Словами это не передать

           Осень. Вечер. На улице темно, хоть глаз коли. Дождь вот уже четвертый день льет, как из ведра. Настроение, согласно погоде,  никакое. Прокручивать, одни и  те же  воспоминания уже надоело, а они все лезут и лезут в голову, не дают забыть и бредят старые душевные раны, как будто от этого что-то изменится и жизнь вернется в старое русло. Говорят, кто старое помянет, тому глаз вон. Тогда я уже от этих воспоминаний давно должен был ослепнуть. Даже стены недостроенного дома и те  напоминают о несбывшейся мечте и бросают тебя с головой в прошлое.
   Первый опрометчивый шаг был совершен,  когда отказался от девчонки, с которой раньше дружил, и женился на другой. Мы встречались с ней только на каникулах. Она жила в другом городе, а в нашем была в гостях у бабушки. Стройная и красивая, она многих парней сводила с ума, но выбрала меня. Однажды она приехала совсем другой, не той, в которую я был влюблен. Грим на лице, как у актера, не привлекал, а отталкивал, делал ее чужой. Мало что напоминало бывшую Ларису. Скорее она походила на девицу легкого поведения. В мою душу закралось  сомнение, а что она делает в своем городе без меня?  Да и опыт подсказывал, на таких надежды нет. Как-то на танцах появилась голубоглазая  красавица и стоя в кругу среди  своих друзей я  высказал вслух свою мысль:
   - Вот  бы  такую себе в жены!
Но когда я услышал от своих друзей, с кем она уже успела побывать в  интимных отношениях, у  меня к ней интерес сразу же пропал. Во второй раз наступать на те же грабли желания не было.
            Выбрал себе супругу из своей среды. И родителей знал, и ее не понаслышке. Жена была серьезной и хорошей хозяйкой. Появились дети. Жизнь была как у всех в заботах и хлопотах, подрастали  малыши, появилось свободное время и тут над нашей семьей на фоне благополучия стали сгущаться тучи.
   Не стало хватать денег на самые необходимые продукты. Затем начали вскрываться  долги за купленные  и спрятанные в шкафах наряды на сумму ее зарплаты. Привыкшая жить без оглядки с родителями в семье с хорошим достатком,  она не могла позволить себе думать в первую очередь о детях, а  потом о себе. Зачастую стала приходить с работы подвыпившей. Уговоры не действовали. С утра - обещание, вечером - позднее возвращение в нетрезвом виде. В доме поселились гнетущая  обстановка  и  каждодневная ругань.
   Все заботы и расходы легли на мои плечи. Дошло до того, что жить не хотелось. Черту наших совместных отношений подвело ее трехдневное отсутствие в семье. Собрав семью, я объявил  о своем уходе и стал жить в недостроенном доме. Тяжелая тоска одинокого человека наваливалась всей своей тяжестью и только к глубокой ночи истерзанный организм мог отойти ко сну. Поиски женщины, с которой можно было бы до конца дней своих прожить и в горе, и в радости, только доставляли дополнительную боль израненной душе. Уже потеряв надежду найти себе настоящую спутницу жизни, узнаю о женщине, с которой меня хотят познакомить. Она живет с таким трудностями и душевными ранами, так стойко переносит их, что кажется, будто может выдержать все на своих плечах.
И судьбы наши оказались похожими. В наших семьях была общая беда - это алкоголизм.  Ко всему добавилось у нее страшное горе - смерть старшей дочери. Это меня беспокоило, думалось, не рано ли создавать совместный очаг, но знакомство откладывать не стали.  И вот мы сидим вдвоем и ведем разговор, рассказывая каждый о себе. Времени не замечали, чувствуя, как душа тянется к душе.  Я ее больше не отпустил от себя и впервые за многие годы уснул в объятьях женщины, которую искал.
 На следующий день познакомил ее со своими родителями. Удивительно легко она вошла в круг наших родственников и стала своей.
     Я научился понимать ее без слов. Как только видел ее задумчивой и грустной, знал наверняка, что ее мысли – о страшной потере дочери.  Старался, как мог, уводить ее из прошлого, учась вместе с нею жить настоящим. А когда она ухаживала за мной после операции, как за ребенком, вопрос  о правильности выбора супруги просто отпал сам собой. Была только радость, что на закате своей жизни обрел  надежного друга в лице своей жены.
    Каждый год под Пасху, мы завели порядок приводить могилки в  надлежащий вид. Обихаживаем могилы  даже  тех, кто при жизни своей обижал ближних. Пришла очередь убирать могилку ее дочери. Она  была и до того ухоженной, не заросла, времени на уборку пришлось потратить  немного. Последние штрихи – и идеальный вид надгробья тешит душу. Взгляд падает на застывшую над могилой жену. Меня будто током ударило. Сколько тоски в полных от слез глазах. Сквозь них она смотрела на портрет  своей дочери. К горлу подкатил комок, глаза наполнились влагой, всем сердцем я почувствовал ее боль.  Но отвлекать не стал, просто стоял рядом с непреодолимым желанием обнять ее и прижать к себе. Впервые почувствовал, что боюсь потерять ее, что бесконечно дорожу ею. Слезы сдержать не смог и тихо попросил:
  - Лена, пойдем домой!- и пошел первым на выход, чтобы она не заметила моих заплаканных глаз. Шел, размышляя о жизни и смерти, встречая знакомые портреты на надгробьях. Сколько среди них молодых, по самым разным причинам ушедших из жизни!
    На следующий день, занимаясь делами, то и дело ловил себя на мысли поскорее вернуться домой и сказать своей жене главные слова. Возвратившись, подошел к жене. Она сидела на диване, простая русская женщина с морщинками на лице:
   - Родная моя, как же я люблю тебя и как ты в этой жизни дорога мне.! Ничего не объясняя, я целовал ее лицо и губы. В ответ она заплакала. И это были слезы счастья, ведь рядом живущий мужчина так крепко ее любит и всегда будет опорой  ей на всю оставшуюся жизнь.


Рецензии