Халифат Фатимидов до смерти аль-Мустансира
В конце IX в. во главе секты исмаилитов (http://proza.ru/2019/10/03/229) встал некто Убайдаллах, происхождение которого достаточно темно. По официальной версии считалось, что он ведет свой род от седьмого имама Мухаммада ибн Исмаила. Однако уже при его жизни существовало мнение, что на самом деле он сын Ахмада и внук Кеддаха, которые заблаговременно позаботились об устранении подлинных потомков Мухаммада. Как бы то ни было, при Убайдаллахе деятельность секты активизировалась. Во все концы мира высылались миссионеры. Наибольший успех проповедь исмаилитов имела в Северной Африке, где действовал выдающийся даи Абу Абдаллах. Местные берберские племена всегда были в оппозиции к арабским халифам и среди них легко распространялись различные религиозные учения, противопоставляющие себя суннизму (http://www.proza.ru/2011/07/10/246). Главными носителями этих традиций были кутамиты - союз племен, обитавший на территории современного Туниса. Абу Абдаллаху удалось в короткий срок создать здесь обширную исмаилитскую общину и, опираясь на нее, сформировать сильную армию.
Преданные ему берберы были разбиты на семь военных подразделений, их предводители и миссионеры образовали совет старейшин. Жизнь общины основывалась на принципах равенства и справедливости; все новообращенные давали клятву бороться против узурпаторов – аббасидских наместников, с тем, чтобы передать власть исмаилитскому имаму Убайдаллаху – потомку Фатимы. Решительная война против Аглабидов началась в 903 г., когда котама двинулись на завоевание Ифрикии. Целые области сдавались им без боя. Последний Аглабид (http://www.proza.ru/2018/07/22/908), Зиядат-Аллах III, в 909 г. покинул свою резиденцию Раккаду и бежал в Египет. Узнав об этом, Убайдаллах поспешил в Ифрикию, но был заточен по пути в Сиджильмасе местным эмиром из рода Мидраридов (http://www.proza.ru/2018/07/22/272). Абу Абдаллах с отрядом котама немедленно двинулся на выручку, взял город и освободил из тюрьмы Убайдаллаха и его сына. Выведя имама к народу, он воскликнул: "Это Махди, которому я призываю вас повиноваться!" Берберы радостно приветствовали Убайдаллаха, и с этого момента началось правление Фатимидов (в память о дочери пророка Фатиме, которую Убайдаллах и его потомки (http://www.proza.ru/2018/07/22/266) чтили как свою прародительницу).
Сейчас же по прибытии в Раккаду, Убайдаллах был провозглашен халифом и официально принял титул аль-Махди. Согласно исмаилитскому учению, приход его к власти должен был означать конец мира, основанного на несправедливости, и наступление "золотого века". Однако на самом деле все закончилось созданием государства, мало чем отличавшегося от других современных ему мусульманских государств. Вскоре были созданы ведомства, введены налоги, в покоренные области отправлены наместники. Многие участники борьбы против Аглабидов быстро разочаровались в ее результатах. Аль-Махди пришлось утверждать свою власть посредством казней. Заняв столицу Ифрикии Кайруан, он казнил около 4 тыс. человек, не пожелавших принимать исмаилизм. В 911 г. был раскрыт заговор, в котором оказался замешан Абу Абдаллах. Халиф приказал его казнить. В ответ на это котама восстали. Аль-Махди лично руководил расправой над ними, проявив, по словам О;Лири, "полное отсутствие совести и благородства". Войны с непокорными берберами продолжались при сыне аль-Махди аль-Каиме (934-946) и его внуке аль-Мансуре (946-953). (Одно из самых мощных выступлений против Фатимидов началось в 922 г., когда подняли восстание зената, хаввара и другие племена, проживавшие к югу от области котама в горах Аураса и Заба; война против них продолжалась более 20 лет).
