Учусь быть. Глава 5. Эго

Учусь быть. Искусство маленьких шагов - http://proza.ru/2021/03/23/598
Анонс моей книги «Медитируем стоя» - http://proza.ru/2020/07/11/754

Латинское  ego переводится как «я». Согласно словарям, это та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я». Получается, что эго часть чего-то более большого, что называют  личностью. Тогда, что такое личность? Из чего она состоит?

Обратимся к классикам. По мысли Фрейда эго является, наряду с Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я), одной из трёх психологических сущностей для описания динамики человеческой психики. Эго, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчёта, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего.

Итак, по Фрейду человеческая психика (пусть это будет синонимом личности) состоит из Оно (темная часть нашей личности, совокупность инстинктивных влечений, склоняющих нас к увеличению удовольствия), Сверх-Я (отвечает за моральные и религиозные установки человека, нормы поведения и формируется в процессе воспитания человека; функциями Сверх-я являются совесть, самонаблюдение, идеалы, вдохновение и интуиция) и Эго, которое осуществляет связь между ними.

Также благодаря эго мы соотносим события прошлого с событиями настоящего и будущего.

В трактовке Юнга также связывается понятие эго с памятью (прошлым): «Это комплекс данных, конструированный прежде всего общей осведомленностью относительно своего тела, своего существования и затем данными памяти; у человека есть определённая идея о его прошлом бытии, определённые наборы (серии) памяти. Эти две составляющие и есть главные конституэнты Эго». То есть: я знаю / понимаю, кто я, какие у меня есть качества и какие события я запомнил от времени моих первых воспоминаний до текущего момента.

Приведенные выше трактовки эго являются классическими и, как мне кажется, не то чтобы устарели. Когда сегодня говорят об эго, то имеют ввиду не просто осведомленность о себе и о своем прошлом.

КТО Я?

В одном американском аэропорту журналист проводил опрос на тему «Что по вашему мнению является самым отвратительным на свете?», – люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни...

В это время в зале находился дзэнский монах. Журналист, увидев буддийское одеяние, задал вопрос и монаху. А монах задал встречный вопрос:
- Кто вы?
- Я Джон Смит.
- Нет, это имя, но кто Вы?
- Я телерепортёр телевизионной компании...
- Нет. Это профессия, но кто Вы?
- Я человек, в конце концов!...
- Нет, это Ваш биологический вид, но кто вы?...
Репортёр наконец застыл с открытым ртом и так как ничего не мог сказать...

Монах заметил:
- Вот это и есть самое отвратительное на свете – не знать, кто ты есть.
Иногда ответить на вопрос – кто я? – предлагают в качестве психологического теста или способа познания себя в буддийских общинах. Люди обычно отвечают, что я – отец, экономист, любитель футбола и проч, и проч.

РОЛИ

– Ты кто такая? – спросила Синяя Гусеница.
– Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась. (Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в Стране Чудес)

Отвечая на вопрос «кто я?», человек обычно ассоциирует себя с теми ролями, которые он исполняет в жизни. Роли – это типовые модели поведения, ожидаемые от нас другими людьми в определенных ситуациях. Роли бывают семейные (муж, отец, сын), социальные (студент, владелец квартиры, маленький человек), профессиональные (пианист, адвокат), коммуникативные (стеснительный, сомневающийся, скромный, неудачник, унылый, весельчак, кокетка, суровый, простак и т.д.).

Переключение с одной роли на другую бывает достаточно заметным. Так бизнесмен, уверенно и решительно ведущий себя на совещании, может вдруг превратиться в рохлю, отвечая на телефонный звонок своей властной мамаши.

Роль напоминает маску в античном театре. Актеры говорили через маску, и никто не мог видеть их лиц. Мы хорошо знаем латинское название театральной маски - persona (персона). «Sona» означает «голос», «звук», «per» – «через».

Навык исполнения ролей человек получает с раннего детства. Являясь участником и свидетелем различных ситуаций, ребенок постепенно начинает понимать, как нужно себя вести, чтобы получить похвалу и избежать наказания. Так он разучивает роль сына, которая предполагает ограниченный список реакций в типовых ситуациях. Дальше появляются роли товарища, ученика, брата и проч. Каждая роль подразумевает определенное поведение для того, чтобы чувствовать себя психологически комфортно.  В процессе жизни одни роли исчезают (закончив школу, мы перестаем быть учениками), другие появляются (муж/жена, профессия, покупатель и др.).

Со временем роли превращаются в неотъемлемую часть человека, их набор определяет его личность, персону.

Но вот что интересно: все ответы на вопрос «Кто я?», сводящие к перечислению исполняемых ролей не дают полный ответ на этот вопрос. Потому что если спросить, ты только отец? Конечно же не только. Только экономист? Конечно же нет. Только любитель футбола? Нет. Ты все это вместе взятое? Опять, нет. В любом перечислении подобного рода всегда будет чего-то не хватать.

МОЁ

Каждый человек смог бы перечислить то, что он относит к «моё»:
• Мои роли;
• Моё тело;
• Моя собственность;
• Мои родственники;
• Мои качества;
• Моё прошлое (мой опыт, мои достижения, мои поражения, моя история);
• Моё будущее (мои желания, мои мечты, мои планы, мои цели, мои страхи);
• Мои убеждения, взгляды, идеалы.

Про роли мы поговорили, рассмотрим вкратце, что ещё мы относим к «моё».

Моё тело

Наше физическое тело мы безусловно считаем своим. Когда мы глядимся в зеркало, то говорим - я выгляжу плохо или хорошо.

Тело доставляет нам либо удовольствие, либо боль. Все это также считаем своим: это «моё» удовольствие, это «моя» боль.

Моя собственность

Наверное, самое ранее, что человек считает своим -  это его игрушки. «Это моя игрушка», - говорит карапуз, уже ощущая сладковатый привкус слова «моя».
Далее начинают появляться другие вещи, обрастая которыми, мы увеличиваем то, про что можем сказать «моё».

Мои родственники

Наши родные и близкие люди мы относим к «моё». Едва научившись говорить, малыш уже говорит: «Это моя мама», «Это мой папа». Далее этот список пополняется.

Моё прошлое (моя история)

Все, что мы относим к «моё», родом из прошлого. Здесь отметим то, что называется воспоминаниями. С течением лет в памяти человека их накапливается все больше. Это можно назвать «я и пережитое мной», «я и моя история», «мой опыт», куда входят удачи и неудачи, взлеты и падения, старые обиды и влюбленности, милые эпизоды детства и юности, случаи унижения, боли и поводы для гордости. «Моя история» также включает достижения в профессии, в творчестве, в спорте, в общественной деятельности и проч.

Помним мы в основном что-то эмоционально окрашенное или необычное. Кроме памяти источником этой части «моё» является документы, награды, фотографии, видеоматериалы и другие артефакты.

Мои убеждения

Это тоже берется из прошлого. Нашим убеждениям, взглядам, идеалам больше неоткуда взяться. Прошлым определяются религиозные взгляды, взгляды на мироустройство, мораль, приверженность какой-либо политической доктрине, взгляды на семью, воспитание детей и проч.

Мое будущее

«Моё» также включает то, каким мы видим наше будущее, чего мы хотим, наши устремления, цели, планы, мечты, а также то, чего мы не хотим, чего стараемся избежать, чего боимся, наши страхи. Например, мы планируем стать начальником отдела, человеком с рельефными мышцами или владельцем шикарной яхты. Кроме того, мы боимся болезней, одиночества, нищеты и проч.

Наши представления о будущем также целиком предопределены нашим прошлом. Им просто больше не откуда взяться. Все, о чем мы хотим и чего боимся базируется на нашем опыте. Мы не можем мечтать о том, о чем у нас нет никакого представления, что нам никогда не встречалось либо в виде личного опыта, либо в виде чьего то опыта. Точно также мы не можем бояться того, о чем никогда не слышали.

