Как Иван Сусанин Царя спасал

Вначале было Слово.
Классическая версия «подвига Сусанина» впервые появилась в учебнике Константинова (1820 г.). Далее, эта история получила развитие в учебнике Кайданова (1834 г.). 
Затем, появилась Ода «Иван Сусанин», написал ее Кондратий Рылеев. Через несколько лет, композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу «Иван Сусанин». Опера понравилась Николаю I, однако он велел переменить название на «Жизнь за царя». Опера идеально подходила к теории графа Уварова – «православие, самодержавие и народность».

В СССР, до 1938 г. опера не исполнялась, как монархическая. В конце 1938 г., когда Сталин вовсю готовил идеологическое обоснование своего «великого освободительного похода», вождь распорядился восстановить оперу и написать для нее «советское либретто». Его написал Сергей Городецкий, и 2 апреля 1939 г. в Большом театре состоялась премьера «советской» оперы «Иван Сусанин». Сталин лично изменил ряд эпизодов в опере - теперь Сусанин спасал не царя Михаила Романова, а отряд ополченцев во главе с Мининым.
Цензоры сочли финальную сцену «Славься...» «патриархальщиной и церковностью», и убрали ее. Но Сталин сделал ехидное замечание: «Давайте сделаем наоборот – сцену оставим, а снимем Большакова» (главного запретителя). И еще, Сталин настоял на появлении в финале Минина и Пожарского верхом на конях.
После этого, Ивана Сусанина записали в народные герои, внесли в школьные учебники, стали выходить книжки, воспевавшие подвиг «простого крестьянина».

Как возник миф о Сусанине?

В 1619 г. крестьянин села Домнина Богдан Собинин подал челобитную о деяниях своего тестя Ивана Сусанина Богдашкова. Сама челобитная не сохранилась, но есть царска грамота от 30 ноября 1619 г., текст которой практически повторяет содержание челобитной: «За службу к нам и за терпение тестя его Ивана Сусанина. Как мы, великий государь, царь и Великий князь, Михаил Федорович всея России в 1613 году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди и тестя его... изымали и пытали великими, немерными пытками, а пытали у него: где в те поры Мы… были, и он Иван, ведая про нас, Великого государя… где мы в те поры были не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».
Чудесная сказка так понравилась царю и его матери, что они пожаловали Богдана Собинина землей с освобождением от всех налогов, сборов и повинностей денег и дали грамоту, подтверждавшую геройское поведение Ивана Сусанина Богдашкова.
Никто не проверял сообщения зятя Сусанина, да и проверить было физически невозможно. Просил Богдан немного, а польза для династии Романовых была огромная.
Так возник миф о Иване Сусанине, «умученном ляхами».

Иван Сусанин действительно жил под Костромой в селе Домнино. Только был он не простой крестьянин, а староста, и довольно зажиточныый. Все остальное, что накручено вокруг этого человека, по выражению кота Бегемота «вранье от начала и до конца».
В грамоте Михаила Федоровича, выданной зятю Сусанина, сказано: «...Литовские люди ... пытали его (Сусанина) великими немерными пытками... где в те поры мы Великий Государь Царь были... не сказал, и Польские и Литовские люди замучили его до смерти». Текст грамоты просто повторял то, что было написано в челобитной, поданной зятем Сусанина. Здесь нет ни слова о болоте, куда якобы завел Сусанин поляков. 
Версию с болотом придумал Глинка в своей опере. Но эта версия не выдерживает даже простого логического рассуждения.
1.Как можно завести в болото целый боевой отряд? Допустим, Сусанин вошел в болото. Идущие позади «ляхи» увидели, что их провожатый тонет, и дальше они не пойдут. Сусанин пусть себе тонет, а «ляхи» развернутся и уйдут назад, по той же, проложенной ими в лесу тропе.
2. Если допустить, что глупые «ляхи» полезли за Сусаниным в болото и все утонули, кто мог впоследствии рассказать про "подвиг" Сусанина, который утонул вместе с поляками?

Обстановка того времени была такова. После изгнания ополчением Минина и Пожарского литвинских войск из Москвы и окрестностей, был созван Земский собор с целью избрания нового царя. Выбор пал на малолетнего Михаила Федоровича Романова, который являлся внучатым племянником Анастасии Романовны Захарьиной, первой жены Ивана Грозного. Сам царь в это время сидел в Костроме, крупном укрепленном городе.
О том, что Царь и Великий Князь Михаил находится в Костроме, было известно всем в округе, в том числе и тем, кто замыслил недоброе супротив царского величества. В Кострому вело множество дорог, так что ворогам незачем было лазать по лесам и болотам в поисках царя. Сусанин, или любой иной, которого бы вороги захватили и пытали, стараясь выведать «где царь», смело мог сказать правду.

«Подвиг» Сусанина полностью выдуман его зятем, который задумал "деньжат срубить по-легкому" и подал челобитную государю. Кстати, бумагу эту Богдан Сусанин подал аж через 6 лет после «подвига» своего тестя, когда не только "подвиги", но вообще события тех времен стали забываться. До этого письма, царь Михаил и царица-мать никогда не вспоминали об их спасителе Сусанине, потому что понятия о нем не имели. И только после напоминания родственника, царские величества вспомнили "умученного" Сусанина и наградили подателя челобитной. После чего, во всеуслышанье о сем объявили. Видать, пришло время для царицы и ее сына напомнить всем окружающим о своей роли в той войне - мол, мы не просто отсиживались за стенами в Костроме, а подвергались страшной опасности!

Рразоблачение мифа.