Но, не смотря на внутренние смуты, халифат Фатимидов быстро распространил свое влияние на большую часть Магриба. Еще при аль-Махди были подчинены Барка и Триполи. Победа над Рустамидами (http://www.proza.ru/2018/07/22/678) и Мидраридами привела под власть Фатимидов земли среднего и отчасти дальнего Магриба. В 917 г. власть аль-Махди признали правившие в Марокко Идрисиды (http://www.proza.ru/2018/07/22/505), которые по исповеданию также были шиитами (http://www.proza.ru/2018/07/15/655).
2. Халиф аль-Муизз (953-975). Завоевание Египта
Окончательное покорение Магриба произошло при правнуке аль-Махди, аль-Муиззе. Этот халиф далеко уступал своему отцу и деду в военных дарованиях, однако он был государь рассудительный и прозорливый, глубоко вникавший во все вопросы управления и умевший подбирать способных исполнителей. Вместе с тем он был лишен какого бы то ни было фанатизма и сумел примирить с новой династией местное суннитское и христианское население. В 958 г. ал-Муизз направил на запад войско под командованием талантливого военачальника Джаухара. Джаухар, укрепив власть Фатимидов в Тахарте и Сиджильмасе, взял Фес, столицу Идрисидов, и достиг берегов Атлантического океана. Последние непокорные берберские вожди были привлечены подарками и раздачей должностей, а правители Феса и Сиджильмасы доставлены в Кайруан в железной клетке. После этого похода под власть фатимидского халифа отошло все североафриканское побережье до границ с Египтом. Кроме того, с падением Аглабидов власть халифа признали Сицилия и Калабрия (в Южной Италии). Успех Фатимидов объясняется наличием у них сильной и очень боеспособной армии. Костяк ее составляли берберская конница и славянская гвардия. Много внимания первые халифы уделяли развитию флота. Не довольствуясь большим количеством кораблей, доставшимся им от Аглабидов, они построили много новых.
Завершив завоевания на западе, аль-Муизз обратился на восток, где ему противостояла правившая в Египте династия Ихшидидов (http://www.proza.ru/2018/07/22/841). (То была уже не первая попытка Фатимидов овладеть этой богатой страной. Сам аль-Махди дважды воевал с Египтом – в 914 и 920 гг. Его сын аль-Каим нападал на Ихшидидов в 935 и 946 гг.). В 967 г. аль-Муизз начал усиленную подготовку к новому походу, выделив на снаряжение своей берберской армии 24 млн. динаров. Значительную помощь оказали ему египетские шииты, в то время уже достаточно многочисленные. В 969 г. г. стотысячное фатимидское войско во главе с Джаухаром двинулось на Египет. Его поддерживал большой флот. Египтяне были разбиты в Гизе, а 7 июля Джаухар занял столицу страны – город Фустат. Египет вошел в состав Фатимидского халифата и вскоре сделался его основой территорией. Чтобы снискать расположение местного населения аль-Муизз отправил новым подданным много судов с зерном и заставил купцов значительно снизить цены на хлеб (не подчинившихся его указу подвергали на улице публичной порке). Эти меры ослабили остроту голода, донимавшего египтян уже несколько лет, и примирили их с потерей независимости. В том же году неподалеку от Фустата началось строительство новой столицы – Каира. Он возводился как город увеселений, торжеств и празднований. Для них были запроектированы обширные площади и ипподром, на котором могли одновременно находиться до 10 тыс. всадников. В центре Каира со сказочной быстротой выросли два роскошных дворца – Восточный и Западный, соединенные подземным переходом. К югу от Восточного дворца располагалась величественная мечеть Аль-Азхар. В 973 г. вместе с гробами своих предков, в сопровождении блистательного двора, слуг и воинов халиф аль-Муизз торжественно вступил в новую столицу. Начался самый блестящий период в истории халифата.
Долгое время задвинутые на задворки исламского мира, Фатимиды вышли теперь на его авансцену. В 974 г. аль-Муизз двинул свою армию дальше на север. Вскоре была завоевана вся Южная Сирия с Дамаском. Правившие в Халебе Хамданиды (http://www.proza.ru/2018/07/24/219) признали главенство Фатимидов, но фактически в течении нескольких следующих десятилетий обстановка в Сирии оставалась неустойчивой. Местное суннитское население пользовалось любой возможностью, чтобы выступить против каирского халифа. Уже в 975 г. войска аль-Муизза были выбиты из Дамаска бахрейнскими карматами (это также была шиитская секта, но имевшая учение отличное от исмаилитского) и тюркским полководцем Хафтагином.
