Священномученик Феодор Поздеевский

Священномученик Феодор (Поздеевский), архиепископ Волоколамский, в схиме Даниил.

День памяти:
10/23.10 – день мученической кончины (1937 г.)

Священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский Александр Васильевич) родился 21 марта 1876 года в селе Макарьевское Ветлужского уезда Костромской губернии в семье протоиерея В.В. Поздеевского, у которого было 9 детей. Его рождение было ознаменовано предсказанием деревенского блаженного Герасима, который, зайдя в церковь во время службы, обратился к народу: «Что вы здесь стоите, идите на задки, к бане – там архиерей родился».
Его двоюродный брат – священник Поздеевский Виктор Иванович (был расстрелян вместе с архиепископом Феодором), его племянник – священник Поздеевский Александр Викторович канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.

Окончил Макарьевское духовное училище.
В 1896 году окончил Костромскую Духовную семинарию.

В 1900 году окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия.
Был оставлен при академии профессорским стипендиатом по кафедре патрологии.
Старцем, окормлявшим студентов, был выдающийся подвижник, настоятель Седмиезерной Казанской Богородичной пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов).

В 1900 году, на последнем курсе академии, ректором академии епископом Антонием (Храповицким) был пострижен в монашество с именем Феодора (в память великомученика Феодора Стратилата). Был рукоположен во иеродиакона.
24 июля 1900 года рукоположен во иеромонаха.
Жил в мужском монастыре города Казани.

С 17 октября 1901 года – преподаватель основного, догматического и нравственного Богословия Калужской Духовной семинарии.

С 3 июля 1902-го по 17 марта 1904 года – инспектор Казанской Духовной семинарии.

13 октября 1903 года удостоен степени магистра Богословия за работу "Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)". За нее получил также Макариевскую премию.

18 марта 1904 года возведен в сан архимандрита.
И с того же дня – ректор Тамбовской Духовной семинарии (назначен ректором 4 февраля).

На этом посту его застала смута 1905-07 годов. Архимандрит Феодор принял живейшее участие в организации патриотического движения в Тамбове. На его квартире в начале октября состоялось собрание 17 членов-учредителей Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей, который был учрежден 22 октября 1905 года. Своей задачей черносотенный Союз поставил «содействие мирному процветанию Отечества, основанному на единении Православного и Самодержавного Царя с православным русским народом». В речи при открытии Союза, обращаясь к единомышленникам, отец Феодор говорил о главном, о том, что слабеет в народе вера Христова, что «мир с его искушениями захватывает нас и заманчивые флаги разных свобод влекут нас на иной путь, непривычный для Русского Народа». Поэтому, «русским людям нужно крепко держаться за веру свою Православную и, давая спокойно и мирно каждому чужеземцу исповедовать свою веру и молиться по-своему, в то же время зорко блюсти, чтобы не обольстил нас кто-либо лукавыми словами, будто все равны и наша Православная не лучше других. Зорко нужно блюсти, чтобы не посмели нас, православных, отторгнуть от нашей веры и увлечь на путь ереси латинской или неверия языческого. Пусть будет вера наша Православная по-прежнему господствующей на Руси, а все прочие только терпимыми, без права миссионерства насчет Православия. Иначе встанут пред нами целым сонмом древние наши святители, угодники и преподобные, благочестивые Цари и скажут нам с укором: изменники». Тамбовский Союз Русских Людей был одной из самых активных провинциальных монархических организаций в России. Уже через год после открытия в нем состояло около семисот человек. Усилиями членов Союза (прежде всего духовенства) было создано два самостоятельных отдела и более пятидесяти сельских патриотических обществ. Архимандрит Феодор стал первым руководителем тамбовского Союза Русских Людей. За свою активную общественную деятельность председатель Союза был приговорен террористами к смерти.
3 мая 1906 года на него было совершено покушение (убийца промахнулся). Следуя христианской заповеди, архимандрит Феодор простил своего обидчика и не способствовал возбуждению уголовного дела.
Союз, состоявший в октябре из ста человек, менее чем через полгода насчитывал уже более десяти тысяч членов всех сословий: дворяне, купцы, мещане, но большинство составляло православное русское крестьянство. Важную роль в пополнении союза играли приходские священники, которые вместе с целыми приходами вступали в его ряды.

