Учусь быть. Глава 6. Воля

Учусь быть. Памятка - http://proza.ru/2021/03/23/598
Анонс моей книги «Медитируем стоя» - http://proza.ru/2020/07/11/754

Когда нет врага внутри, внешние враги не могут вас ранить.
Восточная пословица

МОЖЕТ ЛИ ЭГО ХОТЕТЬ?

Зачастую используют такие обороты, как «эго хочет», «эго пытается убедить нас», «эго руководствуется» или что-то в этом роде. Из таких речевых конструкций создается представление, что эго обладает своей собственной аутентичностью, собственной самостью, собственной волей. Использование таких оборотов наводит на мысль о фантастических фильмах, в которых некие сущности проникают внутрь человека и подчиняют его своей воле. Создается впечатление, что эго есть нечто отличное от нас, которое может диктовать нам, как поступать, как относится к событиям, людям.
 
С одной стороны это очень удобно, можно снять с себя ответственность. Это не я, это мое эго меня заставило что-то сделать. Я это сделал под влиянием эго. Вывод: я не виноват.

С другой стороны, тем кто так думает, очень трудно что-то изменить в себе. Ведь эго, как нечто отдельное от нас, не существует, мы его выдумали и поверили в его существование.

Нет ребята, так дело не пойдет. На кого вы киваете, когда говорите это не я, это оно, эго проклятое? Эго – это мы сами, суженные до границ, очерченных тем, что мы относим к «моё». Это ваш образ самого себя, сотканный из наших представлений о прошлом и будущем, о своих победах и поражениях, о своих ролях и собственности. Это плод воображения, возникший в сознании, с которым вы отождествили себя, и наделили атрибутами реально существующего существа.

И потому создается может показаться, что эго действительно чего-то хочет, что-то может, что-то чувствует, чего-то боится, к чему-то стремиться, чего-то избегает, чего-то добивается. Но это лишь иллюзия, игра нашего воображения.

В своем внутреннем самоощущении мы можем почувствовать, что есть я, а есть эго. Но ведь эго переводится с латинского как я. Что же получается, второе я? Альтер эго? Но это второе я, вроде как не я. Жуть.

Отсюда видна наша внутренняя раздробленность, шизофреничность, множественность. 
Эго - это признак болезни человечества, диагноз. 

От себя не укрыться,
От себя нам не деться,
Мы к себе так привыкли,
Вместе с самого детства.

Даже вырастут крылья,
Иль появятся жабры,
Мы с собою - как были
В рамках места и жанра.
   
В свете выбранной доли
Мы с собою так схожи,
И из этой неволи
Мы сбежать уж не сможем.

Как мы встретились помнишь?
Что случилось меж нами?
Ел в детсадике полдник,
И ждала тебя мама.

В раздевалке ты тронул
Будто зеркало пальцем
И увидел другого,
Но такого ж скитальца.

Я стоял пред тобою
И в тебя пальцем тыкал,
Нас с тех пор стало двое,
Хоть один да не хныкал.

И вели постоянно
Мы с тобой разговоры
От окна до дивана,
От согласья до ссоры.

Гул бесед бесконечных
Не давал нам покоя.
Так свела эта встреча
Нас навеки с тобою.

Но не спешите избавляться от эго. Говорят, что неподготовленная душа этого не выдержит. Можно и в психушку угодить)


СУБЛИЧНОСТИ

И все-таки остается ощущение, что многие вещи, которые мы делаем, мы делаем не по своей воле. Как будто есть что-то внутри нас, и это «что-то» не мы.

Например, мы говорим себе: с завтрашнего дня я начинаю делать утреннюю зарядку. Но приходит завтра и ничего не происходит. Вам стыдно, вам не уютно, вы чувствуете себя полным дерьмом, но ничего сделать не можете. Что-то внутри нас приняло решение не делать зарядку! А значит это что-то обладает волей.

В чем же здесь дело? В психологии это называется субличностями. Наше я не целостно, не однородно, не обладает единой волей. В нас существует несколько центров волеизъявления.

