У бабушки Шушаны - Глава первая. Глава вторая

                Глава первая.


      Вечерело. Сонные снежинки блуждали и падали, пушистой шалью укутывая огромные еловые лапы. Дыхание ветра становилось всё тише, всё ровнее. Мир погружался в глубокий тягучий сон, когда всё маленькое и незаметное становится вдруг  значительным и важным. Наступила ночь – белая, морозная, волшебная! За окнами замелькали призрачные мохнатые существа. Они дышали на стёкла, заглядывали в комнаты, словно проверяя, всё ли готово. А после ставили на окно особую печать, похожую на хрустальную снежинку, вроде тех, что украшают новогоднюю ёлку. Шуша сидела за столом и замёрзшим пальчиком пыталась отогреть оконное стекло. Только оно, словно прорубь на реке, затягивалось, уменьшалось под натиском новых снежинок и, наконец, вовсе исчезло. Шуша ещё глядела широко раскрытыми от удивления глазами на вышитый морозом узор, когда сверху раздался голос бабушки Шушаны.
- Долго ли ещё тебя ждать? Хорошо воспитанные шуши…
Минуточку! Какие шуши? Кто это вообще? Нетрудно понять, описываемые здесь события происходили в деревне Шушенская. Возможно, это название и послужило поводом всех её жителей  именовать шушами, но, может быть, и совсем наоборот, место централизованного проживания шуш назвали деревней Шушенской. В таком случае, кто такие шуши? Правильно! Жители деревни Шушенская. Кажется, с этим разобрались, теперь вернёмся к разговору бабушки и внучки.
 - Хорошо воспитанные шуши уже поужинали и отправились в постель. Когда я была девочкой…
И бабушка затянула вечную историю, полную нравоучений и назиданий. Сначала Шуша закрыла руками оба уха. Потом приоткрыла чуть-чуть левое, потом – чуть-чуть правое. Бабушкин голос звучал то громче, то тише, Это было забавно.
- Ты меня слышишь? – бабушка стояла рядом и внимательно смотрела на Шушу.
- Спать! Да, не забудь поставить для мыши тарелку с пельменями возле двери.
- Хорошо, бабушка Шушана.
- Только без сметаны. Она этого не любит.
Шуша пожала плечами. Висящий на стене портрет дальнего родственника не то бабушки, не то ещё кого-то, подмигнул глазом из-под нависшей брови и скорчил рожу. Шуша показала ему язык и поплелась к холодильнику.
Старый дом, не спеша, гасил свет в окнах. В печи ещё догорали последние угольки, а  Шуша уже спала крепким сном, как спят набегавшиеся за день дети. Задремала и бабушка Шушана. Из-под половицы бесшумно вылезла Мышь. Поводив носом, она быстро съела пельмени, промокнула салфеткою усы и так же бесшумно удалилась.

