Немецкие новаторы. Творческая деятельность группы

       В этой статье речь пойдёт о немецкой группе из Дюссельдорфа под названием «Neu!». За недолгое время своего существования, которое характеризуется интервалом с 1971 по 1975 год, группой были внесены некоторые новаторские идеи, которые повлияли на развитие таких стилей музыки как индастриал, эмбиент, нью-эйдж, электронная музыка. Коллектив также был в числе кумиров у таких музыкантов как Дэвид Боуи и Брайан Ино. Но обо всём по порядку.
       Коллектив был основан в 1971 году двумя бывшими музыкантами другой легендарной в будущем, а на тот момент андеграундной группы «Kraftwerk» Клаусом Дингером и Михаэлем Ротером. Причиной ухода из группы музыкантов был конфликт с их лидерами Ральфом Хюттером и Флорианом Шнайдером по причине джазовой направленности Клауса и Михаэля. В итоге, после ухода из группы Дингер и Ротер основывают коллектив под названием «Neu!» что в переводе с немецкого означает «новый». На момент создания группы Михаэлю был 21 год, Клаус был на 5 лет старше. У обоих за плечами было несколько лет музыкальной карьеры. Название Neu предложил Клаус – оно означало и новое музыкальное направление, в котором будет продвигаться группа и также это было сделано с целью рекламы, поскольку это название было главным лозунгом рекламных кампаний в Германии на тот момент. Клаус даже удивлялся, что никому до этого не пришло в голову так именовать свой коллектив.
       Свою первую пластинку Клаус и Михаэль записали в августе 1971 года всего за четыре ночи. Причина записи в столь позднее время была по экономическим соображениям, поскольку студийное время ночью было дешевле, чем днём. Музыкантам в студии очень здорово помогал известный звукоинженер Конрад Планк, который также работал с Марлен Дитрих, немецкими коллективами «Can» и бывшей командой музыкантов «Kraftwerk». Сам Конрад был родом из Кёльна. Альбом был составлен без всякой подготовки, происходила чистая импровизация. Это удивительно, если учесть, что музыка звучит довольно упорядоченно и последовательно. На пластинке музыканты продемонстрировали свои новаторские идеи и прежде всего это создание Дингером специфического ритма под названием «моторик» - он характеризуется пульсирующим ритмом, который практически не меняется и подкрепляется простой партией бас-гитары. В дальнейшем подобный ритм возьмёт на вооружение группа «Kraftwerk» и продемонстрирует его на своём знаменитом треке «Autobahn» 1974 года. Можно сказать, что со стороны этой группы данный ритм будет лишь элегантным переосмыслением этой новаторской идеи Дингера. Большинство треков на альбоме медленные и тягучие, сделанные в стиле эмбиент, психоделическая музыка, индастриал и электронная музыка.
        Открывает полотно вещь «Hallogallo», ставшая визитной карточкой коллектива. В ней впервые Дингером был продемонстрирован так называемый «моторик-бит». Также имеют место красивые гитарные ходы Ротера. Вещь немного монотонная, но в чём-то утончённая и изящная.
       В «Sonderangebot» заслуживают внимания эксперименты Клауса на инструменте кото (японское банджо). Оригинальная вещь.
       Вторая визитка альбома «Jahres;bersicht (Part Two): Negativland», где также был продемонстрирован знаменитый «моторик-бит» Дингера.
       После выхода альбом был тепло встречен публикой и критиками. Стоит упомянуть обложку альбома, на которой на белом фоне красными буквами было косо написано название группы – данную обложку можно было перепутать с рекламой стирального порошка. Подобный приём дизайна обложки альбома был заимствован с пластинки группы «Dom» 1970 года выпуска под названием «Edge Of Time». Было продано 30 тысяч копий альбома, что было очень хорошим результатом для исполнителей краут-рока в Германии. К тому же, британская пресса переключила своё внимание в сторону немецкого краут-рока, и ожидало от Клауса и Михаэля продолжение сочинения так называемой «странной музыкой». Давление на музыкантов стало усиливаться.
         В конце концов, музыканты поддались этому давлению и заперевшись в студии стали работать над записью второй пластинки. По окончании работы над первой стороной альбома, они узнали, что у них закончились деньги, по причине сокращения бюджета на пластинку. Музыканты были в ярости, они просто не знали, что делать в таком положении. В итоге им пришла мысль сократить количество композиций на второй стороне путём разложения двух композиций «Neuschnee» и «Super». Весьма интересный ход и он сказался положительно на звучании пластинки.
         Открывает альбом лёгкая вариация «Hallogallo» под названием «Fur Immer».
