Нюанс свободы слова

Почти сразу после победы французской сборной по футболу на Чемпионате мира в России, печально известный французский еженедельник Шарли Эбдо на титульной странице нарисовал карикатуру, на которой изобразил игроков французской сборной в виде обезьян, а кубок — в виде банана.
Нужно сказать, что далеко не все французы симпатизируют и покупают этот еженедельник. Но даже они, несмотря на то, что сердцем чувствуют, что в нём печатаются вещи крайне оскорбительные и неприятные, полагают, что в стране, в которой существует свобода слова и свобода печати, такое безобразие допустимо.
Всё это происходит только потому, что огромное количество людей во всём мире (к сожалению даже тех, кто находится у власти), не может уловить один очень существенный нюанс, который резко отличает свободу слова от примитивных оскорблений. Люди ошибочно полагают, что между свободой слова и публичным оскорблением есть некая невидимая грань, которую не нужно переступать. То есть, им представляется некая прямая линия, которая начинается от свободы слова, в одной из точек которой необходимо уметь останавливаться.
На самом деле, свобода слова и оскорбление это две совершенно разные вещи. И отличить одно от другого можно довольно просто.

Свобода слова означает, что человек имеет право публично высказать любую точку зрения  на любую тему, и имеет право публично рассказать о своём отношении (в том числе и крайне негативном отношении) либо к конкретному человеку, либо к событию.

Оскорбление означает, что человек не рассказывает о своём негативном отношении, а ДЕМОНСТРИРУЕТ его.

Чтобы было более понятно, я приведу пример из жизни. Однажды мне довелось беседовать с журналистом, причём с профессиональным журналистом, который написал статью в газету, в которой, помимо рядовых новостей, осветил также и проведение в городе гей-парада. Эта статья, кстати, была успешно опубликована. Когда я её прочитал, я был в тихом ужасе. Приведу одна цитату из этой статьи: «... также вчера в нашем городе после долгих споров всё-таки прошёл парад пидоров...».
Я сказал этому журналисту, что он не имеет права в своих публикациях оскорблять людей, кем бы они ни были. Он ответил, что у нас в стране свобода слова и он имеет право высказать своё отношение к чему бы то ни было. Я ответил, что высказать своё отношение в данном случае, означало бы написать примерно следующую фразу: «...также вчера в нашем городе после долгих споров всё-таки прошёл гей-парад, то есть, парад людей, к которым лично я испытываю крайне негативное отношение...». Именно эта фраза означает свободу слова, свободу высказывать своё мнение и рассказывать о своём отношении. Та же фраза, которую он употребил в статье, означает, что он своё негативное отношение ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ.  А это уже оскорбление. Причём оскорбление публичное.

Теперь вернёмся к еженедельнику Шарли Эбдо. Те французы, которые не знают, как же сделать так, чтобы с одной стороны, навсегда эту газету прикрыть, а с другой стороны, чтобы при этом не пострадала свобода слова, просто не могут понять, что Шарли Эбдо почти в каждой карикатуре ДЕМОНСТРИРУЕТ своё негативное отношение. Иными словами, просто оскорбляет людей. Те чиновники, у которых имеется власть, для того, чтобы закрыть эту газету, просто должны понять, что ни о какой свободе слова в этом еженедельнике речь не идёт.
Свобода слова никогда и ни при каких обстоятельствах не подразумевает ДЕМОНСТРАЦИЮ своего негативного отношения или ненависти.


Рецензии