В будущем мы хотели бы повторение того, что доставило нам приятное переживание в прошлом. «Я люблю это» означает, в основном, «я хочу повторить то, что так приятно было чувствовать в прошлом». И наоборот, не желаем повторения того, о чем имеем неприятные воспоминания. Это источник наших страхов.

ОТДЕЛЕННОСТЬ ОТ ЦЕЛОГО

Ничто не существует само по себе, все связано со всем. Это относится как к живой, так и к неживой природе. Для существования нужны определенные условия: давление, температура, освещенность и проч. Даже камень остается камнем только при определенных условиях и превращается в ничто в объятиях лавы.

Для живых организмов зависимость от внешней среды ещё более очевидна: мы дышим, едим, пьем, впитываем солнечный свет, выводим из организма то, что ему не нужно. Как биологические существа мы целиком и полностью зависимо от внешней среды.
 
Отделенность от Целого приводит к гибели. Лист, сорванный с дерева, или дерево, вырванное ураганом с корнем. Ощущая это, ни одно растение или животное не чувствует своей обособленности, своей отделенности от окружающей среды. Исключением является человек, и этим очень сильно отличается от всех прочих живых существ.

Почему так случилось, наука объяснения не дает. И никогда не даст. Такого рода вопросы не входят в круг интересов научного мышления.

Ответ на этот вопрос можно найти в Библии, которая говорит, что когда-то человек был един с Богом (Создателем, Творцом, Абсолютом, Целым). Он не делил мир на «моё» и «не моё». Смысл библейского мифа о грехопадении как раз и заключается в том, что Адам отделился от Бога, от Целого. Он стал думать, что не нуждается в Боге. Это называют первородным грехом. И, мы как потомки Адама, унаследовали эту болезнь, эту искаженную природу. Следствием первородного греха стало качественное изменение человека, которое передалось нам, потомкам.

Что это? Недоработка, брак Создателя? Оказывает нет, дело не в этом. Создатель отвел человеку особую роль, наделив его таким качеством, как свобода воли. Все остальные животные, являясь частью Целого и живя с ним в гармонии, не могут разорвать эту связь. И не потому, что не хотят этого сделать, а потому что не могут, так как не имеют свободной воли.

Имея свободу воли, человек пожелал разорвать связь с Целым, стал совершать поступки, не согласующиеся с Богом. Только человек может просто так, ради забавы убить животное. Ни одно животное не убивает ради удовольствия.

Вроде бы человечество развивается, мы видим плоды научно-технического прогресса. И, казалось бы, человек должен становиться более гуманным. Но по факту этого не случается. Двадцатый век стал бепрецендентным по количесву жертв и жестокости. Разве человек, ощущающий себя частью Целого, воспринимающий себя единым с миром, смог бы сбросить бомбы на японские города? Такой человек даже веточку без нужды не сломает. Потому что эта веточка, это дерево, на котором расчет ветка, эта почва, которая питает дерево, солнце, которая дает ему энергию, и сам человек – все это частички единого Целого.

Это так по сути. Но так не считает сам человек. Человек считает себя чем-то, отделенным от Целого. Это можно назвать чувством индивидуальной обособленности от мира. Я не просто существую, я существую, как нечто отделённое от мира, от Высшего сознания, от Бога, от Целого. Имеется некоторое ощущение личного пространства, дистанция между мной и всем остальным.

На физическом плане человек, как и животные, неразделим с Целым. Давление, температура, вода, пища, воздух – все это тысячей неразрывных нитей связывает нас с Целым. Если обрубить хотя бы одну нить, то человек умрет. Но на ментальном уровне человек поставил невидимую границу между собой и другими людьми, между собой и миром, между собой и Богом. Есть моё и есть всё остальное. И между ними есть ментальная граница.

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С «МОЁ»

Вся совокупность того, что человек относит к «моё», в сознании человека складывается в определенный агрегированный образ. У каждого есть этот образ, который состоит из всего, что он считает своим. 

И далее человек совершает специфический ментальный трюк: он этот образ, свое представление, состоящее из того, что человек считает своим, отождествляет с собой. Я считаю, что я и мой образ меня, есть одно и то же.

Слово «тождество» происходит от старославянского тожде или тоже (тоже самое) и означает «равенство». Отождествление - это установление знака равенства между различными объектами или качествами объектов.

Мы ставим знак равенства между сложившимся у нас образом, состоящим из «моё», и собой.

Совокупное «моё», как образ, как ментальную конструкцию, мы обычно имеем в виду, произнося «я». И исходя из этого образа, мы имеем специфическое ощущение себя, которое называют эго (лат. ego – «я»).

Признаком отождествления является слово «есть». В формальной логике «А есть В» означает, что А = В.

По правилам русского языка «есть» может опускаться.  Употребляя «я есть», мы незаметно для себя, осуществляем отождествление, то есть совершаем акт приравнивания. Например, мы отождествляем себя с профессией. Фразы: «Я (есть) таксист» и «Я работаю таксистом» по смыслу вроде бы одинаковы. Но в первом случае имеется отождествление (я есть), а во втором случае говорится о функции, которую я выполняю.

Я есть мое тело – это первое отождествление. Поэтому человек страдает, когда стареет, ведь его личности, которая строится на отождествлении с телом, угрожает исчезновением. «Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это… за это я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это!» - читаем мы у Оскара Уайльда в «Портрете Дориана Грея».

Вот ссылка на мою попытку осознания этого знаменитого произоведения в стихотворной форме https://stihi.ru/2020/11/22/1128

Я есть человек, который родился там-то, учился тому-то, сделавший поступок такой-то, сумевший достичь того-то и проч., одним словом, я есть мое прошлое. Также мы отождествляем себя с нашими убеждениями. Я есть человек консервативных взглядов или я есть либерал. Я есть человек, который может сказать правду в глаза. Я есть православный. Наши убеждения, наши верования мы также включаем в образ себя. 

Эго включает также в себя имущество, которое я считаю своим. Мы отождествляем себя с тем, чем мы владеем. Если я покупаю новую машину, тот мое эго увеличивается, так как увеличивается «моё». Эта машина становится частью меня. Я есть владелец машины. Так мы отождествляем себя с тем, чем мы владеем.

Но что на самом деле означает – чем-то «владеть»? Если ты покажешь на небоскреб и скажешь: «Он мой, я им владею», – тогда ты либо сказочно богат, либо заблуждаешься, либо лжешь. Ты действительно богат, если сможешь показать документы, подтверждающие твои слова, и все будут с этим согласны. Если кто-то будет с этим не согласен, то на твоей стороне выступят полиция, и даже армия. Если с твоей версией никто не согласится, то либо тебя отправят к психиатру, либо к полицию. Таким образом, владение – это некая условность, некое соглашение между людьми.

Однако факт владения небоскребом достаточно сильно влияет на то, что человек думает о себе, как он ощущает себя, какой образ себя у него складывается. Послушайте, как это звучит: «Я владею небоскребом». Теперь закройте глаза, и еще раз произнесите эту фразу с верой в то, что это правда. Почувствуйте, как ваше «я» прибавило в весе, а может и в объеме.

У ребенка образ себя очень маленький и когда «моя» игрушка ломается или ее кто-нибудь отнимает, ребенок испытывает страдание. Он страдает не из-за ценности игрушки, а из-за того, что она именно «его». Игрушка стала частью развивающегося в ребенке самоощущения «я». А так как человечек прожил немного на белом свете, то его образ себя у него пока очень маленький. Моя мама, мой папа, моя игрушка - это почти все. Поэтому, если от его «моё» отнять игрушку, то это будет значительной потерей, ведь удельный вес этой игрушке в его образе себя достаточно велик.

