Григорий Распутин и два друга

   
   У меня есть четвёртый номер художественно - литературного, юмористического журнала "ИСКРЫ" за 1913 год, издатель Т-во И.Д.Сытина. На 32 странице этого большого формата журнала во весь лист помещена фотография Саратовского епископа Гермогена и иеромонаха Илидора. (это нижняя фотография на заставке). Гермоген сидит в резном кресле, его руки лежат на подлокотниках, слева от Гермогена иеромонах Илидор, а у правой руки Гермогена виднеется не понятный тёмный треугольник. Над фотографией крупными буквами напечатано: "ДВА ДРУГА".               

   В правом верхнем углу: "Гермоген и Илидор - неразлучные друзья. Где один там и другой" (из газет).               

   Под фотографией сообщение: "17 января 1913 года Священный Синод в своём заседании единогласно постановил за дерзкое отношение к Синоду удалить Саратовского епископа Гермогена на покой и назначить ему для пребывания, в качестве простого члена обители, Жировицкий монастырь Гродненской губернии. Иеромонаха же Илидора за агитацию путём печати и возбуждение церковного мира удалить в качестве члена братии во Флорищеву пустынь, Владимирской губернии."    
 
   Более распостранена фотография, на которой засняты трое "друзей": в центре сидит епископ Гермоген, слева иеромонах Илидор, а справа Григорий Распутин. Эта фотография верхняя в заголовке статьи.
   
   Непонятный чёрный треугольник у правой руки Гермогена на фотографии, помещённой в журнале "ИСКРЫ" оказался локтем левой руки известного "старца" Григория Распутина. В журнале "ИСКРЫ" одного "друга" отрезали, так как Гермоген и Илидор из друзей Распутина превратились в его заклятых врагов...

    Протоирей отец Иоанн Восторгов, настоятель храма Василия Блаженного, пропагандист - златоуст Московского "Союза русского народа" (Чёрная сотня) по выборам в Государственную Думу во время агитационного турне по Сибири попал в село Покровское Тобольской губернии. На сельском сходе Восторгов убеждал крестьян голосовать за союз русского народа и в Думу посылать только  достойных русских людей.

    Из толпы раздался голос: "Нешто мы татар посылаем!" "Не татар, а хуже - социалистов", ответил неизвестному Восторгов. И продолжал, что только выборные "Союза русского народа" смогут дать крестьянам землю. Из толпы ответил тот же голос: "По вашему царствие небесное через "Союз русского народа" получается...

    В полемику с протоиреем Восторговым вступил крестьянин Григорий Распутин (Новых). Вернувшись в Москву Восторгов предложил руководству "Союза русского народа" пригласить в Москву обнаруженного им шустрого крестьянского "Заратустру" Григория из села Покровского, которого обязался в короткий срок превратить в хорошего пропагандиста Монархического союза. Восторгов телеграммой запросил анкетные данные на Распутина...

    Из уезда в село Покровское пришла срочная бумага на имя старосты Белова с требованием немедленно препроводить Распутина под конвоем в уезд.
- Повесят беспременно - говорили крестьяне. Распутина пешком под конвоем отправили в уезд.

    Затем в уезд поступила вторая телеграмма от Восторгова которой он написал "предложить означенному Распутину прибыть в Москву, на каковый предмет снабдить его бесплатным билетом для проезда по железной дороге".            

    Желая загладить первую оплошность, исправник Казимиров отправил Распутина из уезда до железнодорожной станции на казённых лошадях и в сопровождении двух жандармов.               

    Станционное начальство, получив многозначительную бумагу о предоставлении Распутину, по распоряжению высшего начальства бесплатного проезда, отвело ему отдельное купе, а станционный ротмистр Катков в качестве проводника предоставил Распутину жандармского унтер - офицера с приказом сопровождать Распутина до Москвы...

    Григорий Распутин - сын безземельного крестьянина Саратовской губернии Вольского уезда. Его отец, Ефимий Вилкин происходил из семьи потомственных ямщиков. Вся семья Ефимия и его жены Пелагеи состояла из двух сыновей и дочери: старший сын Лаврентий (умер в 19 лет), дочь Мария больная эпилепсией и младший сын Григорий. Вилкин львиную долю доходов пропивал, а однажды по пьянке у него украли казённую пристяжную. После 8 месячного судебного разбирательсва ему дали год тюрьмы, через 4 месяца Ефимий вышел, но работы уже найти не мог.

     В это время при Александре III было организовано массовое переселение в Сибирь и Ефимий Вилкин с семьёй записался в переселенцы. Он один из первых обосновался в новых местах, в новом селе Покровском. Крестьяне, не зная фамилии Ефимия прозвали его Ефимием из новых мест или просто Новых. Ефимий чтобы больше не упоминать о прошлом принял новую фамилию Новых.

