По мосту в былое

       ПО  МОСТУ  В  БЫЛОЕ.         
               

     Деревянный мост построенный в центре Бачат в 1878 году приезжим инженером из Петербурга, простоял до начала 60-х годов двадцатого столетия. Его разобрали по причине морального и технического несоответствия новой эпохе. Заложенная проектная грузоподъемность перестала отвечать требованиям современных автомобилей, чей тоннаж превышал 3,5 тонны. Новый железобетонный мост построили рядом, чуть выше течения. Соорудили его быстро, но и простоял он  втрое меньше старого, встав на капитальный ремонт, который растянулся аж на 15 лет!
     Я хорошо помню старый мост: массивные перила, мощные лиственные сваи, стоящие то под углом, то вертикально в центре и по краям. Сваи упирались в берег, но и в середине моста, наподобии вытянутого вверх противотанкового ежа из бревен, стояла центральная опора, проще говоря, «бык». Он был огражден массивным волнорезом, острым концом направленный против течения. Во время весеннего половодья волнорез предохранял центральную опору от льдин. Не думаю, что этот мост воплощал в себе смелую инженерную мысль или какую-либо конструктивную особенность. Он был прост, но надежен.
      Мост был целиком смонтирован из лиственницы. Причем бонимент бревен был не менее 30 сантиметров в поперечнике. Настил моста представлял собой два ряда уложенных по ширине и длине лиственных бревен. Поверх их были настелены мощные плахи, также из лиственницы. Кроме того на мосту с двух сторон высились арки, вроде триумфальных ворот. Арки простояли, как припоминают старожилы, до 30-х годов. В праздники их наряжали гирляндами из цветов и хвойных веток, в советские времена украшались красными флагами и транспарантами.
      Глубина воды под мостом, как уверяют жители, во все времена превышала три метра. В детстве я частенько наблюдал, как взрослые парни ныряли с моста вниз головой. Некоторые отчаянные вставали на перила и сигали вниз головой оттуда. Мне этот старый мост памятен тем, что в тридцатые годы мой дядя Иван, старший брат отца, сбросил оттуда в воду свою ухажерку вместе с парнем, с которым ухажерка прогуливалась рука об руку по мосту. Дядя был в то время в подпитии и когда ему сказали, что любимая подруга гуляет с чужим, то шибко осерчал. Он пришел на мост и сбросил обоих в воду. Надо сказать, что дядя Иван был росту под два метра и широк в плечах, к тому же слыл в селе за отчаянного хулигана и драчуна. Он ушел веселиться или тоску-кручину избывать в Дом культуры. Вскоре за ним пришел милиционер, арестовывать за хулиганство. Дядя Иван опять осерчал и, отобрав у милиционера револьвер, взял стража порядка под мышку и потащил сбрасывать с моста. По дороге дядю остановила конная милиция, его скрутили и бросили в местную каталажку, кстати, построенную еще в начале 19-го века. Дядю все-таки осудили и дали два года за сопротивление властям. Перед началом войны он освободился и ушел на фронт в первые месяцы 1941 года вместе с отцом, моим дедом Никитой Ильичом. Дед мой прошел всю войну и закончил ее в Берлине, где расписался на одном из домов и вернулся в Бачаты в целости и сохранности. А вот дядя Иван по сей день числится без вести пропавшим. Он окончил школу младших офицеров и в должности командира взвода был брошен защищать Сталинград. Последнее письмо от него было в декабре 42-го года, где он сообщал родным, что завтра они переходят в наступление… Больше никаких известий от него и о нем не поступало, несмотря на все запросы в разные инстанции моих родных в послевоенные годы.