Так человек делит мир на две части: это «моё», а это «не моё» и проводит незримую границу между ними. В результате чего он имеет ощущение, что он не есть часть мира, что он отделен от мира, что он противопоставлен миру. Кстати слово «религия» состоит из двух корней - «ре» (восстановление) и «лига» (связь, союз). Предназначение религии - восстановить разорванную когда-то связь между человеком (частью) и Богом (Целым).

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ИМЕНЕМ

У каждого человека имеется имя, и оно тоже включается в «моё». Вначале ребенок слышит последовательность звуков, произносимых родителями. Он начинает понимать, что таким образом его зовут, то есть привлекают внимание. В конце концов, он начинает ассоциировать способ привлечения его внимания со своим именем. Например, он слышит: «Ваня, агу». Ребенок начинает понимать, что с помощью набора звуков «Ваня», обращаются именно к него, привлекают именно его внимание.

Отождествление своего имени и себя происходит не сразу. Это можно судить по тому, что некоторое время дети говорят о себе в третьем лице: «Ваня хочет есть».

Далее происходит некий «квантовый» скачок – ребенок приравнивает себя к своему имени. Он выучивает слово «я» и начинает считать, что я = Ваня. То есть он начинает приравнивать слово «Ваня» к тому, кто он есть. Это означает, что ребенок отождествился со своим именем. В его сознании происходит метаморфоза от «меня зовут Ваня» (в смысле с помощью звуков «Ваня» привлекают мое внимание) к «я есть Ваня» (а мы помним что «есть» это признак отождествления). Он начинает считать, что Ваня и «я» есть одно и тоже.

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ (ЧСВ)

Когда мир в представлении человека делится на две части, с одной из которых он отождествляется, то это повод для того, чтобы задуматься о своей значимости.  Отделив себя от Целого человек имеет ощущение «я особенный», «я уникальный», такого, как я, нет, не было и больше никогда не будет. Это называется гордыней или чувством собственной важности.

У меня конечно же есть свои собственные взгляды, свои собственные убеждения. И в чем бы человек ни был убежден, в чем бы ни был уверен, он найдет этому подтверждение в реальной жизни. Даже если человек страдает из-за своих убеждений, он будет их поддерживать, будет делать все, чтобы их защищать. Даже если он из-за них страдает. Потому что, во-первых, привычное страдание сегодня психологически гораздо более безопаснее, более комфортнее неизвестного завтра. Впрочем о психологических выигрышах,  которые получает человек, играя в игры, лучше почитать Эрика Берна.

И во-вторых, гордыня очень ранимая субстанция. Уязвленная, она заставляет нас оправдывать себя и свои поступки.

Движимые ЧСВ мы помним и по много раз прокручиваем в голове ситуации, когда нам была нанесена обида, придумываем способы отомстить за неё, кичимся своими достижениями, завидуем более удачливым. Агрессия, жадность, надменность, раздражительность - все это следствия ЧСВ.

Чувство собственной важности может проявляться в ситуациях, в которых человек нарочито показывает свою значимость. Например, мелкий клерк заставляет вас делать действия, которые можно не делать (собирать ненужные подписи, справки, заполнять бланк ручкой определенного цвета и проч.). Про таких говорят: «Каждый кулик на своем болоте велик».

Легко представить себе, какую благодатную почву находит это чувство среди тех, кто действительно что-то творит, трудится на благо других, создает реальные и нужные ценности, строит дома, охраняет порядок, занимается благотворительностью. Конечно, зло заключено не в реальных делах, совершать которые необходимо, зло в гордыне, в ЧСВ, скрывающем истину, всегда большую, чем наше маленькое «я». «Я сделал это», – говорит себе человек, радуясь своему творению, выделяя слово «сделал». «Я сделал это», – говорит он себе ещё раз уже с ударением на «я». «Я действительно сделал это, я крут!» – делает он вывод.

Наверное, самый опасный и трагический вариант мифа о «собственной важности» подстерегает тех, кто ступил на путь «духовного развития», не выработав в себе должной проницательности и способности к самонаблюдению. Ибо здесь миф о собственной значимости приобретает космические масштабы. Это называется «прелестью». Разве редко видим мы чванливых и самодовольных существ, тем не менее, называющих себя «йогами»», а порой даже «учителями духовности»? Люди такого сорта обычно утверждают, что обрели высшее знание, что имеют доступ к загадочным и могущественным сущностям, способным чудесным образом вмешиваться в естественный ход вещей. Они искренне верят в значительность своей миссии, делят мир на «светлых» и «темных». Они легко принимают ответственность за судьбы других людей, смело берутся судить, верным или неверным путем движется данный человек, и склонны всеми возможными способами навязывать собственный взгляд другим, иногда даже всему человечеству.

Термин «чувство собственной важности» подарил миру Кастанеда, который устами Дона Хуана (персонажа книг Кастанеды) называл его главнейший и самый могущественный из наших врагов.

В системе дона Хуана избавление от чувства собственной важности рассматривается как великая победа воина: «Сейчас нам нужно разобраться с чувством собственной важности. Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в мире – это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь, ты не видишь в нем ничего, кроме самого себя».

ПРО ИДИОТОВ

Своеобразный способ борьбы с ЧСВ придумал Георгий Гурджиев. Всех своих учеников он относил к той или иной категории идиотов. Гурджиев часто обращался к собеседникам как к «идиотам», и если они обижались, успокаивал их: «Зачем сердишься? Ты идиот, я идиот, Бог тоже идиот». Была разработана классификация идиотов. Каждый знал, к какой группе идиотов он принадлежит. Насчитывался двадцать один разряд идиотов, за которых поднимались тосты. Пили за «всех идиотов», «обыкновенных идиотов», «кандидатов в идиоты», «супер-идиотов», «архи-идиотов», «безнадежных идиотов», «жалких идиотов» и «сострадательных идиотов». Так, д-р Серневал был известен как «архи-идиот» в то время как Ораж считался лишь «супер-идиотом». Были еще «круглые», «квадратные», «зигзагообразные» и «скорченные» идиоты.

Один из учеников позже писал: «Вся система идиотизма, пожалуй, была просто чудесным устройством, предназначенным для того, чтобы помочь нам увидеть в других и обнаружить в себе определенные черты, так глубоко затвердевшие в нашей природе, что мы были бы неспособны распознать их без этого приёма: игры в зеркала, где другие служат как отражение нашего собственного образа».

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ПРАВОТЫ (ЧСП)

ЧСВ побуждает человека к стремлению все время доказывать свою правоту. Иногда кажется, что самая главная цель эго иметь основание для того чтобы сказать: «Вот видите, я оказался прав!» или «Я же говорила, что …!». При этом внутри человека от ощущения собственной правоты пробегает приятная волна.

С точки зрения здравого смысла вроде бы должно быть так: сначала происходит некоторое действие (поступок, ситуация и проч.), а потом дается объяснение причин, которые привели к этому поступку или ситуации.

Но в действительности чаще происходит все наоборот. Сначала имеется установка, убеждение в чем-то. Потом происходит ситуация, которая интерпретируется согласно этой установке, убеждению.

Человек, движимый эго, стремиться к тому, чтобы всегда быть правым. Поэтому с точки зрения эго важно, чтобы объяснение факта или поступка было таким, которое бы подтверждало его правоту.

Для достижения этой цели имеется два основных способа. Первый – подбор действующих лиц, чтобы результат был предсказуемым. Второй – провоцирование «правильной» реакции партнера. Причем сам человек скорее всего будет не осознавать подоплеки своего поведения. Его истинная мотивация, как правило, им не осознается.

