Идрисиды Марокко
1. Идрис I (781-791)
2/1. Идрис II (791-828)
3/2. Мухаммад ал-Мунтасир (828-836)
4/2. Умар
5/2. аль-Касим
6/3. Али I (836-849)
7/3. Яхья I ибн Мухаммад (849-863)
8/7. Яхья II ибн Яхья (863-866)
9/4. Али II (866-880)
10/4. Идрис
11/5. Яхья III аль-Микдам (880-904)
12/5. Мухаммад
13/10. Яхья IV ибн Идрис (904-921)
14/12. Хасан I аль-Хаджжам (921-927)
15/12. Каннун аль-Касим (927-949)
16/15. Абу-ль-Айш Ахмад (949-954)
17/15. Хасан II ибн Касим (954-974)
Основатель государства Идрисидов Идрис I ибн Абдаллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Абу Талиб, по происхождению араб, считался потомком халифа Али (http://www.proza.ru/2010/02/24/248) и дочери Пророка Фатимы. Он был участником восстания Алидов, сражался при Фаххе (в 786 г.) и счастливо избежал резни, последовавшей за победой Аббасидов (http://www.proza.ru/2011/05/15/257). После этого, сопровождаемый одним только вольноотпущенником, верным Рашидом, Идрис в 788 г. добрался до Танжера. Однако даже в этой далекой африканской провинции халифата он не мог чувствовать себя в безопасности. Идрис отправился дальше на запад и стал сначала гостем, а потом имамом берберского племени ауреба, проживавшего возле города Валилы (древнеримского Волюбилиса). Вскоре его власть признали некоторые из кочевавших в Марокко арабов, враждебных Аббасидам. Тогда Идрис основал новую столицу – Фес и начал постепенно подчинять соседние племена. Совершив ряд завоевательных походов, он овладел Танжером и Тлемсеном. Но как только об успехах Идриса стало известно халифу Харуну ар-Рашиду, тот приказал отравить опасного соперника, что и было сделано в 791 г.
У Идриса не оказалось сына, который мог бы наследовать ему. Но одна из его берберских наложниц, Кенза, была беременна; через два месяца после смерти правителя она родила сына, который также получил имя Идриса. Мальчик рос и воспитывался под охраной своей матери и Рашида, окруженный почитанием берберов ауреба, которые видели в нем наследника "барака" – той ниспосланной с неба власти, которая передается от отца к сыну в потомстве Пророка. Ребенок несомненно отвечал тем наивным надеждам, которые возлагались на него, так как еще в 11-летнем возрасте был торжественно признан приемником политической власти отца. Но помимо ауреба на него оказывали влияние арабы из Ифрикии и Андалусии. Они окружали его в Валиле и, очевидно, пробудили в нем наследственные симпатии, так как именно из их среды Идрис II выбрал своих главных помощников. В 808 г. по внушению своих новых сподвижников он приказал убить шейха ауреба Абу Лейлу Исхака. После этого он уже не мог чувствовать себя в безопасности в Валиле и решил перебраться в основанный отцом Фес. Эта недостроенная столица в то время представляла из себя небольшое берберское поселение. Вместо того, чтобы перестраивать город, молодой имам предпочел обосноваться напротив него на левом берегу реки Фес. Он построил мечеть, базар, дворец и поселил здесь своих арабских сподвижников. Так возник Новый Фес, который первоначально назывался аль-Алия (Верхний город). Расположение его было очень выгодно: местность в изобилии снабжалась водой, поблизости проходил караванный путь из Танжера в Тафилалет. Это способствовало притоку новых жителей. В 818 г. в Фес переселилось несколько сотен семей, изгнанных из Кордовы, а в 825 г. последовало новое массовое переселение из Кайруана.
