Запретите олимпиады - пожалейте детей!

"Вундеркинд — это тот, у кого все будущее в его прошлом". Л. С. Выготский.

Довольно странный заголовок, неправда ли? Речь, конечно, не про Олимпийские игры, а про предметные олимпиады в школах и, отчасти - в вузах. Но тезис всё равно странный, да? Особенно учитывая мой собственный олимпиадный бэкграунд. Не выдающийся, но и не так, чтоб скромный. Когда-то, в прошлой жизни, я бывал даже на всероссийской по биологии.


Конечно, лососнул там тунца - как ни странно, не так, чтоб и фатально. А всё почему? Не только потому, что тупенький, а потому, что руководство моей школы пожопило финансов для нормальной стажировке в вузе. Которую проходили почти все, кто принимал участие в том мероприятии. Победитель больше месяца зависал на биофаке какого-то вуза, не помню, какого именно, но не суть. Суть в том, что школоту - то есть, меня, "бросили в бой" против людей, подготовка которых была на уровне 1-2 курса биофака. Итог...оказался немного предсказуем.


Этот фэйл дал мне наглядный урок: так называемая "одарённость" или не существует вовсе, или же, как вариант - на практике мало что решает. Увы, я тогда не воспринял этот урок должным образом, и... И теперь - я никто. Которого скорее всего в ближайшие лет 10 просто не станет - в придачу. Вот так мне помогла моя якобы "одарённость" - практически заколотив в гроб.


Конечно, кто-то скажет: "Погоди! Ну вот тебе не повезло, а вот остальным может быть и удалось чего-то достичь! Надо смотреть на общую массу, а не на своё отражение в зеркале!" И действительно - так драматично, как у меня, мало у кого из "одарённых детей Севера" жизнь сложилась. В основном она сложилась знаете как? Никак!* То есть, как в одной песне "завтра - как вчера, завтрак и дела", ну и... А, ещё стихотворение Блока одно очень актуально: "Умрешь - начнёшь о5 сначала, и повторится всё, как в старь: ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь."

 
Проще говоря - эти люди растворились в серости будней.  В лучшем случае - пополнив ряды таких же серых и, судя по состоянию наукоёмких отраслей сейчас - по существу никчёмных "дОцентов". Как поддразнивал современных якобы ученых один телетролль из 90-х.... В худшем - расставшись с жизнью в лучших традициях питекантропов: в возрасте около 30 лет. А вроде бы так не должно быть! Да и судя по количеству призёров всевозможных предметных и научных олимпиад - часть России уже лет 20 как должна находиться в марсианских колониях, осваивая инопланетные горизонты. Но в действительности - в действительности ничего даже отдалённо подобного не происходит.


В действительности "одарённый ребенок" получает социальную дезадаптацию, проблемы со здоровьем из-за чрезмерной учебной нагрузки, пачку аляповатых грамоток, прям как у породистой собачки на выставке... И гипотетически какие-то там перспективы на внеконкурсное поступление в лучшие вузы страны и ещё чего-то там - правда, далеко не всегда и это предоставляется. Учителя, работающие с этим ребенком - могут получить какие-то бонусы, хотя тоже не всегда. Хотя такая работка - весьма сложна. Кто тут всегда выигрывает - так это, конечно, чиновники от нашего как бы образования. Много "одарённых детей" и олимпиад - много хорошей отчётности, за которой и без того непомерные доходы бюрократа становятся ещё непомернее...


Но вернёмся к "одарённым детям". Которые когда-то выпускаются из школы, порой - даже раньше прочих. Обычно - они идут в высшие имитирующие уч... ну ладно - в высшие учебные заведения. И там - там, дамы и господа, пардон, жопа. Причин - масса. Например - учиться бывшему "одарённому ребёнку" нередко бывает крайне скучно. Просто потому, что нехилый такой кусок вузовской программы он так или иначе освоил задолго перед поступлением. Плюс - стандартная(и, как правило, весьма унылая) программа обучения. Плюс - преподаватели, которые в высшей школе сегодня - в 9 из 10 случаев никакие. По разным причинам, не всегда от них самих зависящим - но факт. А "одарённые дети" - как правило, привыкают к преподавателям, которым на них хотя бы не наср... наплевать. А в вузах - наплевать.