Рассмотрим пример. Допустим, у женщины имеется некоторое убеждение, которое может звучать как «все мужики сволочи». Подобное убеждение может возникнуть на основании какого-либо реального случая, когда мужчина (муж, отец) действительно ушел из семьи, оставив жену и детей. Это могло произойти несколько поколений назад и негативное отношение к мужчинам передаваться по женской линии из поколения в поколение в явном или неявном виде. «Моя мама», «моё убеждение», «история моей семьи» - все это входит в «моё» и соответственно относится к эго.

Женщина с такой установкой, не осознавая того, будет подводить ситуации к тому, чтобы подтвердить эту установку. Например, она может выбрать себе спутника, который действительно окажется непорядочным человеком (подбор действующих лиц - это первый способ получить нужный результат). Или своим поведением она будет провоцировать мужа, вынуждая на ответное негативное поведение. (провоцирование – это второй способ).

Все это будет происходить подсознательно. На сознательном уровне ей может быть плохо, она будет страдать, она будет понимать, что оставляет детей без отца, что ей одной будет трудно. Но руководимая эго, которое стремится быть всегда правым, она будет делать все, чтобы иметь возможность сказать: «Я (мама) была права, все мужики сволочи».

Это фраза для человека обычно приносит такое большое удовлетворения, что для того, чтобы иметь возможность ее произносить, факты, подтверждающие собственную правоту будут выпячиваться, будут помниться, а факты, ее опровергающие - либо сознательно игнорироваться, либо забываться.

ФЕНОМЕН ЭГО

Подытоживая вышесказанное, выделим следующие стадии возникновения эго:

• Разделение всего, о чем человек имеет представление, на «моё» и не «моё», установка между ними границы. Противопоставляя «моё» и не «моё», мы отделяем себя, прочерчиваем ментальную границу между собой и Целым, между собой и Богом, между собой и природой;
• Формирование ментального образа, включающего все, что мы отнесли к «моё».
• Отождествление себя с этим образом, в результате чего собственно и появляется эго.

Отождествление - самый важный фактор в образовании эго. Не нужно забывать то что мы относим к мое. Нужно стараться с этим образом как можно меньше отожествляться.

Наличие эго имеет два основных следствия:

• Ощущение исключительности себя, значимости этого образа, своей персоны и проявление чувства собственной важности, которое также называют гордыней;
• Защита границ эго с помощью ощущения собственной правоты.

КОНСТРУКТОР ФРАЗ

Когда человек говорит из эго, то его фразы часто строятся по следующему шаблону. Сначала идет отождествление себя с чем-то, что входит в «моё», потом фраза для усиления чувства собственной важности и третий шаг – подтверждение собственной правоты.

Список 1. Отождествление (с собственностью, с телом, с личной историей и проч):

Я (есть) честный человек (вариант «Я никогда не брал взяток»),
Я (есть) владелец особняка,
Я (есть) инвалид (сирота, пенсионер и пр.),
Я для них работаю, не покладая рук (я есть старающийся, жертвующий, переживающий, заботящийся и проч.).

Список 2. Чувство собственной важности (по форме это может быть апеллирование к чувству стыда, страха (угроза, шантаж), вины или жалости):

Разве я заслужил такое отношение?
Как вы смеете об меня вытирать ноги!
Из-за вас я поседел раньше времени!
Как вы смеете со мной так разговаривать!
Кто вы такой, чтобы мне говорить такие вещи?
Знаете ли вы, с кем имеете дело?
Это возмутительно! (по отношению ко мне)
Это безобразие! (по отношению ко мне)
Так могут поступать только бессердечные люди! (по отношению ко мне)
У вас нет совести! (по отношению ко мне)
Я это так не оставлю!
Вы обо мне еще вспомните!
Вы ещё пожалеете об этом!
Я вам устрою райскую жизнь!
Я буду жаловаться!

Список 3. Подтверждение собственной правоты:

Я всегда знал (говорил, предупреждал), что:

такое возможно только у нас (в нашем учреждении, городе, государстве),
наша власть (мой муж, моя жена и т.п.) ни на что не годится,
нынешняя молодежь не то, что были мы!
все мужики сволочи (все продавцы хамы и т.п.);
все меня используют!
мои дети (родители) эгоистичны!
я родился под несчастливой звезой!
я ни на что не гожусь!
для меня нет ничего невозможного!

Теперь можно конструировать шаблоны речей, которые могут звучать из эго. Берем любую фразу из списка 1, далее из списка 2 и 3. Готово! Комбинируйте.

Можно расширить каждый список в зависимости от разыгрываемых ролей и ситуаций. Используя эту логику и продолжая тему негативной установки женщины относительно мужчин, можно предложить такую конструкцию:

Отождествление (список 1): я (есть) такая доверчивая, такая наивная, («Какая же я была дура!») я тебе поверила, я думала, что ты меня любишь.

ЧСВ (список 2): я отдала тебе свою молодость, ты думаешь только о себе (а должен думать обо мне!), ты эгоист, ты разбил все мои мечты, зачем ты завел семью?

Самоощущение правоты (список 3): я (мама) была права: все мужики сволочи!

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГО

Опираясь на идею «эго», можно понять многие недостатки и пороки человечества. В общем то оно и не удивительно, ведь по сути «эго» и «гордыня» очень близкие понятия.

Если человек действует из эго, то его поведение обладает определенными особенностями, которые мы здесь рассмотрим.

Оценивание

Одним из проявлений эго и ЧСВ является оценивание. Это хорошо, а это плохо. Это правильно, а это неправильно. Когда мы выставляем негативную оценку, то этим самым мы судим, осуждаем. В Библии сказано: «не судите, не судимы будете».

Можно вспомнить также эпизод, когда к Иисусу привели блудницу с предложением побить ее камнями, как того требовал закон. На что Он сказал: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень».

Когда мы даем положительную оценку, этим самым мы тоже вершим суд, только приговор в данном случае оправдательный.

Реакция на критику

Когда кто-нибудь меня упрекает или критикует, эго видит в этом угрозу, попытку уменьшить его и тут же старается вернуть свое самоощущение на прежний уровень, для чего прибегает к самооправданию, защите, обвинению собеседника, осуждению, раздражительности, гневу. Ему неважно, прав другой или нет. Его больше интересует защита границ своего я, чем истина.

В центре внимания

Другой аспект попытки укрепить свое «я»: произвести впечатление, пустить пыль в глаза и показать себя в выгодном свете, желание выделиться, стремление быть особенным. Это может выражаться в том, что он начинает перебивать собеседника, когда слышит, что-то, что не согласовывается с его мнением.

Это можно наблюдать, например, вечеринке. Представьте ситуацию: собралась компания, все веселятся, но один из гостей ведет себя неадекватно, например: 

• может напиться и начать буянить,
• ему может стать неожиданно плохо и все начнут клохтать над ним, предлагая помощь,
• он может делать один за другим неуклюжие движения (например, что-то задеть на столе, стянуть на пол скатерть, «нечаянно» испачкать или порвать одежду и т.п.) и все начнут устранять последствия.
• он может сидеть с обиженным выражением лица без объяснения причин, отчего другим бывает неловко и они начинают допытываться, что же случилось.
• он может начать громко и возмущенно высказывать свои взгляды (политические, относительно молодежи, лиц противоположенного пола и т.п.).

Произвести впечатление

Летом 2013 года мы были на двухнедельных сборах по Илицюань (школа ушу). Это было под Киевом. Наш день начинался с того, что мы вставали в 6:30 и шли медитировать на высокий берег Днепра, откуда открывался великолепный вид. В этом месте Днепр делал резкий изгиб. Зрелище незабываемое - встречать первые лучи солнца в таком живописном месте. После медитации мы делали комплекс цигун и шли завтракать.

