Бла-бла-бла
... Кант вслед за Декартом считал, что философия должна исходить не из ситуации философствующего субъекта, а предвосхищать её. То есть сам по себе субъект при самом мощном усилии мысли остаётся изолированным в проблеме субъектности, без метафизического контекста не решаемую. Поэтому в качестве предмета философии Гегель, например, видел за субъектом чистое Бытие как чистую абстракцию, а из этого человеческую жажду знания растворил в развитии мирового разума, в сущности, того же Бога, эксплуатирующего наше врожденное любопытство.
Гуссерль, в угоду науке гнавший метафизику словно беса из тела философии, покрутив свой метод и так и сяк, к концу жизни всё же вынужден был заподозрить за каждым частным сознанием трансцендентальный субъект.
Не будем множить примеры из истории человеческой мысли от Платона до Делёза, скажем одно -- созерцая объект, мы бессознательно ищем неописуемое, спрятавшегося за ним абсолюта, и каждый раз находим его в себе.
Бездна всматривается в бездну, порождая тайну восприятия.
Бла-бла-бла благодаря языку это возможно.
Язык живёт в нас сам по себе, не давая ухнуть в бездну сознания.
Реальность -- торжество дуализма, множества обращенных друг другу сферических зеркал, отражающих нечто Одно, прячущееся за самим эффектом отражения.
Свет дальней звезды может оказаться нашим солнцем в далёком прошлом. Размеры вселенной "раздуты" предельной скоростью света. Похоже, мы так быстро моделируем реальность, что принимаем её как данность извне. Сознание не терпит собственной пустоты и заполняет её "объективными" химерами. В "медленных мирах" вроде нашего, осознание как и свет имеет ограниченную скорость, не даром это синонимичные понятия. В бессознательном иные, кажущиеся нам хаотичными, законы восприятия.
Субъект-объектная проблема снимается трансцендентальным субъектом, создающим дуальную иллюзию. Объект призван закрепить онтологический статус субъекта, устремлённого в трансценденцию. Это как закрыв глаза, мы всякий раз видим не тьму, а образы. Мир может оказаться овеществлённым воображением иносущества. "Существовать значит быть воспринятым". Видимый мир трюк взаимовосприятия, сеть Индры.
К примеру, все квартиры в многоэтажном доме разделены общими стенками, каждую из которых по внутренней стороне мы считаем своей, а пол верхней для нас потолок по определению. Но принцип дома незыблем. Так и частные сознания разделяют и объединяют представления, помимо которых, похоже, ничего и нет.
Наши Я кроткий момент владения ничейной субстанцией. Личное бессмертие ещё надо заработать как прибавочную стоимость от капитализации вечности.
Бла-бла-бла... По кругу, по кругу как щенки за хвостом.
Любое обобщение поспешно, кроме метафоры. Перманентная ошибка движет разум в сторону неопределённости. Претензии разума на всезначимость снимает спонтанность существования. Что бы мы не полагали всегда будет не так. Поэтому всякая футурология не предсказывает в силу своей предсказуемости. Она призвана к сглазу худшего развития событий.
Вот и получается, сколь филигранно не выстраивай мыслительные конструкции, наблюдается инфляция понятийных определений к метафоре. "Наверно, тем искусство и берет, что только уточняет, а не врет, поскольку основной его закон, бесспорно, независимость деталей." Антиномии доступны только метафизической избыточности языка, "как бы гадательно". В сфере апории логика сходит с ума.
Осторожней с предельными понятиями, они помещаются только на языке, но не в маленькой человеческой голове.
Бла-бла-бла облагораживает реальность.
По мне так любой уровень реальности абсолютен. Величие в овладении онтологической ситуацией, а не сколько под себя подгрёб пространства и времени, сколько и над кем имеешь власти. Кажется, у Тиллиха это называлось "мужеством быть". Воля к власти над собой в первую очередь, а уж потом остальное.
Вопрос о боге, чтобы мы под этим "пустым троном" не подразумевали, не поддается снятию. Поэтому тварь с топором в руках дрожит, то от страха, то от возмущения за процент с блага существования, данного свыше.
Скукожившаяся до горошины жизнь имеет шанс стать планетой. Пока мы не математическая точка у нас есть шанс на объём. Мера всех вещей не человек, а его раздутое эго.
Человек это много и мало одновременно. Бог лишенный могущества жаждет сатисфакции. Но... Стать богом на расстоянии вытянутой руки так же трудно как и быть хозяином вселенной.
Быть вообще трудно.
Быть -- шпагат неопределённости, требующий гибкости ума.
Среди повсеместности небытия "быть" трудное занятие.
Человек не только больше суммы своих феноменов, но в последнем существе и не человек вовсе. Процесс идентичности в идеале эволюционирует к никто и ничто -- финальному тождеству в абсолюте. Но в монотеистической модели это не работает. Там человек -- человек и ничего более. "Человек это проект человека". Экзистентно человеку постоянно приходится подтверждать свой онтологический статус. Человеческое в постоянном становлении.
Честно говоря, не знаю, что лучше -- в первом случае -- человек функция, во втором -- денщик на побегушках.
Как раб иногда бывает свободней хозяина, так и реальность становится послушной собакой принявшему её. В сущности, "быть или не быть?"--, торг о капитуляции на выгодных условиях. По ту сторону отчаяния "вас ждёт горячий чай, сухая одежда и наше радушие". Но какой уютный плен не сулит нам Бог, как-то грустно от предательства амбиций самому стать богом и кому-то что-то там обещать взамен на покорность.
Блудный сын в идеале должен вернуться к Отцу не голодным оборванцем, а с дарами метафизического опыта. "Благоразумного раба" в лице сына, дальше полевых угодий не ходившего, Отцу и без того хватает. Мне ближе гностический тезис -- бог создал человека, чтобы узнать, то чего сам не знает. Ибо шубу с барского плеча сожрёт моль сомнений. К сожалению, мы все голые короли поверившие кутюрье, шьющего одежды из символов.
Тем и живы...
И всё же прагматика в умении договорится. Тупик постмодернистской конвенции, допустим, был в идеализации частного, изолированного правотой всякого суждения. "Смысл возможен только в целом" упразднили и всё рассыпалось. Логика смысла у Делёза в комбинации сингуляров абсурда. Метафизику Целого заменили поиском недостающих пазлов произвольной картины мира для новоявленных франкенштейнов. Слава богу, постаналитики очнулись к "новой метафизике".
Бла-бла-бла блажен кто верует хоть во что-то.
...Порой кажется, мир этот выдумал заживо погребённый праведник. Подёргался, бедняга, поистерил и вдруг понял, что только усилием мысли можно выйти из реальности могилы. Успокоился, вытянул руки со сломанными ногтями вдоль тела, глубоко вдохнул остатки воздуха и ...
Может поэтому сознание избранных рвётся за свои пределы, а разум ищет ответы на неразрешимые вопросы?
Может наши метафизические искания фантомные ворочания в душной тесноте гроба?
Свидетельство о публикации №218072201230
Очень крутой образ! Просто жесть!
Владимир Гетьман 3 26.07.2018 17:12 Заявить о нарушении
Сергей Александрийский 01.08.2018 15:59 Заявить о нарушении