3. Халиф аль-Азиз (975-996). Война в Сирии
Новый халиф, сын аль-Муизза, аль-Азиз двинул против карматов армию во главе со знаменитым Джаухаром. Тот осадил Дамаск, но не смог его сразу взять. В 978 г. на помощь своему полководцу пришел с большой армией сам аль-Азиз. В новом сражении Хафтагин и карматы были разбиты. Южная Сирия вернулась под власть халифата. Тогда же его главенство признали жители священных аравийских городов Мекки и Медины. Северная Сирия еще некоторое время оставалась под властью Византии и Хамданидов.
В те же годы проявились первые симптомы слабости центральной власти. Для пополнения армии аль-Азизу пришлось призвать в ее ряды большое количество тюрок. Те вскоре начали жестоко враждовать с берберами (этому способствовала кроме всего прочего и разница в вероисповедании: берберы были в основном шииты, а тюрки – сунниты). В 983 г. между двумя этими основными элементами египетской армии начались постоянные столкновения, усилившиеся в 996 г. после смерти халифа.
4. Халиф аль-Хаким (996-1021). Гонения на иноверцев
Схватки между берберами и тюрками часто происходили на улицах Каира, а в Сирии шла форменная война. Сперва в битве при Аскалоне тюрки потерпели поражение. Но потом они одержали победу, и их предводитель Барджаван стал фактически правителем страны при несовершеннолетнем сыне аль-Азиза, аль-Хакиме. В 1000 г. тот приказал убить своего опекуна и с этого времени правил самостоятельно. Тем временем война в Северной Сирии продолжалась. В 1002 г., после окончательного разгрома Хамданидов, Халеб признал власть каирского халифа и стал принимать наместника из его рук.
Двадцатипятилетнее правление ал-Хакима было отмечено важными нововведениями в религиозной жизни. Это был весьма эксцентричный правитель, искренне веривший в свое божественное происхождение – в то, что он и есть тот самым Махди, которого исмаилиты ждали в конце света. Терпимое отношение к иноверцам сменилось при ал-Хакиме резким неприятием неисламских религиозных учений. В 1003 г. начались погромы христианских церквей, а в 1009 г. в Иерусалиме по приказу халифа разрушили храм Гроба Господня. Чтобы в бане было возможно отличить правоверного мусульманина от еврея или христианина, первым предписывалось носить на шее бубенчик, а вторым – большой крест. Впрочем, мусульмане также оказались стеснены многими необычными ограничениями. Аль-Хаким ненавидел свет дня и вел исключительно ночной образ жизни. Точно также по его воле должен был жить весь Каир. Едва халиф взял власть в свои руки, появилось распоряжение о том, что публичный торг на рынках и базар разрешается только ночью; днем лавки предписывалось запирать. Женщинам вообще было запрещено выходить из дома (чтобы это постановление не нарушалось, сапожникам велели впредь не изготовлять женскую обувь). Строго соблюдался "сухой закон": запрещалось продавать вино, пиво и даже изготавливать изюм. Точно также запрещались всякие игры и развлечения, за исключением религиозных процессий. Все нарушители подлежали смертной казни. Сам аль-Хаким был личность необычная. Египетские историки сообщают, что каждое появление халифа являлось впечатляющим и поразительным. В одной из хроник мы читаем: "Вид его устрашал подобно льву… никто не мог выдержать взгляда его больших темно-голубых глаз, вместе с тем он обладал страшным, громовым голосом". Пишут, что аль-Хаким всегда появлялся перед народом в простой одежде, не имел ни одной драгоценности. В его общении было много своенравия и непостоянства, в соединении с жестокостью, безбожием и суеверием. Молился он, обратившись к планете Сатурн и был убежден, что находится в постоянном общении с дьяволом. В 1017 г. халиф неожиданно умерил свои гонения на христиан и евреев, предоставив каждому возможность исповедовать свою религию. Вместе с тем, он как будто окончательно уверовал в свою божественность. Титул имама был передан Хамзе ибн Али, который развернул энергичную деятельность по распространению нового учения. Несколько раз его подданным объявляли, что халиф является божеством, но культ его в Египте так и не утвердился.