К месту медитации мы поднимались по достаточно крутому склону. Как-то раз, когда мы возвращались, спускаясь с этого склона, мимо нас пробежал Виктор. Надо сказать, что он был не вполне обычным человеком – у него было заболевание детский церебральный паралич. Когда он начинал заниматься ушу, он, как любой человек с таким заболеванием, не то что бегать, даже ходил не очень уверенно. Занятия Илицюань давали свои плоды и в какой-то момент он стал пытаться бегать.

Когда он нас обогнал, наш учитель Скалозуб А.В. сказал: «Сейчас упадет». «Почему? – спросили мы его. На что услышали ответ: «Выпендривается». И в этот момент Виктор действительно падает. Пока он вставал и приводил себя в порядок, мы его обогнали. Через несколько минут Виктор опять нас обогнал. «А вот теперь не упадет», - сказал Александр Валентинович. И действительно Виктор успешно добежал до самого низа склона.

Надо сказать, что сегодня Виктор является инструктором по Илицюань и кроме того, что ведет занятия, через китайские практики работы с телом и сознанием помогает людям с аналогичным заболеванием .

Ревность

«Моя жена», «мой муж» относятся к «моё». «Это моя жена», «это мой муж» может означать почти тоже, что и «это моя кукла» или «это моя квартира». Человек с сильным эго зачастую относится к своим родственникам, как к собственности, а собственность нужно защищать. Говорить: «Ревнует значит любит», - можно в том же смысле, что и любить свою машину или собаку.

Если человек испытывает ревность в разумных пределах, то, наверное, в этом нет ничего страшного. Но если возникают навязчивые состояния, которые рождают недоверие, подозрения, домысливания, слежку, упреки, оскорбления и проч., то с этим нужно что-то делать.

Когда родственники относятся к «моё», то отношение к ним такое же, как к собственности. А когда, как им кажется, они теряют свою собственность, то они могут поступить по принципу «так недставайся же ты никому». Иногда доходит до абсурда. Недавно прочитал такую историю: муж, отвез в лес жену, мать двоих его детей. Обухом топорика раздробил ей кисти. Потом начал рубить пальцы по фалангам. Потом отсек кисти. Пытка длилась больше часа. Женщина теряла сознание, но он бил ее по щекам, тормошил, заставлял возвращаться. Так было несколько раз. Успокоившись, он все-таки решил отвезти истекающую кровью жену в больницу. Все это он делал из ревности.

Мой муж должен работать, ведь он добытчик, он не может иметь хобби, быть всегда дома, отвезти и привезти меня по первому зову. Моя жена даже слова не имеет право сказать с посторонними мужчинами, должна стирать, готовить, рожать детей, молчать, когда не спрашивают и т.д. Мои дети должны меня слушаться, поступать так  (выбирать друзей, профессию, мужа или жену), как я считаю правильным. Детям зачастую не дают заводить собственные семьи, чтобы не выпускать из-под своего контроля.

Тщеславие

Слава, известность – это то, что усиливает ЧСВ. И тогда может появиться тщеславие (тщетная, напрасная слава). Чтобы стать известным нужно сделать что-то уникальное или выдающееся. Это может быть научное открытие, создание шедевра искусства, спортивное достижение.

Не всегда слава разрушительно действует на человека. Он может совершать добрые дела или научные открытия не ради славы. Тогда слава есть, так сказать, побочный результат его деятельности. По большому счету для такого человека наличие славы если не безразлично, то во всяком случае не играет решающей роли.

Но если человек не находит благого способа, чтобы стать знаменитым, то он может воспользоваться советом старухи Шапокляк из мультфильма про Чебурашку, которая пела:

Кто людям помогает, лишь тратит время зря,
Хорошими делами прославиться нельзя.

Это называется «Славой Герострата».  В 356 году до нашей эры Герострат сжёг знаменитый храм Артемиды, чтобы увековечить своё имя в истории. И самое интересное, что ему это удалось. Этим же комплексом страдал и Чемпен, убивший Джона Леннона.

Если человеком движет желание прославиться во чтобы то ни стало, то его поступки идут из эго, которое стремится усилить ЧСВ. Для такого человека слава является целью, а все что он делает лишь средством. Такой человек начав заниматься чем-то и однажды поняв, что это славы не принесет, может переключиться на что-то другое.

Таким образом, есть добрая слава и есть дурная слава. Возможен и третий вариант. Ведь чтобы прославиться можно сделать, что-то уникальное, которое может быть нелепым, бесполезным или бессмысленным. Хороший пример «Книга рекордов Гиннеса», где есть такие номинации как «Самый большой пузырь из жвачки», «Самое большое количество туалетных сидушек, сломанных головой за минуту», «Дальность плевка вишневой косточкой» и проч.

Одним из проявлений тщеславия является эпатаж – умышленно провокационная выходка или вызывающее поведение, шокирующее, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания. Можно, например, прибить мошонку к брусчатке, зашить себе рот, обмотаться колючей поволокой, спеть рок в храме Христа Спасителя. Теперь ты фигурируешь в новостных лентах, про тебя знают все, ты известен!

Тщеславный человек больше всего заботится о мнении людей о себе. Важно не то что и почему он сделал, а важно, что его заметили, оценили его интеллект, смелость, умение быть свободным от предрассудков, находчивость и проч. У тщеславного человека повышенное, обостренное внимание к похвале, стремление всегда и во всем быть первым, лучшим, важным. Он тяжело переносит упреки, не терпит критики. У него есть желание чем-то выделяться из толпы: одеждой, внешностью, талантами, подвигами, качествами. Он стремится получать награды, грамоты, знаки отличия, попасть в газету или телеэфир. Подойдет любой способ, чтобы получить известность и усилить ЧСВ.

Оправдывание

На вопрос: «Почему мы сделали то или это?», - может иметься несколько ответов. Есть причины истинные, и они могут быть не слишком лицеприятными, и причины ложные, но которые выглядят более привлекательно. Действуя из эго, стремясь сохранять ЧСВ, человек стремится выставить причины поступков в более выгодном свете, чем они есть на самом деле.

Оправдывание имеет место быть, когда заявленная причина (мотив) поступка и его истинная причина не соответствуют друг другу.

Боитесь водить машину? Скажите, что не можете сесть за руль после трагического происшествия со знакомым. Опаздываете на работу из-за того, что проспали? Поведайте о тяжелом разговоре с женой, спровоцировавшем скандал за 5 минут до вашего выхода из дома.

Самооправдание

«Я – хороший семьянин и примерный отец», – говорит себе человек, любуясь собой, и делает вывод: «Значит, я чего-то стою. Пусть я не правитель и не гений, но то, что я делаю, тоже важно».

Принявший роль деспота говорит себе: «Я – сильный, я всех подчиняю -своей воле, я могу вершить большие дела. Такие, как я, соль земли». И это не игра, не фигура речи, это искренняя вера.

Жертва твердит: «Я слаб, я беззащитен, меня всякий может обидеть, потому что я добр, мягок, у меня нежная, ранимая душа. И я готов жертвовать собой – посмотрите, как это красиво!»

Самооправдание – это снятие с себя чувства вины или желание выглядеть в более лучшем свете в своих собственных глазах. Как говорится: «Умный человек всегда найдет оправдание своим поступкам». Нам не хочется казаться глупыми, слабыми, трусливыми, жадными и проч. Это сильно задевает ЧСВ.

Можно ли самооправдание назвать враньем? Далеко не всегда. Порой мы так убедительно говорим, что сами начинаем верить, что так оно и было на самом деле.

Эта подмена бывает очень тонка. Помните куплеты Тристана из «Собаки на сене». Чтобы погасить в себе любовь к женщине, нужно её добродетели немного «усилить», тем самым исказив, и тогда они превратятся в нечто смешное, нелепое, и даже непривлекательное и отталкивающее.