    Утро нагрянуло внезапно. Просто ввалилось густой солнечной массой, тормоша и поторапливая. В одно мгновение в доме всё зашевелилось, заходило, зазвучало. Настал новый день.
Шуша съезжала по перилам, полагая, что так она точно успеет на завтрак.
- Руки вверх! – раздался скрипучий голос. Из-под лестницы вышло огородное пугало с кочергой наперевес.
- Не смешно. – отрезала Шуша. – И вообще,  где это видано, чтобы пугало стояло в доме возле печи? Твоё место на грядке!
- Я знаю, где моё место. – обиделось Пугало. – Но сейчас зима, и я ангажировано служить в охране.
- Что тут охранять! – закатила глаза Шуша.
- Бабушку, тебя, мумию.
- Какую ещё мумию?
- Настоящую.
- Живую?!
- Да нет, мёртвую!
Шуша возмутилась.
- У нас в доме живёт настоящая мёртвая мумия, а я об этом ничего не знаю! Говори быстро, где она!
- Не имею права.
- Ах ты! – Шуша схватила Пугало за пальто и начала что есть силы трясти его.
Охранник попытался вырваться, шляпа слетела с его головы и… угодила прямо в кастрюлю с манной кашей.
« Бабушка Шушана» - одновременно подумали Пугало и Шуша, мгновенно кинулись к печке и выудили шляпу кочергой. Теперь головной убор представлял собой жалкое зрелище. Завтракать как-то расхотелось.
- Что ж, придётся сказать бабушке, что ты её потеряло. – решила Шуша и, быстро выскочив на улицу, зашвырнула шляпу за соседский забор. Послышался кошачий вопль, после чего воцарилась гнетущая тишина. Только большие настенные часы постукивали маятником влево-вправо. Что-то укоризненное было в этом мерном покачивании.
- А всё-таки… Где мумия? – протянула Шуша.
- Какая мумия? – печально отозвалось Пугало, прикрывая осиротевшую голову обоими граблями.
- Мёртвая… - прошептала Шуша.
- О чём дискуссия? – игриво спросила бабушка, входя и потирая замёрзшие руки.
Шуша посмотрела на Пугало страшными глазами и, помогая бабушке снять пальто, весело прощебетала.
- А мы вот спорим о последних тенденциях моды в разделе головных уборов.
Бабушка Шушана подняла на внучку изумлённые глаза. Пугало тут же перехватило инициативу.
- Выражаясь простым языком, хотелось бы знать, что сегодня надевают на голову.
- На голову сегодня надевают, что потеплее, если ты об этом, - сказала бабушка, - на улице мороз и снегопад. Кстати, где твоя шляпа?
Не успело Пугало раскрыть рот, как его опередила Шуша .
- Увы, она вышла из моды!
- Как, уже? – посочувствовала бабушка. – И что?
- И вот мы думаем, где бы взять новую шляпу, которая бы соответствовала его положению в обществе.
Поняв, что наговорила лишнего, Шуша отступила назад и спряталась за спину Пугала. Пугало отдуваться за всех не хотело, а потому сделало шаг в сторону и вытолкнуло Шушу обратно.
- И долго это будет продолжаться? – не выдержала бабушка Шушана. – Я так понимаю, вы привели в негодность шляпу и теперь хотите, чтобы я купила новую! А после вы потребуете новый костюм, так как старый не гармонирует с новой шляпой. Так?
Пугало испугалось, оно никогда ещё не носило новых вещей и, признаться, не было готово к таким переменам. Шуша почувствовала себя виноватой.
- Бабушка, не надо ничего покупать. Наверное, у нас найдётся зимняя шапка, ты же сама сказала, что холодно, вот я и беспокоюсь.
Бабушка Шушана покачала головой.
- Ну и хитрые же вы! Ладно, будет тебе шапка!
- Вот видишь, всё устроилось, а ты волновалось! – сказала Шуша.
Пугало поглядело на неё укоризненно, да и успокоилось. А кашу оно поело задолго до того, как всё это случилось. Хорошая была каша!



