепенно(нет, не стиралось, но, как в кадре) удалялось, настолько желая отдалить от себя образ Сергея, я понимал, что он становится все четче и четче, приближаясь все ближе и ближе.


 Мама Сойжима дважды посетила меня. Ее приход становился событием для меня. Она приносила вести от дяди Саши, как мы с ней и договаривались. После первого сына у Кольки и Кати родилась двойня – мальчик и девочка. Колька руководил отделом в нашем НИИ, а Катя стала заведующей поликлиники. Еще давно Колька мечтал иметь машину и, лет 5 тому назад дяде Саше каким-то образом удалось за бесценок предложить ему новую “шестерку”, о происхождении которой Колька, Слава Богу, не догадался.


Дядя Саша писал, что Ника все еще  одна,  растит Сергея, защитила диссертацию и теперь заведует лабораторией. Мне было достаточно знать, что у всех тех, кто мне так дорог и ради которых я живу, все в порядке и они живы и здоровы...
   




                ( ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ )
http://www.proza.ru/2018/02/12/801


Рецензии