Умницу мы наречем уродкой,
Добрую объявим сумасбродкой.
Ласковая - стало быть липучка,
Держит себя строго, значит злючка.

Назовем кокетливую шлюхой,
Скажем про веселую - под мухой.
Пухленькая: скоро лопнет с жиру.
Щедрую перекрестим в транжиру.

Самооправдание делает обратный трюк. Оно превращает транжирство в щедрость, жадность в бережливость, а трусость в предусмотрительность.

Зачастую самооправдание делается за счет обвинения кого-то другого: «Почему я так поступил? – Я не в силах был совладать с собой, потому что она меня заставила нервничать». Обвиняя другого, мы снимаем вину с себя.

Да и нет

Человек с сильным эго имеет специфические ощущения при произнесении слов «да» и «нет». Если он говорит «да», то есть если он соглашается, то ему кажется, что его продавливают. Жене кажется, что в этом случае она под пятой у мужа, а мужу кажется, что он подкаблучник. От этого он или она страдает, ругает себя за слабохарактерность, бесхребетность.

Эго не любит согласие. Если человек говорит «нет», то его эго усиливается, он чувствует себя важным и значимым. Особенно это заметно в возрасте примерно 3-4 лет (примерно в этом возрасте начинает формироваться эго), когда ребенок начинает говорить «я не буду» и «я не хочу».

Соответственно, когда человек с сильным эго часто слышит в ответ «да», то он начинает воспринимать своего визави как слабохарактерного человека и начинает его продавливать, ощущая при это усиление своего собственного эго. Эффективной тактикой поведения с такими людьми является "да, но ...". Ты соглашается и обставляешь это таким условиями - "но", которые сводят на нет твое кажущееся согласие. 

Конфликт

Эго существует только в расщепленности: моё и не моё, расщепленность воли, расщепленность внутри себя на множество я. Эго усиливается, когда вы боретесь с миром и с самим собой. Эго существует в противоборстве, такова его природа, только так можно почувствовать себя. Эго существует благодаря конфликту, борьбе, противостоянию. Конфликт – это пища эго. Противоборство с кем-либо или с чем-либо поддерживает ЧСВ.

Даже такая обычная вещь как крикнуть что-нибудь в ответ, когда другой водитель обзывает тебя «идиотом» - это действие механизма самоусиления эго. Еще одним способом является гнев, вызывающий хоть и временное, но очень сильное раздутие эго.

Борьба подразумевает две стороны, которые борются между собой. Таким образом, борьба усиливает раскол, еще больше отделяет тебя от Целого. Эго – это напряжение внутри тебя.

Когда человек, как он считает, победил, его ЧСВ усиливается. Когда проиграл, то в нем начинает жить обида, которая порождает желание еще больше отгородится от мира, от Целого, углубляя границу между собой и Целым. Таким образом, любой исход борьбы усиливает эго.

Зависть

Кто-то более красив, чем вы – вам больно; у кого-то больше денег, чем у вас – вам больно; кто-то более эрудирован, чем вы – это тоже мучительно. Вам кажется, что его «моё» больше, лучше, сильнее, чем ваше. Эго живет через сравнение и оценивание. Это можно назвать комплексом Сальери. Кстати, этому господину явно не повезло, так как существует устоявшееся мнение (к этому приложил руку и А.С. Пушкин) о том, что он отравил Моцарта, но его вина совершенно не доказана.

«Господи, такое ничтожество - а как взлетел!», «Это несправедливо: я пашу, как лошадь, а он прохлаждается, и при этом он получает в два раза больше» - знакомо, не правда ли? В такой позиции много скрытой агрессии, проявляющейся или переживанием ущербности при успехах другого, или злорадством: «Так ему и надо!», или «экспроприацией экспроприаторов».

Один крестьянин в начале 90-х в ответ на вопрос: «Что вы сделаете, если ваш сосед станет фермером?» - убежденно сказал: «Пожгу!».

Как в анекдоте. Нашел мужик однажды волшебную лампу, потер ее, джин вылез и говорит – «Проси, что хочешь, только учти, что у соседа твоего будет в два раза больше». Мужик и так, и сяк крутит в голове, получается соседу в любом случае больше достанется - попрошу мешок золота - соседу два! Попрошу дом - соседу два! Так он помучился, помучился, и говорит – «Выколи мне глаз!».

Обида
(в процессе)

Самооценка

Однажды Далай-лама встречался с группой людей из Запада. Они говорили о недостаточной самооценке, а он все не мог понять, что это такое. Эти люди попытались объяснить ему, после чего Далай-лама обошел всю группу и каждого спросил: «У тебя это есть?» И большинство ответили: «Да». И Далай-лама сказал: «О, это очень странно, самооценка».

Экхарт Толли пишет: «Сегодня люди – единственный вид существ на планете, которые каким-то образом себя оценивают. Если вы как-то себя оцениваете, как-то относитесь к самому себе – это нормально. Но кошка никак к себе не относится. И птица тоже. И дерево тоже. Поэтому у птиц, кошек, деревьев, обезьян, цветов нет проблем с самооценкой. Даже у самой облезлой кошки нет проблем с самооценкой. Кошка не создавала себе вторичного, созданного умом «образа себя». Будучи однажды созданным, этот образ ходит вместе с тобой, рядом с тобой, за тобой, повсюду. Вы всегда ходите с мысленным образом «себя» и имеете с ним какие-то взаимоотношения».

То, как тебя видят другие, становится для тебя зеркалом, говорящим, кто ты такой. В большинстве случаев самооценки связано с тем богатством, которым ты владеешь в глазах окружающих. Если этого не понять, то всю оставшуюся жизнь человек обречен гоняться за вещами в тщетной надежде отыскать в них собственную ценность. Мы забываем, что для счастья важен не доход, а чувство достатка. Ведь сказано: «Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало».

Жадность

Эго, вросшее в сознание человека, подобно любой другой болезни, подвержено росту. Любая болезнь без должного лечения прогрессирует. Так и эго предрасположено к увеличению. Оно требует усиления образа себя, «моё» должно расти, увеличиваться.

Поэтому чем сильнее эго, тем больше вероятность проявления таких качеств как алчность, жадность, накопительство, шопинг. На смену слабому чувству удовлетворения от того, что я имею, приходит другое чувство - хочу иметь больше. Как в «Сказке о рыбаке и золотой рыбке» одни желания сменяются другими, а человек никак не может насытится.

Человек хочет богатства, чтобы раздуть «моё». Чем больше того, о чем он может сказать «это моё», тем более сильным становиться его эго, и тем сильнее ощущение отделенности от мира.

«Если бы все жили в больших особняках и были богаты, то особняк и богатство не служили бы усилению эго. Тогда человек с сильным эго должен бы оставить богатство, перебраться в простой домик и вернуть себе ощущение собственной значимости. Например, он мог бы считать себя более духовным, более скромным, чем остальные. Есть нищие, чье эго больше, чем у миллионеров. Эго устроено так, что ему все равно в чем, лишь можно было сказать, что я чем-то лучше». (Экхарт Толле «Новая земля»)

Эго - это напряжение. Я хочу – это напряжение. Когда мы начинаем доверять жизни, то мы расслабляемся и эго уходит.

ЖЕЛАНИЯ

Физические потребности всего населения планеты – в пище, воде, крове, одежде и основных удобствах – можно было бы удовлетворить, если бы эти потребности были естественными. Но потребности, усиливаемые эго, становятся противоестественными. И как следствие – безумная, хищнической и неуемная потребность иметь больше.