19 июля 1906 года архимандрит Феодор был назначен ректором Московской Духовной семинарии в городе Сергиев Посад под Москвой. Преподавал там пастырское Богословие.

С 19 августа 1909 года до 30 апреля 1917 года – ректор Московской Духовной академии, преподаватель пастырского Богословия (отдел аскетики). Считал, что для пастыря, духовного руководителя народа, необходим опыт личного аскетизма, проверенный опытом христианских подвижников. Сам вел строгую аскетическую жизнь.

14 сентября 1909 года в Москве в храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский).

Священник Сергий Сидоров, расстрелянный в 1937 году в Бутово, записал в воспоминаниях о днях еще дореволюционных: «Я стал частым посетителем знаменитого тогда главы "реакционного духовенства" – епископа Феодора, ректора МДА, и сделался пламенным почитателем его. Созерцая подлинную, скрытую от других доброту, слушая его мудрые речи, проникнутые горячей любовью к Божественным творениям, я познал в его келии суть подлинного Православия».

1/14 мая 1917 года, после февральской революции, в разгар антимонархических гонений владыка Феодор был смещен с должности ректора МДА и назначен управляющим (на правах настоятеля) Московским Свято-Данииловым монастырем. Смещен он был постановлением Синода. Масонским Временным правительством запрещалась пропаганда монархических взглядов, и Синод, идя в ногу со временем, торопился "воздать кесарю кесарево", забывая о Божием. Вот как малодушно откликнулся Синод на произошедшее в стране, заявив: "Совершилась воля Божия... Россия стала на путь нового устроения государственной жизни..."

В обители благоверного и преподобного князя Даниила началась слава владыка Феодора, слава первого праведника, охраняющего Церковь от мятежных мирских течений. "В области церковной жизни, – говорил он, – может и должна быть главная реформа: покаяние и молитва, а все остальное, тоже, конечно, полезное, пойдет из этой благодатной реформы духа". Владыка Феодор пользовался большим уважением среди архиереев, был принципиальным противником новшеств и реформ в Церкви. Был он строгим монахом и аскетом, знатоком святоотеческого Богословия и канонического права. Он привлек в свой монастырь ученую братию, монахов-подвижников – по большей части это были его бывшие студенты. Владыка Феодор поревновал создать в обители князя Даниила иноческое братство ученых монахов аскетического, черносотенного духа.
В 1918 году под его руководством в Данииловом монастыре была открыта Высшая Богословская школа, в которой сам он преподавал аскетику.
Однажды во время проповеди владыки Феодора все молящиеся в Троицком соборе свято-княжеской обители увидели в Царских вратах схимника, в котором узнали самого святого князя Даниила. Схимник благословил всех и исчез. Благословил он обитель свою на исповедничество, а владыку Настоятеля на наместничество ему самому во времена, подобные временам его земной жизни – времена новой смуты.

С 15 августа 1917 года по 1918 год епископ Феодор – член Священного Собора Российской Православной Церкви.

В 1919 году Святейшим Патриархом Тихоном от обязанностей Московского викария был освобожден и проживал в Москве безвыездно до ареста в 1920 году.

27 июня 1920 года арестован вместе с епископом Гурием (Степановым) – за то, что при обыске Данилова монастыря 24 июня 1920 года собралась толпа народа.
26 июля 1920 года Президиумом ВЧК обвинен в "агитации против советской власти".
Приговор: заключение в концлагере до конца гражданской войны.
С 28 июня 1920 года содержался во внутренней тюрьме ВЧК на Лубянке, с июля – в Бутырской тюрьме.
По октябрьской амнистии в ноябре 1920 года приговор был изменен на пять лет тюремного заключения.
Всего с 1920 по 1925 год заключался в Бутырскую тюрьму четыре раза.
С 25 сентября 1920 года содержался в Таганской тюрьме, в камере 160.
18 марта 1922 года был подготовлен к отправке в Соловецкий лагерь особого назначения.
24 марта 1922 года освобожден досрочно по постановлению Президиума ВЦИК.

