Охранник Макрона вызвал огромный скандал

Сергей ЖИРНОВ, политолог, старший офицер нелегальной разведки ПГУ КГБ СССР и СВР России в отставке, выпускник Национальной школы (академии) администрации при премьер-министре Франции

ОХРАННИК ПРЕЗИДЕНТА МАКРОНА СПРОВОЦИРОВАЛ ОГРОМНЫЙ ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СКАНДАЛ ВО ФРАНЦИИ.
(эта статья описывает текущее событие и его расследование в связи с чем, она может изменяться и дорабатываться по мере развития события и поступления новых данных)

На примере Ельцина и Коржакова, мы, в России, хорошо помним, чем может закончиться личная близость и дружба президента и его личного охранника. Теперь пришёл черед французской демократии западного типа узнать на своей шкуре эту печальную действительность. С вечера среды 18 июля 2018 года Францию сотрясает самый большой политико-государственный скандал с момента вступления в должность президента Эмманюэля Макрона.

Видеозапись французской оппозиционной партии «Неподчиняющиеся» висела в Интернете два с половиной месяца, не привлекая к себе особого внимания широкой публики. Громкий и публичный скандал разразился, когда расследование по этому поводу опубликовала весьма (если не самая) серьёзная и уважаемая французская газета «Лё Монд».

На частной видеозаписи, выложенной 1 мая 2018 года в Твиттере на экаунте молодого мусульманского активиста крайне-левой партии «Неподчиняющиеся» Таха Бухавса, уроженца коммунистической коммуны Эшироль в пригороде Гренобля, под пометкой #ПолицейскийПроизвол, был запечатлён некий бородатый субъект арабского вида и крепкого телосложения в цивильной одежде, но в официальном чёрном полицейском шлеме «космонавта» из роты французского ОМОНа с государственной эмблемой CRS (а также в другом месте - с официальной полицейской оранжевой повязкой на руке), который принимал активное личное участие в частичном разгоне на площади Контрэскарп, на подступах к разрешённой и законной демонстрации профсоюзов в защиту прав трудящихся в Париже на 1-ое мая 2018 года. Он был документально уличён в жёстком физическом насилии с явным превышением власти над двумя мирными и невооружёнными демонстрантами, женщиной и мужчиной, которые не оказывали видимого сопротивления представителям полиции.

Довольно банальный во Франции факт применения грубой физической силы стражами порядка против тех, кто активно критикует социальную политику нынешнего правительства, не стал бы чрезвычайным событием, если бы полицейский в штатском не оказался бы … Александром Беналла, ближайшим сотрудником президента Франции Макрона, его бывшим личным охранником, который занимает весьма ответственный и высокооплачиваемый пост в президентском аппарате в Елисейском дворце - заместителя начальника кабинета президента Франции по вопросам безопасности и охраны порядка.

Этот 26-летний молодой человек арабских корней из бедного квартала в городе Эврё (столице департамента Ёр) в регионе Нормандия на северо-западе Франции за несколько лет сделал головокружительную карьеру. Он начал её в аппарате и службе охраны социалистической партии Франции, став в 2011 году личным охранником Мартины Обри – видной социалистки и мэра города Лиля. Затем его продвинули в аппаратное окружение президента Франции социалиста Франсуа Олланда. Во время предвыборной кампании Макрона, бывшего доверенного советника и министра президента Олланда, Беналла был личным охранником кандидата, который предал Олланда и пустился в самостоятельное политическое плавание. После неожиданной победы Макрона на президентских выборах в 2017 году его охранник Беналла очутился в его президентском аппарате на должностях, связанных с обеспечением безопасности четы Макронов.

Молодой охранник отличался исполнительностью, инициативой, физической силой, преданностью хозяевам и умением хранить личные их тайны – положительными качествами, необходимыми для такой ответственной и доверительной службы. Но за ним водились и грешки. В частности, он проработал всего неделю водителем и охранником Арно Монтебура, министра в одном из правительств президента Олланда, и был уволен после того, как, спровоцировав автомобильную аварию, попытался скрыться с места ДТП, что во Франции считается серьёзным правонарушением. Однако этот служебный проступок не помешал его служебному росту в окружении Макрона. Беналла часто мелькал на фотографиях и видеозаписях – то на горных лыжах, то на велосипеде, то в других местах рядом с Макроном и его супругой.