В наше время потребительство является культом западной цивилизации и усиленно пропагандируется в нашей стране, разжигая в человеке множество различных противоестественных желаний. Если человек устал и хочет отдохнуть, то это естественно. Но если он хочет отдохнуть непременно на заморских островах с пальмами, то вряд ли это ему так уж необходимо.

Желания современного человека нередко исходят из эго. Он хочет то, чего нет, и не хочет то, что есть. Поэтому человек чувствует себя несчастным. Но исполнение желаний зачастую не приносит удовлетворения. «Почти все человечество страдает от того же что и ты. Не получив того, что хочешь, ты страдаешь. А получив, то все равно страдаешь, потому что не можешь удержать это вечно», - говорит Сократ, персонаж фильма «Мирный воин».

Ошо говорил: «Ты беден и хочешь стать богатым — эго впитывает энергию, твою жизненную силу. Ты невежественен и хочешь стать одним из мудрецов — эго впитывает энергию. Ты очень жалкий и хочешь стать могущественным — эго собирает энергию... Эго живет в напряженности между тем, кто ты есть и кем ты хочешь быть. А хочет быть Б и эго создано из этого напряжения».

Желания возникают потому, что ты не принимаешь то, что есть. Тебе все время хочется подправить этот мир. Тебе кажется, что ты знаешь, как было бы лучше.

Эго ослабляет свои позиции, если человек принимает самого себя и ситуацию, такими какие они есть, когда говорит себе: «Я принимаю, то что есть». Это называется смирением (с-мир-ение) - ты «смотришь на этот мир с миром».

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ СЕБЯ С ГОЛОСОМ ВНУТРИ

Большинство наших мыслей крутятся вокруг «я» в явном или завуалированном виде, таком как «моё», «мне», «себя», «своё».

«Я не виноват; он (мой отец) не прав, (мне) надо было сделать по-другому; со мной несправедливо обошлись; так ему (моему соседу) и надо; в следующий раз я найду, что возразить; не забыть бы (мне) купить; зачем я это сделал; когда же она (моя дочь) повзрослеет; как я устал от всего этого; почему у меня все время так получается; (моя) мама была права; как мне научиться не раздражаться; он (мой муж) самый лучший».

Так совокупность того, что человек относит к «моё» поддерживается внутренним диалогом. Более того, этот голос внутри и принимается за «я».

Про разговор человека с самим собой существует множество анекдотов, в которых «внутренний голос» дает множество полезных советов, в финале приводя человека в безвыходное положение. В этих анекдотах «внутренний голос» является как бы закадровым голосом в фильме про Штирлица – это отдельное существо, гораздо больше знающее, чем его «внешняя оболочка».

Вспоминается история про ковбоя. Едет ковбой по прерии. Вдруг индейцы. Ковбой думает: «Ну все, конец» - внутренний голос: «Нет, это еще не конец, вон видишь дерево? – езжай к нему и залезай». Ковбой так и сделал. Индейцы обступили дерево. Ковбой думает: «Ну вот, все теперь точно конец». Внутренний голос: «Нет, это еще не конец, отстреливайся» - ковбой отстреливается, но кончаются патроны. Думает, «Ну теперь-то точно конец». Внутренний голос: «Нет, это еще не конец, вон видишь того в перьях, стреляй в него» - ковбой выстрелил. Внутренний голос: «Вот теперь точно конец, это был вождь»

В этих анекдотах «я» и «внутренний голос» - два субъекта общения. Однако в жизни большинство людей полностью отождествляют себя с этим голосом. Для них никакого «я» за пределами мыслительного процесса не существует. Голос внутри отождествляется с «я».

Ж.П.Сартр писал: «Сознание, говорящее «я есть», не является мыслящим». Что он имел в виду? Когда ты осознаешь, что мыслишь, то это осознавание не является частью мышления. Здесь нет мыслей, есть только ощущение. Это другое измерение сознания. Это та самая осознанность, которая говорит: «Я есть». Если бы в тебе не было ничего, кроме мыслей, ты бы даже не знал, что мыслишь. Это похоже на телевизор, работающий в пустой квартире. Ты был бы безумен.

ЭГО И ВРЕМЯ

Эго живет прошлым и будущим. Эго питается обидами, победами, поражениями – так порождается прошлое, а также желаниями и страхами – так порождается будущее.

Прокручивание в голове мыслей о полученных обидах, о свершенных победах и случившихся поражениях, все это мысли о прошлом, которые питают эго. Ибо это мои обиды, мои победы и мои поражения.

Эго усиливается страхами, поэтому муссирует различные ситуации, которые гипотетически могут случится в будущем. Это мои страхи. И человек живет в состоянии напряжения, что что-то может произойти с ним в будущем.

Желания также усиливают эго. Это мои желания. Человек говорит себе: «Когда я получу это, моя жизнь наладится, я буду счастлив». «Когда», «когда-нибудь», в будущем. Эго живет в напряженности между тем, кто ты есть и кем ты хочешь быть. Тем, что у тебя есть, и чего ты приобретешь в будущем. «А» хочет быть «Б». Завладев желаемым, человек начинаем мечтать о следующем приобретении. Достигнув одной цели, человек ставит другую, ментально снова перемещаясь в будущее.

Эго боится настоящего, ибо без прошлого и будущего оно исчезает. И даже если кажется, что эго интересуется настоящим, то это не значит, что оно его действительно видит. Эго смотрит на настоящее глазами прошлого (отсюда обиды и проч.). Или глазами будущего, обесценивая настоящее, низводя его до средства достижения поставленных целей. С этой точки зрения настоящее это навоз для произрастания цветов будущего.

Таким образом, настоящее, единственное, что имеется у нас в наличии, исчезает.

РАЗОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ЭГО

Человек обычно не замечает своего эго. Мы настолько отождествляется с ним, что считаем его и себя одним. Мы видим глазами эго, слышим ушами эго, говорим словами эго. Отделить его от себя, уметь видеть проявления эго в своих реакциям, мотивах, оценках  - первый шаг на пути саморазвития.

Это очень сложная вещь, потому что мы настолько заврались сами себе, что не может отличить ложь от правды. Как пишет П.Успенский: «Мы не то, что воображаем о себе». Нередко можно встретить людей, которые со знанием дела употребляют слово эго, но их поведение, их реакции полностью пропитаны этим самым эго.

Иногда дарят подарки, завернув вещь во множество оберток. Открываешь коробку, а там что-то в бумаге. Разворачиваешь бумагу, а там пакет. В пакете коробка, в коробке - коробка поменьше...

Чтобы докопаться до своей сути, чтобы ответить на вопрос «Кто я?», нужно снимать слой за слоем, нужно убрать много лишнего. Всего того то, что имеет отношение ко мне, но мною не является.

У меня есть тело, но я не мое тело. Я неуклюж и косолап. Или я строен и вынослив. Но не я есть такой, а таково моё тело.

Если у меня шрам через все лицо и поэтому я застенчив, молчалив, нелюдим, то я сам приравнял себя к этой маске.

Мое поведение меняется в зависимости от моей социальной или профессиональной роли. Я иногда веду себя как отец, но, заглянув внутрь себя, я понимаю, что это только роль, набор стереотипных реакций. Бывает, что я строгий начальник, но я вынужден им быть, чтобы отдел, которым я руковожу, функционировал правильно. Но это не я, все это маски.

Я владею престижной машиной, но машина тем более не есть я. Машина добавляет мне веса в глазах окружающих, хотя наверное и не у всех. А может наоборот, моя машина  потрепана временем и погодой, и я чувствую себя ущербным. Гляжу внутрь. Я успешен или я ущербен, это про меня, но это не я!

Кто-то из великих сказал, что процесс духовного роста есть избавление от всего лишнего. Продолжаем развертывать, продолжаем отбрасывать лишнее...