Правление ал-Хакима закончилось совершенно неожиданно. Каждый вечер халиф на сером осле выезжал из дворца, проезжал по улицам города и отправлялся в пустыню. Выехав однажды в 1021 г. таким образом из города, он отпустил своих слуг и исчез. Через несколько дней обнаружили только изувеченного осла и одежду халифа. Самого ал-Хакима (или его тело) больше никогда не видели.
5. Друзы. Обожествление аль-Хакима
О божественности аль-Хакима в Египте больше не вспоминали, но зато проповедь хакимизма нашла отклик в Ливане. Здесь образовалась достаточно многочисленная община друзов, которые почитают ал-Хакима как телесное воплощение Бога.
Считается, что свое название секта получила от имени проповедника Дарази (ум. ок. 1019 г.), распространявшего среди ливанских племен учение о божественности ал-Хакима. Впрочем, сами друзы называют Дарази отступником и предпочитают именовать себя ал-муваххидун («исповедующие единобожие»). Религиозное учение друзов является тайным и полного изложения его в открытых источниках нет. Известно, что первопричиной мироздания последователи секты считают Бога или Единого, находящегося вне всяких определений. Бог неоднократно появлялся среди людей, воплотившись в кого-нибудь из смертных. Последним, и самым совершенным, таким воплощением и был халиф аль-Хаким. Друзы веруют в него как в скрытого имама и ожидают его второго пришествия. Точно также, в людях неоднократно воплощались атрибуты или эманации Единого. Первой эманацией Бога друзы считают Его Волю (аль-Акл). (Последним воплощением Воли на земле был ближайший сподвижник аль-Хакиа, имам Хамза ибн Али). В борьбе с самой собой и силами зла Воле помогает вторая эманация – Вселенская Душа. Третья эманация – Слово, есть жизненный принцип бытия. Четвертая эманация – Всепроникающий Свет, есть принцип единства и порядка всей Вселенной. Пятая эманация – Вразумляющая Мудрость, есть принцип гармонии материального мира. Все пять эманаций участвуют в создании материального мира, который, однако, не есть чисто божественное порождение. Ибо на каждый космический принцип в физическом мире приходится свой антипринцип. Воле противостоит Сатана, Душе – Нидд (буквально, «противник»), Слову – Смерть, Свету – Тьма, Мудрости – Неведение. Человек есть квинтэссенция двух миров – физического и духовного. Тело его материально, но душа рассматривается как искра вечной Воли. Душа бессмертна, однако она не может существовать без тела и после смерти человека тотчас переселяется в тело младенца. В процессе этих перерождений душа совершенствуется. Человеческую история друзы, как и все исмаилиты, делят на циклы, в каждом из которых душа получала толику божественного знания. Каждый цикл поднимал людей на новую ступень в постижении истины. При этом натики провозглашали ее внешнюю сторону, а самиты раскрывали внутреннюю. Эту роль соответственно играли Нух и Шис (Сиф), Ибрахим и Исмаил, Муса и Харун, Иса и Шамуин, Мухаммад и Али.
6. Халиф аз-Захир (1021-1036)
На момент исчезновения аль-Хакима его сыну аз-Захиру было всего 16 лет. Против него немедленно поднялось возмущение. К счастью для халифа его тетка Сейт аль-мульк была женщина твердая и энергичная. По ее приказу зачинщиков беспорядков схватили и немедленно казнили, после чего в стране воцарился мир. Не смотря на свое пристрастие к развлечениям, аз-Захир имел некоторые государственные таланты и правил в мире. Он умер в 1036 г., заразившись чумой и завещав власть своему сыну аль-Мустансиру.