    Весьма не глупый от природы, наслышавшись барских разговоров седоков, Ефимий поражал своими знаниями земляков и стал популярной личностью. Когда в Покровском построили церковь он был избран церковным старостой. При образовании в селе волостного управления Ефим Новых стал волостным старшиной.

    Жизнь Ефимия Новых достигла апогея мужицкого счастья. Но спутник счастья,  рок нанёс ему удар за ударом. Заболела зимой слабая здоровьем жена Пелагея и вскоре умерла. Старший сын Лаврентий, посланный верхом за целебной травой накануне смерти матери, простудился и в сороковой день матери умер, заняв рядом место на кладбище.

    Ефимий забросил всякую работу впал в меланхолию. Всю зиму просидел дома, не ходил даже в церковь, большую часть времени проводил за чтением Евангелия, псалмов и других духовных книг, которые хранились у него, как у церковного старосты. Поскольку Ефимий был малограмотным, книги ему читал сын Григорий, который посещал сельскую школу и считался грамотеем.               

    Пришла весна и вот вот скоро будет Пасха, Ефимий снова взялся за общественную деятельность, стал ходить в церковь и приводил в порядок две дорогие ему могилы.

    Домашнее хозяйство вела больная дочь Мария. Перед Пасхой Мария стирала на речке бельё и в неожиданном припадке эпилепсии утонула, её нашли только через три дня. Разговевшись в светлое воскресенье, Ефимий Новых запил так, как бывало в старину. Им было пропито всё, вплоть до икон.               

    А однажды пьяный снял с чужого плетня коврик и пропил в кабаке, за что был зверски избит. С переломом рёбер Ефимия отвезли в земскую больницу вместе с младшим сыном Григорием. Вскоре Ефимий скончался и сироту Григория приютила больничная администрация. Около года он прослужил в уездной городской больнице санитаром, затем номерным в одной из гостиниц города Тобольска.

    Вернувшись в Покровское Григорий продолжил старое дело отца, занимаясь развозом пассажиров и товаров. Он как и большинство его сверстников вёл бесшабашную жизнь, он отличался изворотливостью и смелостью, а за своё распутство он и получил кличку "Распутин".               

    Как - то Распутина нанял студент духовной семинарии послушник Милентий Заборовский для поездки в Верхотурьенский монастырь. В пути Мелентий завязал с Григорием разговор и был поражен живостью его дарований. Семинарист узнал о его беспутной жизни и в то же время был поражен в хорошем знании Григорием вопросов религии. Семинарист увещевал его бросить беспутную жизнь и посоветовал Распутину посетить Верхотурьенский монастырь.               

   Распутин остался в монастыре, напоминающим крестьянское поселение, где кроме религиозных обрядов выполнялись сельские и другие работы мирского характера. Оказалось, что этот монастырь служил для наказания и возвращение в лоно православной церкви хлыстов. Монастырь представлял собой странное братство разделённое на две группы, одна представляла "заключённых", другая их "охранников".

    Григорий, наконец понял странные речи семинариста, отличавшиеся от привычных церковных и почему тот рекомендовал посетить Верхотурьевский монастырь. Оказалось, что сосланные сюда монахи только на словах отказывались от своих обрядов, а их охранники в большинстве даже прониклись верой хлыстов. Монастырь был лишь внешне православным, а на самом деле был очагом ереси.

    Распутин познакомился со святым старцем Макарием, изба которого была рядом с монастырём. Старец Макарий рассказал Григорию об истинной вере, о том как во времена царя Алексея упало благочестие и начались споры по каким книгам надо спасаться. Но нашлись умные люди, которые сказали, что никаких книг и не надо, а надо позвать самого Господа Бога на землю, чтобы тот указал путь ко спасению.

    Народ выбрал умных людей и послал их на "святое место" звать Бога: "Господи, Господи, явися нам Господи на кресте или в образе, чтобы было нам чему молиться и верить." И в ответ услышали они голос с небес: "Сойду к вам с неба на землю и изберу я плоть пречистую и облекусь в неё и буду я по плоти человек, а по духу Бог".

     И вот, во времена царя Алексея, во Владимирской губернии совершилось чудо неслыханное, в Егорьевском приходе Стародубской волости: на огненной колеснице скатился на землю сам Господь Саваоф с ангелами и архангелами. Ангелы и архангелы вернулись на небо, а Саваоф остался на земле и вселился в пречистую плоть крестьянина Данилы Филипповича.

