Последний человек

(моноспектакль)

маленькая трагедия
человечества

«Это абсурд, вранье:
череп, скелет, коса.
Смерть придет, у нее
будут твои глаза»
И. Бродский

Действующие лица:

ЧЕЛОВЕК
и много других персонажей

Действие первое

Комната,
наступило утро.
С улицы не доносится ни единого звука, лишь только ветер.
Интерьер самый обыкновенный, можно сказать: минималистичный.
Излишнее количество декораций может испортить восприятие:
достаточно одного лишь стула по центру
(от стула можно отказаться вовсе, должно складываться ощущение, что действие происходит в абсолютной пустоте, в вакууме, в изоляции)
и большого окна
 (желательно нарисованного, в нем должна быть лишь пустота)
В комнате ЧЕЛОВЕК совершенно один.
Тишина.

ЧЕЛОВЕК: Проснувшись сегодня утром после беспокойного сна, я обнаружил что проснулся последним человеком на земле. Я остался совершенно один. Нет, вы не так меня поняли, скорее всего. Нет никакой шутки, я действительно остался абсолютно один. Вы только вслушайтесь – тишина же вокруг. Посмотрите за окном (идет к окну, показывает пальцев в него) Совершенно ничего не слышно и не видно, только ветер и тишина вокруг: ни шагов не слышно, ни хода трамваев, ни крика детей, даже машины и те ни единого звука не издают – стоят на месте, как вкопанные. Надо же себе такое представить? Куда только все могли подеваться? Самое смешное – что даже спросить-то не у кого. Вы думаете: я расстроен? На самом деле, когда я обратил на это внимание, то сначала не предал этому никакого значения – ну нет и нет, а потом осознал – ведь нет никого. Честно сказать, я не очень расстроился и после этого. Попробовал кого-то найти: но все как сквозь землю провалились. Оно и к лучшему – а может плохо так рассуждать, как вы думаете? (Обращается к зрителям) Так, да с кем я говорю в самом деле? (Смеется) Нет ведь больше никого. Какая теперь разница, что скажут другие, плохо я думаю или нет, ведь я остался один – никто меня не осудит. Мое мнение теперь единственно верное, кто-то хочет с этим поспорить? (Снова обращается к зрителю, а после начинает смеяться) Так я и думал.

Тишина.
ЧЕЛОВЕК один.
Вдруг слышится женский голос,
сначала он идет откуда-то из глубины, после становится все ближе.
(Все голоса могут оставаться просто голосами,
или на сцену могут выходить и реальные актеры,
или сам ЧЕЛОВЕК может отыгрывать за всех,
но лучше использовать записи голосов,
чтобы не нарушать атмосферу замкнутого одиночества)

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: Ты бы лучше пошел умылся и в порядок себя привел, лежишь как чушка, уже скоро день, а ты все в кровати. Хватит с собой говорить, как дурачок себя ведешь.
ЧЕЛОВЕК: А зачем умываться, ради чего? Увидит меня что ли кто?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: Дожили, уже можно как свинья ходить.
ЧЕЛОВЕК: Мать, как хочу, так и хожу – никто не увидит, нет больше никого.
МАТЬ: Нет никого у него, с ума сходить начал окончательно?
ЧЕЛОВЕК: Так ты в окно глянь, тишь да гладь,  ни одной живой души на улице.
МАТЬ: Хватит тут разводить мне, пошел и умылся,  я сказала. Нашелся умник мне.
ЧЕЛОВЕК: Да чего мне тебя слушать? Тебя ведь тоже нет.
МАТЬ: Замечательно, просто посмотрите на него, матери у него нет.
ЧЕЛОВЕК: Больше нет.
МАТЬ: Совсем одурел? Тебя кто кормит и поит, лодырь? Сидишь у меня на шее, ножки свесив, так еще за пустое место меня считаешь, работать бы лучше пошел, чем так с матерью родной разговаривать.
ЧЕЛОВЕК: Работать пойти? Зачем, для  чего, на кого теперь работать?
МАТЬ: (Передразнивая) Зачем, для чего, на кого. Посмотрите только на него, нашелся мне тут – никакой от тебя пользы нет. Тебе сколько лет уже, до сих пор ни гроша не заработал, и говорит мне еще что-то тут. Весь в отца,  тот такой же был.
ЧЕЛОВЕК: Только его еще тут не хватало.
МАТЬ: Типун тебе на язык (Крестится)
ЧЕЛОВЕК: А может и  хорошо, что нет?
МАТЬ: Нельзя так о покойниках говорить, (снова крестится), какими бы они не были.
ЧЕЛОВЕК: Да я не про отца, я про людей. Хорошо, что их нет
МАТЬ: Чушь несешь какую-то все утро. Молчал бы лучше, себя не позорил.
ЧЕЛОВЕК: Не перед кем позориться  больше,  нет больше никого, я один остался.
МАТЬ: Постыдись ты, глупости всякие говорить.
ЧЕЛОВЕК: Я последний человек.
МАТЬ: Нашелся мне тут – человек. Других вообще за людей не считаешь? Вы слышали это?