Бывает, что я срываюсь с катушек и сам не понимаю, что делаю. Я ругаюсь с женой, при этом я кричу от возмущения, я выкатываю глаза, я говорю то, за что мне потом будет стыдно. Это эмоции, это нервы, но это не я. Кстати, с начальником я почему-то так себя не веду! Эмоции, нервы, ау, где вы? Почему я не позволяю себе все это при общении с начальником? Мой отец любил повторять, что нервы - эта наша распущенность. Мы позволяем себе раздражаться в одних ситуациях, и не позволяем в других. Мы позволяем себе быть такими, но это не мы.

Мое прошлое, моя история, все эти милые воспоминания или случаи, за которые стыдно. Это все мое. Моя память. Этот груз я волочу в себе всю свою жизнь. От него есть польза - жизненный опыт, который часто пригождается. Но злые языки говорят, что опыт - это информация о том, как вести себя в ситуациях, которые больше никогда не повторятся. Память питает мой образ меня, к которому я приравнял себя. Но это не я. Попробую все это забыть. Не навсегда. Просто попробую забыть это на минутку. Сбросив весь этот груз, просто наблюдая здесь и сейчас. И, о чудо,  у меня ничего нет, ни прошлого, ни будущего, ни вещей, ни тела, ни имени. И при этом я осознаю, что я никуда не делся! Без всего этого я никуда не делся! Все равно я есть, я существую!

Мое будущее, мои страхи и мечты, мои планы и цели. Они мои. Они дают мне ориентиры, благодаря ним я знаю, что я хочу и чего не хочу, они задают вектор моего движения. Но они это не я...

Обертки, обертки...

Все эти вещи, физические особенности, эмоции, собственность, взлеты и падения - все это мы прокручиваем в своих мыслях, сотни и тысячи раз. От них нет покоя ни днем, ни ночью. Они не дают заснуть, а потом приходят в виде снов. Может это и есть я, тот который думает этими мыслями? Попробую остановить этот поток. Кладу руку на стол. Все свое внимание направляю на кожу ладони. Чувствую гладкую поверхность. Теперь перевожу внимание на сознание - а где же мысли? Мыслей нет. А я есть. Значит я не есть мои мысли.

Все эти слагаемые моего образа самого себя, собранные в единый клубок, единую ментальную конструкцию, к которой я приравнял себя, отождествился с ней, создал свое эго, они мои, но я не они, даже собранные все вместе! Если провести инвентаризацию этого образа, с пристрастием посмотреть из чего он состоит, и последовательно убрать все, чем я не являюсь, то вполне можно увидеть, что это всего лишь иллюзия, обрывки памяти, хотелки и проч. Но что-то же там, за всеми этими обертками должно быть! 

В начале главы мы задавались вопросом «кто я?». Путем выяснения того, чем мы не являемся, мы отсекали лишнее. Мы не есть роли, которые исполняем в различных ситуациях, мы не собственность, которой владеем, мы не наше тело, мы не есть наши профессиональные и прочие навыки, мы не наша история, не наши достижения. Все это относится к нам, но нами не является. Если все это отсечь, то что остается? Кто же я?

ИСТИННОЕ «Я»

Из вышесказанного казалось бы можно сделать вывод, что эго есть зло и что от него нужно срочно избавляться. Однако все гораздо сложнее. Не спешите расставаться с эго. Точнее хотеть расстаться, ибо такое расставание или путь взросления, или дорога к безумию.

Человека с раздутым эго часто называют эгоистом. Хотя признаком гипертрофированного эго могут быть самые разные проявления: жадность, честолюбие, ревность и проч. Или прелесть, гордыня, скрытая под маской ложная святости.

С другой стороны человека, у которого совсем нет эго, встретить такая же редкость, как и встретить святого. Таких людей очень и очень мало, думаю единицы за всю историю человечества. Поэтому их можно брать в расчет только в качестве идеала, к которому можно стремиться.

Эго, как мы выяснили выше — это наша оболочка, которая определяет границы того, что мы относим к моё. Но любая граница, разделяя, имеет еще одну функцию – она предохраняет, защищает. Представим себе на минутку, что эго исчезло, граница, отделяющая нас от мира исчезла, и наше крохотное сознание вынуждено воспринимать не небольшой кусочек реальности, а всю вселенную. Что будет тогда? Готовы ли мы к этому? Думаю, что пока нет.

Поэтому ослабление влияния на нас эго должно происходить параллельно с развитием внимательности. В чем же заключается это развитие? Состояние сознания, к которому нужно стремиться связано с вниманием и называется осознанностью. Повышая свою внимательность, свою осознанность, мы уменьшаем влияние на нас эго. Постепенно разотождествляясь со всем, чем мы не являемся, мы начинаем взаимодействовать с миром не из эго, не из маленького мирка, которым мы себя ограничили, а находясь в состоянии осознанности.

Ответ на вопрос «кто я?» может быть таким: «Я есть осознающее сознание» (или просто «Я есть», что по сути одно и тоже). Это можно назвать Внутренним наблюдателем, или Свидетелем, или Присутствием. Это можно почувствовать только научившись разотождестволяться с эго, которое иногда называют «ложной личностью».

Одной из сложных вещей является разотождествлние с внутренним диалогом, которым мы постоянно поддерживаем свою ложную личность. Если поймать паузу между мыслями и постараться посмотреть на себя вне контекста прошлого и будущего, то можно обнаружить свое большое Я, истинное Я, Внутреннего наблюдателя, поймать это самое ощущение Присутствия или Свидетельствования. Я – это то, что смотрит изнутри меня на мир.

Ощущая свое настоящее, истинное «Я», наше осознающее сознание, мы воспринимаем себя как часть Целого, часть Единого. Истинное Я никуда не исчезало, как и ниоткуда не пришло. Оно всегда было с нами. Просто мы его не замечали, всегда куда-то спешили и наш ум занимала неконтролируемая внутренняя болтовня, а когда выдавалось время не спешить, мы ныряли в сериалы, компьютерные игры, пустую болтовню, бесцельное блуждание по всемирной паутине и проч.

Экхарт Толли описывает ощущение истинного Я следующим образом: «Я впервые мог гулять и быть, никак не относясь к себе в этот момент. И в этом «Я» или, по-другому, в Присутствии, есть нечто настолько драгоценное, что это не выразить словами. Вы можете сказать, что это словно бриллиант. Это что-то невероятно, очень-очень ценное. Возможно, поэтому буддисты используют образ бриллианта. Бриллиант – выражение глубочайшего «Я», а не созданного умом «себя». Он чрезвычайно драгоценен, он знает себя недвойственным, ему не требуется сравнивать себя с другими. Он не имеет отношения к мыслеформе. Когда возникает Присутствие, вы больше не нуждаетесь в самооценке, вы больше не зависите от нее, потому что то, что растворилось – это созданная умом сущность, к которой вы как-то относились».

Все, что исходит от эго сравнивает, оценивает, судит, дает ярлыки, разделяет, дробит, вызывает соперничество, приводит к конфронтации, к конфликтам и войнам.

Эго не знает любви, оно знает только выгоду. Польза – один из главных критериев при оценке мира с позиции эго. Обособив себя от Целого ментально, человек стал огораживать себя физически. Так родилась алчность, честолюбие, гордыня, жадность, стремление к накопительству. Разделив все на мое и не мое, мы стремимся увеличить мое, накапливая вещи, превозносим свои достижения, порой преуменьшением чужих, живем обидами, завистью и ревностью.

Находясь в своем истинном Я, мы стремимся к объединению, к миру, к отсутствию конфликтов, войн, к слиянию с природой, с Целым, с Богом. Инструмент, которым пользуется «истинное Я» для объединения – это любовь.


Рецензии