Я не мог по-другому

        Заботясь о людях, прошедших войну или получивших инвалидность в мирное время, государство стало выделять на них деньги, заботиться о здоровье. Их пропускали без очереди в магазинах, им выдавали денежные пособия, для них было предусмотрено бесплатное зубопротезирование. Но деньги на эти цели поступали порционно и бессистемно. Поэтому частенько в стоматполиклинике возникали конфликты. Некоторые из льготников, так и не дождавшись своей очереди, оплачивали расходы на протезирование, а главные врачи расплачивались своими нервами. Вокруг этой проблемы всегда был ажиотаж. И вот на таком  неблагоприятном фоне ко мне зашла  старушка. Про таких в народе  говорят «божий одуванчик». Худенькая, в простеньком платьице, на голове белый платок, из-под которого виднелись выбеленные сединой волосы. Лицо, изрезанное  морщинками, и глаза блекло-голубого цвета.
  -Что хотите, бабушка? - задал я вопрос.
  -Да вот, сынок, хочу зубы бесплатно вставить. -  и протянула мне наряд.
  -А документы  у Вас есть?- снова допытываюсь у старушки.
  -Сейчас, сынок, - и стала развязывать платочек. В нем она носила все документы на всякий случай.
  -Вот, нашла, - и она  протянула  мне листок, не похожий на инвалидную книжку. Руки с выступающими венами слегка дрожали. Я  взял листок в руки. Это был не документ, разрешающий бесплатное зубопротезирование. В моих руках оказалось извещение о гибели ее сына.
 Когда  я до конца дочитал похоронку, у меня к горлу подкатил комок и выступили слезы. Я встал из-за стола и обнял ее.
  - Сделаем, бабушка, обязательно сделаем!- заверил я ее.
 В извещении о смерти ее сына стояла дата 9 мая 1945 года. Как представить, чем измерить её горе? Я мог только понять и помочь. По-человечески, по-сыновьи. И даже спустя  много лет этот случай нет-нет да напомнит о себе и о том, какой порыв души вызвал у меня, родившегося уже после войны. И ее белозубая улыбка по окончании работы стала мне самой дорогой наградой, которую заслужил в своей жизни. А ведь тогда я просто не мог поступить по-другому.          


Рецензии