Владыка Феодор почти постоянно подвергался арестам, содержался в тюрьмах, ссылках и лагерях. И был вынужден для управления монастырем назначать наместников из числа братии обители. То были лучшие его ученики, ближайшие по душе и духу – архимандриты Герасим (Садковский) – в 1919-20 годах, Поликарп (Соловьев) – в 1920-27 годах, Стефан (Сафонов) – в 1927-29 годах, Тихон (Баляев) – в 1929-30 годах, Серафим (Щелоков) – в 1930 году (исполнял обязанности наместника). В 1924-25 годах, когда были под арестом владыка Феодор и его наместник отец Поликарп, монастырем управлял епископ Парфений (Брянских) – один из ближайших помощников Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского).

Братия Данилова монастыря в начале двадцатых годов проживала в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, в бывшем доме наместника, на квартирах у прихожан.
На 20 июля 1923 года община насчитывала более 1100 человек.
В те годы, когда бури ересей разразились над Русской Церковью, авторитет владыки Феодора особенно возрос среди оставшихся верными Православию. Чтимые иерархи, либеральные профессора (бывшие враги его), интеллигенты, простецы – все те, кто видел в Церкви опору жизни — все признали авторитет Епископа, все преклонились перед его стойкой верой и неколебимыми убеждениями. В дни живоцерковья Данилов монастырь был светочем Православия, и к авторитету его настоятеля прислушивалась вся православная Русь. Епископов, дискредитировавших себя в вопросе о «Живой Церкви», не принимал. Он мало верил в их покаяние.
Владыка Феодор считал, что до тех пор, пока Православная Церковь не получит право на действительно свободное существование, не может быть разговоров с большевиками. Власть только обманывает, ничего обещанного не исполняет, а, наоборот, обращает все во зло для Церкви. Поэтому лучше было бы Святейшему Патриарху Тихону сидеть в тюрьме и там умереть, чем вести разговоры с большевиками, потому что уступки могут привести Православную Церковь в конце концов к постепенной ликвидации и смутят умы всех, как в России, так, особенно, заграницей. Это было время, когда патриарх Тихон был выпущен на свободу.

14 марта 1923 года Владыка был арестован в Костромской губернии.
27 марта переведен в Москву и заключен в тюрьму.

Близкий по духу владыке Феодору московский старец святой праведный Алексий Мечев, когда предузнал приближение конца своей земной жизни, просил молитвенно, чтобы заупокойную литургию и чин отпевания его совершил Преосвященный Феодор – «столп Православия» и «из архиереев архиерей», как он его называл. И Владыка, находившийся в заключении в Таганской тюрьме, неожиданно получил свободу. Господь не посрамил молитву праведника.
20 июня Епископ был освобожден под подписку о невыезде.
22 июня 1923 года Старец почил.
Его владыка Феодор отпевал в сослужении тридцати священников и шести диаконов. Всю дорогу до кладбища пелись пасхальные песнопения. Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище патриарх Тихон, освобожденный из заключения в день его похорон. Он был восторженно встречен толпами народа. Исполнились пророческие слова Батюшки: «Когда я умру – всем будет радость». Святейший благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли. Скорбь о потере праведного пастыря сопровождалась радостью по случаю неожиданного освобождения владыки Феодора и Патриарха.

Епископ Феодор почитал и жалел патриарха Тихона, но вместе со своими сторонниками составлял ему оппозицию после того как Патриарх, выйдя из заключения, готов был, под влиянием некоторых архиереев, а также под давлением советской власти, вступить в переговоры с обновленцами и пойти по отношению к ним на значительные уступки – вплоть до снятия с себя патриарших полномочий. Только благодаря авторитету владыки Феодора этого не произошло. Патриарх Тихон был впоследствии благодарен за это ему, предлагал ему в июле 1923 года Петроградскую кафедру и приглашал участвовать в церковном управлении.
Но Владыка должен был отклонить эти предложения, так как в случае согласия ему пришлось бы пойти на компромиссы с богоборческой властью. Он же, твердый исповедник Христов, считал, что Церковь не может вступать ни в какие переговоры с богоборческой властью и в условиях гонений единственный путь сохранения ее – это не путь компромисса с антихристовой властью, а уход «в пустыню». Судьбу Церкви он вверял не дипломатии человеческой, а попечению Самого Главы ее – Господа Иисуса Христа.