Расследование газеты «Лё Монд» выявило не просто незаконное и наказуемое Уголовным кодексом чрезмерное применение физической силы против мирных манифестантов Александром Беналла, а и несколько других сомнительных моментов, которые вылились в громкий государственно-политический скандал, поскольку тоже составляют во Франции состав уголовных преступлений.

Дело в том, что гражданский высокопоставленный чиновник администрации президента Франции, возведённый в звание подполковника жандармерии в резерве, во-первых, не имел никакого права надевать форменные признаки принадлежности к полиции (каску и повязку) и пользоваться полицейской рацией на демонстрации 1 мая 2018 года, где он официально присутствовал лишь в качестве «наблюдателя» от высшей исполнительной власти. Во-вторых, будучи таким «гражданским наблюдателем», он вообще не имел права лично и активно участвовать в любых оперативных действиях по обеспечению порядка рядом с полицейскими, так сказать, «на поле боя».

Все эти нарушения закона, если не преступления Александра Беналла были засняты не только на официальные камеры охраны порядка мэрии города Парижа и на многочисленные телекамеры журналистов, но и частные смартфоны прохожих и немедленно выложены в мировой компьютерной сети Интернет с пометками «полицейский произвол».

Хуже всего то, что руководитель Администрации президента Франции Патрик Стрзода, министр внутренних дел Жерар Коломб и сам президент Макрон, которые были поставлены в курс дела по горячим следам, не придали делу большого внимания, не сделали должных серьёзных выводов и не приняли надлежащих мер жёсткого наказания виновного. В нарушение законодательства Франции они не поставили в известность прокуратуру и судебные органы, как того требует буква закона (статья 40 УПК). Не было проведено полицейское дознание, не было возбуждено предварительное уголовное следствие и не проведено административное расследование. Высшие власти Франции просто попытались тихо замять дело, сведя его к служебному проступку.

Александр Беналла был временно отстранен от дел на две недели без сохранения содержания и формально якобы понижен в должности. Что, однако, не помешало ему снова засветиться на публике в ближайшем окружении четы Макронов на торжественном перенесении в Пантеон останков Симоны Вейль и её супруга, на праздновании Дня музыки  в июне, на праздновании Дня взятия Бастилии 14 июля и в других публичных местах.

Хуже того, провинившийся и якобы наказанный охранник несколько раз мелькал на большом празднике во вторник 17 июля 2018 года, посвященном победному возврату из России национальной футбольной сборной Франции, ставшей чемпионом мира: на аэродроме у трапа самолёта чемпионов, на Елисейских полях у автобуса чемпионов, в Елисейском дворце. Более того, якобы наказанный охранник с 9-го июля 2018 года получил ещё и бесплатную служебную квартиру в элитном государственном дворце на набережной Бранли, принадлежащем администрации президента Франции, рядом с путинским храмом в Париже неподалёку от Эйфелевой башни.

Выяснилось, что во время прилёта французской футбольной сборной Александр Беналла опять «отличился», вступив в грубые препирательства с одним из жандармов, участвовавших в обеспечении порядка и охране футболистов. Размахивая своим удостоверением сотрудника администрации президента Франции, он стал давать  ЦУ («ценные указания») стражу порядка, угрожая ему административными санкциями в случае неисполнения. Видавший виды жандарм, однако, не смутился и смело ответил зарвавшемуся высокому чиновнику, что не подчиняется ему и не имеет обязанности выполнять его барские прихоти, а затем поставил в известность об инциденте своё командование в жандармерии.