     Данила Филиппович до озарения в образ Саваофа штудировал Евангелие, Библию и другие божественные книги однако, когда в него вселился Господь пришел к благости: Данила Филиппович собрал все книги в куль и выбросил в Волгу. С тех пор он искал правду жизни в золотой книге жизни.

     Почти все монахи Верхотурьенского монастыря считали церковные обряды ненужным хламом, но для видимости исполняли их чтобы избежать конфликта с руководством. Они были верны заветам Данилы Филипповича, основавшего братство "божьих людей", так называемых хлыстов.

    Вскоре Распутин втянулся в секту где узнал от "братьев" что церковные молитвы и обычаи церкви оставляют человека в темноте церковной догмы, а вот  слова хлыстов идут прямо к богу. А кто общается с Духом Святым и Господом Богом непосредственно не нуждается в придуманных законах официальной церкви.

    В секте хлыстов Распутин постепенно отходит от церковного учения, он увидел в нём пустоту не имеющей ничего общего со святостью и стал доверять  только велению Святого Духа, превратившись "Сына Господа", то есть стал"подобным Христу" по утверждениям хлыстов.

    Перед ужином Григорий исповедовался, отбивая бесчисленные поклоны перед иконостасом, изображая фальшивую набожность. Как и все хлысты, он не считал это греховным, сохраняя в душе чистую "истинную веру", а напоказ следовал  предписаниям церкви, то есть исповедовал "двойную веру". Для многих в России это стало нормой, поскольку всякое отклонение от ортодоксальной веры жестоко преследовала и церковь и сама власть.

   "Истинная вера" открыла Распутину мир мифических надежд, она учила, что человек уже на земле может соединиться с Богом и что Назаретское чудо появления сына Божия происходит на Земле периодически.

    Грешный человек может прийти к богу и познать "тайную смерть Христа" при живом теле. Рождённые из плоти несут в себе проклятие Адама, погрязают в грехах и умирая исчезают. Только родившись во второй раз уже от Духа, человек  проживает святую жизнь.

    Хлысты учили, что "тайная смерть" достигается самоотречением и покорностью воле "Святого Духа", тот кто это преодолеет, тот "тайно воскреснет" и может творить чудеса - исцелять больных и видеть будущее. Такой человек будет новый Христос.

    Распутин с удивлением узнал, что Христос из Назарета уже многократно воплощался в образе русского крестьянина и ходил среди народа. Крестьянский Саваоф Данила Филиппович ходил по Владимирским и Костромским деревням, беседовал с простым народом и указывал ему путь к святости.

    Вскоре Данила Филиппович нашел себе Сына - Христа: это был крестьянин Муромского уезда Владимирской губернии. Его матери, крестьянке из деревни Максаково было больше ста лет, когда она на смех односельчан забеременела от столетнего мужа - старца Тимофея Суслова. Деревенский поп даже не решился крестить их сына. Пока Иван Тимофеевич Суслов не повстречался с Данилой Филипповичем, он пил и вёл беспорядочную жизнь. Данила Филиппович сразу   признал в нём своего сына - Христа и забрал к себе в Муромскую волость.

    Иван Суслов набрал себе в апостолы двенадцать крестьян и они с богородицей "девицей красноличкой" ходили по деревням и проповедовали слово Божие. Ивана Суслова схватили и распяли около Кремлёвской стены и он  вознёсся на небеса к своему отцу. После этого Спаситель вновь возратился на землю, воплотившись в тело нижегородского стрельца Прокопия Лупкина и снова в его образе Христос бродил среди крестьян.

    Когда Прокопий окончил своё бренное существование, спаситель вселился в тело Агафона, казака Войска Донского и при нём было двенадцать казаков пророков и апостолов. Затем Христос вселился в тело полоумного крестьянина Андрея Петрова. Крестьяне сразу же узнали в нём Спасителя и говорили ему:"Христос Андрюша, благослови и спаси наши души".

   Рассказы про перевоплощение божества Христа очень увлекли Распутина, для которого была особенным озарением история с возвращением Господа бога в тело пророка Радаева. Этот выдающийся Христос, Радаев (Василий Максимович Миронов), арзамасский хлыстовский пророк, появился в 50-е годы 19 века. Радаев жил сразу с тринадцатью женщинами, но тем не менее стал пророком и в нём заговорил Дух Святой.

   Оказывается Радаевские грехи не были грехами, поскольку они исходили от Божьего Духа. Когда царская власть предложила ему прекратить порочную жизнь и покаяться, Радаев гордо ответил: "Не понимаю в чём мне каяться? Я знаю свои грехи, но Господь во мне их знать не хочет. Сила, во мне действующая, так с ними (девушками) поступать сильно нудила, так что никак не мог противиться..." На мирском суде он объяснил, что им целиком завладел Дух Святой и все его поступки вынужденные.               