В августе 1923 года Святейшим Патриархом Тихоном владыка Феодор был возведен в сан архиепископа.

16 апреля 1924 года арестован в Данииловом монастыре, обвинен при аресте в "антисоветской агитации" и заключен в тюрьму.
Владыку обвиняли в том, что он «устраивает в управляемом им монастыре собрания духовенства и мирян, которые носят политический характер, создает антисоветские группировки».
17 октября он был освобожден под подписку о невыезде; дело продолжено.

9 декабря (по другим данным – 17-го) 1924 года Владыка был вновь арестован в своем монастыре.
Содержался во внутренней тюрьме ОГПУ, потом – до июня 1926 года – в Бутырской тюрьме.
19 июня 1925 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осужден по статьям 59, 73 УК РСФСР.
Приговор: 3 года ссылки в Киркрай (ныне Казахстан).

С 1925 года проживал в ссылке в городе Аулие-Ата (ныне город Джамбул, Казахстан) в Киргизском крае.
4 ноября 1927 года по постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР из ссылки освобожден без права проживания в шести главных городах СССР в течение трех лет.

Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) владыка Феодор и его сторонники решительно отвергли. За созданным митрополитом Сергием Синодом они не признавали законных полномочий по управлению Русской Церковью, поскольку этот Синод находился в подчинении и полной зависимости от Советской власти и НКВД. Указ Синода о поминовении на Богослужениях советской власти даниловцы не исполняли. Архиепископ Феодор считал, что Церковь должна жить своей жизнью, строго по церковным канонам, а с государством не вести какой-то особой политики, не стараться с ним как-то договариваться и не пытаться к нему приспособиться, идя на компромиссы со своей совестью.
Владыка Феодор был главой оппозиции митрополиту Сергию, но канонического общения с ним не порывал.

С 1928 года до декабря 1930-го Владыка проживал на поселении в городе Тургай в Казахстане, затем в городе Орске Оренбургской губернии.
По указанию из ссылки владыки Феодора, наместник обители отец Тихон (Баляев) с братией, не прекращая поминания митрополита Сергия, отказались исполнять его предписания вообще, а также прекратили с ним молитвенное общение. Не приглашали его к себе, как это было принято, на храмовые праздники и не являлись на общие московские церковные торжества, то есть не устраивая раскола, вместе с тем давая понять последнему его неправоту.
Митрополит Сергий старался на даниловский протест никак не реагировать и не решался отцов и самого заключенного настоятеля владыку Феодора подвергать прещению. Так те и жили, не принимая к себе не только митрополита Сергия, но и членов Синода, и викариев Московских.

Свято-Даниилов монастырь был как бы тот маяк, на который взирали все те, которым была дорога истина. Вот почему, если какого иерарха или духовное лицо принимал Данилов монастырь в свое молитвенное общение, то это лицо в глазах народа православного считалось достойным доверия и наоборот. В Свято-Данииловом монастыре постоянно проживало по нескольку преосвященных владык-исповедников, служили в нем до очередного ареста и ссылки. Порой число таких стойких епископов в Данилове доходило до десяти и больше. Все освободившиеся из тюрем и возвращавшиеся из ссылок находили тут приют. Братия обители твердо и достойно несла исповеднический крест.
Богослужения в обители в те годы были особенными. Часто служили сразу по нескольку архиереев. Даже канон читали и канонаршили архиереи. По воскресным и праздничным дням после поздней литургии организовывалась трапеза для нуждавшихся Богомольцев.

В ограде Даниилова монастыря на погосте было много свежих могил, в которых покоились епископы, вышедшие из тюрем, вернувшиеся из ссылок, задержавшиеся здесь по болезни проездом. Бросалось в глаза, что погребенные здесь епископы были из самых разных губерний России и скончались в годы большевистских репрессий.
При том храмы обители постоянно были полны народа, в то время как обновленческие приходы – начиная от захваченного ими Храма Христа Спасителя – почти никто не посещал. Однако чувствовалось, что монастырь доживает последние дни.
В государственных документах 1929-30 годов «даниловская община» фигурировала под названием «религиозное общество верующих православного храма Покрова». Богослужения совершались в Покровской церкви Семисоборного храма. В апреле 1930 года Покровская община насчитывала восемнадцать священнослужителей и была самой многочисленной в Москве группой православного духовенства.
В 1930 году Свято-Даниилов монастырь был закрыт. Мощи святого князя Даниила увезены в неизвестном направлении.
В стенах обители безбожники устроили тюрьму для детей – приемник-распределитель. Только за один год – 1942-й – через приемник прошло 43 тысячи детей.