Г. И. Гурджиев говорил, что люди склонны воображать, будто они представляют собой нечто единое, тогда как на самом деле обычно состоят из множества «я». П.Д. Успенский назвал самой главной ошибкой считать, что, говоря о себе «я», думать, что мы говорим все время об одном и том же, тогда как в действительности мы разделены на сотни и сотни различных «я». В один момент, когда я говорю «я», говорит одна часть меня, а в другой момент, когда я говорю «я», это говорит совершенно другое «я».  Личность человека, по выражению Ошо, «обилие маленьких самостей».

Можно провести такой эксперимент. Задайте кому-либо любой вопрос, начиная со слов «скажи мне, как мужчина...» и он, допустим что-то вам ответит. Потом задать тот же вопрос - «скажи мне, как друг...», и получите другой ответ. Дальше можно спросить - «скажи мне, как христианин...» - получите третий ответ. Можно придумать еще, от имени кого нужно ответить.

Мы говорим «я», но это «я» может быть различно в каждый момент времени. Я-сейчас не равно я-потом. Мы имеем много «я». Наши субличности ведут меж собой беседы, дискутируют, спорят. Когда внутренний диалог превращается в спор с самим собой, это и есть встреча двух воль внутри нас. В клинических случаях говорят про раздвоение личности, как например, в случае Голлума, известного персонажа из фильма «Властелин колец», субличности которого стали достаточно самостоятельными фигурами.

Новые «я» выскакивают в каждое мгновение, управляют нами и исчезают. Многие из них никогда даже не встречаются. Так человек, давших себе слово начать худеть с понедельника, так и не начинает этого делать, потому что «я», которое захотело худеть и «я», которое вышло на поверхность в понедельник, могут конфликтовать между собой или даже ничего не знать друг о друге.

П.Д. Успенский, ученик Гурджиева, в книге «Четвертый путь» пишет, что каждое наше «я» имеет свою волю и имеет свои собственные желания. Наша воля есть равнодействующая наших желаний. Результирующий вектор иногда достигает определенного результата, а в другое время нет, так как одно желание может идти в разрез с другим, и мы не можем решить, что нам делать. Это наше обычное состояние. Будучи не едиными, не целостными мы разъединены на множество воль. Из этого становится понятно, почему мы, поставив перед собой определенную цель, не можем ее достичь.

Субличности не нужно отождествлять с ролями. Роль – это маска, набор шаблонов поведения, а субличность – сгусток воли. Субличности, которые живут в нас, есть множественность воль внутри нас. Каждая из них генерирует свои желания. Одна воля хочет одного, другая другого. Если одна воля диктует «похудей», а другая не желает испытывать дискомфорт из-за чувства голода, то происходит их конфликт. Человек чувствует внутри себя борьбу. Это и есть признак отсутствия единства.

Путь к целостности - наличие цели, идеи. Если цель или идея носят разрушительный, негативный характер, то это называется одержимостью, страстью, фанатизмом. Если позитивный - целеустремленностью. Мы лишь сделаем акцент, что субличность, которая является ее носителем, способна полностью подчинить и в конце концов уничтожить другие субличности, так как обладает большей энергетикой. В конце концов ментальная структура человека становится однородной и такого человека можно назвать целостным. Он способен ставить цели и их достигать.

Конечно и при наличии множества субличностей человек может достигнуть поставленных целей. Однако, когда имеются противоречия между одной субличностью и другой, то сделать это гораздо труднее.

Обычно человек прикладывает максимум внутренних сил для достижения целей, которые достаточно значимы для него. К таким целям можно отнести получение образования, карьерных рост, здоровье, вопросы, связанные с жизнью и смертью. Как писал Шопенгауэр: «Выбор, который мы делаем на крутых поворотах своей судьбы, делает нас теми, кто мы есть».

