Армейские будни. Реабилитация. рассказ двадцатый

 Армейские будни… Реабилитация… рассказ двадцатый

 

                Реабилитация

       Эта ситуация сложилась недели через три после случая в карауле с Денисовым. Сняли с нас звание «Отличный расчет», и мы уже как то с этим свыклись.
       Однажды, после выполнения регламентных работ, зачехлили мы антенну, и каждый занялся своими делами. Осипов с Сазановым развернули простыни со схемами и стали там что-то мудровать и спорить. Мне нужно было протереть от пыли все закоулки ЭВМ, чем я и занялся. Гордеев (первый оператор) подгонял кресло под свой размер, а Кучер (Кучеренко) чем-то там еще занимался. Денис же в дизельной колдовал над дизель-генератором.

       Вдруг открывается дверь, и входят офицер оперативного отдела с незнакомым майором. Командир доложил согласно Уставу, а тот нам этого майора представил. Им оказался представитель ПВО Приволжского военного округа, прибывший с инспекционной проверкой.

       Майор сел за имитатор и объявил «тревогу».
       Я помчался к антенне сдернуть чехол. Чехлил я его всегда через два деревянных штырька на третий, поэтому чехол был снят в короткое время. В это время Осипов запустил станцию.
       Первую вводную мы отработали быстро. Вдруг майор оборачивается и объявляет, что командир выбыл (я еще подумал, как это – выбыл…за пивом, что, ли пошел?).
       Опять вводная, и опять мы отработали. А майор опять обернулся и вывел от командования Сазанова.

        За командира остался Гордеев. Снова вводная. И тут вдруг индикаторы обнулились.
       Я бросился за пульт и по погасшим индикаторным лампам на блоках определил, что два блока отключены. Вырвав их из ячеек, я бросился к стеллажам с запасными блоками, выдернул нужные из гнезд и побежал назад к пульту. Все это заняло секунд пятнадцать.
       А здесь маленькое отступление…

       Все блоки были закодированы. Такие же коды стояли и на запасных блоках. Еще ранее, я шариковой ручкой мелкими цифрами написал справа и внизу блоков их местоположение на стеллажах. Примерно так… 134 (1 стеллаж, 3 ряд, 4 ячейка). Поэтому-то сходу мог найти нужный блок.
       Индикаторы заработали, но цель уже ушла.
       Гордей сходу перешел на РС (ручное слежение), по манипулировал качающими включателями сервомеханизмов, поймал цель и взял на АС (автоматическое слежение).
       Рявкнул ревун, сообщая, что ракета пошла. Теперь цель нужно было держать, во что бы то ни стало!

       Вдруг на экране индикатора попер «снег». Гордей мгновенно перешел на полуметровую волну. У меня сердце захолонуло. За «кастрюли» отвечал Сазан. Малейший сбой, и нам всем конец. Но все обошлось, а через минуту Гордей опять вернулся на рабочую волну. Минуты через две цель с индикатора пропала. Это означало, что она уничтожена.
       Майор посмотрел на Гордея и показал глазами, чтобы тот шел к командирам.
       Настала очередь Кучера. Сашка взял цель, вел ее несколько секунд, и вдруг она пропала. Он мгновенно взял на РС  и  начал бешено вращать штурвальчики. Через мгновение, он взял ее на АС. Опять рявкнул ревун, сообщая, что ракета с земли пошла.
       И вдруг цель разделилась. Одна продолжала двигаться на нас, а основная стала исчезать с экрана.
       Сашка ее бросил, и держал только появившуюся цель. Через несколько секунд цель пропала.
       Майор и его усадил к остальным.

       Остался я один. Майор ввел вводную. Я стал докладывать.
       -Цель вижу,… взял на РС
       -Есть захват...
       -Цель вижу, перевожу на АС.
       И вдруг, пропало питание станции. Я понял, что это заложено в вводной.
       Теперь вся надежда на Дениса.
       Через мгновение питание появилось. Денис запустил генератор.