Раздаются голоса людей,
всегда с осуждающей недовольной интонацией порицания.

ЛЮДИ: Не считает, не считает!
МАТЬ: То-то же, людей бы постыдился, раз мать ни во что не ставишь.
ЧЕЛОВЕК: Да нет их больше, и тебя больше нет.
МАТЬ: Только послушайте, люди  добрые, матери для него нет, уму не постижимо!
ЛЮДИ: Это просто нахальство,  как так можно с матерью поступать!
ЧЕЛОВЕК: Молчали бы лучше,  что мне до вас – вас вообще нет.
МАТЬ: Меня не слушаешь, хоть к людям прислушайся, они все видят, все замечают, что про тебя говорить будут?
ЛЮДИ: Наглец! Просто невероятный хам! Да на кой черт жить такому человеку?
МАТЬ: Горе нашей семье, что у меня такой сын.
ЛЮДИ: Горе нашей семье,  что у нас такой сын.
ЧЕЛОВЕК: Какое мне дело до людей – их больше нет.  Только я и есть.
МАТЬ: Ну конечно, никого больше нет – только ты один солнышко ясное, подумал бы о других наконец-то, а не только о себе.
ЛЮДИ: Эгоист! Тунеядец!
ЧЕЛОВЕК: Да закройте свой рот, не вам меня судить, вы – пустое место, а я существую.
ЛЮДИ: Нас не слушаешь, хотя бы мать пожалей!
ЧЕЛОВЕК: Ее тоже больше нет.
МАТЬ: Горе нашей семье!
ЛЮДИ: Побойся Бога!
ЧЕЛОВЕК: Его тоже нет больше.
МАТЬ: Не богохульствуй!
ЧЕЛОВЕК: Чего не богохульствуй, раз людей больше нет – и его тоже нет.
МАТЬ: Тихо я сказала, услышит же.
ЧЕЛОВЕК: Бога нет – а я есть.

Бог молчит.

ЧЕЛОВЕК: Вот видишь, молчит – значит его тоже нет.
МАТЬ: Я сказала – цыц.
ЧЕЛОВЕК: Не замолчу я, прекрати ты уже.
МАТЬ: Тихо!
ЧЕЛОВЕК: Не тихо!
МАТЬ: Нельзя так говорить, это просто неуважительно.
ЛЮДИ: Святотатство! Богохульник!
ЧЕЛОВЕК: Бога нет,  людей нет, никого нет – есть только я.
МАТЬ: Прекрати вести себя как идиот!
ЧЕЛОВЕК: Если он есть,  пускать скажет что-то.

Бог молчит.

ЧЕЛОВЕК: Ну вот, я так и думал.
МАТЬ: Вот он услышит все это, потом не жалуйся, что я предупреждала.
ЧЕЛОВЕК: Бога нет – а я есть.
МАТЬ: Горе нашей семье!
ЛЮДИ: Горе нашей семье!

Бог молчит.

ЧЕЛОВЕК: Да что толку с вами разговаривать? Вас же нет уже никого.
МАТЬ: Ты меня в могилу когда-то сведешь!
ЛЮДИ: Пожалел бы мать!
ЧЕЛОВЕК: Не ваше дело! Помолчали бы наконец-то уже. Мне все равно на ваше мнение. Нашлись тут, присяжные и судья. Вы не имеете никакого права меня обвинять – нет вас больше никого. Вот я есть – а вас больше нет.
МАТЬ: Живи, как знаешь.
ЧЕЛОВЕК: И тебя больше нет.
МАТЬ: Нет так нет.
ЧЕЛОВЕК: А вы что смотрите на меня? (Обращаясь к зрителю) Думаете я не прав?
ЛЮДИ: Не прав!
ЧЕЛОВЕК: Кому какое дело? Никто не скажет иначе. Бросьте в меня камень, кто со мной не согласен? (Смеется) Я так и думал, ведь больше нет никого, кто осудит меня. Может быть ты хочешь меня осудить, а? Господи?