На более мелкие (или нам кажется, что мелкие) вопросы у нас зачастую не хватает сил, чтобы побороть сопротивляющиеся субличности или постараться достигнуть между ними компромисс. К таким вопросам относятся избавление от вредных привычек и приобретение полезных, нормализация взаимоотношений в семье, саморазвитие и проч. Все эти вопросы мы, как правило, не считаем критическими, потому что "принимаем яд в малых дозах" и нам кажется, что ничего страшного, это последний раз, с понедельника обязательно начну новую жизнь и так далее. "Лягушка варится медленно", поэтому все случается незаметно, по чуть-чуть (засоряются суставы, легкие, почки, печень и проч., или уходит драгоценное время, а мы так и не начали бегать, учить язык, учиться играть на гитаре и т.п.). Незаметность мы принимаем за незначительность. Болит поджелудочная? Но ведь от одной конфетки ничего не случится! Точно также от одной рюмки или сигареты, от одного пропущенного занятия. Эта незаметность мешает нам сконцентрироваться, чтобы направить на достижение подобных целей всю свою волю.

Сколько стоит капля сока? Нисколько. Тогда накапайте мне стаканчик.

УДИВИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Если задаться вопросом, что в нас действительно существенное, первоначальное, основное, то по мнению многих ученых, например, Декарта, Спинозы, Лейбница, Гегеля, это существенное – интеллект. Но очевидно, что интеллект можно направить в ту или иную сторону, и то, что его направляет есть наша воля. Мы (думаю стоит согласиться и последователями индуизма и с Шопенгауэром) по своему существу есть воплощенная воля, воля, которая объективируется, принимая телесную оболочку.

Топором можно срубить дом, а можно голову невинному человеку. Но не топор плохой или хороший, а человек, который его взял в руки. Его воля направляет топор.

Вообще говоря, воля - удивительное слово. В нем загадочно сплетены самые глубины внутренней сущности человека. Во-первых, воля есть свобода («Волюшка, воля» – поется в песне). Это право (желание) распоряжаться тем, чем мы обладаем, например, своим временем, здоровьем, жизнью, имуществом (в отношении последнего с этой целью мы, например, пишем завещание).

Во-вторых, мы понимаем под волей качество, позволяющее добиваться поставленной цели (сила воли). Воля есть та сила, которая позволяет нам реализовать эту самую свободу. И если воля - это свобода, то сила воли - это сила для достижения свободы, сила быть свободными.

Два этих значения тесно связаны между собой. Я имею свободу (волю) желать и делать, то что хочу, и эту свободу реализую посредством силы воли.

С НАМИ ВСЕ СЛУЧАЕТСЯ

Известный русский педагог Ушинский в своем дневнике определил для себя правила самовоспитания. Одним из пунктов был «Делать то, что хочется, а не то, что случится». Прочитав эту фразу еще подростком, я какое-то время не мог понять, что это значит.

Гурджиев говорил, что мы ничего не можем делать (в смысле не имеем воли), с нами все случается. Хотим бросить курить, похудеть, начать делать зарядку, реализовать свои планы в самообразовании или творчестве. Но проходят годы, а «воз и ныне там».

Можно сказать, что причина проста, мы не имеем достаточно воли, чтобы это сделать. А можно сказать и по-другому - когда кто-то что-то делает или не делает, то на то должна быть тоже воля. Мы что-то не делаем не потому, что у нас не имеется силы воли, а потому, что на это также имеется воля, и эта воля в нас. В какой-то момент я понял, что, заменив в своих рассуждениях безволие на наличие нескольких воль внутри меня, можно нащупать пути личностного роста.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

Когда мы что-то хотим сделать, но не делаем, то это не значит, что у нас нет силы воли. Это значит, что в нас сосуществуют несколько воль. И если мы не делаем то, что наметили, что это означает, что на то есть тоже наша воля. Точнее кусочек нашей расщепленной воли, который дает указание не делать этого.

Наше желание имеется в любом случае. Если я занимаюсь спортом, учусь играть на музыкальном инструменте, учу язык, то делаю это по своему желанию. Но если не делаю, то тоже потому, что желаю этого. Говорят, что лень - это победа сиюминутных желаний, над заветными.

Поэтому, каждый раз, произнося «я», нужно попытаться понять, какая из субличностей в данный момент вышла на поверхность и руководит вами.