       Я опять докладываю
       -Беру цель на РС...
       -Есть захват...
       -Перевожу на АС…
       Опять сигнал ревуна. Ракета пошла. Через мгновение мой «Кедр» стал бить нули. Цель уничтожена.
       Майор повернулся ко мне. Думаю, что он еще задумал? А он мне показывает, чтобы я к остальным шел…
       Я встал, нажал тревожную кнопку и пошел к остальным, сидящим у стенки.
       В помещение влетел Денис. Я ему показал глазами на пульты. Он понял и побежал на место операторов.
       Не зная куда сесть, он беспомощно посмотрел на меня. Я чуть заметно кивнул головой.
       Опять сбой.  Цель пропала. (Но, эту ситуацию мы с ним проигрывали).
       Денис тут же включил поиск и перепрыгнул на место первого оператора.
       На третьем обороте антенны мелькнул сигнал. Он этот момент поймал и взял на АС.
       Майор отключил имитатор.
       Потом начался опрос

-Товарищ старший лейтенант, почему вы включили станцию, не дождавшись возвращения солдата, расчехлившего антенну? Вы же могли его облучить!
-Не мог, товарищ майор. Во-первых, я знаю, сколько ему надо времени, чтобы расчехлить антенну. Во-вторых – я увидел, как он мелькнул на лестнице, ведущей на крышу. Сами убедитесь, пролет с окна видно.
       -Товарищ старший сержант, как оказалось, что банки (магнетроны) оказались включенными?
       -Я их не только включил, оставшись за командира, но еще и продул от пыли.
       -Когда же вы успели? Я и не заметил…
       -Успел, товарищ майор.
       -Первый номер, почему вы не воспользовались режимом поиска, а искали цель на ощупь?
       -Зачем, товарищ майор? Блоки заменили очень быстро. Цель не могла далеко уйти. Сервомеханизмами можно было нащупать и взять на АС…
       -А почему вы сразу перешли на полуметровый диапазон? Ведь мощности могло бы и не хватить?
       -Цель была на расстоянии примерно пятьдесят километров. На таком расстоянии мощности хватит. Зато снег пропал, и легко импульс ухватить можно было….
       -А как вы расстояние определили? На импульсном индикаторе шкалы нет.
       -По опыту, товарищ майор.
       До цели было пятьдесят два километра….  Это, к слову…
       -Номер второй, почему вы бросили основную цель, и мертвой хваткой вцепились в отделившуюся? Вам не показалось, что это могло быть две цели, идущие друг за другом?
       -При разделении целей импульс отделившейся цели был намного меньше основной. При этом импульс  основной цели стал уменьшаться. Это говорило, что цель уходит с курса. Я решил, что отделившаяся цель – ракета. Вот и держал ее до уничтожения.
       -Оператор «Кедра», вы вообще к основным пультам не подошли. В чем дело?
       -После отключения питания, генератор заработал секунд через десять…двенадцать. Передо мной распечатанная лента. Из нее видно, что азимут и угол места не меняется. Меняется только дальность. Отсюда – цель идет на нас прямо в лоб. Поэтому и взял цель сразу на РС, и через мгновение – на АС.
       -Резонно…
       -Товарищ рядовой, а вас кто учил работать оператором?
       Денис, было, открыл рот, но я сделал бешеные глаза и показал на командира. (Если бы он указал на меня, то это было бы нарушением).
       -Старший лейтенант, товарищ майор…
       Перед майором лежал бланк с таблицей. После каждого вопроса он, что-то там крыжил…
       Потом они с командиром пошли осматривать станцию. Майор залез на крышу к антенне, качал ее во все стороны и смотрел в артиллерийский прицел. Как потом сказал Осипов, проверял, моем ли мы оптику спиртом и проводим ли регламентные работы на антенне.
       Затем зашли в дизельную. Дизельная его впечатлила. Там он спросил у Дениса, есть ли такая необходимость дизель так драить? А Денис ответил, что есть. Так как на чистом дизеле прогары и масляные потеки видно…
       Пожелав нам успешной службы, майор уехал.

       Через неделю пришел приказ ПВО Приволжского Округа, где нас и отметили. А по этим результатам приказом части Осипову был присвоен первый класс, нам, операторам, второй, а Денису – третий. И звание «Лучший расчет» вернули…


Рецензии