Русское имябожничество

АБЛАЕВ МИХАИЛ. "РУССКОЕ ИМЯБОЖНИЧЕСТВО В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ИСТИНЕ".

В этой работе речь пойдет  о движении так называемых "имябожников" в русских монастырях Святой Горы Афон в 1910-х годах, вызвавшем широкий резонанс в  Церкви и российском обществе. Пиком  деятельности имябожников стал захват власти  в  Андреевском ските в январе 1913 года, подобные же попытки в Пантелеимонове монастыре весной 1913 года, что наряду с другими формами непослушания  монастырским властям вызвало высылку с Афона 624 иноков после устранения всех их претензий на власть с помощью вооруженной силы российского  государства.
Рассмотрим это движение на материале их теоретических построений и выводов, приведших к радикальным столкновениям с неимябожническими властями как с "еретиками",  анализируя и опровергая нужные положения.

"Началом имябожническому движению на Афоне положено в скиту Фиваида. Причиной ему послужила книга "На горах  Кавказа", написанная  лет семь тому назад выходцем из Пантелеимонова монастыря в кавказскую пустыню схимонахом Иларионом.
В книгу легло учение отца Илариона об имени Божием Иисус: "...имя Господа Иисуса Христа есть Сам Он, Господь Бог. В имени Божием присутствует Сам Бог - всем Своим  Существом и (всеми) Своими безконечными свойствами" (кн. "На горах Кавказа", изд. 1, стр. 11, 13).
Эти выражения - точное  учение отца Илариона. Его он называет "догматом". Вот как это в своих письмах выражает он: "Положение догмата, сделанное нами, важное, необычайное, чрезвычайное  и в таком виде, в каком мы его поставили, не встречается нигде, кроме как только у отца Иоанна Кронштадтского" ("История афонской смуты", стр. 8)".
В другом месте приводится  цитата о. Илариона, подобная вышеуказанной, из  другого издания его книги: "Имя  Господа Иисуса Христа есть Сам Он, Господь Бог; что Имя Его не отделимо от Его  Святейшего  Существа, а с Ним едино утверждаясь в этом  не на соображениях разума, но на чувстве  сердца своего, проникнутого  Господним Духом" ( стр. 13, изд. 1910 г.)".

На основопологающее положение имябожников авторства о. Илариона ответим, что имя обозначает именуемого и в назывании, и в призывании и просто в произношении. Когда молящийся призывает имя Божие (в разных возможных вариантах), Господь, отзываясь, приникает к нему, вдохновляя его. Это-то и принимали имябожники за присутствие Бога в  Его имени, и, что горько, за отождествление имени и Существа Божия. Или ещё того хуже: призывающий имя Божие мог возомнить  себе "обладание" Самим Богом (вспомним ересь о "стяжании Святого Духа"). Итак, ответим на исповедание имябожников: имя Божие относится к Богу, "облачает" Его, принадлежит Ему, призывает Его, но оно не есть Бог, а без этого все утверждения имяславия рушатся и не имеют больше смысла. Пусть даже неотделимо имя от Бога - подобно тому, как борода неотделима от человека, борода не есть человек, но лишь его отличительный атрибут, возможно, для кого то даже важнейший. Вообще, сам факт появления имябожничества соответствует непроходимой темноте и глупости многих русских монахов, пришедших на Афон "от сохи", едва научившихся отличать правую руку от левой.

Теперь рассмотрим фрагменты Предания, приводимые имябожниками в своих текстах, и соответствующие  им  их объяснения.
"Письмо монахов пустыни Новая Фиваида игумену Свято-Пантелеимоновского монастыря Мисаилу с рассуждениями об имени Божием и доказательствами о  Его Божественности" (10 декабря 1910 года):

"Мы веруем и в духе исповедуем, что святейшее имя Иисус Христово - есть Бог; они - сие имя  Иисус Христово неотделимо от существа Сына Божия и Бога - оно Едино  с  Ним. Сам Господь Иисус Христос во св. Евангелии сказал о Своем Имени "Иисус", называя Его Своим - оно Едино с Ним. И по сему, мы, несомненно, веруем, что Имя Иисус Христово в Боге и Бог в Своем  Имени присутствует, невидимо и непостижимо, как Бог везде сый и вся исполняй.".