Согласно христианству Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Это прежде всего означает, что человек в отличие от всех других существ, живущих на Земле, обладает свободной волей, то есть может делать свободный выбор в различных ситуациях. Но если воля не целостна, не едина в человеке, то встает вопрос - кто собственно выбирает, ведь внутри одного человека сосуществуют несколько воль.

И тогда становится очевидным, что основная задача, которая стоит перед человеком, который понимает положение, в котором он находится - прийти к Целостности, стать Целостным.

ПУТИ К ЦЕЛОСТНОСТИ

Идя по жизни, мы ставим перед собой какие-то цели. Очевидно, что речь идет о достижимых целях, а не о том, чтобы слетать на соседнюю звезду. И здесь две возможных последовательности событий:

Первая: цель - действия - результат.
Вторая: цель - бездействие (полное либо частичное) - отсутствие результата.

В одном случае, поставив цель, мы действует и получаем результат, во втором либо бездействуем, либо делаем меньше того, на что потенциально способны, и результата тоже не добиваемся. Очевидно, что каждый нормальный человек хотел бы, поставив цель, достигнуть ее. Но получается далеко не всегда. Конечно, можно придумать себе десятки оправданий, почему ничего не получилось. Но в глубине души, мы понимаем, что оправдания нужны нам для того, чтобы смягчить удар по нашему ЧСВ, по нашему эго.

Но как быть тем, кто старается быть честным с собой? Кто не ищет оправданий, кто просто раз за разом видит свою неспособность добиваться поставленных целей. А потому, поставив на себе ярлык слабовольного человека, перестает эти цели ставить. Зачем? Ведь все равно ничего не получится! Не получится бросить курить или похудеть, начать ходить в бассейн или бегать, перестать есть много сладкого и мучного. Кто-то не может проститься с алкоголем или устроиться на работу. Кто-то хочет, но не может начать заниматься творчеством, изучать иностранный язык или освоить оздоровляющие техники дыхания. Что поделать, видно не в этой жизни, у меня не хватает силы воли, думают они.

Можно предложить два подхода к этой проблеме. Первый подход говорит: «Дружище, все просто, у тебя мало силы воли. И чтобы достигать поставленных перед собой целей нужно бороться с собой, а для этого качать волевую мышцу и однажды ты сможешь не только ставить цели, но и добиваться их». Здесь аналогично поднятию тяжестей: если силы достаточно, то мы поднимаем некий груз, если силы мало, то нет. В рамках этой модели нужно вести борьбу с самим собой, чтобы накачать волевую мышцу. Если у кого-то получается пойти таким путем, то он, по сути, объявляет войну сам себе. Ему тяжело, он все время заставляет себя делать то, что не хочется, он постоянно напряжен. Его поверженные субличности уходят в подполье, выползая иногда на поверхность, чтобы совершить очередную диверсию. В психологии это называется подсознанием - место, куда свет нашего сознания никогда не никогда не проникает. Там всегда темно и загнанные туда субличности доставляют нам не мало хлопот в виде невыполненных намерений, срывов, неврозов, болезней, у некоторых алкоголизма. Это один путь.

Второй подход говорит о том, что мы не целостны, внутри нас находятся различные субличности, каждая из которых есть носитель воли внутри вас. Волевой импульс каждой субличности есть некий вектор силы, которая влияет на траекторию вашего поведения. А траектория эта - есть равнодействующая векторов всех сил, всех воль, сосуществующих внутри вас. Как в басне «Лебедь, рак и щука».

Отсутствие единства, целостности, наличие множества воль внутри нас - это некая констатация факта, диагноз, но не приговор.

Как встретиться с самим собой?
Не как враги, не нужен бой.

Не чтобы в чем-то убеждать,
И не просить, чтоб подождать,

Не укорять, что лжец и трус,
Не с тем, чтобы поправить курс.

А просто заглянуть в глаза,
Сказать: «Привет!» и «Как дела?»

И просто помолчать вдвоём
Над безымянным бытием.