                Глава вторая


    Солнце всё чаще появлялось на небе. Сегодня оно совсем осмелело и целый час мелькало в окне, и смеялось, смеялось над обитателями дома, сонями и лежебоками. Яркие лучи дразнили, приглашая скинуть пальто и прогуляться. Наконец обиженное оконное стекло потекло, заплакало, и скоро с улицы стало видно, что никто и не спит, а вовсе наоборот -  в доме происходит генеральная уборка!
Справка: Генеральная уборка – комплекс мероприятий, когда все ненужные вещи собирают и перекладывают в другое место. В процессе генеральной уборки также находят кучу других вещей, убранных и запрятанных год назад.
Шуша потянула ленточку, и коробка развалилась. На только что вымытый пол посыпались пуговицы, ржавые гвозди, старые провода, конфетные фантики, дырявый сапог 47 размера и ещё много-много всякого хлама. Шуша вздохнула и побрела за веником.
- Тут всё нужное! – раздалось из платяного шкафа.
Шуша осторожно открыла дверцу, и в пыльном зеркале отразилось что-то ужасное – немытое и нечёсаное.
-Ты кто? – испуганно вскрикнула Шуша.
- Я здесь живу. Отдай мои вещи.
- Это я здесь живу! Бабушка, это кто?
- Вот это? – бабушка надела очки – Да это же моя старая кукла Чуча.
- Твоя кукла? – Шуша удивлённо раскрыла глаза. – Я не знала, что у бабушек бывают куклы.
- Ты что же, думаешь, я сразу бабушкой родилась? Я тоже была девочкой, и папа с мамой подарили мне куклу. Я назвала её Чучей.
- Это не Чуча, это чучело какое-то, - пробурчала Шуша. – и откуда у неё эта рвань?
- Это моя новая кофта, - сказала бабушка.
- Неправда! – возразило чучело–Чуча. Эту кофту купили мне, лет 40 назад.
- Не тебе, а мне! То есть, я сама себе её купила. И повесила в шкаф.
- Ну вот. А я живу в шкафу – значит, всё, что в нём – моё!
Услышав это, Шуша быстро выдернула с полки прабабушкину горжетку.
Но Чуча уцепилась зубами за лисий хвост и… по комнате разлетелись клочья старого меха. И ужасно запахло нафталином.
- Ничего себе – сделали уборку! – всплеснула руками бабушка Шушана и, отчаянно чихая, растворила окно. В комнату ворвался аромат уходящей зимы, и сияние солнца, и радостный перезвон весенней капели. И тут постучали. Шуша подскочила к двери и открыла её. На пороге никого не было, а на пёстром коврике лежала рекламка. С небольшого листка испуганно таращили глаза маленькие позеленевшие нотки. Рты их были раскрыты, волосы – встопорщены. Ниже следовал текст:
Хоровой  коллектив   «Истохи»
Объявляет дополнительный набор.
Условие – уплата членских взносов.
Пойте  вместе  с  нами!
Бабушка Шушана, в дни своей молодости певавшая в хоре , тут же схватила ухват и кинулась на улицу. Пользуясь минутой замешательства, чучело захлопнуло дверцу шкафа. Шуша вздохнула и, решив подмести пол в другой раз, вынула из кармана кусок рафинада. Но тут постучали снова. Шуша подхватила швабру и распахнула дверь – за нею стояла Фофа – шушина подруга по летнему лагерю.
- Привет, - пролепетала она.
- Привет. Случилось что-нибудь?
- Случилось. Ужасное. – Фофа перевела дух. – Я должна уехать на три дня.
- И где ужас? – не поняла Шуша.
- Вот. – Фофа запустила руку в карман и вытащила оттуда отчаянно мяукающего чёрного котёнка. – Я прошу тебя, Шуша, возьми его ненадолго. Он такой милый, спокойный!
- Я вижу, - процедила Шуша. – Бабушка меня убьёт. Но её сейчас нет. Она гоняется с ухватом за дирижёром.
- За каким дирижёром?
Шуша махнула рукой.
- Ладно, давай, я спрячу его под кроватью.
- Спасибо! – крикнула Фофа, убегая, - это кошечка!
- А как её зовут? – вдруг опомнилась Шуша.
- Не зна-а-ю!

 
    Бабушка Шушана неслась вдоль заборов, крича и призывая на помощь. Но шум  ветра  заглушал её голос. Старушка остановилась и тут только поняла, как же она устала. И в это самое время рядом возникла громадная фигура в ватнике и в валенках небывалого размера. Это была Горилла Нюша. То есть, на самом деле она гориллой не была, а, наоборот, была бабушкой Нюшей, но много лет назад её прозвали Гориллой Нюшей за внушительный вид и бескомпромиссность суждений.
- Шушана! Ты как здесь очутилась? А ухват для чего? У тебя, что ли, горшок из печи сбежал? – прогремела Нюша.
Онемев от неожиданности, бабушка Шушана долго смотрела на подругу. Наконец она произнесла
- Ах, Нюша! Как хорошо, что я тебя встретила! Беда у нас! Истохи снова вышли на     тропу.
- Вот оно как, - задумалась Горилла Нюша, - Знаешь, давай зайдём ко мне, отведаем наливочки, успокоимся и всё обсудим.