Бог молчит.

ЧЕЛОВЕК: Вот и молчи там, или у вас есть какие-то претензии?

Люди молчат.

ЧЕЛОВЕК: (К зрителю) Вы чего смотрите на меня? Есть что сказать? Правильно, сидите и помалкивайте.

ЧЕЛОВЕК одинок.

ЧЕЛОВЕК: Нет вас больше никого, только я и есть.
ЧЕЛОВЕК без веры.

ЧЕЛОВЕК один.
Тишина.

Действие второе

ЧЕЛОВЕК совершенно один.
Слышится тихий голос,
явно что женский, молодой девушки.

ДЕВУШКА: И меня тоже нет?
ЧЕЛОВЕК: И тебя тоже нет.
ДЕВУШКА: Нисколько ты не изменился, как я посмотрю, все такой же и остался.
ЧЕЛОВЕК: Какой же?
ДЕВУШКА: Самодовольный.
ЧЕЛОВЕК самодоволен.
ЧЕЛОВЕК один.
ЧЕЛОВЕК: Кто бы мне это говорил.  А действительно – никто не говорит, тебя же больше нет.
ДЕВУШКА: Ты в этом сам виноват.
ЧЕЛОВЕК: Вот уж не надо, ты сама ушла,  искать кого получше да побогаче.
ДЕВУШКА: Дураком ты был, дураком и остался.
ЧЕЛОВЕК: Зато последним дураком на планете.
ДЕВУШКА: Поэтому я и ушла от тебя, никого кроме себя ты не замечаешь.
ЧЕЛОВЕК: Некого замечать больше – только я и остался.
ДЕВУШКА: Тебя ничего уже не исправит.
ЧЕЛОВЕК: Ты чего забыла здесь? Тебя нет больше, мне до тебя нет дела.
ДЕВУШКА: Тебе никогда не было до меня дела, ты только о себе и думаешь.

ЧЕЛОВЕК эгоистичен.
ЧЕЛОВЕК один.
Тишина.

ДЕВУШКА: Как мать поживает? Все у нее хорошо? Давно ее не видела – привет ей передавай от меня что ли.
ЧЕЛОВЕК: Некому больше привет передавать твой.
ДЕВУШКА: Прости, я не знала.
ЧЕЛОВЕК: Чего не знала-то?
ДЕВУШКА: О том, что ее нет больше. Давно?
ЧЕЛОВЕК: Сегодня,  может быть вчера – не помню.  Точно не скажу тебе.
ДЕВУШКА: Как такое могло случиться?
ЧЕЛОВЕК: Я проснулся, смотрю – больше нет никого.
ДЕВУШКА: Я представляю, что такое терять родителей. Но боюсь представить, какого тебе сейчас. Прости меня, я не вовремя, наверное.  Когда будут похороны? Хочу с ней проститься.
ЧЕЛОВЕК: Хоронить-то нечего.
ДЕВУШКА: В смысле?
ЧЕЛОВЕК: Нет тела – нет похорон, как говорится.
ДЕВУШКА: Ты серьезно?
ЧЕЛОВЕК: А что может быть серьезнее? Ни матери нет, ни людей нет, ни тебя больше нет – только я и есть.
ДЕВУШКА: А я ведь тебе почти поверила. Урод.

ЧЕЛОВЕК жесток.
ЧЕЛОВЕК один.
Тишина.

ДЕВУШКА: Работу нашел себе, или до сих пор у матери на шее сидишь?
ЧЕЛОВЕК: Мне больше не нужно работать.
ДЕВУШКА: Ага, деньги сами с неба сыпятся?
ЧЕЛОВЕК: (Идет к окну) Сама взгляни, больше никого нет, хоть сейчас иди грабь банк, никто ведь даже не остановят, сыпятся – не сыпятся,  а бери – сколько хочешь.
ДЕВУШКА: Бездарь ты и лентяй.
ЧЕЛОВЕК: Я человек, между прочим, я – последний человек.
ДЕВУШКА: Последний идиот ты.
ЧЕЛОВЕК: А сравнивать не с кем больше, так что как ту посмотреть.
ДЕВУШКА: Нашел бы себе работу наконец, перестал мать  мучить, жил бы по-человечески.
ЧЕЛОВЕК: Куда уж  человечнее? Я последний человек, я начало всему – я человек – я же и конец всему.
ДЕВУШКА: О других бы наконец подумал, а не только о себе.
ЧЕЛОВЕК: Нет никого – только я и есть.
ДЕВУШКА: Ничего тебя не исправит.