До тех пор, пока с такого студента не надо стребовать учебных результатов. Вот тут - планка для бывшего "одарённого ребенка", как правило, поднимается ощутимо выше, чем для "обычных" студентов. Ведь он же призёр и победитель всяческих олимпиад, а значит должен дофиглионн всего и всякого... Ну, и быть ангелочком с идеальным облико морале, желательно - даже не какающим, ведь ангелочки не какают вроде бы... В итоге: то, что за "обычным" студентом могут даже не заметить, "одарённому" выльется, весьма вероятно, в большие проблемы.


Приплюсуем ещё социальную дезадаптацию. Да, она не всегда спутник нерда(1) - но в их популяции встречается ощутимо чаще, чем в общей. Потому что часто нердов совершенно не интересуют эти обезьяньи иерархические игрища человеческого социума, какой-то престиж, модные тряпки и прочий пир идиотизма. Но - уже из-за этого окружающие начинают на них косо посматривать, притом нередко и со злобой. Хотя их комфортная жизнь со смартфонами, антибиотиками, зимним отоплением и интернетом - без нердов была бы невозможна, но...


И ведь самое забавное - не объяснить никак, что завидовать нечему, в сущности. Или что - завидно, когда на кого-то ни одна девушка никогда с вожделением не посмотрит? Завидно, что преподаватели как правило - больше "дрючат"? И жуткой миопии, полуслепоте - тоже завидовать получается? Видимо, да... Просто не верит никто, что "одарённость" - по крайней мере, в наших текущих условиях, это скорее проклятие, чем действительно дар...

 

Ладно, снова отвлёкся. Промежуточный итог: скучная и малоактуальная учеба, завышенные требования профессорско - преподавательского состава, статус "прокаженного" в коллективе... Всё это способствует тому, что на учебу может вообще забиваться большой ржавый болт. Хотя чаще - нерды просто из упорства и честолюбия оканчивают вуз, возможно, даже с красной корочкой, но... Делая это чисто формально, без того самого драйва, "огонька", "искры", характерных для т.н. "одарённости". И част тот невеселый исход, когда "искре" более уже не суждено зажечься...рутина может убить всё.


Есть и ещё один момент - может, не совершенно очевидный, но очень подлый, можно сказать даже так. Проблема в том, что на определенном этапе - если ты не случайно победил в таких околообразовательных игрищах, ты начинаешь верить в собственную исключительность. Может, даже не осознавая этого, но... Есть такое. Не только у меня. И - это обстоятельство, вкупе с предыдущими, позволяет мне с достаточными основаниями выдвинуть гипотезу: школьные, да и вузовские, олимпиады по учебным предметам - это зло. Очень коварное зло.


При очень неочевидной и сомнительной пользе они приносят вполне очевидный вред: развращают людей. Вырывают их из реальности, унося в очередной маня - мирок. Приводят к дезадаптивным и трудно исправимым впоследствии изменениям в поведении. Всего несколько раз отхватив приз, а то и победив, можно начать верить в то, что для достойного результата не надо пахать постоянно, пахать через "не хочу", делая то, что не престижно и не нравится. А нужно просто несколько раз в годик стиснув зубы поднапрячься, чуть больше и глубже занимаясь, по сути, любимым хобби - и вуаля, Эльдорадо, дамы и господа!


Но в реальной жизни-то как раз в 99% случаев надо именно что пахать постоянно, превозмогая себя, притом работа, как правило, не нравится нисколько. В лучшем случае - просто не вызывает тошноты.


