Новеллы о донской земле. ковыль

     Будучи студенткой, я часто ездила электричкой Ростов -Донецк. Имеется в виду Донецк Ростовской-на-Дону области. За одну остановку от города Донецка была остановочная площадка казачьего хутора Ищеулов. Там у меня тогда жили очень дальние  родственники, которых я изредка навещала. Этой же электричкой я ездила в Ростов из своего тогда города, который находился в 60 км. севернее Ростова.
   На подъезде к гор. Новочеркасск, столице донского казачества, на известняковых холмах степь к осени покрывалась "седым" ковылём. Так же и возле казачьего хутора в более ста километрах от холмов Новочеркасска степь "плыла" перед глазами, потому что волны "седого" ковыля, словно белые барашки на морских волнах создавали полную иллюзию прибоя. Седым его называли из-за цвета его колосков. Они действительно напоминали седые волосы человека. Когда ты стоишь на ковыльной земле и видишь перед собой только колышущийся ковыль, в тебе сразу всплывают те же ощущения и те же эмоции, которые были у тебя совсем в другой ситуации.Это всё равно, что стоять на носу морского теплохода и видеть, как вскипает буруном волна перед носом корабля! Можно стоять и часами смотреть на волны ковыля, седого, но живого свидетеля скифов, сарматов и всех других кочевников, которые так же заворожено смотрели на волны ковыля. И ты понимаешь связь времён, и ветер, который гонит волну на поле, гонит и твои воспоминания на генном уровне. Ты всем своим нутром осознаёшь своё родство с этой землёй, с этим вольным ветром и понимаешь, почему на Дону всегда была Воля, и ни во что ставилась Свобода. И я понимаю, почему я сама не могла никому подчиняться и дети мои такие же. Сейчас говорят, что такими рождаются дети-индиго. Ха! Такими рождаются донские казаки!

    И совсем немного о негативных приметах, связанных с этой травкой.

  Нашим предкам сизые метёлки злака напоминали распущенные волосы горюющих женщин, поседевших от утраты детей, мужей и родителей. Поэтому грустные букетики в доме считались плохой приметой, предвещающей смерть одного из членов семьи.
  В казачьих поверьях злак и вовсе изображается, как трава мёртвых. Легенды уверяют, что в изобилии он растёт на полях битв, где было пролито много крови и в боях с кочевниками погибло немало предков.
  Древние легенды прочно связывают декоративную траву с одиночеством. Ведь опустошающие набеги степных племён приходились именно на период цветения ковыля. В результате женщины становились вдовами, сыновья и дочери теряли своих родителей, а матери и отцы лишались детей.
  Ещё одно суеверие, связанное с шелковистой травой, имеет более широкий смысл. Оно предостерегает, что сухие букеты, напоминающие волосы, привлекают в жилище негативную энергетику, всевозможные болезни, несчастья и проблемы.
  Для степных народов ковыль, наоборот, всегда имел мощную положительную окраску. Ведь они были уверены, что именно в этом злаке заключены духи родного края, покровительствующие всем его жителям. Считалось, что серебристые метёлки очищают от любой скверны, помогают обрести здоровье и счастье.
  Существуют и вполне практические соображения, по которым не следует держать в доме ковыль. Ведь по мере созревания его семена, снабжённые острым кончиком, разлетаются по всем комнатам, а при попадании в шерсть домашних питомцев, они могут вызывать весьма болезненные воспаления, впиваясь в кожу.
 


Рецензии