Дотошные журналисты выяснили также, что сразу после опубликования скандального материала в среду 18 июля 2018 года, Беналла связался по телефону с тремя высокопоставленными полицейскими чинами в префектуре полиции города Парижа и с помощью «позвоночного права» добился от них незаконного доступа к видеозаписям камер теленаблюдения и охраны порядка. Когда это стало достоянием гласности, все трое были немедленно отстранены от должностей, и против них было начато административное расследование Генеральной инспекцией национальной полиции.

Президент и министр внутренних дел Франции явно недооценили уровня политической опасности разоблачения газеты «Лё Монд». Макрон увиливал от ответственности и отмалчивался. Колломб нёс полную чушь и публично лгал в парламенте на вопросы депутатов. Пресс-секретарь Макрона пытался принизить значимость преступлений Беналла и завысить уровень его административного наказания. Никто из них не мог дать вразумительного ответа, почему дело два с половиной месяца не расследовалось, и почему Беналла пользовался странной защитой со стороны высшего руководства Франции.

Многие телевизионные каналы и вся пресса Франции поминутно следила в режиме прямого эфира за развитием скандала. Все оппозиционные парламентарии и политики потребовали жёсткого наказания виновных – отставки министра внутренних дел и директора кабинета президента Франции, увольнения Беналла и возбуждения против него уголовных дел по четырём статьям УК. Профсоюзы полиции жёстко осудили незаконные действия Беналла, которые нанесли непоправимый урон репутации органов охраны порядка Французской республики.

Под влиянием растущего недовольства и публичных разоблачений администрация Макрона сообщила в пятницу 20 июля о начале процедуры увольнения Беналла. Он был вызван в тот же день в уголовную полицию Парижа и подвергнут административному задержанию до трёх суток для предварительных допросов. Там же был допрошен вечером в четверг 19 июля в качестве свидетеля глава администрации президента. Вечером 20 июля задержанный Беналла был временно доставлен в свою квартиру в пригороде Парижа, где в его присутствии был произведён обыск, после чего квартира была опечатана, а задержанный Беналла был возвращён в здание уголовного розыска Парижа для продолжения допросов.

В обеих палатах парламента страны были созданы комиссии для расследования скандала. Министр внутренних дел вызван во вторник 24 июля 2018 года в Сенат (верхнюю палату парламента) для повторной дачи публичных объяснений, которые будут транслироваться по телевидению в прямом эфире. Он также будет давать показания под присягой перед комиссией Национального собрания (нижней палаты парламента) утром в понедельник 23 июля 2018 года. Оппозиционеры обвиняют Макрона в незаконном создании параллельной полиции  и в карманной юстиции для «своих».

Вся эта грязная история на самом деле только начинается, и она может иметь самые серьёзные последствия для Макрона, который попал в свой собственный капкан: в 2017 году он пришёл к власти под популистскими лозунгами якобы обновления старой прогнившей политической системы, отказа от отживших порядков Пятой республики, приведя к политической смерти несколько партий во Франции. Теперь его громкие слова используются против него самого.

Путинские средства государственной пропаганды безусловно обрадовались этому громкому скандалу во Франции и преподают его якобы как наглядное свидетельство того, что критика западными странами нарушений прав человека в путинской России нелегитимна. Эта нехитрая чекистская манипуляция позволяет Путину пропагандистски оправдывать полицейский произвол и насилие в России. Однако тут следует обратить внимание на другое.

В России (как и в СССР раньше) оппозиция режиму имела тендендецию идеализировать западную демократию. Это неверно. На Западе довольно часто также имеют место нарушения закона и прав человека. Но главное отличие западной демократии от путинской автократии и демократуры не в том, что Запад "белый", а путинский режим "черный". А в том, что свободная (или конкурентная) западная пресса на деле постоянно разоблачает подобные нарушения, и они становятся предметом широкого обсуждения и осуждения общественностью, политическими партиями. Западная юстиция, в конечном счёте, расследует эти правонарушения и преступления, и виновные несут наказание, а покрывающие их высокие чиновники и политики теряют свои тёплые места. Чего не происходит в диктатурах и автократиях типа путинской, сирийской, северо-корейской и тому подобных.


(Продолжение, скорее всего, последует…)

Париж, 18-20 июля 2018 года.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.