ЧЕЛОВЕК неисправим.
ЧЕЛОВЕК один.
Тишина.

ДЕВУШКА: А я же скучала по тебе,  думал – как ты, теперь жалею, что пришла.
ЧЕЛОВЕК: Тебя никто не держит (Смеется) Было бы что держать.
ДЕВУШКА: Всегда ты так относился ко мне – я для тебя была никто.
ЧЕЛОВЕК: Ты и сейчас никто, ничто – ты совершенно ничто, тебя больше нет.
ДЕВУШКА: Как у тебя только язык поворачивается такое говорить.
ЧЕЛОВЕК: А мне больше нечего терять – только я и есть.
ДЕВУШКА: К этому и должно было прийти, ты получил, что хотел.
ЧЕЛОВЕК: Без вас все лучше.
ДЕВУШКА: Без нас тебе лучше.
ЧЕЛОВЕК: Без вас я лучше.
ДЕВУШКА: Без нас все лучше.
ЧЕЛОВЕК: Все было бы лучше без людей
ДЕВУШКА: Все было бы лучше без людей. (Печально)
ЧЕЛОВЕК: Но ты бы могла остаться со мной, теперь никого лучше ты себе не найдешь – только я и остался, неплохой вариант, либо все – либо ничего.
ДЕВУШКА: Да и  хуже уже вряд ли найдешь.
ЧЕЛОВЕК: Выбирай: все или ничего?
ДЕВУШКА: Лучше ничего.
ЧЕЛОВЕК: Я лучше,  чем ничего.
ДЕВУШКА: Даже останься ты последним человеком на земле, я бы ни за  что к тебе не вернулась.
ЧЕЛОВЕК: Я и остался последним человеком.
ДЕВУШКА: Если ты последний человек -  горе нашей семье!
ЧЕЛОВЕК: Какой семье?
ДЕВУШКА: Роду людскому.
ЧЕЛОВЕК: Это почему это горе?
ДЕВУШКА: Тогда  мы потеряли все человеческое.

ЧЕЛОВЕК не человек.
Человек одинок.
Тишина.

ДЕВУШКА: Ладно, нечего мне здесь делать, не лучшая затея была – я пойду.
ЧЕЛОВЕК: Снова уходишь?
ДЕВУШКА: Меня здесь никто и никогда и не удерживал.
ЧЕЛОВЕК: Так останься здесь со мною сейчас.
ДЕВУШКА: Здесь и так все, кто тебе дорог.
ЧЕЛОВЕК: Здесь никого нет, никого больше нет – только я и остался.
ДЕВУШКА: Только ты, только ты и остался.
ЧЕЛОВЕК: (Оскорбленно) Убирайся прочь, ты мне и не нужна вовсе, мне и одному хорошо, обойдусь без тебя, без всех вас обойдусь.
ДЕВУШКА: Надеюсь, что ты счастлив, никого больше нет,  только ты и есть.
ЧЕЛОВЕК: Только я и есть!
ДЕВУШКА: Я и не сомневаюсь.
ЧЕЛОВЕК: Ты наконец признала, что только я и существую – а вас никого нет.
ДЕВУШКА: А разве может быть иначе? Ты есть, а мы – никто.
ЧЕЛОВЕК: Ничто!
ДЕВУШКА: Пустое место для тебя.

ЧЕЛОВЕК есть все.
ЧЕЛОВЕК есть ничто.
ЧЕЛОВЕК один.
Тишина.

ДЕВУШКА: Знаешь, нам ведь правда было с тобой хорошо.
ЧЕЛОВЕК: Было.
ДЕВУШКА: Я ведь действительно тебя любила.
ЧЕЛОВЕК: Любила.
ДЕВУШКА: (Начинает напевать) Ваши пальцы пахнут ладаном…
ЧЕЛОВЕК: (Подхватывает) А в ресницах спит печаль…
ДЕВУШКА: (Словно подходит к нему) Ничего теперь не надо нам…
ЧЕЛОВЕК: (Словно подходит к ней) Никого теперь не жаль.

ЧЕЛОВЕК безжалостен.
ЧЕЛОВЕК один.
Тишина.