   Наступил вечер, а обе бабушки всё сидели за большим деревянным столом, покрытым узорной скатертью, пробовали наливку, ели пироги и вспоминали, вспоминали...
- Ты помнишь, Шушана, ведь мы были совсем юными, когда хоровое пение одолело округу.
- Да… Таго баса, как у тебя, Нюша, не было даже в архиерейском хоре!
- А потом «Истохи» ушли, и вместе с ними ушли лучшие люди нашей деревни. Моего Зюшу они увели прямо из-за свадебного стола. А когда через 5 лет они вернулись, твой сын ушёл из дома вместе со своей женой. И Шуша осталась без родителей.
- А потом мой муж, дедушка Шаша, -подхватила Шушана, -  отправился на их поиски, и больше я его не видела.
- А членские взносы? – оживилась Нюша, - сколько лет мы всей деревней отдавали долги! Хватит! Не станем петь!
Так они сидели и рассуждали, как избавиться от этой напасти. А между тем ветер задул сильнее. «В дом! В дом!» - гудели печные трубы. Отдохнувший за день мороз вновь замостил дороги крепким настом. Даже звёзды в почерневшем небе стали холодными и неприветливыми. Бабушка Шушана заторопилась домой. Простившись с подругой, она вышла за ворота и отправилась в обратный путь. Она брела, спотыкаясь и скользя, и пела, и опиралась обеими руками на старый ухват, который и не то ещё видывал. И долго ещё сквозь порывы ветра доносилось – «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг!»»


  - Осторожно, двери закрываются, - провозгласило Пугало и задвинуло засов.
- Эй! А ну, открой дверь! – раздалось снаружи
- Закрыто. Приходите завтра.
- Открывай немедленно. Уволю!
- Не уволишь! Уволить меня может только хозяйка.
- Вот болван! Я и есть твоя хозяйка. Открывай!
- Бабушка Шушана? – удивилось Пугало.
- Открывай уже.
Бабушка Шушана, дрожа от негодования, ударила в дверь кулаком. Засов отвалился, дверь распахнулась и повисла на одной петле.
- С оружием не входить! – заорало Пугало.
Бабушка протянула ему ухват и без сил опустилась на стул.
- И кто теперь дверь починит? Одни убытки с тобой! Лучше бы иностранный язык какой выучило, что ли!
- Зачем? – удивилось Пугало.
- Зачем! Вот зайдёт приличный человек, а ты ему что-нибудь по-английски там, ну, или ещё как. Он и подумает, что в доме живут образованные люди.
- Ага, образованные шуши.
Бабушка махнула рукой и пошла спать. А Пугало схватило со стола её очки и прошествовало в библиотеку. Тогда из-за шкафа выглянула Шуша. Убедившись в том, что её никто не заметил, она достала из холодильника пакет молока, налила немного в блюдечко и на цыпочках упорхнула в свою комнату.