В конце 1612 г. польский король Сигизмунд III послал шесть тысяч запорожских казаков (черкасов) разорять Северный край. Они разорили множество городов, монастырей и сел на Русском Севере, "побили много народишку", о чем сообщают многочисленные грамоты монастырей и горожан, ов том числе, из района Солигалича, где находилось село Домнино, в окрестностях которого, якобы, совершил свой «подвиг» Сусанин.
В большинстве грамот, захватчики и грабители именуются «литовскими людьми». Так называли малороссийских и запорожских казаков, которые числились подданными Великого княжества Литовского - термин «запорожцы» был тогда еще неизвестен жителям северной Руси. Но нынешние историки-мифотворцы, термин «литовские люди» заменяют на «литовцев» и прибавляют к ним поляков. На самом деле, ни один поляк, ни один литовец не были замечены в набегах на Солигаличский уезд, как и на другие северные районы зимой 1613 г.
О действиях польских королевских отрядов, а также «частных армий» Сапеги, Лисовского и других, хорошо известно в литературе, особенно в польской. Известны судьбы не только командиров, но и практически всех шляхтичей. Но за сотни лет изысканий, не нашли даже фамилии хотя бы одного шляхтича, который бы входил в отряд, якобы погибший «от ног» Сусанина в начале 1613 г. Поляков и литвинов не было ни в Костроме, ни под Костромой в 1613 году и даже позже.
Зато черкасы (запорожцы) могли пограбить село Домнино, и в поисках «рухляди» запытать и посечь саблями зажиточного старосту Ивана Сусанина.

Материальные доказательства «подвига» Сусанина искали с великим усердием и при царе, и после Октябрьского переворота. В советские времена – не смейтесь! – даже попытались спустить знаменитое болото, но не нашли там ни тел утопших «ляхов», ни оружия.
СССР давно канул в небытие, развенчаны советские кумиры и советская мифология. Но в России миф о Сусанине не только не угас, но обрел второе дыхание и раздувается до необычайной величины. 
В селе Домнине, действует туристическая фирма „Романовы и Сусанин“, которая водит туристов путем Сусанина. Впереди группы идет опереточный мужик в старинной крестьянской одежде, за ним «поляк» в польском кафтане при сабле, далее следуют туристы, якобы, поляки. Их заводят на поляну, имитирующую болото, и гид рассказывает, что поляки, которых сюда привел Сусанин, были не какие-нибудь бродяги, а элита польского войска, посланная, чтобы нейтрализовать претендента на русский престол и посадить на него своего королевича Владислава. Но тут Сусанин завел поляков в болото... Далее, следует ритуальное «убийство Сусанина».

Российские ученые «научно» изучают личность Сусанина. В Кострому приезжают ведущие российские специалисты по Смутному времени, археологии, антропологии и судебной экспертизе. На полном серьезе читаются доклады, вроде этого: «Идентификация захоронения Ивана Сусанина: судебно-медицинские аспекты».
Для исследовании костей (каких, откуда их взяли?!) использовался весь арсенал современных методов: спектральный, фенотипический, ДНК-анализы.
Возня вокруг имени Сусанина может кому-то показаться смешной. Но на этот «цирк» тратятся государственные денежки, а кто платит, тот и заказывает музыку. Впрочем, деньги потрачены зря - молекулярно-генетическая экспертиза найденных "останков Сусанина», не дала положительных результатов.
Собственно говоря, на что вообще рассчитывали иследователи останков, и зачем были потрачены такие огромные средства - потомков Сусанина нет и сравнивать «сусанинскую» ДНК не с чем!

Спасение царя от злодеев - событие столь знаменательное, что неминуемо должно было остаться в хрониках, летописях, государственных документах. Однако, о злодейском покушении на Михаила нет ни строчки в официальных бумагах.
В известной речи митрополита Филарета, где перечисляются все беды и разорения, причиненные России польско-литовскими интервентами, ни словом не упомянуто ни о Сусанине, ни о попытке захватить царя в Костроме.
В 1613 году, в Германию, был отправлен «Наказ послам» - подробный документ, включающий «все неправды поляков». О покушении на царя Михаила и его спасителе Сусанине, в «Наказе» не было ни слова!
Федор Желябужский, отправленный в 1614 году в Речь Посполитую для заключения мирного договора, стремясь выставить поляков «елико возможно виновными», перечислил королю «всякие обиды, оскорбления и разорения». Однако о покушении на царя Михаила посол ничего не сказал.

О погребении Сусанина в коломенском Ипатьевском монастыре нет ни строчки в монастырских хрониках, сохранившихся до нашего времени.
Н.И. Костомаров писал: «В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь Михаил Федорович, - остается под сомнением».

Интересный факт!
В России миф о Сусанине придумали. Но подобный герой действительно был - только  не в Московии, а в Руси-Украине. Во время войны Хмельницкого с Польшей, в мае 1648 года, гетман Богдан Хмельницкий преследовал польское войско Потоцкого и Калиновского. Крестьянин Микита Галаган вызвался пойти проводником к отступавшим полякам, и завел их в чащобы, задержав до прихода Хмельницкого, за что и поплатился жизнью. Этот подвиг, в отличие от Сусанина, подтвержден документами того времени.

Новые времена требуют новых праздников и новых героев. История сильно зависит от политической конъюнктуры. История России – не исключение. Она полна мифов и фальсификаций (читайте «Мифы Российской Истории», «Страна Моксель»). Власти крайне важно создавать и поддерживать мифы, особенно, патриотические. Тут пригодится все, от Сусанина, до 28 выдуманных панфиловцев. 


Рецензии