ДЕВУШКА: Я пойду (Уходит, будто бы правда находится в комнате)
ЧЕЛОВЕК: Останься со мной (Берет ее за руку, будто бы мог это сделать)
ДЕВУШКА: Ты забыл?
ЧЕЛОВЕК: Что?
ДЕВУШКА: Меня нет – ты есть.
ЧЕЛОВЕК: Останься, прошу тебя, не покидай меня снова, ведь я люблю тебя.
ДЕВУШКА: Эй…
ЧЕЛОВЕК: Да?
ДЕВУШКА: Погибай и молчи.
ЧЕЛОВЕК: За что ты так, Надь?
НАДЕЖДА: Меня нет, есть только ты – только ты и есть.
ЧЕЛОВЕК: Уходи прочь отсюда, ты такая же,  как и они, как все они – вы все уходите. Вы все уйдете, вас никого не будет – а я останусь. Буду только я и тишина.
НАДЕЖДА: Ты останешься один.
ЧЕЛОВЕК: Вас больше нет! Никого нет, только я! (Срывается на истерику) Горе нашей семье, да будьте вы все прокляты! Чтобы вас всех больше не было!

ЧЕЛОВЕК без НАДЕЖДЫ.
Человек один.
Тишина.

Действие третье

ЧЕЛОВЕК один,
никого нет рядом,
Он сидит на полу, обняв свои колени,
он не плачет, он совершенно один, он существует.
Слышится мужской голос, он становится все ближе,
он тихий и уравновешенный,
звучит очень мягко и ободряюще
- так звучит голос ДРУГА.

ДРУГ: Мужик, чего ты убиваешься так в самом деле? Другую найдем тебе, на этой свет клином не сошелся. Как говорится: красивых телок много, а мы у мамы одни.
ЧЕЛОВЕК: Не найдешь ты другую.
ДРУГ: А мне и не надо – а вот тебе найдем.
ЧЕЛОВЕК: Нет других больше –  и этой тоже больше нет.
ДРУГ: Ничего в ней не было такого, чего нет в других бабах.
ЧЕЛОВЕК: И в других нет ничего – никаких других  больше нет.
ДРУГ: Ну не всю  же жизнь теперь одному быть – нужно продолжать идти дальше.
ЧЕЛОВЕК: Я и так уже один, только я и есть.
ДРУГ: Да прекрати ты, давай, вставай (ЧЕЛОВЕК встает, как будто кто-то помогает ему подняться)
ЧЕЛОВЕК: Оставь меня, уходи – вы все можете уходить, мне никто не нужен.
ДРУГ: Так дело не пойдет, брат, я отсюда никуда не уйду, пока ты не успокоишься.
ЧЕЛОВЕК: Вы все меня бросили, вы все ушли от меня.
ДРУГ: Вот не надо всех по своей бабе ровнять.
ЧЕЛОВЕК: Люди от меня отвернулись.
ДРУГ: Да нахер они тебе сдались? Ну и черт бы с ними со всеми.
ЧЕЛОВЕК: Бог меня тоже оставил,  он не отвечает мне.
ДРУГ: Нашел на кого смотреть, он никому не отвечал, если ты не заметил. Аппарат абонента выключен или находится вне зоны доступа, ну а фиг ли.
ЧЕЛОВЕК: Мать ушла.
ДРУГ: Она же не специально, время пришло ее.
ЧЕЛОВЕК: Надежда тоже бросила меня одного.
ДРУГ: Ой, найдем тебе зато Любу или Веру, а лучше Дашу -  Даша всегда молодец.
ЧЕЛОВЕК: И ты уйдешь.
ДРУГ: Ты за кого меня вообще  держишь? Ты бы немного подбирал выражения, я все понимаю, тебе сейчас не амстердам, но крысой меня называть не надо.
ЧЕЛОВЕК: Такова ваша природы, все вы люди – уходите рано или поздно.
ДРУГ: Ну оскорбил так оскорбил, человека человеком назвал.
ЧЕЛОВЕК: Что может быть оскорбительней, чем «человек»?
ДРУГ: Человек – это звучит гордо! Или как там было?
ЧЕЛОВЕК: На дне.
ДРУГ: Да я не о том,  так в фильме говорили.
ЧЕЛОВЕК: Забудь.
ДРУГ: Да вот и не помню,  говорю же. Не суть, ты давай, приходи в себя, пойдем развеемся лучше, выпьем немного. Присмотрим тебе кого получше.
ЧЕЛОВЕК: Ни лучше, ни хуже никого нет.
ДРУГ: Ты так говоришь, как будто она последняя девушка на планете.
ЧЕЛОВЕК: Нет, она не последняя.
ДРУГ: Ну вот, так что давай – сопли на кулак и руки в ноги.
ЧЕЛОВЕК: А вот я последний.
ДРУГ: Баба что ли? (Смеется)
ЧЕЛОВЕК: Нет, человек последний.
ДРУГ: А то я уж  подумал. Да что ты за чушь несешь постоянно?
ЧЕЛОВЕК: Это не чушь, никого больше нет – только я есть.
ДРУГ: Ну присесть – не встать, а я тебе кто?
ЧЕЛОВЕК: Тебя тоже уже нет.
ДРУГ: Да харош уже,  я все понимаю, но это уже перебор. Я тебе не телка, чтобы со мной так разговаривать.
ЧЕЛОВЕК: Ну так уходи, если что-то не нравится. Вам всем что-то не нравится.
ДРУГ: Ты че себя так ведешь?
ЧЕЛОВЕК: Веду себя так, как хочу – никто мне больше ничего не скажет.
ДРУГ: Ты сюда послушай, я тебе сказал, быстро закончил эту байду, собрался и пошел со мной, я уйду отсюда либо с тобой, либо с тобой, и на этом все. Ясно тебе?
ЧЕЛОВЕК: Я отсюда никуда не уйду, идти больше некуда, не с кем больше идти.
ДРУГ: Я тебе друг или никто?
ЧЕЛОВЕК: Никто.
ДРУГ: Ты за базаром-то следи, не то так и в бубен получить можно.
ЧЕЛОВЕК: Что ты мне сделаешь?