      Вероятно, читатель задаст резонный вопрос автору: а стоило писать в историческом очерке о мосте, который в данный момент не представляет архитектурной и исторической ценности? Конечно, мост не храм Покрова на Нерли, но только из уважения к памяти приезжего инженера, оставившего заметный след в истории Бачат, пишу о мосте, больнице и намерен написать в следующих очерках о якобы построенных им трех домах, которые стоят по сей день. Выбранный мной жанр исторического очерка близок по форме к литературному, нежели к газетному, поэтому предпологает некоторую вольность в интерпритации того или иного события или факта, не искажая сути. Повторюсь, что сведения по истории Старобачат довольно скудны, и людей реально помнивших, покрытых мглой времени событий, не осталось. Приходится опираться на воспоминания тех, кому довелось слышать о чем-либо от своих отцов и дедов. Приходится трактовать события, применяя аналогию общего развития сельских поселений, известной нам по учебникам истории и исторической беллетристики.
       Когда мост был построен, то, разумеется, было торжественное открытие его. Я совершенно не знаю, как  происходило это торжественное мероприятие, но полагаю, что мост вначале освятили святой водой, а затем происходило испытание. Инженер, с обнаженной головой, стоял под мостом, а над ним проезжал конный обоз, груженный многопудовым грузом – такова была традиция в те времена. Обоз благополучно переехал мост и под ликующие крики жителей инженер поднялся наверх и, конечно же, принял стопочку в честь удачного завершения строительства. Я полагаю, что был и банкет с участием волостного, уездного, а может быть, и губернского начальства. Визиты высоких чинов на открытие чего-либо были нормой  не только в наши дни. Традиция, вне всякого сомнения, полезная и познавательная.
      Мост, как я уже сообщал выше, разобрали. Бревна и плахи пошли в дело. На месте остались торчать спиленные бревна, которых тлен не брал. Остатки свай торчат и по сей день. Особенно они заметны летом, когда река мелеет. Их при желании можно выкопать и пустить в дело. Как заверял мой знакомый, из них могут получиться хорошие столбики для забора. Лет сто простоят, поскольку столько много пробыли в воде, что задубели напрочь и гнить не будут.
     Новый мост, как я уже упоминал, простоял недолго. Наверно, его строили ударными темпами, бригадой коммунистического труда, попирая нормы и технологические циклы, во имя досрочного строительства. У него стали разрушаться плиты перекрытия. Была комиссия, укоризненно качала головой, писала резолюции, по которым выходило, что мост для эксплуатации непригоден. В середине и на въезде с двух сторон навалили кучи щебня дабы исключить случайный или преднамеренный проезд автотранспорта. В таком состоянии он простоял свыше десятка лет и только пришедший к местной власти в то время Анатолий Русских решительно взялся за капитальный ремонт моста. Он добился, чтоб мост, а также пребывающий свыше двадцати лет в долгострое, Дом культуры включили в губернатовскую программу. Он своего добился и объекты взял под свой контроль и финансовую опеку губернатор Аман Тулеев. Он приезжал в Старобачаты на открытие нового Дома культуры, но вначале заехал лицезреть мост, который уже был в стадии открытия. Было много народу, и какой-то подвыпивший мужичок крикнул из толпы, что, мол, работают, когда начальство приезжает. А нет начальства, все колом стоит. Помню,  Тулеев в Доме культуры начал свою пламенную речь об этом мужичке и сказал, обращаясь к главе поселка Русских: мол, отчасти мужик прав, но он не верит, что мост откроют.Вы, мол, пригласите его персонально на открытие моста и стакан водки ему налейте. Пусть выпьет за здоровье строителей. Не знаю, исполнил ли Анатолий Анатольевич пожелание губернатора или нет. Впрочем, это уже неважно. Мост функционирует, Дом культуры тоже. Я не исключаю, что в будущем эти два объекта, построенные в Старобачатах при содействии Амана Тулеева, войдут в историю и на видных местах присобачат памятные таблички. Не против памятных табличек, только грустно, что таковые отсутствуют на старинных зданиях. Все-таки история заслуживает памяти, а для Старобачат, встречающего свой 400-ти летний юбилей, упоминание об исторических моментах актуально не только в письменном виде. Право, я что-то не припомню в Кузбассе сел с таким прошлым. Новокузнецк, в бытность Кузнецк, основан всего на восемь лет раньше Бачат…
               

   


Рецензии