         На второй стороне альбома гармонично соприкасаются друг с другом вышеперечисленные «Neuschnee» и «Super». Пластинка, как и предыдущая, носила явно новаторский характер.
       Альбом вышел в 1973 году и снискал более низкие оценки критики, нежели предыдущий. Сам процесс создания альбома был утомительным для Ротера, и ребята приняли решение временно разойтись и заморозить группу. Но распадом это не являлось, просто каждый стал заниматься своими музыкальными делами.
       Покинутый Ротером Дингер понимал, что ему нужно не только брать на себя ударные, но также и переходить к солирующим инструментам. Клаус стал учить играть на ударных своего брата Томаса, также он привлёк за ударные Ханса Лампе и это трио основало группу «La Dusseldorf». Трио исполняло вещи ближе к саунду «Neu!», только в ней было задействовано больше электроники.
       Гитарист Ротер тем временем отправился на отдых в местечко «Форст», где встретился с лидерами коллектива «Cluster» Дитером Мёбиусом и Ханс-Йоахимом Роделиусом и они вместе основали коллектив «Harmonia», выпустив в 1974 году пластинку «Musik von Harmonia» в стиле эмбиент, стиле, к которому тяготел Михаэль.
       Однако, выпуск в 1974 году альбома их бывшей группы «Kraftwerk»  под названием «Автомагистраль» побудил музыкантов объединившись, возобновить совместную деятельность.
       По инициативе музыкантов, альбом был разделён на две части – первая, умиротворённая эмбиентная часть была сочинена Михаэлем, вторая, более рок-н-ролльная и заводная – Клаусом. Для работы над пластинкой Клаус привлёк за ударные своего брата Томаса и Ханса Лампе, а сам взял на себя гитару и вокал. Работа над пластинкой была полна противоречий (в обычной жизни Михаэль и Клаус недолюбливали друг друга), однако во время работы над лонгплеем разногласия удалось приглушить. С точки зрения новаторства данная пластинка уступает двум предыдущим, однако она более изысканная и мелодичная (впрочем, это касается только первой стороны).
       Открывает альбом бодрая «Isi», где в очередной раз продемонстрирован моторик-бит, продолжение характеризуется морским пейзажем «Seeland» с изящными гитарными ходами и наплывами Ротера, в завершении же сеанса следует гипнотическая «Leb Wohl» с заманчивым шёпотом Дингера и умной игрой Ротера на пианино.
       Вторая же часть альбома воспринимается как быстрое пробуждение после усыпляющей первой части. Агрессивные «Hero» и «After Eight» выполненные в рок-н-ролльном ключе несут заряд позитива в себе. Стоит отметить ударную оркестровку в исполнении Томаса Дингера и Ханса Лампе.
       После выхода альбома, в 1975 году группа распадается уже окончательно, каждый продолжает заниматься своими творческими делами.
       Клаус Дингер продолжает работать в «La Dusseldorf», также занимается сольными проектами. В 1985 году снова объединяется с Михаэлем и записывает альбом «Neu! 4», но снова из-за разногласий они бросают работу в студии и материал выходит только в 1995 году. Также в конце 90-х Клаус основывает проект «La Neu?». 21 марта 2008 года, в возрасте 61-го года Клаус Дингер умирает по причине инфаркта и его кончина, скорее всего, делает невозможным воссоединение группы.
       Михаэль Ротер записывает с группой «Harmonia» ещё 2 альбома - в 1975 году под названием «Harmonia Deluxe» и в 1976 под именем «Tracks and Traces», материал которого выйдет только в 1997 году. В 1977 году с альбомом «Flammende Herzen» Ротер стартует в сольной карьере. На ряде его альбомов ему будет помогать ударник группы «Can» Яки Либецайт. За уникальную технику игры и сильный вклад в развитие электронной музыки и эмбиента его будут считать одним из пионеров в подобном направлении музыки.
         Также стоит сказать и о студийном помощнике группы, талантливом звукоинженере и продюсере Конраде Планке. Он работал с такими немецкими гигантами как «Can», «Kraftwerk», «Cluster», «Ashra Tempel», «Harmonia» и «Guru Guru». Также стоит отметить сотрудничество композитора с группой «Eurythmics» и в частности с её вокалисткой Энни Леннокс. Также в 80-е годы Планк работал с группами «Scorpions» и «Ultravox» Он являлся основателем звукозаписывающей студии в городе Кёльне, через которую прошли многие пластинки краут-роковых исполнителей. К сожалению, в 1987 году, в возрасте 47 лет талантливого звукоинженера не стало.
          Стоит отметить, что в 2001 году, немецкий певец Херберт Грёнемайер в результате огромных усилий сумел переиздать альбомы группы в CD-формате.
          Несмотря на довольно недолгую карьеру, группа внесла свой вклад в течение Мировой музыки и рекомендуется к прослушиванию ценителей экспериментальной, мелодичной и захватывающей инструментальной музыки.



                Владимир Курбалиев


Рецензии