    Утро не задалось. На дворе лил первый весенний дождь. Через распахнутую дверь в дом налилось воды и, хотя Шуша выжимала тряпку за тряпкой, ходить по кухне можно было только в резиновых сапогах. Пугало сидело на полу и пыталось приклеить оторвавшийся засов на жевательную резинку. Но засов не хотел приклеиваться, наоборот, приклеивалось всё вокруг – занавеска, тапочки и, наконец, голова самого Пугала напрочь прилипла к косяку.
- Убери грабли, - потребовала бабушка. Она взяла гвоздь и ловко, двумя ударами молотка, вернула засов на место. Однако закрыть дверь не успела – на порог вскочила мокрая Кура.
- Доброе утро, - сказала она.
«Только тебя тут не хватало» - подумали все остальные.
- В курятнике течёт с потолка, - невозмутимо продолжала Кура, - я обсохну здесь.
- Нашла место, - пробурчала Шуша.
Высокомерно взглянув на девочку, Кура фыркнула и уселась в кресле.
- А позвольте спросить, - сказала она, - каково ваше мнение относительно мировой экономики?
Никто не ответил. Кура выдержала паузу и решила попробовать иначе.
- А что это у вас там, в кастрюльке? – спросила она, томно поведя глазами.
- Куриный бульон, - ответило Пугало. – Хочешь попробовать?
- Это безнравственно! – отрезала Кура и гордо удалилась восвояси. С тех пор её никто не видел. Ходят слухи, что она живёт в городе и преподаёт там куриное дело.
Выходя из дома, Кура в сердцах хлопнула дверью – засов отвалился.
- Ну вот, - вздохнула бабушка Шушана, - начинай всё сначала! Шуша, поставь чайник, сделаем перерыв, у меня такое чувство, что ещё кто-то придёт.
Она открыла холодильник и задумалась. Что-то происходило в её доме, что-то непонятное и необъяснимое. Молоко исчезало из холодильника с бешеной скоростью, мало этого – начала пропадать колбаса. Сегодня бабушка Шушана не досчиталась двух котлет, и это стало последней каплей.
- Мышь! – крикнула она, - Поди сюда, негодница! Я приютила тебя с твоим многочисленным семейством, я кормлю вас три раза в день, так ты ещё воруешь из холодильника!
Раздался грохот. В дверном проёме застыла возмущённая, исполненная достоинства Мышь. Губы её были сжаты, лапы – упёрты в бока.
- У Вас, уважаемая, полон дом всякой шушары, - начала она. Услышав это, Чучело выпало из шкафа.
- Я, - продолжала Мышь, - женщина порядочная и воровством никогда не промышляла. Я вам не кошка какая-то!
При слове «кошка» Шуша побледнела.
- Да-да, - мышь внимательно поглядела на Шушу, - весь дом пропитан кошачьим духом. Мои мышата не могут уснуть из-за мяуканья, которое раздаётся из твоей комнаты!
Шуша попятилась. Мышь наступала.
- А вчера я слышала рычанье!
- Мышь! – не выдержала бабушка Шушана, - тебе не стыдно? В нашем доме никогда не было кошки, тем более – медведя. Мне неприятно, что мою внучку обвиняют неизвестно в чём.
И бабушка, поднявшись наверх, решительно потянула за ручку двери.
Шуша всегда была аккуратной, послушной девочкой. Она любила свою бабушку, во  всём помогала ей и никогда прежде не обманывала. Теперь же она стояла, опустив голову. Ей было очень стыдно.
- Ну, и где кошка? – грозно спросила бабушка Шушана. Она стояла спиной к окну и потому не видела того, что видели все остальные. А из-под кровати показался кончик чёрного хвоста. Мышь протянула дрожащую лапку в направлении кровати. Такого она не ожидала. Одно дело – устроить обычный скандал. Но увидеть рядом с собой живую кошку! Мышь грохнулась в обморок.
- Что такое? Дайте ей нашатыря! Да что случилось? – кричала бабушка.
- Там… какой-то …зверь…- прошептала приведённая в чувство Мышь.
- Зверь? – недоумевала бабушка.
- Это котёнок! – закричала вдруг Шуша и, ворвавшись в комнату, закрыла собою кровать.
- А как его зовут? – машинально проговорило Пугало.
- Пума, - ответили из-под кровати.
Пугало запустило туда левые грабли – послышалось рычание, после чего котёнок вылез наружу. В комнате сразу стало неуютно и очень тесно.
- Караул! Тигр! – закричала бабушка Шушана.
- Пума, - спокойно повторил «котёнок» и с презрением потянулся.


Рецензии