18 декабря 1930 года владыка Феодор приехал в Москву, был здесь около двух недель. На Рождество совершил службу в храме Воскресения Словущего и сразу уехал.

С 8 по 18 января 1931 года находился в селе Макарьевском, на родине.

С 18 января проживал в городе Владимире.

28 мая 1931 года был арестован во Владимире и отправлен в Москву, во внутреннюю тюрьму ОГПУ.
17 сентября в заключении следователя было записано о Владыке: «объединял реакционных церковников, призывая к активной борьбе с Советской властью при помощи церкви. Для конспирации своей деятельности Поздеевский перешел на нелегальное положение и, проживая в г. Владимире, давал указания оставшимся в Москве единомышленникам».
1 октября 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР он был осужден по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: 3 года концлагеря, считая срок с 28 мая 1931 года.

Находился в Свирьлаге, город Лодейное Поле Ленинградской области.
Вместе с ним в лагере, «в оной палатке», был философ А.Ф. Лосев, оставивший о владыке Феодоре такой свой отзыв: «Большой человек. И интересный человек... чуть ли не первый на моем пути настоящий монах из иерархов... Достойный и большой человек».
20 мая 1932 года Владыка был освобожден «в порядке частной амнистии».

Полгода тайно проживал под городом Каширой, затем вернулся во Владимир.

В 1932-33 годах проживал во Владимире.

Осенью 1933 года переехал в город Зарайск, где проживал без определенных занятий.

3 ноября 1934 года арестован по делу "Партии Возрождения России" в Зарайске, переведен в Москву в Бутырскую тюрьму.
В справке на арест было сказано: «В последнее время Поздеевский был связан с проживающим в г. Кимрах еп. Брянских Парфением, руководителем украинского контрреволюционного ИПЦ, и совместно с ним проводил активную работу по воссозданию контрреволюционной организации ИПЦ».
Обвинялся в том, что "по возвращении из концлагеря восстановил свои связи с отдельными монахами бывшего Данилова монастыря, через которых проводил свою контрреволюционную деятельность по созданию вокруг себя антисоветски настроенного духовенства и верующих... поддерживал тесную связь с отдельными деятелями ИПЦ".
Следствие дало Владыке следующую характеристику: "...открытый монархист, весьма популярный в среде духовенства как стойкий и убежденный человек, почти не выходящий из тюрем за свои убеждения, антисергиевец".

17 января 1935 года Особым Совещанием при НКВД СССР обвинен по групповому "делу архиепископа Феодора (Поздеевского) и епископа Парфения (Брянских). Москва, 1935 год" по статье 58-10 УК РСФСР.
Приговор: 5 лет ссылки в Северный край.

До июня 1935 года был в ссылке в Архангельске.
С июня 1935 года до 4 марта 1937 года – в городе Сыктывкар Коми (Зырян) Автономной области.
Проживал в ссылке вместе с келейницей (своей двоюродной сестрой) монахиней Ермогеной (Каретниковой А.И.) и иеромонахом Ананием (Алексеевым), посланным в 1935 году к архиепископу Феодору архимандритом Даниилова монастыря отцом Симеоном (Холмогоровым) в качестве келейника.
В Сыктывкаре в ссылке находились также епископ Герман (Ряшенцев) и епископ Серапион (Шевалеевский).

В конце 1936 года и в начале 1937 года в Московской, Владимирской, Ивановской и Калининской областях было арестовано и привезено в Ивановскую тюрьму более двадцати человек, обвиненных в принадлежности к "нелегальной к/р организации церковников "Иноческое братство князя Даниила": "...Установлено, что существовала подпольная к/р организация церковников и монашества..., возглавляемая епископом Поздеевским, находившимся в ссылке, и архимандритом Холмогоровым с группой своих послушников из бывшего Московского Даниловского монастыря на основе к/р платформы ссыльных епископов "Истинно Православная Церковь"..."