   "Я сознаю что иду против закона, но знаю что поступаю по воле Господа. Поэтому все женщины что грешили со мной для Бога стали лучше, чем те что мне противились и остались добродетельны. Через меня проявляется Господь, взявший себе мою плоть, а плотское грешит чтобы грехи истреблялись. Только у тех, кто до греха опустился, покаяние истинное и оно угодно Богу. Я унижал женщин жертвовавшим для меня целомудрием чтобы они не гордились своей непогрешимостью. Что может лучше сломить гордыню чем унижение во грехе?"

  В этой вере Распутин нашел себе путь, на который его тянуло с молодости.  Перед уходом из монастыря он посетил святого старца Макария, который сказал Григорию, что Господь выбрал его и того ждёт великое. Макарий посоветовал Распутину оставить жену и детей и благословил его на странствия.

   Распутин вернулся в Покровское только для прощания с семьёй и ушел странствовать. Странствуя по деревням, он произносил евангельские проповеди, рассказывл притчи, позднее перешел к пророчествам и заклинанию бесов.  Несколько лет Григорий провёл в странствиях по России, встречаясь со староверами и различными сектантами. Распутин завязал большие знакомства среди духовенства. Во время своих странствий Распутин приобретал обширные религиозные знания и так усвоил библейские тексты, что удивлял служителей церкви даже самого высокого ранга.

    Самым главным результатом его странствий явилось укрепление Распутина в вере, полученной в Верхотурье и собственное им её толкование. Ему часто вспоминались собрания "божьих людей" и их клич: "Дух Святой" вселился в нас" тогда полуголые  мужчины и женщины, исхлёстанными прутьями после дикой пляски полностью скидывали свои одежды и перемешанные друг с другом валялись на полу.

    Чувственный и набожный Григорий хорошо усвоил смысл перерождения через грех в этих оргиях. Путь к истинной святости и смирению Распутин видел только через греховную борьбу, через отказ от всяких ограничений, через все тяжкие плотские грехи.

     Когда Распутин вернулся в Покровское, его было не узнать: Домой пришел постаревший бородатый мужик, жена узнала его только по небольшим светло - голубым глазам. Вскоре в Покровском никто не сомневался что с Григорием Ефимовичем Распутиным произошло что то необыкновенное.

     Прежний забулдыга, прославившийся тёмными делами, превратился в кающегося грешника с благими речами на устах. Конечно многое из того что говорил Распутин о спасении через грех резко противоречило праведной вере и поэтому не все признавали в Григории нового Спасителя.

     Но Григория особенно обожали женщины и девушки, складывалось впечатление что они сразу же с душой принимали новое учение. Женщины восхваляли святость Распутина в самых восторженных словах. Когда они выходили от Распутина все замечали особенный румянец на щёчках юных созданий и их губки дрожали в улыбке. Они говорили что Григорий Ефимович истинно святой и богобоязненный человек и его речи исполнены глубокой верой...

      В поезде, Распутин приуныл, слушая рассказы провожатого жандармского унтера о том, что ему приходится часто сопровождать в Сибирь социалистов, а чтобы наоборот очень редко. А когда Распутин на перроне Московского вокзала увидел встречающего его протоирея Восторгова, то окончательно растерялся. Через несколько минут они вдвоём уже мчались в пролётке, Восторгов ласково расспрашивал Распутина о новостях села Покровского.

      В доме протоирея Распутину отвели особую комнату и Восторгов осторожно стал вводить его в курс предстоящего дела.

     Прошло несколько дней и Распутин преобразился: он был в новой поддёвке, сапогах и рубахе, постриженный и вычищенный. Восторгов готовил Распутина для собственной карьеры, но не рассчитал, и вместо собственной, он обеспечил карьеру Распутину.

      Доклады о своих поездках протоирея Востргова в монархических кругах имели большой успех и он был приглашен для прочтения доклада в Петербург, в салон графини Игнатьевой. Графиня была старейшей и почтеннейшей из всех придворных дам, её салон носил полу политический и полу мистический характер.

      В этом салоне уродливо сочетались, как беседы на божественные темы епископа Гермогена и иеромонаха Илидора и салонные разговоры придворной комарильи и различные "весёлые вечера". После доклада Восторгова о Распутине графиня пожелала побеседовать с Распутиным одна.