П.Д. Успенского считал, что из-за того, что человек полностью не осознает себя, он также не осознает множество желаний, вер, эмоций и предубеждений, которые определяют извилистую траекторию его жизни. У человека нет никакого центра тяжести. А испытывая в нем недостаток, он не способен поддерживать какую бы то ни было фиксированную цель в течение относительно длительного времени. Можно наивно предполагать, что каждый исключительно сам определяет направление своей жизни. Однако в реальности, не имея собственного центра, люди живут, бросаясь от одного своего желания к другому, по причине и в результате того или иного набора внешний воздействий.

В рамках второй модели главная задача для человека стать более осознанным, более внимательным и менее механистичным, чтобы увидеть, то, что творится у него в сознании и как временами из подсознания на поверхность выходят различные составляющие его я и руководят им. И тогда есть шанс, что ему удастся увидеть свою множественность, увидеть, как различные его субличности начинают им руководить и влиять на эмоциональное состояние и поведение. Тогда их скрытое управление становится явным. Осознанность, ясный взгляд лишают их силы. Точно также как свет одним своим присутствием лишает силы тьму.

Здесь нет борьбы с самим собой. Вы остаетесь расслабленными, мирными, наблюдательными. И постепенно, то что находилось во тьме, будет освещено светом сознания, и вы сможете воочию увидеть свое состояние. Это первый, но, пожалуй, самый трудный шаг на пути к Целостности. А значит на пути к свободе.

Практические шаги и рекомендации можно найти в системе Гурджиева (о которой мы знаем как по книгам самого Гурджиева, так и по книгам его ученика П.Д. Успенского).

Вот, что пишет Успенский в книге «Четвертый путь»:

«В настоящей системе о слове «я» можно сказать пятью способами на пяти различных уровнях. Человек в своем обычном состоянии представляет собой множественность «я»; это есть первое значение. Когда человек решает работать, появляется «наблюдающее Я», или группа «я» (показанная на схеме черным); это есть второе значение. Третье значение, показанное самым малым кругом, это когда появляется Заместитель Управляющего. Он имеет контроль над некоторым числом «я». Четвертое значение, показанное средним кругом, это когда появляется Управляющий. Он имеет контроль над всеми «я». Пятое значение — это значение Хозяина (Хозяин — в английском варианте — «Маstеr»). Он начерчен как большой круг снаружи, так как он имеет тело во времени. Он знает прошлое, а также будущее...».

В системе Гурджиева всё начинается с самоизучения, а именно с самонаблюдения, которое формулируется в виде инструкции «помнить себя» или мыслеформы «я есть». Если практиковать самонаблюдение в течение некоторого времени, то обнаружите, что в наблюдении трудным является то, что вы забываете о нем. Вы начинаете наблюдать, а ваши эмоции связаны с какой-либо мыслью, и вы забываете о самонаблюдении. Вы обнаружите, что не можете помнить себя. «Так как вы не можете помнить себя, - пишет Успенский, - вы не можете сосредоточиться; вот почему вы должны будете допустить, что не имеете воли. Если бы вы могли помнить себя, вы имели бы волю и могли бы делать, что пожелали бы. Но вы не можете помнить себя, не можете осознать себя и таким образом не имеете воли... Это та ситуация, то состояние бытия, то состояние, с которого мы должны начинать самоизучение».

ОТЛОЖЕННОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Феномен воли можно рассмотреть под углом так называемого отложенного удовольствия. Чтобы понять, что это такое, рассмотрим зефирный эксперимент, который проводился под руководством психолога Уолтера Мишеля 1970-х годах в США.

В этих исследованиях детям предлагали выбор между одним небольшим вознаграждением в виде сладости (обычно это была одна зефирка), предоставляемым немедленно, либо двумя зефирками, но через 15 минут. После того, как экспериментатор объявлял условия получения сладости, он выходит их комнаты. Ребенок попадает в сложную ситуацию. Ему предлагают обменять реальный осязаемый зефир сейчас, на гипотетический зефир в будущем.