Раздается звук удара,
но ничего не происходит.
ЧЕЛОВЕК один.

ДРУГ: Ладно, прости. Я не специально, ты все начал.
ЧЕЛОВЕК: Я же и закончу, уходи, как и все – исчезни со всеми вместе.
ДРУГ: Ты адекватный вообще?
ЧЕЛОВЕК: Я не знаю.
ДРУГ: Соображать начнешь – зови, а я пошел, сил больше нет на тебя.
ЧЕЛОВЕК: Ты больше не вернешься.
ДРУГ: Я ему помочь хотел, а ты ведешь себя как зубогнищ.
ЧЕЛОВЕК: Тебя больше нет.
ДРУГ: Спасибо на добром слове, ты настоящий друг.
ЧЕЛОВЕК: Друг человека.
ДРУГ: Не друг я тебе больше, знаешь ли.
ЧЕЛОВЕК: Человек человеку не друг.
ДРУГ: Ты это, попил бы чего, не то совсем с катушек съехал.
ЧЕЛОВЕК: Проваливай уже, или совсем тупой что ли?
ДРУГ: А ты чего такой борзый? (Как будто подходит к нему лоб в лоб) Да и хер с тобой,  больно ты мне нужен.
ЧЕЛОВЕК: Человек никому не нужен.
ДРУГ: Да нахер вы сдались такие, люди.
ЧЕЛОВЕК: Вот и мне не нужны больше люди.
ДРУГ: Нормальным будешь – обращайся, сейчас с меня хватит.
ЧЕЛОВЕК: Я самый нормальный – я последний человек.
ДРУГ: Приятно оставаться (с насмешкой), последний человек.
ЧЕЛОВЕК: Только я и останусь. Последний человек - единственный человек!

ЧЕЛОВЕК без ДРУГА,
ЧЕЛОВЕК человеку не ДРУГ.
Тишина.

Действие четвертое

Человек один,
никаких голосов.