     Восторгов основательно подготовил Распутина к этому визиту: купил блокнот, карандаш и перочинный ножик, с тем чтобы тот записывал для памяти. В день визита графиня пригласила самых близких, Распутин сразу же понял что может дурачить этих мистически настроенных дам. Он рассказывал им сказки, из которых те делали многозначительные выводы. В салоне графини с каждым днём Распутин становился всё смелее.

     Как то рассматривая картинную галерею графини он увидел картину с голой женщиной и осенил её крестным знамением. Когда гости позже вновь вошли в галерею, то обнаружили на картине крестообразный разрез. Гости с трепетом рассматривали картину лопнувшую от Распутинского креста и заговорили о его сверх естественной святости.

     Все взоры салона теперь были обращены в сторону нового фаворита - старца Григория, за каждым движением которого следили два десятка пар женских глаз, чтобы не пропустить какого нибудь нового проявления святости сверхестественного старца. Доклады епископа Гермогена уже никто не слушал, не  имел также успеха фаворит салона - иеромонах Илидор.

     После за плотным ужином с обильным возлиянием в кругу "друзей" - Восторгова, Гермогена и Илидора, Распутин сказал протоирею Восторгову: "Спасибо батюшка, что ножичек мне во время купили, пригодился".

     Епископ Гермоген, человек образованный и умный сразу понял опасность вознесённого до небес старца. Впоследствии тот вечер и беседа послужила предметом взаимных разоблачений с целью устранения конкурента.               

     Но все три "дипломата в рясах", как не старались дискредитировать Распутина, оказались бессильны и в результате предпринятой многочисленными поклонниками и поклонницами Распутина контратаки потерпели сильнейшее поражение.               

     Гермоген и его "пособники" Илидор и Восторгов за распространение неприятных слухов о салоне графини Игнатьевой пострадали: первые два были сосланы в дальние монастыри, а протоирею Восторгову, чтобы избежать их участи пришлось вернуться к мирским занятиям. 

       Вот как описывает стихотворение, которое приписывают Пуришкевичу В.М.,    
             великосветский салон - лупинарий графини Игнатьевой:
         
         Была война, была Россия
         И был салон графини И.
         Где новоявленный Мессия
         Тянул холодное "Аи"
         
         Как хорошо дурманит дёготь
         И нервы женские бодрит
         Вы разрешите Вас потрогать
         Статс дама Гришке говорит
         
         Ведь Вы такой необычайный
         Что я не в силах устоять
         Вы квинт эссенция эротик
         Вы высший мистик по уму
         Сложивши в дудочку свой ротик
         Графиня тянется к нему
         
         Она как бабочка трепещет
         В силках расставленных сетей
         И маникюр графини блещет
         На фоне траурных ногтей
         
         В салоне тихо, гаснут люстры
         Войдя в мистическую роль
         Мужик находчивый и шустрый
         Ведёт себя как Рокамболь
         
         Его пластические позы
         Вне этикета,вне оков
         Смешался запах туберозы
         С ядрёным запахом портков
         
         И даже пылкому Амуру
         Неловко стало с высока
         За титулованную дуру
         В объятьях потных мужика.


    http://proza.ru/2018/07/23/1193 

    
   
    


Рецензии
Николай ,ваша статья здесь противоречит Википедии.Вы пишете:
"Вернувшись в Покровское Григорий продолжил старое дело отца, занимаясь развозом пассажиров и товаров. Он как и большинство его сверстников вёл бесшабашную жизнь, он отличался изворотливостью и смелостью, а за своё распутство он и получил кличку "Распутин".

Википедия:
"Родоначальником рода Распутиных был «Изосим Фёдоров сын». В переписной книге крестьян села Покровского за 1662 год говорится, что он с женой и тремя сыновьями — Семёном, Насоном и Евсеем — пришёл на Покровскую слободу за двадцать лет до того из Яренского уезда и «стал на пашню». Сын Насон позже получил прозвище «Роспута». От него пошли все Роспутины, ставшие в начале XIX века Распутиными. По дворовой переписи 1858 года в Покровском значилось более тридцати крестьян, носивших фамилию «Распутины», в том числе и Ефим, отец Григория. Фамилия происходит от слов «распутье», «распутица», «перепутье»[4]."



Александр Ледневский   22.02.2025 01:50     Заявить о нарушении
Я википедии не верю, её написали такие же люди, как и мы. Возьмите например объяснение этой векипедии почему железная дорогу назвали "чугунка"? Она пишет сущую ерунду, будто рельсы делали из чугуна. Об этом у меня есть миниатюрка. я ВООБЩЕ ВЕКИПЕДИЮ НЕ ЧИТАЮ.

Николай Павлов Юрьевский   22.02.2025 07:21   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.