Из более чем 600 детей, которые принимали участие в эксперименте, большинство съели сладость сразу. Тех, кто смог ждать достаточно, чтобы получить двойное угощение, оказалась примерно треть. Дальнейшие исследования показали, что у детей, которые были в состоянии дождаться увеличенной награды, как правило, жизнь складывалась более благополучно. Они умели жертвовать сиюминутным удовольствие, чтобы в будущем получить лучший результат в будущем.

Бывают случаи, когда подростки ради испытания себя подставляли руку под пламя или делали порезы на теле. Так люди прыгают с парашюта - чтобы лучше понять, чего ты стоишь.

Но в основном мы используем волю ради того, чтобы будущего либо что-то получить, либо избежать страдания. Так мы чему-то учимся. Представьте, что ребенок идет в музыкальную школу и, чтобы овладеть инструментом ему нужно каждый день два часа заниматься. Я сам через это прошел, обучаясь игре на баяне. Это очень трудно - хочется гулять, смотреть мультики, а ты идешь и занимаешься. Помню, как я меня отец заставил играть во время телепередачи "В гостях у сказки". При этом в советское время нельзя было в любое время посмотреть сказку, как сегодня. Передача шла один раз в неделю строго по воскресеньям. Но я поленился это сделать во время - поэтому наступила расплата.

Или вы делаете каждый день пробежку, чтобы стать более здоровым в будущем. Сегодня может быть не хочется это делать, сегодня это доставляет дискомфорт, может быть дует сильный ветер или идет дождь. Но понимая, что в будущем будешь чувствовать себя лучше, ты прилагаешь волевое усилие, и выходишь в парк.

Религиозный пост - это не только отказ от белковой пищи, но и от развлечений. Эти жертвы несет верующий добровольно, прикладывая не малые волевые усилия. Психология верующего человека во многом устроена на отложенном удовольствии (рай), ради этого он приносит жертвы сегодня в виде различных ограничений и на нежелании в будущем страдать (ад). , чтобы .

ПРАКТИКА

Недавно было завешено титаническое по своим масштабам психологическое исследование. Трудно себе представить, но было опрошено более миллиона человек. И основной вопрос, который задавался, был следующий: «Скажите, пожалуйста, как вы считаете, какая проблема больше всего мешает вам жить?»

И знаете, какой ответ занял первое место? Какую проблему большинство людей посчитало основной причиной, мешающей им нормально жить?

Думаете, нехватка денег? Любви? Развлечений? Нет. Первое место с большим отрывом занял «недостаток силы воли» — неумение сконцентрировать свои усилия на достижении поставленных целей. Как говорится, «и сила есть, и воля есть, а силы воли нет».

Главная проблема большинства людей заключается не в том, что они не знают, как улучшить свою жизнь, а в том, что они и знают как, и могут, но не делают, — хоть кол на голове теши.

Что же делать с хронической и массовой нехваткой силы воли?

А ответ простой: развивать. Силу воли, как и силу мышц, в магазине не купишь и таблетками не разовьешь. Ее можно развить упражнениями. Причем, как это ни парадоксально, любыми. Даже если заставлять себя каждый день стоять на левой ноге пять минут — это приведет к укреплению силы воли. Если заставлять себя пять минут стучать кулаком по лбу — это тоже приведет к укреплению воли, но и к сотрясению мозга тоже.

То есть как это ни парадоксально, современная психология утверждает, что не сила воли нужна, чтобы выучить иностранный язык, а иностранный язык нужно выучить для того, чтобы развить свою силу воли. Не сила воли нужна, чтобы заниматься спортом, а спорт нужен для того, чтобы развить свою силу воли.

О БАЛАНСЕ

И все же на одной силе воли далеко не уедешь. Если много и сильно себя заставлять, а по сути насиловать, то потом психика устает, и человек срывается во все тяжкие. Опять набирает вес после похудания. Забрасывает занятия спортом. Чтобы этого избежать, должен быть баланс между усилиями, заставлять себя что-то делать, и присутствием, наблюдением себя со стороны - то, что называется осознанностью.  Как всегда - самое лучшее золотая середина. Об осознанности мы поговорим в следующей главе.


Рецензии