Лохматушка

Лучшими годами своей жизни я считаю десять лет, когда работал в селе Троицком-на-Сучке учителем русского языка. Пусть приходилось топать в дождь и снег по двадцать пять километров в день, а зимой проводить уроки в заиндевелых классах, но зато летом школа утопала в зелени, а осенью -  в золоте, и вообще: я был молод, красив и влюблен в деревенских людей.
Одной из моих любимых учениц в середине 1980-х была Олечка Подкорытова. Сейчас это жена одного из сельских глав Железногорского района, мать троих детей, добрейшая и милейшая. А в школе, почти до самого ее окончания, Олечка была худенькая, как стручочек вики, с распахнутым взглядом и всегдашней улыбкой. Даже когда ее обижали, она плакала недолго и, еще размазывая слезы, вновь начинала смеяться.
Олечку воспитывала бабушка. Она провожала внучку в школу, иногда заходила потолковать с учителями. Это была симпатичная женщина лет шестидесяти, добрая и мудрая. В молодости она считалась красавицей, да и в пожилом возрасте при разговоре с молодыми учителями – мной и Славкой Коноревым - ее глаза горели молодо, а щеки заливал румянец. 
Однажды я дал ученикам 5-го класса, где училась Олечка, такое задание: записать со слов бабушек и дедушек пословицы, загадки, поговорки. Дети с охотой восприняли это дело.
На следующий день на уроке взметнулись десятки рук. Конечно, я должен был всех опросить: каждый ребенок был горд, что его близкие такие умные и много знают. Дети взахлеб объясняли, почему нельзя выловить рыбку без труда и в чем-либо спешить, задавали каверзные загадки. К тому времени я знал почти всех почтенных жителей Троицкого и представлял, как они диктовали внукам народную мудрость, объясняли ее на примерах, и словно сам беседовал с ними.
Олечка Подкорытова чуть ли не подпрыгивала от нетерпения прочитать то, что поведала ей бабушка. Наконец я ее спросил. Олечка сказала:
 - Геннадий Николаевич, бабушка попросила, чтобы вы сразу же дали ответ на такую загадку.
И прочитала:
 - Если бы не бабкина лохматушка, замерзла бы дедова колотушка.
Ни секунды не раздумывая, я крикнул:
 - Варежка!
 - Правильно! - воскликнула наивная Олечка. – Бабушка догадалась, что вы так ответите. Она еще попросила меня сказать потом, долго ли вы будете думать над ответом.
И я представил лукавый взгляд симпатичной старушки.      
 


Рецензии