Далее - сам этот статус "одарённого ребёнка". Ты понимаешь, что что-то тут не то. Хотя бы потому, что даже взрослые говоря "одарённый" ведут себя так, как будто сказали "прокаженный", ну и видят перед собой, собственно... Про сверстников и тех, кто плюс - минус несколько лет - и вовсе сомнений нет: ненавидят и считают даже хуже прокаженного. Кроме того, замечаешь ещё много странностей, которые может быть даже и не выплывают на рассудочный уровень, но интуиция из-за них просто заливается тревожной сиреной.


"Что-то нечисто! Осторожно!" - трубит интуиция. Но ты, могучим волевым усилием, подключив все ресурсы разума, её отключаешь. И - вот тут обычно всё. Путешествие в епархию профессионального интереса проктолога завершено - но ты этого даже не замечаешь. Пока, повторюсь, тебе не исполняется 18 и/или ты не попадаешь в высшее ущербное...ой, учебное заведение. Где никто уже не умиляется твоей "одарённостью", зато на тебе ездят аки на скаковой лошади. Даже не пытаясь помочь - это в школе с тобой практически индивидуально занимаются, а тут вот фигушки.


А если ты и в вузе чего-то займёшь - то планка, и так для тебя завышенная, взлетит вообще куда-то на заснеженный пик Джомолунгмы, или, по рабоче - крестьянски: Эвереста. И упаси тебя все высшие силы всех мифов человечества хоть где-то оступиться: в учебе ли, или посметь не соответствовать представлениям о "облико морале" какого-нибудь остепененного старого маразматика. Дантовский ад увеселительным заведением покажется. А, и если у тебя появятся какие жизненные трудности - что весьма вероятно у людей, испытывающих проблемы с адаптацией в обществе, хрен кто тебе поможет. Обвинят во всех смертных грехах и поступят в соответствии со словами не нашего всё г-на Ницще: "Падающего - толкни!"

 

Но  - если бывшему "одарённому ребёнку" удалось более - менее благополучно пройти по этому "минному полю", то его впереди ждёт ещё работа. Которая: а) далеко не факт, что вообще по специальности будет; б)сто процентов - не самая приятная, а если отбросим политкорректность, то скажем так: унылое говно; в) нередко ещё и практически бесполезная, сродни карго - культу(2).


И да - в качестве вишенки на торте: ты никому не нужен на...нафиг. Как парикмахер из песни А.Пушного. Вообще никому. Хотя тебе, так или иначе, внушали: "Ты же "одарённый", а значит, всем интересен и очень нужен! Ну ты что - какая "свободная касса" и диплом как подставка для горячего кофе? Ты бредишь! Перед тобой блестящие перспективы!"


А реальность такова, что у нас, по сути, высшее образование само себя дискредитировало "чуть более, чем полностью" - хотя бы тем, что диплом о оном чуть не у каждого блохастого дворового пса можно найти. И только это уже его ценность демпингует чуть не до нуля. Не говоря уже про его качество. Не говоря уже о том, что из-за скверного состояния инфраструктуры и наукоёмкой промышленности - просто нет "экологической ниши" для огромного процента специалистов. Нет подходящих рабочих мест, попросту.

 

Казалось бы - иди дворником. Или золотарём каким-нибудь. Без иронии - нужные профессии. Но и тут для бывшего "одарённого" - засада. Каждый день махать метлой или откачивать дерьмо из канализации - это настоящая пытка для того, кому внушили, что он весь из себя разособенный, высокоинтеллектуальный и т.д. Я...я не знаю, до какого уровня ужаса должна будет дойти моя жизнь, чтобы я стал заниматься подобной работой. Может, ни до какого - и я раньше тупо сдохну с голоду. Потому что для меня это - пытка позором. Вроде той, что в "Дженельменах удачи" описывается: "...как в Турции в старину поступали: посадют вора в чан с дерьмом, только голова торчит, и возят по городу. А над ним янычар с мечом... и через каждые пять минут как вжик мечом над чаном, так что если вор не нырнет - голова с плеч! Вот так он весь день в дерьмо и нырял."   