7. Халиф аль-Мустансир (1036-1094). Эпоха смут
На долю аль-Мустансира выпало самое долгое и беспокойное правление в истории Фатимидского халифата. В год восшествия на престол ему было всего семь лет. Его мать, рабыня-негритянка, стала править от его имени, опираясь на негритянскую гвардию, численность которой простиралась до 50 тыс. человек. Она была женщина необразованная и неумная. Центральная власть вскоре ослабла. Дворцовые интриги, убийство министров и других высокопоставленных лиц, мятежи и восстания сделались обычным явлением. Владычество Фатимидов в Сирии, которое при аз-Захире достигло своего апогея, стало клониться к упадку. Вновь освободился Халеб, то и дело выходил из-под контроля Дамаск. Влияние Фатимидов в Африке также пошатнулась. Переезжая в Каир, ал-Муизз сделал своим наместником в Тунисе Юсуфа Булуггина ибн Зири., который стал основателем полусамостоятельной династии Зиридов. В 1048 (или по другим данным в 1051 г.) тунисский эмир окончательно порвал с Каиром и признал верховную власть багдадского халифа из рода Аббасидов. В Алжире тогда же утвердилась самостоятельная династия Хаммадидов, а Марокко перешло под управление Альморавидов. Во владении Фатимидов на западе остались только Барка и Триполи.
Но аль-Мустансиру в это время было уже не до внешних владений. В 1062 г. разразилась кровопролитная внутренняя война между тюрками и негритянской гвардией. Смута, сопровождавшаяся сильнейшим голодом и эпидемией чумы, продолжалась семь лет. За эти годы погибло почти три четверти всего населения. Страна была разорена дотла. Разбой армии затронул даже дворец самого аль-Мустансира, из которого солдаты вынесли всю мебель, так что халифу пришлось некоторое время сидеть на простой циновке. (В этих неурядицах была расхищена и погибла уникальная библиотека Фатимидов, насчитывавшая 100 тыс. рукописей). В 1067 г. тюрки одержали полную победу над неграми и изгнали их в Верхний Египет. После этого они установили себе огромное жалование, так что халиф расходовал на эти цели 400 тыс. динаров в месяц, вместо прежних 28 тыс. В скором времени ему пришлось распродать все свои сокровища и опустошить казну. Между тем военные действия против внешних врагов шли все хуже и хуже. В 1071 г. норманны завоевали Сицилию. Затем пришел черед Сирии, где халифу аль-Мустансиру пришлось столкнуться с новым грозным врагом - турками-сельджуками. В 1071 г. сельджуки взяли Иерусалим. Захватчики были ревностными суннитами, и потому местное население всегда готово было поддержать их. Не имея сил овладеть ситуацией, аль-Мустансир в 1073 г. передал полномочия главнокомандующего наместнику Акки армянину Бадру аль-Джамали. В 1074 г. тот прибыл в Каир и приказал перебить главных тюркских эмиров. Наведя порядок в столице, он отправился на побережье, где подчинил арабов, негров и берберов, взял штурмом Александрию, а затем покорил Саид и Асуан. После этого он получил от халифа сразу три должности: визиря, главнокомандующего, главы исмаилитских миссионеров и в течении двадцать лет твердой рукой управлял страной. Египет был умиротворен, однако власть с тех пор сосредоточилась в руках визирей. "И не было у Мустансира и следовавших за ним халифов ничего, кроме имени, - пишет историк Суйути, - так как визири овладели делами…, присвоив себе титулы правителей".
Ситуация в Сирии также стабилизировалась. В 1076 г. сельджуки взяли Дамаск, но вскоре единая сельджукская империя распалась. Аль-Джамали удалось в 1089 г. вернуть Акку, Тир и создать в Палестине буферную зону между Сирией и Египтом. В 1094 г. он передал успокоенный и начавший вновь процветать Египет своему сыну Шаханшаху, власть которого над страной была еще более неограниченной, чем власть его отца. В том же году умер аль-Мустансир. Не обладая никакими особенными талантами, этот халиф прославился лишь благодаря своему необычному мотовству.
Исламский мир после распада Халифата. Реконкиста http://www.proza.ru/2018/07/15/209
Свидетельство о публикации №218072201432