В 828 г. молодой имам умер. Ему наследовал самый старший из его сыновей Мухаммад аль-Мунтасир. По настоянию бабки Канзы он разделил отцовское владение на лены между восьмью своими братьями. Формально Мухаммад оставался их верховным правителем, но это не помешало соперничеству и ссорам, которые в конце концов разрушили государство. Междоусобия начались с восстания брата Мухаммада, Исы ал-Касима. Мухаммад бежал и умер в 836 г. в Раби. Ему наследовали сыновья Али I и Яхья I. Последнего в 863 г. сменил его сын Яхья II, не сумевший из-за своей великой распущенности удержаться у власти. Он был свергнут в 866 г. в результате восстания берберских племен. Престол перешел к одному из его двоюродных дядей Али II ибн Умару, а потом к другому двоюродному дяде Яхья III аль-Микдаму. В 905 г. в результате переворота, престол захватил другой Идрисид Яхья IV.
Междоусобную войну осложнила опасность извне. В начале X в. правившая в Ифрикии и Центральном Магрибе династия Аглабидов (http://www.proza.ru/2018/07/22/908) была свергнута Фатимидами (http://www.proza.ru/2018/07/22/1432). В то же время из Испании стали грозить могущественные Омейяды (http://www.proza.ru/2018/07/17/215). Пользуясь их поддержкой, смертельный враг Идрисидов Муса Абу-ль-Афия - вождь кочевавших в долине Молуйа микнасса - объявил о своей независимости и начал против имама войну. Окончательно могущество Феса было сокрушено в 920 г. фатимидским полководцем Масалой. Оставшиеся в живых принцы-Идрисиды нашли убежище в Рифе. Удача ненадолго вернулась к ним, когда во главе страны в 925 г. встал представитель боковой ветви династии Хасан ал-Хаджжам. Он отобрал у Фатимидов Фес, в 926 г. разбил Мусу Абу-ль-Афию и вновь вернул часть владений своих предков. Но в 927 г. Муса вероломно захватил Хасана ал-Хаджжа в Фесе и убил его при попытке к бегству. В 931 г. Омейяды взяли Сеуту. За Идрисидами остался только Танжер. Чтобы противостоять Омейдам они были вынуждены признать верховную власть Фатимидов. В 935 г. последним удалось разгромить Мусу Абу-ль-Афию, после чего в 937 г. Фес был передан брату Хасана ал-Хаджжа, Каннуну аль-Касиму. Ему в 948 г. наследовал сын Абу-ль-Аиш Ахмад. Вскоре он отложился от Фатимидов и перешел под власть омейядского халифа Абд ал-Рахмана III. Однако испанский халиф оказался для Идрисидов еще более суровым гонителем. Он требовал от Абу-ль-Аиша полного повиновения, но не спешил к нему с помощью. Между тем в 959 г. известный полководец Фатимидов Зири взял штурмом Фес и подчинил власти своего повелителя весь дальний Магриб, за исключением Танжера и Сеуты. Последний идрисидский имам Хасан II должен был вновь перейти под руку Фатимидов. Этим он навлек на себя гнев испанских Омейядов, начавших против него в 972 г. войну. Первое нападение испанцев было отражено. В 974 г. последовало новое. Хасан попал в плен и был увезен в Кордову. Спустя несколько лет он получил свободу, некоторое время жил в Каире, а в 984 г. при поддержке тунисских Зиридов попытался поднять в Марокко восстание против Омейядов. Оно потерпело неудачу. Хасан II вновь оказался в плену, был доставлен в Кордову и обезглавлен. Из всех владений имамата сохранился небольшой зависимый от Омейядов эмират с центрами в Сеуте и Танжере, где правила ветвь Идрисидов, ведущая свое происхождение от сына Идриса II, Умара. В 1010 г. они основали свое государство в Малаге и стали родоначальниками хорошо известных в испанской истории Хаммудидов (http://www.proza.ru/2013/03/25/379).
Исламский мир после распада Халифата. Реконкиста http://www.proza.ru/2018/07/15/209
Свидетельство о публикации №218072200505