Русское имябожничество
В этой работе речь пойдет о движении так называемых "имябожников" в русских монастырях Святой Горы Афон в 1910-х годах, вызвавшем широкий резонанс в Церкви и российском обществе. Пиком деятельности имябожников стал захват власти в Андреевском ските в январе 1913 года, подобные же попытки в Пантелеимонове монастыре весной 1913 года, что наряду с другими формами непослушания монастырским властям вызвало высылку с Афона 624 иноков после устранения всех их претензий на власть с помощью вооруженной силы российского государства.
Рассмотрим это движение на материале их теоретических построений и выводов, приведших к радикальным столкновениям с неимябожническими властями как с "еретиками", анализируя и опровергая нужные положения.
"Началом имябожническому движению на Афоне положено в скиту Фиваида. Причиной ему послужила книга "На горах Кавказа", написанная лет семь тому назад выходцем из Пантелеимонова монастыря в кавказскую пустыню схимонахом Иларионом.
В книгу легло учение отца Илариона об имени Божием Иисус: "...имя Господа Иисуса Христа есть Сам Он, Господь Бог. В имени Божием присутствует Сам Бог - всем Своим Существом и (всеми) Своими безконечными свойствами" (кн. "На горах Кавказа", изд. 1, стр. 11, 13).
Эти выражения - точное учение отца Илариона. Его он называет "догматом". Вот как это в своих письмах выражает он: "Положение догмата, сделанное нами, важное, необычайное, чрезвычайное и в таком виде, в каком мы его поставили, не встречается нигде, кроме как только у отца Иоанна Кронштадтского" ("История афонской смуты", стр. 8)".
В другом месте приводится цитата о. Илариона, подобная вышеуказанной, из другого издания его книги: "Имя Господа Иисуса Христа есть Сам Он, Господь Бог; что Имя Его не отделимо от Его Святейшего Существа, а с Ним едино утверждаясь в этом не на соображениях разума, но на чувстве сердца своего, проникнутого Господним Духом" ( стр. 13, изд. 1910 г.)".
На основопологающее положение имябожников авторства о. Илариона ответим, что имя обозначает именуемого и в назывании, и в призывании и просто в произношении. Когда молящийся призывает имя Божие (в разных возможных вариантах), Господь, отзываясь, приникает к нему, вдохновляя его. Это-то и принимали имябожники за присутствие Бога в Его имени, и, что горько, за отождествление имени и Существа Божия. Или ещё того хуже: призывающий имя Божие мог возомнить себе "обладание" Самим Богом (вспомним ересь о "стяжании Святого Духа"). Итак, ответим на исповедание имябожников: имя Божие относится к Богу, "облачает" Его, принадлежит Ему, призывает Его, но оно не есть Бог, а без этого все утверждения имяславия рушатся и не имеют больше смысла. Пусть даже неотделимо имя от Бога - подобно тому, как борода неотделима от человека, борода не есть человек, но лишь его отличительный атрибут, возможно, для кого то даже важнейший. Вообще, сам факт появления имябожничества соответствует непроходимой темноте и глупости многих русских монахов, пришедших на Афон "от сохи", едва научившихся отличать правую руку от левой.
Теперь рассмотрим фрагменты Предания, приводимые имябожниками в своих текстах, и соответствующие им их объяснения.
"Письмо монахов пустыни Новая Фиваида игумену Свято-Пантелеимоновского монастыря Мисаилу с рассуждениями об имени Божием и доказательствами о Его Божественности" (10 декабря 1910 года):
"Мы веруем и в духе исповедуем, что святейшее имя Иисус Христово - есть Бог; они - сие имя Иисус Христово неотделимо от существа Сына Божия и Бога - оно Едино с Ним. Сам Господь Иисус Христос во св. Евангелии сказал о Своем Имени "Иисус", называя Его Своим - оно Едино с Ним. И по сему, мы, несомненно, веруем, что Имя Иисус Христово в Боге и Бог в Своем Имени присутствует, невидимо и непостижимо, как Бог везде сый и вся исполняй.".