4 марта 1937 года в Сыктывкаре был арестован архиепископ Феодор (Поздеевский) вместе со своим келейником иеромонахом Ананием и келейницей монахиней Ермогеной. После ареста они были отправлены из Сыктывкара в Ивановскую тюрьму УНКВД для следствия по "делу иноческого братства князя Даниила".

Сначала следствие по делу "иноческого братства князя Даниила" было общим для всех обвиняемых.
В апреле 1937 года они были разделены на несколько групп и осуждены по делам П-5328 (16 человек) и П-8151 (6 человек) архива УФСБ по Владимирской области, и делу П-7014 (6 человек) архива УФСБ по Ивановской обл.
Архиепископ Феодор (Поздеевский) был осужден по делу П-7014, но многочисленные упоминания о нем имеются в делах П-8151 и П-5328.

Из материалов дела П-8151: "Поздеевский обвиняется как руководитель нелегального к/р "иноческого братства имени князя Даниила"... По прямым указаниям руководителя организации Поздеевского в 1935 году был создан ряд контрреволюционных групп – ячеек организации, объединенных в т.н. "домашние нелегальные церкви" ("скиты", "обители" и т.д.)... По указаниям Поздеевского, Холмогоров и Коренченко проводили вербовку новых членов в к/р организацию церковников, тайные постриги... По вопросам практической а/с деятельности беседовал и давал указания участникам организации архимандриту Поликарпу (Соловьеву), тайному монаху Коренченко, Михаилу Карелину, церковницам Марии Ганзиной, А.Ф. Туловской и др., приезжавшим к нему в Сыктывкар из Москвы... Создал в Сыктывкаре нелегальную к/р группу в составе Алексеева А.А. и Каретниковой А.А. Последняя была его послушницей и работала в организации по выполнению его заданий по связям... Встречался в 1936г. в к/р целях с епископом Германом (Ряшенцевым), находившимся вместе с ним в ссылке в Сыктывкаре..."

22 октября 1937 года тройкой при УНКВД по Ивановской области владыка Феодор был обвинен по статье 58-10 УК РСФСР в следующем: "Контрреволюционная деятельность, руководитель подпольной а/с организации церковников и монашества "иноческое братство князя Даниила".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

Перед смертью Владыка принял схиму с именем преподобного князя Даниила Московского.

23 октября 1937 года схиархиепископ Даниил был расстрелян во внутренней тюрьме УНКВД по Ивановской области.

В 1981 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 901.
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 6. С. 336-339.
3. «Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)». Автор-составитель Т.В. Петрова. Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник. 2010.
4. Сидоров Сергий, свящ. Русская Православная Церковь: 20-е годы ХХ века. Москва, 1931. Машинопись. Архив ПСТБИ. С. 45-50.
5. Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Paris: YMKA-Press, 1991. С. 199.
6. Зеленская Г. Несокрушимые духом. Судьбы насельников московского Данилова монастыря// Памятники Отечества: Альманах. 1992. № 2-3. С. 110-111.
7. Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода. Т.II. "Кафедры и личный состав Академии". Ч.4 "Сотрудники Академии в 1901-1919 гг.". Архив ПСТБИ. Машинопись. С. 62-65, 188.
8. Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920-1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись. С. 7.
9. Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России/ Составитель И.И. Осипова// Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3. С. 57-59, 172-173.
10 Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 96.
11. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С.105.
12. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С. 68.
13. «Православная жизнь», №9 (549), сентябрь, 1995.
14. «Церковные ведомости», январь 2003.
15. «У Бога все живы». 1996.
16. Автобиография архиепископа Леонтия Чилийского. Журнал «Русскiй Паломникъ», №№ 37, 42.
17. http://www.msdm.ru
18. http://pstbi.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.89.
2. ЦА ФСБ. Д.Р-30673.
3. ЦА ФСБ. Д.Р-34038.
4. Архив УФСБ по Ивановской обл. Д.П-7014.
5. Архив УФСБ по Тверской обл. Д.24644-С.
6. ЦИАМ. Ф.229. Оп.4. Д.52.
7. Архив УФСБ по Тверской обл. Д.24649-С. Том_Лист Л.41 об.
8. Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-5328.
9. Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-8151.


Рецензии