Дворник

– Снега в этом году навалило столько, что сил нет! – возмущённо, находясь в компании друзей, проговорил Фёдор, делая большой глоток пива из бокала.
– А что хоть снег? Он сыплет и всё тут. А что его убирать нужно, так ты сам виноват, что дворником работаешь, – произнёс один из друзей.
– И то правда! – согласился другой.
– Ты на пенсии, вот и живи себе спокойненько. Что нам тут осталось, один Бог ведает, – произнес первый, осушив залпом бокал пива.
– Нет, ребят. Не поймёте вы меня, – сказал Фёдор. – Дело совсем и не в этом вовсе. Я дочь свою не видел 20 лет! Как первый срок дали, так и пошло-поехало. Потом просто стыдно было заявляться домой. Да и нужен ей такой, как я? Вот и хочу немного подсобрать денег. Хотя б перед смертью что-то полезное сделаю. Ей же тоже несладко живётся, а тут я ещё как снег на голову. – Допив пиво, Фёдор уставился в окно и молча начал наблюдать, как огромными хлопьями сыпал снег.
Вечер был просто сказочным. Предновогоднее настроение царило повсюду. Разноцветные лампочки переливались на вывесках супермаркетов и торговых центров. Городок был небольшим, и сказать, что центр города так уж сильно отличался от окраин, было нельзя. Мужчины сидели в самой обычной пивной и рассуждали о всяком, в основном о жизни. Каждый вечер после 19 часов они собирались вместе, чтобы скоротать вечерок.
– Вот все там кого-то всегда ругают – правительство, президента, а сами-то лучше, поди? – спросил один из друзей Фёдора. – На прошлой неделе, когда опоздал к вам, помните? Ну вот, значит, шёл я, а там лавочку совсем покосило. Зимой-то ладно, и не пригодится, а летом в самый раз – присел, отдохнул. Я её, значит, поправил, даже спасибо было некому сказать. Ну и чего? Ничего. Так и должен поступать человек! Делай сам, коль видишь, что не так, а там гляди и заживём лучше!
– Так-то оно так, – заметил второй. – Только жизнь рублики любит и времени в обрез. Вроде что-то делаешь, а только воз и нынче тут. Ни на метр не сдвинулся. Город может и невелик, но все дела в городе одному не переделать.
– Когда мы были молодыми, не до этого как-то было. Прожигали время, гулянки, девчонки, работа. Не было времени на такие вещи смотреть. А теперь вроде-то и посвободней стало, так годы прошли. Стариками практически стали. И кто нас таких послушает? Мы на разных языках говорим, не слушают нас, как и мы в своё время, – дополнил Фёдор.
– Ну что? Ещё по бокалу?
– Нет, ребят, спасибо. Мне завтра рано вставать, а уже десятый час. Пойду помаленьку домой. – Фёдор попрощался со всеми и вышел из бара.
Снег сбивал с ног и со всей силы ударялся о пальто. Фёдор приподнял воротник и плотнее укутался шарфом, посильнее натягивая на голову кроличью шапку.
Он пришёл в рабочее общежитие и поднялся в свою комнату, которая располагалась на втором этаже, с видом на безликие улицы города. Всё время по пути сюда Фёдор думал о своей жизни, о том, где он оступился и упустил её. Ведь когда он только окончил школу и поступал в техникум, всё казалось ему иначе… Жизнь давала ему массу возможностей, и кто бы мог подумать, что так всё перестроится в определённый момент.
Заварив чай в заварнике и налив его в гранёный стакан, он сел за стол и начал смотреть в окно, за которым снег заметал дома и улицы. Прочитав одну главу из книги Бытия, он лёг спать.
В пять утра Фёдор стал собираться на работу. Выйдя на улицу, он заметил, что всё вокруг затихло, даже не было ветра. Стояла такая тишина, как и в его душе. Закурив сигарету без фильтра, он зашагал на рабочий участок. Снег хрустел под его ногами.
Уже в шесть утра работа кипела вовсю. Убирая лопатой снег, Фёдору казалось, что он, наконец, увидел свой путь. У него пропала апатия, мучившая его со вчерашнего дня. В свои 63 года можно же всё начать сначала! Пусть у него и не было своего дома, но у него была дочь, ради которой стоило жить.
Было около восьми утра, а рассвет всё не наступал. Пешеходов и машин тоже странным образом не было видно. Фёдор работал без остановки, перекуривая на ходу. Он очищал лопату от снега, как вдруг, как будто из ниоткуда, появился человек. Почувствовав на себе чей-то взгляд, Фёдор обернулся и увидел стоящего позади себя незнакомца. Он стоял метрах в пяти от Фёдора и просто наблюдал за ним.
– Доброе утро, – поздоровался с ним Фёдор.
– Здравствуйте, уважаемый! – ответил незнакомец.
– Я если честно не заметил, как Вы подошли.
– Никто на самом деле этого не замечает и мало кто придаёт значения этому дню, а ведь стоило бы раньше делать свои попытки что-то исправить. Не так ли? – спросил незнакомец, подойдя ближе к Фёдору на пару шагов.