Да, имя Иисуса неотделимо от Его существа и едино с ним - но это лишь связь обозначения и "облачения": имя Христа не есть Христос существенно и полностью.

Св. Феофилакт Болгарский в толковании Деяний Апостольских на слово: "Покайтесь и крестится  кийждо во имя Иисуса  Христа" (Деян.2,38) пишет: "Имя Иисуса - есть Бог, равно, как  и Имя Отца и Имя  Св. Духа (стр. 66-я).".

И на старуху бывает проруха! Возможно, всё дело в переводе, а возможно -  в том же непонимании простейшей истины: именем называем Бога, но не отождествляем Его с именем. А то, что Святые (возможно, Святые только для земной церкви) бывают не чужды ереси, мы достаточно показали уже в вышеприводимых работах.

"Протоиерей о. Иоанн Кронштадтский пишет в своих сочинениях: "Имя Господа - Сам Господь" (стр. 237-я).

Это действительно бывает - и у святых, и у подвижников благочестия  встречаются ереси, которые, очевидно, остаются в покое до их опровержения и не препятствуют наделению святостью их автора.

"Он же пишет: "Господь при Своей безконечности есть такое простое существо, что Он Весь бывает в одном Своем Имени... "Господь" Иисус Христос" (стр. 422-я)".

Простота Бога - свойство неизвестное человеку, но в духовном плане - в Его сознании - это не так. По поводу последнего нужно заметить: Бог не в одном  Своем имени, но с одним Своим именем,  когда Он привлекается, например, молитвой.

Соборное рассуждение о Имени Господа нашего Иисуса Христа в пустыни Новая  Фиваида на Афоне. (2 декабря 1912 года).

"... Иметь сие Имя, как иметь и Самого Сына Божия, что подтверждает и о. Иоанн Кронштадтский, говоря: "Когда ты произносишь имя Господа Иисуса Христа, то в этом имени  ты имеешь  всё существо  Господа" (Мысли христианина, 46-47).

Укажем, что  подобные молитвенные достижения всегда удаются: Господь может и не ответить на молитву, оставить её "без Себя". И неизмеримо скромнее и истинно будет сказать: не "в этом имени", но "с этим именем". Тем не менее не ересь ли так называемая "постоянная молитва",  не утончённый ли это тренажён по культивацию гордыни, в которой, как кошка, гоняющаяся за своим хвостом, путается христианин, не к Богомыслию ли, не к творчеству ли, не к благим ли и  разумным делам по спасению людей и человеков призывает нас Господь?

"...Отец Иоанн Кронштадтский:  "Имя  Господа есть Сам  Господь-Дух везде Сый и вся исполняющий" (Кн. "Моя жизнь во Христе", стр. 239)".
"Когда  Бог вездесущий, как говорит и о. Иоанн Кронштадтский: "Имя Бога  Всемогущего - есть  Сам Бог-Дух вездесущий и препростый" (Кн. "Моя жизнь во Христе", стр. 237).
Это высказывание противоречит истине:  дух Христов - Его существовательно-умственная энергия, -  подается Им лишь в Таинстве Евхаристии. Святой Дух или Дух Божий - второй Сын Бога Творца и Вседержителя - это отнюдь не "дыхание", но Существо с таким же, как у Бога, духовным, подобным человеческому, телом. Святого Духа можно "увидеть" в первых главах "Откровения" апостола Иоанна. "Везде Сый и вся исполняяй" - это вопиющая церковная ересь, подобных которой в Церкви масса. О церковных ересях мы ещё поговорим в последнем разделе этого издания.
Тем более: имя - Он Сам. Никуда не годится! Вообще, церковное учение о Святом Духе имеет эффект духовной кастрации, "купирующей", отнимающей, замораживающей ум у верующего христианина, лишающей его "твёрдой почвы" в разумной жизни и разумном делании, в выполнении первой заповеди любви.

