Номенклатурные превратности. Старая площадь 6

      
     Может, кто-нибудь помнит, была в восьмидесятые годы такая общественная организация – общество любителей книги?
     Так вот, именно в эти годы я работала первым заместителем председателя упомянутой организации в Московской области.
    Очень мне не хотелось переходить на эту работу, но времена какие были? Пригласили на Старую площадь…

    Вас туда не приглашали никогда в ту бытность?
    Я думаю, что и сейчас приглашение к высокопоставленному лицу мало чем отличается от тогдашнего. Разве только еще большей «непроходимостью», простите.

    Одним словом, на каждом этаже предъявила партбилет и наконец попала в приемную.
    Секретарша – пожилая женщина, с проницательным взглядом, негромким голосом, похожая на учительницу математики. Вы ведь знаете, что хорошая секретарша это даже больше, чем сам начальник, к которому она приставлена.
    Ну, а та секретарша – не помню ее имени-отчества - пользовалась всеобщим уважением - всегда ровное настроение, всегда в курсе всего, всегда деликатна.
    Сейчас в приемных сидят красотки, подобранные по качествам, несколько отличающимся от перечисленных…

   Скрылась за тяжелой неслышно открывающейся дверью, пошла докладывать обо мне. Потом пригласила войти.

   Борисенков Василий Михайлович, второй секретарь МК КПСС, член ЦК КПСС, должна заметить внешне очень был похож на Брежнева – крупный, с густыми черными бровями, с медлительной речью. (Кстати, по-моему он знал, что похож на Генсек и даже как-то поигрывал этим)
   
    Скажет фразу и замолчит – вроде как проверяет впечатление. Потом вдруг спросил: «Вам неудобно сидеть?» ( Я от робости присела на краешек стула).

    Мне было сказано, что меня заметили (!) и решено было предложить такую ответственную работу как… На мои робкие попытки намекнуть, что навряд ли я достойна и смогу справиться - мне очень нравилась моя тогдашняя работа - последовало: «Сюда два раза не приглашают».

     Это был приговор. Вся моя жизнь обрисовалась этой фразой: откажешься - больше ничего хорошего в этой жизни с тобой не произойдет.
     С тех пор как я попала « в макулатуру», как шолоховский дед Щукарь называл номенклатуру, а началось это с предложения перейти с  преподавательской работы на комсомольскую, я уже не была хозяйкой своей судьбы.

      Проходило два, от силы три года, опять приглашали, видимо опять ЗАМЕЧАЛИ, предлагали новую должность. Так складывалась в ту пору жизнь каждого номенклатурного работника - от одного приглашения в «высокий кабинет» до другого.

     Вот так я перешла в разряд книголюбов по должности.
     Слава Богу, хоть книги и без того были главными составляющими, как любят говорить теперешние наши Президенты, моей жизни.

     Но здесь я задержалась на целых 13 лет!

     Председателями (почетными, для авторитета) в разное время при мне были Петр Ефимович Кряжев, ректор Орехово-Зуевского педагогического института, Дмитрий Валентинович Евдокимов, директор издательства «Московский рабочий», писатель.
     Каждый – личность, интереснейшие люди, но занятые сверх меры, изредка снисходительно посещавшие наши большие мероприятия.
    А будни, рутина – это было мое.

    Но я несправедливо называю ту работу рутинной! Были и праздники. А праздники для меня - это встречи с интересными. И вот их, этих встреч, было много.

     Пришла пора – сделать короткие зарисовки этих встреч.
   
    (Эпилог - чтобы уж совсем с этим покончить: в роковые девяностые для общества любителей книги начался период «расцвета», государственная торговля книгами развалилась, книг стало море ( если можно назвать «книгами» чернуху, порнуху, хиромантию, сонники…)

     Было впечатление, что прорвало канализационную трубу вселенского масштаба.
«По образованию я преподаватель русского языка и литературы, торговать не могу и не хочу» - объяснила я своему трудовому коллективу и «подала в отставку».

     Еще одно последнее - это уже из области превратностей судьбы: в последний год работы на книголюбском поприще мне посоветовали взять к себе заместителем Василия Михайловича Борисенкова.

     У моих знакомых был такой прикол - говорить обо мне: «Ну это та самая, у которой Борисенков замом работает!» Хороший, кстати, был зам.)



     Все статьи   из моего сайта "БАЛ ЖИЗНИ" www.allaball.ru с фотками и видео

 


Рецензии