Да, имя Иисуса неотделимо от Его существа и едино с ним - но это лишь связь обозначения и "облачения": имя Христа не есть Христос существенно и полностью.
Св. Феофилакт Болгарский в толковании Деяний Апостольских на слово: "Покайтесь и крестится кийждо во имя Иисуса Христа" (Деян.2,38) пишет: "Имя Иисуса - есть Бог, равно, как и Имя Отца и Имя Св. Духа (стр. 66-я).".
И на старуху бывает проруха! Возможно, всё дело в переводе, а возможно - в том же непонимании простейшей истины: именем называем Бога, но не отождествляем Его с именем. А то, что Святые (возможно, Святые только для земной церкви) бывают не чужды ереси, мы достаточно показали уже в вышеприводимых работах.
"Протоиерей о. Иоанн Кронштадтский пишет в своих сочинениях: "Имя Господа - Сам Господь" (стр. 237-я).
Это действительно бывает - и у святых, и у подвижников благочестия встречаются ереси, которые, очевидно, остаются в покое до их опровержения и не препятствуют наделению святостью их автора.
"Он же пишет: "Господь при Своей безконечности есть такое простое существо, что Он Весь бывает в одном Своем Имени... "Господь" Иисус Христос" (стр. 422-я)".
Простота Бога - свойство неизвестное человеку, но в духовном плане - в Его сознании - это не так. По поводу последнего нужно заметить: Бог не в одном Своем имени, но с одним Своим именем, когда Он привлекается, например, молитвой.
Соборное рассуждение о Имени Господа нашего Иисуса Христа в пустыни Новая Фиваида на Афоне. (2 декабря 1912 года).
"... Иметь сие Имя, как иметь и Самого Сына Божия, что подтверждает и о. Иоанн Кронштадтский, говоря: "Когда ты произносишь имя Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь всё существо Господа" (Мысли христианина, 46-47).
Укажем, что подобные молитвенные достижения всегда удаются: Господь может и не ответить на молитву, оставить её "без Себя". И неизмеримо скромнее и истинно будет сказать: не "в этом имени", но "с этим именем". Тем не менее не ересь ли так называемая "постоянная молитва", не утончённый ли это тренажён по культивацию гордыни, в которой, как кошка, гоняющаяся за своим хвостом, путается христианин, не к Богомыслию ли, не к творчеству ли, не к благим ли и разумным делам по спасению людей и человеков призывает нас Господь?
"...Отец Иоанн Кронштадтский: "Имя Господа есть Сам Господь-Дух везде Сый и вся исполняющий" (Кн. "Моя жизнь во Христе", стр. 239)".
"Когда Бог вездесущий, как говорит и о. Иоанн Кронштадтский: "Имя Бога Всемогущего - есть Сам Бог-Дух вездесущий и препростый" (Кн. "Моя жизнь во Христе", стр. 237).
Это высказывание противоречит истине: дух Христов - Его существовательно-умственная энергия, - подается Им лишь в Таинстве Евхаристии. Святой Дух или Дух Божий - второй Сын Бога Творца и Вседержителя - это отнюдь не "дыхание", но Существо с таким же, как у Бога, духовным, подобным человеческому, телом. Святого Духа можно "увидеть" в первых главах "Откровения" апостола Иоанна. "Везде Сый и вся исполняяй" - это вопиющая церковная ересь, подобных которой в Церкви масса. О церковных ересях мы ещё поговорим в последнем разделе этого издания.
Тем более: имя - Он Сам. Никуда не годится! Вообще, церковное учение о Святом Духе имеет эффект духовной кастрации, "купирующей", отнимающей, замораживающей ум у верующего христианина, лишающей его "твёрдой почвы" в разумной жизни и разумном делании, в выполнении первой заповеди любви.