Распространению имябожничества сопуствовали неудачи его противников: монах Хрисанф написал сомнительную рецензию на книгу о. Илариона, которую "с успехом" обличили имябожники в данной работе, на которую производятся ссылки, а архиепископ Антоний (Храповицкий) опубликовал её в известном журнале. Для "ликвидации" этой ереси  не нужно было много рассуждать, но смотреть на главное, то, на что ориентированы все рассуждения имябожников:
"На основании Священного и святоотеческого Писания, исповедываем, что имя Божие есть - Сам Бог. Имя  Иисус Христово есть Сам Господь Иисус Христос равночестное с другими именами Божьими".

Монахи в данном случае солгали: в Священном Писании не говорится об Имени - Боге, а  из предания они смогли назвать только двух авторов - святого Феофилакта Болгарского и протоиерея Иоанна Кронштадтского. Но в чем причина такого упорства в исповедании такой вот ереси? Об этом находим искренние слова в следующей работе имябожников, совсем некритически боявшихся осудить слова святых, которые оказывались "ошибками", если не сказать "ересями". К сожалению, и у святых встречаются ошибки, превращающиеся в ереси при придавании им вероучительного значения.

Открытое письмо святогорцев-исповедников имени Божия к архиепископу Никону (9 апреля 1913 года).

Чтобы понять и праведно осудить афонских имябожников, слишком доверчивых  и не слишком умных,  нужно услышать их "крик души" в отношении  абсолютизирования истинности "святоотеческих  писаний".

"О. Иоанн  многократно говорил, что Имя Божие есть Бог".
"Воистину странное дело: перед нами лежит  книга "Моя жизнь во Христе", изд. 2, 1893 г., в которой мы нашли во множестве повторения сей мысли в разных вариациях. Значит, более двадцати лет мысль эту читали и ею назидались многие тысячи  христиан всех стран, и никто не нашёл её еретической, пока не принял на себя этой печальной чести архиепископ Антоний (Храповицкий).".
"1. Почему Св.  Синод в течении более 20-ти лет считал  мысль  приснопамятного о. Иоанна Кронштадтского, что Имя  Божие  есть Бог, - правильной и не опровергал ее, а теперь считает ошибочной и еретической?
2. Если  Св. Синод разрешает печатание  писаний о. Иоанна, содержащих сие учение об Имени  Божием, то почему  он запрещает  печатать из-за той же мысли книгу о. Илариона и сочинения о. Антония Булатовича?...
...4. Если о. Иоанн Кр[онштадт]ский допустил подобную, признанную Св. Синодом еретической, мысль об Имени Божием, то почему благодать Божия не оставила его, и он при жизни и по смерти своей творил и творит чудеса?
5. Так как эта же  мысль находится у Блаженного Феофилакта Болгарского,  Свят. Иоанна Златоуста, Пр. Симеона Нов[ого] Бог[ослова], Пр. Исихия  Иерусалимск[ого] и у многих других святых, то как согласить еретические мнения [по учению имяборцев] сих святых с признанной всей церковью святостью их?".

Как видим, причиной  всех неурядиц здесь послужила ересь Иоанна Кронштадсткого, "освящаемая" его святостью. В отношении же ряда указанных святых  ложь перемешана с недоразумениями: имябожники опровержения, приводимые в их текстах, приняли  за те же имябожнические формулы, хотя в доступных нам цитатах говорится о несколько другом в отношении имени Божьего. И, наконец, страх  отлучения от истинной Церкви Христовой:

"...анафема заставляет нас быть осторожными. Вот она: "Неправо изъясняющим Богомудрые изречения Свв. учителей  Церкви Божией и покушающимся перетолковывать и извращать смысл учения, ясно и определенно благодатию  Св. Духа изложенного, - анафема!"".

Итак, парадокс ошибок и ересей в писаниях Святых стал причиной распространения ереси имябожничества. И теперь для св. Иоанна Кронштадского наступила "минута" (надеемся, не первая) раскаяния перед Богом Вседержителем и Господом Иисусом Христом, и Святым Духом в своей суемудрой ереси, повлекшей смущение и лжемудрования многих христиан.


Рецензии