ЧЕЛОВЕК: Я не знаю, а может уже просто не помню. Сколько прошло уже времени? Который сегодня день? Воскресенье? Или уже суббота? (обращаясь к зрителям) Вы тоже не знаете? Да откуда вам знать! Когда же уже наступит воскресенье! Я совершенно сбился со счета, время тянется словно целую вечность, минуты превращаются в дни, дни расползаются на месяцы, месяца обращаются в годы. Без людей времени словно не существуют. Ничего не происходит. Ничего не меняется. Я совершенно не понимаю, сколько дней прошло, как я остался совершенно один. Может быть несколько часов, или я здесь уже целый год? Иногда, знаете, как бывает, в другие дни время тянется так медленно, словно его маслом залили, а сейчас, когда я один – вечность, целая вечность проходит каждый раз, когда я моргаю. (Начинает демонстративно моргать) Раз – вечность, два – вечность, видите? Видите? (К зрителям) Вы тоже это видели? Смотрите, только внимательно! (Снова начинает моргать, чтобы это увидел каждый, показывая себе на глаза) Раз – вечность, два – вечность, три – вечность. И все за один миг! Как удивительно. А так иногда проснешься, совершенно не хочется вставать, но все равно ведь надо. Идешь в ванную, чтобы привести себя в порядок. Открываешь холодную воду, засовываешь под кран лицо, и стоишь так, пока мышцы сводить не начнет.  И уходить совершенно не хочется.
МАТЬ: Ты проснулся уже?
ЧЕЛОВЕК: Да, я встал.
МАТЬ: Давай быстрей там и иди к столу, все уже готово как раз.
ЧЕЛОВЕК: А уходить ты не хочешь, хочешь еще немного так постоять. И тут ты смотришь на себя в зеркало, и возникает странная мысль. Вам в голову она никогда не приходила? Что в зеркале не вы вовсе. Что на самом деле вы не проснулись утром. Вы исчезли, просто пропали без вести, а вместо вас кто-то другой, но вы – это не вы. Вот я смотрю на себя (Словно рассматривает себя в зеркале) и совершенно не узнаю. Какой-то другой человек, такое же лицо, то же тело, но только это не я.
МАТЬ: Иди давай уже! Что там в ванной так долго делать можно? Остынет же все!
ЧЕЛОВЕК: А как узнать я это вообще или уже нет? Придет же такая мысль в голову, а отделаться от нее совершенно невозможно. Навязчивая идея, или как ее там, как поселится в голову, как паразит – так ведь ничем не вытравить. Я смотрю на себя, а я – это словно и не я. Человек я или не человек? Я или не я? Кто я тогда такой, если не я?
МАТЬ: Ты хоть вечность там сиди, а я холодную картошку жрать не собираюсь!
ЧЕЛОВЕК: Мать, я есть?
МАТЬ: Ты есть, есть давай садись.
ЧЕЛОВЕК: Так есть или нет?
МАТЬ: Есть я сказала, желательно молча.
ЧЕЛОВЕК: Да хватит ты со своей едой: есть я или меня нет?
МАТЬ: Совсем дурак что ли?
ЧЕЛОВЕК: (Настойчиво) Ответь мне: я есть или меня нет?
МАТЬ: Да что ты пристал ко мне? Совсем как идиот, давай уже садись.
ЧЕЛОВЕК:  (Кричит) Ответь мне уже наконец-то: я есть или меня нет? Почему ты молчишь? Мать! Да какого хрена ты молчишь сейчас! Ответь мне, пожалуйста, это уже не смешно. Мать, есть я или меня нет?! Мать!

ЧЕЛОВЕК без МАТЕРИ.
ЧЕЛОВЕК один.
Тишина.

ЧЕЛОВЕК начинает метаться из стороны в сторону.
ЧЕЛОВЕК не знает, что делать дальше.
ЧЕЛОВЕК не может найти себя.
ЧЕЛОВЕК потерял себя.
ЧЕЛОВЕК один.
ЧЕЛОВЕК,
ищет
другого
ЧЕЛОВЕКА,
но никого нет вокруг,
он мечется во все стороны,
но нигде не находит для себя ответов,
он остался совершенно один, и обращается к пустоте,
четыре стены,  в комнате один ЧЕЛОВЕК – значит внутри никого нет.

ЧЕЛОВЕК: Мать, прошу тебя, скажи мне: я есть или меня нет?

МАТЬ молчит.

ЧЕЛОВЕК: Ну хоть ты ответь, друг, ты ведь мой друг? Скажи: я есть или меня нет?

ДРУГ молчит.

ЧЕЛОВЕК: Вы скажите, вам всегда есть что сказать, люди: я есть или меня нет?

ЛЮДИ молчат.

ЧЕЛОВЕК: Надежда, ну хоть ты скажи мне, хотя бы ты: я есть или меня нет?

НАДЕЖДА молчит.

ЧЕЛОВЕК: (Бросается к зрителям, уже в истерике) Ну что вы смотрите на меня? Чего вы смотрите?! Скажите мне, ответьте: я есть или меня нет?

ЗРИТЕЛИ молчат.

ЧЕЛОВЕК: Господи! Я есть или меня нет?

