Капитаны дальнего плавания. Детство. Ч. 9

 Глава 3.Поп, историк и военноначальник.
      /Вообще папа говорил, что он в детстве был "странным", я бы назвала его одарённым, но он говорил о себе именно так. Странность его заключалась в том, что он мог часами наблюдать за насекомыми, муравьями, например. Такая длительная сосредоточенность в раннем детстве на интересующем объекте, характерный признак интеллектуальной одарённости./
       Помню, как я часами сидел под большим дубовым столом, раскладывал папины шахматы, строил их рядами, в шеренгу. Иногда, смотрел в небольшое окно на кухне. Там стоял стол, мама ставила табурет на стол, я садился в него и смотрел как по дороге (булыжниковое шоссе) бредут немцы или румыны, или проедет какая-нибудь машина.
       А однажды весь день с утра и до ночи немцы-автоматчики с собаками-овчарками вели людей, детей, стариков (потом я узнал, что это были евреи) и их вели на расстрел.
       Помню, как мама во время войны решила всех нас троих покрестить. Пришёл поп, налили в тазик воды и нас по одному ставили нагишом в тазик с водой. И вот день спустя, мама ушла куда -то за продуктами, нас закрыла в доме. Я взял, налил воды в тазик, заставил Володю и Аркадия раздеться, залезть в тазик и давай их водой кропить веником. Плач, крик-мама приходит, а я их "крещу". Досталось мне после этого.
      /Евреев всех расстреляли на каком- то поле, ходили легенды, что одну девочку-еврейку вытолкнули вбок в толпу и её удалось спасти, женщина-украинка её вырастила..,но это я уже не помню, хотя папа называл какие- то имена.
      Когда бабушка уходила, она оставляла мальчишек одних, и они конечно бедокурили, однажды, пока её не было, они скакали по кровати, как на батуте, в итоге проломили и деревянное дно и разорвали подушку и перину...и всё было в пуху. Эх, пришлось браться за хворостину)))хотя бабушка, несмотря на трудности и суровые жизненные обстоятельства, не озлобилась и никогда не била своих детей, не вымещала на них свою усталость, тревогу и страхи. И никогда не нагружала их непосильным трудом. Просто была хорошей матерью и любила и их, и их отца. Наверное, в этом её секрет. В общем несмотря ни на что, она оставалась психологически здоровым человеком. Может вера помогала, может природные данные, может влияние благородного мужа. Не знаю. Это секрет для меня. Противоположных примеров отношения к детям великое множество. Была в ней духовность и понимание жизни, несмотря на юный возраст и лишения./


Рецензии