Распространению имябожничества сопуствовали неудачи его противников: монах Хрисанф написал сомнительную рецензию на книгу о. Илариона, которую "с успехом" обличили имябожники в данной работе, на которую производятся ссылки, а архиепископ Антоний (Храповицкий) опубликовал её в известном журнале. Для "ликвидации" этой ереси не нужно было много рассуждать, но смотреть на главное, то, на что ориентированы все рассуждения имябожников:
"На основании Священного и святоотеческого Писания, исповедываем, что имя Божие есть - Сам Бог. Имя Иисус Христово есть Сам Господь Иисус Христос равночестное с другими именами Божьими".
Монахи в данном случае солгали: в Священном Писании не говорится об Имени - Боге, а из предания они смогли назвать только двух авторов - святого Феофилакта Болгарского и протоиерея Иоанна Кронштадтского. Но в чем причина такого упорства в исповедании такой вот ереси? Об этом находим искренние слова в следующей работе имябожников, совсем некритически боявшихся осудить слова святых, которые оказывались "ошибками", если не сказать "ересями". К сожалению, и у святых встречаются ошибки, превращающиеся в ереси при придавании им вероучительного значения.
Открытое письмо святогорцев-исповедников имени Божия к архиепископу Никону (9 апреля 1913 года).
Чтобы понять и праведно осудить афонских имябожников, слишком доверчивых и не слишком умных, нужно услышать их "крик души" в отношении абсолютизирования истинности "святоотеческих писаний".
"О. Иоанн многократно говорил, что Имя Божие есть Бог".
"Воистину странное дело: перед нами лежит книга "Моя жизнь во Христе", изд. 2, 1893 г., в которой мы нашли во множестве повторения сей мысли в разных вариациях. Значит, более двадцати лет мысль эту читали и ею назидались многие тысячи христиан всех стран, и никто не нашёл её еретической, пока не принял на себя этой печальной чести архиепископ Антоний (Храповицкий).".
"1. Почему Св. Синод в течении более 20-ти лет считал мысль приснопамятного о. Иоанна Кронштадтского, что Имя Божие есть Бог, - правильной и не опровергал ее, а теперь считает ошибочной и еретической?
2. Если Св. Синод разрешает печатание писаний о. Иоанна, содержащих сие учение об Имени Божием, то почему он запрещает печатать из-за той же мысли книгу о. Илариона и сочинения о. Антония Булатовича?...
...4. Если о. Иоанн Кр[онштадт]ский допустил подобную, признанную Св. Синодом еретической, мысль об Имени Божием, то почему благодать Божия не оставила его, и он при жизни и по смерти своей творил и творит чудеса?
5. Так как эта же мысль находится у Блаженного Феофилакта Болгарского, Свят. Иоанна Златоуста, Пр. Симеона Нов[ого] Бог[ослова], Пр. Исихия Иерусалимск[ого] и у многих других святых, то как согласить еретические мнения [по учению имяборцев] сих святых с признанной всей церковью святостью их?".
Как видим, причиной всех неурядиц здесь послужила ересь Иоанна Кронштадсткого, "освящаемая" его святостью. В отношении же ряда указанных святых ложь перемешана с недоразумениями: имябожники опровержения, приводимые в их текстах, приняли за те же имябожнические формулы, хотя в доступных нам цитатах говорится о несколько другом в отношении имени Божьего. И, наконец, страх отлучения от истинной Церкви Христовой:
"...анафема заставляет нас быть осторожными. Вот она: "Неправо изъясняющим Богомудрые изречения Свв. учителей Церкви Божией и покушающимся перетолковывать и извращать смысл учения, ясно и определенно благодатию Св. Духа изложенного, - анафема!"".
Итак, парадокс ошибок и ересей в писаниях Святых стал причиной распространения ереси имябожничества. И теперь для св. Иоанна Кронштадского наступила "минута" (надеемся, не первая) раскаяния перед Богом Вседержителем и Господом Иисусом Христом, и Святым Духом в своей суемудрой ереси, повлекшей смущение и лжемудрования многих христиан.
Свидетельство о публикации №218072100764