БОГ молчит.

ЧЕЛОВЕК: Значит и меня тогда тоже нет.

ЧЕЛОВЕКА нет без НАДЕЖДЫ.
ЧЕЛОВЕКА нет без МАТЕРИ.
ЧЕЛОВЕКА нет без ЛЮДЕЙ.
ЧЕЛОВЕКА нет без ДРУГА.
ЧЕЛОВЕКА нет без  БОГА.
ЧЕЛОВЕК не ЧЕЛОВЕК.
ЧЕЛОВЕК ОДИНОК.
ЧЕЛОВЕКА - НЕТ.

Действие пятое

ЧЕЛОВЕК один.
Тишина.

ЧЕЛОВЕК: (Уже совершенно не понимает, что происходит, он потерян) Когда же все это кончится, это какая-то злая шутка! Это уже совершенно не смешно. Куда все делись, куда все подевались? Почему больше никого нет? Меня кто-нибудь слышит или нет? Ответьте мне, пожалуйста, я не знаю, есть я или меня нет. Никто не сможет мне ответить – а я никогда не узнаю, никто не скажет мне, что я есть. Никто не скажет, потому что никого больше нет! Никого больше нет - и меня нет.

Слышится голос, раньше его не было слышно,
но он кажется таким знакомым, очень родным,
 - так звучит ВРАГ.

ВРАГ: Я есть – ты есть – она есть.
ЧЕЛОВЕК: Кто это,  кто со мной говорит?
ВРАГ: С тобой никто не говорит.
ЧЕЛОВЕК: Кто ты такой?
ВРАГ: Я никто.
ЧЕЛОВЕК: Тебя не существует, никого больше не существует.
ВРАГ: Я есть – ты есть – она есть.
ЧЕЛОВЕК: Я правда есть?
ВРАГ: Ты есть.
ЧЕЛОВЕК: Правда? Я есть или меня нет?
ВРАГ: Я есть.
ЧЕЛОВЕК: Кто ты?
ВРАГ: Я – это ты.
ЧЕЛОВЕК: Так ты есть или тебя нет?
ВРАГ: Я есть.
ЧЕЛОВЕК: А я есть или меня нет?
ВРАГ: Ты есть.
ЧЕЛОВЕК: Я есть.
ВРАГ: И она есть.
ЧЕЛОВЕК: Кто она?
ВРАГ: Она есть, покуда жив последний человек.
ЧЕЛОВЕК: А я жив?
ВРАГ: Ты жив.
ЧЕЛОВЕК: А ты жив?
ЧЕЛОВЕК: Я жив.
ЧЕЛОВЕК: Она придет за тобой.
ЧЕЛОВЕК: Она всегда приходит за людьми.
ЧЕЛОВЕК: Она всегда приходит к человеку.
ЧЕЛОВЕК: И придет за последним человеком.
ЧЕЛОВЕК: Человек остается один.
ЧЕЛОВЕК: Человек умирает один.
ЧЕЛОВЕК: Человек одинок.
ЧЕЛОВЕК: Человеку нужна она.
ЧЕЛОВЕК: Ей нужны люди, и самый последний человек.
ЧЕЛОВЕК: Пока живы мы.
ЧЕЛОВЕК: Будет жить и она.
ЧЕЛОВЕК: Горе нашей семье!
ЧЕЛОВЕК: Горе нашей семье!

Стук в дверь
квартиры последнего ЧЕЛОВЕКА.
И наступает
ТИШИНА

ЗАНАВЕС


ПОЖЕЛАНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ:
В финальном действие можно задействовать живого актера, а не только голос,
ВРАГ должен быть той же комплекции, что и ЧЕЛОВЕК, и одет во все черное,
на начало действия он стоит за его спиной, и обнимает его до самого конца,
только потом оставляет его одного в тишине.
(Это не разрушит ощущение опустошенного пространства)
После занавеса на сцену можно выпустить людей, чьи голоса звучали на протяжении всего спектакля, но ЧЕЛОВЕКА среди них быть не должно.
ЧЕЛОВЕКА больше нет.
и для большего эффекта не стоит выпускать его на сцену.
Все голоса сидят около окна, и существуют.
ЧЕЛОВЕКА больше не существует.
СМЕРТИ
больше
НЕТ

Благодарности:
В.Ю.М. - за веру, надежду, и поддержку.

Спасибо!
Пх.Бр.

июль, 2018 г.


Рецензии