Медовый край

«Кто пчеле рад, тотбудет и богат»

«Спасибо вам за восковые свечи,
Спасибо за прополис и за мёд!
Сегодня, в этот день и в этот вечер
Страна вам уваженье отдает».

К строкам Агнии Барто  хочется добавить: спасибо их величеству – пчелам –  за то, что  именно благодаря им задолго до сооружения городов-крепостей и валов Белгородской засечной черты началось хозяйственное освоение наших мест.Черноземье издревле было богато на степные и лесные участки с девственной природой, а также бортные ухожаи — естественные пасеки на нетронутых земледельцем полянах и переполяньях, окруженные лиственным лесом или перелесками.  Пчелы в изобилии водились в дуплах вековых деревьев, окружавших поляну, и снимали мед с роскошных, иногда в рост человека, цветущих трав. Эти места облюбовывали бортники – люди, добывающие дикий мед. Постоянно жить здесь не приходилось. Ухожаи находились далеко от Воронежской крепости и были открыты для набегов крымских татар и ногайцев. Поэтому промысловики наведывались сюда временами, укрываясь от возможных  набегов недобрых соседей в лесах, оврагах и болотистых местах.Таким образом, можно с полным основанием говорить о том, что начало хозяйственному освоению нашего края положили бортники.

Из архивных документов узнаём, что на 1615 году служилым людям Воронежа и его окрестностей, были отданы на откуп угодья практически всего Красненского района в его нынешних границах.  Северная часть района  входила в Потуданский ухожай, территория  которого  охватывала прибрежье Потудани  и уходила  на юг по  притокам – речкам Буровлянке  и Красный Колодезь – вплотную  к современным сёлам Лесное Уколово и Красное. Терновской (Терновой) включал огромный лесной массив  от Дона  до сегодняшнего села Круглое.Южнее его  был ухожай «Иловский лес с речками Ольшанкой и Сосенкой».  Сохранилось имя  откупщика  Потудонского ухожая – Прокофий Шишкин.В документе  говорится, что  использование  ухожая  он оплатил казне  16 –ю  с половиной пудами  мёда, а  остальную часть деньгами.

Во второй половине 17-го века,после массового заселения нашего края, помимо  потребности в мёде  возникла  потребность и в воске для изготовления свечей: в 1710 году  у нас действовало 11 церквей. Появление постоянного населения  меняет  и способ  получения меда:  бортничество уступает место пасечному пчеловодству.  Этим промыслом занимаются  все слои населения - крестьяне, дворяне,  духовенство. Растет число пчеловодов, увеличивается количество имеющихся у них пчелосемей. Например,  в описании села Ново-Уколова  в 1872 году сказано, что здесь очень мало владельцев пасек и редко чья пасека насчитывает  20  и более колод. А уже к 1888 году  в Ново-Уколово насчитывается 43 пасеки  с 1166  колодами пчёл. В хуторе  Разиньков на двух жителей приходилось 210  колод. Всего же  к 1888 году на территории  нынешнего  Красненского района   только у крестьян было   494  пасеки  с 13644  пчелосемьями. Если же прибавить к ним пасеки дворян  и духовенства,  то количество пчелосемей следует увеличить  почти  на четверть.
 Судя по статистическим данным, первенство  по  пчеловодству на 1888 год  занимали сёла Расховец – (47 пасек  с 1337-ю  сколодами) ,Ураково ( 40 пасек с 1212-ю  колодами) и  Ново-Уколово  (43 пасеки с 1166-ю колодами). Напротив, в  Готовье  было  всего 4 пасеки с 73–мя  колодами.

 Массовое занятие  пчеловодством  привело  к  созданию в 1915 году в  Красном  первого в  Воронежской губернии общества пчеловодов. Основателем и председателем общества стал  священник Ильинского храма отец Дмитрий (Дмитрий Михайлович Александров). При обществе   создали  библиотеку,  оно регулярно проводило  двухнедельные курсы для пчеловодов, закупило сдаваемый в аренду инвентарь. Причастны  красненцы и к созданию  в Санкт-Петербурге первого в империи  общества Русского  пчеловодства. Его соучредителем в  1891 году, а затем и председателем  до  1917 года  был уроженец села Красное сын священника Ефим Николаевич Сланский. На момент создания общества он занимал должность директора центральной бухгалтерии Государственного банка Российской Империи. Позже Сланский возглавил этот банк и руководил им вплоть до Октябрьской революции.
 В народе говорят: «Кто пчеле рад, тот будет и богат». Красненцы помнят об этом. Они не растеряли четырехсотлетних традиций пчеловодства. Практически   в каждом  населённом пункте  есть пасеки,  на  ярмарках  и  выставках  красненский мёд  всегда  на почётном  месте.

На гербе  Красненского района  орешки окрашены в  золотой цвет,  как бы вбирая  цвет  золотого  воска, золотого мёда  и золотой пчелы. Думаю,  что и пословицей «трудолюбив, как пчела» можно охарактеризовать каждого жителя района.


Рецензии