 

В итоге имеем вот какой расклад... Я, пожалуй, для аналогии использую притчу про лягушек, упавших в молоко. Одна, как мы помним, спаслась, взбив из молока масло, другая же бесславно сгинула в молочных пучинах, так и не поборовшись толком за выживание. Так вот - бывшие "одарённые" очень часто, чаще, чем все прочие, ведут себя именно так, как та самая утонувшая лягушка. Особенно - сталкиваясь с мало - мальски серьёзными жизненными трудностями. То есть "одарённость" нередко выливается в ...как бы сказать...бытовую беспомощность, что ли. А так как у общества в данный момент нет отчетливой потребности в нердах(их банально некуда пристраивать), то таким людям, как правило, никто не помогает выбираться из трудностей. Впрочем, как и всем остальным - туго у нас с гуманизмом и взаимопомощью, но - это уже совсем другая история...

 

А эта - подходит к концу. И резюмировать её хотел бы так: случайный читатель! Если у вас хватило терпения дочитать эти занудные причитания до конца, и твой ребенок, волею случая, демонстрирует повышенный интерес и немалые успехи к каким - либо наукам и/или искусствам... То отбери у него все книжки, бей ремнём за попытки чтения научных статей, познакомь его с блатной романтикой, заставив украсть что-то в ближайшем магазине и попасться полиции... Вообще - на месте депутатов нашей Гос. Думы - я бы запрещал не занятие черепах проституцией на несанкционированных митингах, или что они нынче запрещают - а школьно - вузовский олимпиадный шабаш. Вот где действительно - зло. Шутка, расслабьтесь. Хотя - в каждой шутке есть доля шутки, но остальное - то...

 

А кроме шуток - в хорошо развитом интеллекте нет ничего плохого. Если только его носитель умеет хорошо мимикрировать под "среднестатистического обывателя" и в целом адаптироваться к социуму. Чему статус "одарённого ребёнка" - просто катастрофически вредит! Понимаете - если вы позволите втянуть ваше чадо в этот олимпиадный шабаш, то...оно с высокой вероятностью  так и останется "одарённым ребенком"...даже в свой 40 - летний юбилей. Потому вам придется решать архисложную задачу - не задавить искру разума и страсти к познанию в сознании вашего дитя с одной стороны, а не обречь его на дезадаптацию к реальной жизни - с другой. Задача не из простых...мои родители, например, не справились. Потому свои шансы на долговременное выживание я оцениваю как крайне низкие, а шансы на сравнительно пристойную жизнь и вовсе - отсутствующие. Но вы, прочитав это - предупреждены и, стало быть - вооружены. Главное - используйте с умом такое "оружие".

Такой вот невесёлый расклад...
 
* - goo.gl/zKEamo ; goo.gl/h8pNzp ; goo.gl/ngbuUX.

1) - goo.gl/hAepJT

2) - goo.gl/hvMrVj


Рецензии
Да,проблема "одарённых детей" весьма актуальна! В этом я полностью на стороне автора. Более того,углублю и расширю данную проблему:когда действие подпрограммы "Одарённые дети" /в рамках Федеральной целевой программы развития рос/сийской системы образования/ в отношении конкретного повзрослевшего "одарённого ребёнка" за/верша/ется именно по возрастной при/чине, то дальнейшего "сопровождения" вундеркинда-"пере/ростка" уже нет. Причина банальна: нет соответствующей подпрограммы "Одарённые взрослые". Правда, в связи с принятием Го/сударственной Ду/мой РФ за/конопроектных по/пра/вок об "искусственном" по/вышении=о "би/ологически не де/терминированном" про/длении молодёжного возрастного ценза (теперь молодёжь - все граждане до 35-ти лет включительно!), возможностью "сопровождения" вундеркинд-"пере/росток" будет пользоваться и дальше-в рамках . Федеральной целевой программы "Одарённая молодёжь"(с 19-ти до 35-ти лет, т.е. ещё 17 лет после своего "выхода по возрасту" из подпрограммы ФЦПРО "Одарённые дети"). Хоть так!

Георгий Георгиевич Ларин   02.05.2022 02:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.