У Фёдора возникло странное ощущение, будто этот человек знает о нём достаточно много. Это его немного встревожило.
– Простите, Вы сейчас имели в виду меня?
– Именно Вас! Я ведь к Вам собственно и пришёл.
– Я не думаю, что мы знакомы. Я простой человек, чтобы иметь какие-то дела с таким господином, как Вы. – Фёдор дал понять незнакомцу, что им не о чем разговаривать и снова приступил к уборке снега.
– Я понимаю, Вы ещё не совсем понимаете, что происходит, но если Вы отложите свои дела, я попытаюсь Вам всё объяснить. Не нужно бояться. Просто выслушайте меня. По-другому никак не получится. – Незнакомец отобрал у Фёдора лопату и дружелюбно улыбнулся.
Перед Фёдором стоял высокий мужчина средних лет, одетый в зимнее пальто. И что самое странное, что заметил Фёдор, он не мог разглядеть его цвета глаз. Они будто переливались всеми цветами по очереди. Сначала они были карими, потом медленно переходили в зелёный цвет, затем в голубой, серый, а потом снова по кругу, но порядок перехода менялся.
– Хорошо, надеюсь, Вы ненадолго меня задержите. Мне ещё работать, – озабоченно ответил Фёдор незнакомцу.
– Оставьте свои заботы для других. Вы освободились. Вам не придётся больше чистить бесконечно падающий снег. – Незнакомец взмахнул рукой, и снег снова стал падать.
Они медленно зашагали по улице в сторону восходящего солнца. Незнакомец продолжил:
– Знаете, Фёдор, Вы хороший человек, хотя всю жизнь этого сами не понимали. Что говорить за других? Речь не об этом впрочем. Ваша дочь, Нина, Вас очень ждала. Она Вас любит. Тем самым Вы ей причинили такую же боль, от которой всю жизнь хотели избавиться сами. Вы ведь понимаете о чем я сейчас? – Незнакомец взглянул на Фёдора.
Они остановились.
– Откуда Вы знаете про мою дочь? Кто Вы такой? Вы мне можете объяснить, что происходит? – настойчиво спросил Фёдор.
– Конечно.
Уже через секунду они оказались в какой-то комнате, в которой на постели спал человек.
– Ответьте мне на один вопрос. Вам знаком этот человек? – Незнакомец указал на лежащего.
У Фёдора даже не возникло мысли спросить, как они оказались в этой комнате, и он автоматически переключился на вопрос, который задал ему незнакомец.
– Нет, я его не знаю. Хотя кого-то он мне напоминает, кого-то близкого, но думаю, что нет, он мне не знаком. – Фёдор посмотрел на незнакомца, уверенно закончив фразу.
– Это Фёдор Николаевич, 1955 года рождения. Причина смерти – остановка сердца. Умереть во сне – дано не каждому. Теперь Вы понимаете, что происходит?
В ту же секунду они переместились в комнату его дочери Нины, которая в эту минуту собиралась на работу. У неё на столе стояла фотография, на которой был запечатлён ещё молодой Фёдор со своей женой и маленькой Ниной. Она поцеловала фотографию и, смахнув слезинку, вышла из комнаты.
– Какая она взрослая стала, – шёпотом сказал Фёдор. – Я умер… Меня больше нет. Я так и не смог с ней увидеться. А что будет с деньгами, которые я копил для неё? Как же так, Господи?
– Всё идёт своим чередом. Не волнуйтесь ни о чём. Обо всём уже позаботились. Всё будет хорошо, – успокоил Фёдора незнакомец. – Закройте глаза. Прошу Вас.
Фёдор выполнил просьбу, и незнакомец начал показывать отдельные моменты из его жизни, в которых они с дочерью находились очень близко, рядом, но судьба распорядилась так, что они не смогли увидеть друг друга. Вот они стояли в одном супермаркете, но за соседними кассами. Гуляя по рынку, Нина прошла мимо Фёдора, который в этот момент нагнулся поднять бумажку от мороженого. А тут они ехали в одном автобусе, но стояли друг к другу спиной. И последнее, что он увидел, была улица, которую он убирал каждый день рано утром, а в половине девятого по ней шла его Нина к себе на работу. У неё всякий раз поднималось настроение, когда она проходила по ней. Она про себя говорила «спасибо», тихо, шёпотом тому человеку, который делал чище эту улицу и в какой-то степени её душу...
Фёдор открыл глаза, незнакомец кивнул ему головой, дав понять, что всё будет хорошо, и они медленно пошли в сторону восхода. Солнце уже светило, и снег переливался от его тёплых лучей.
Фёдора в последний путь провожали его друзья. Все его ценности хранились в шкафу, в его комнате, и поместились в одну коробку из-под обуви. Там лежали старые письма и фотографии, а также конверт с деньгами. Друзья поступили благородно. На одном из конвертов они отыскали адрес дочери Фёдора и все вещи, аккуратно уложенные в коробку, отдали ей. Когда Нина открыла крышку, она увидела надпись: «Ты живёшь в моём сердце...»


Рецензии