Архимандрит Поликарп Соловьев

Архимандрит  Поликарп (Соловьев).

День памяти:
14/27.10 – день кончины (1937 г.)

Архимандрит Поликарп (Соловьев Дмитрий Андреевич) родился 25 января 1892 года в городе Зарайске Рязанской губернии в семье священника.
Его двоюродный брат – иеродиакон Макарий (Андреев).

В 1912 году окончил Рязанскую Духовную семинарию.
В том же году поступил в Московскую Духовную академию.

В 1917 году принял монашеский постриг.

В 1917 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия.
Степень кандидата Богословия получил в январе 1917 года, так как вследствие болезни не смог сдать выпускные экзамены.

До июля 1918 года – монах в скиту Святаго Духа Параклита Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад Московской губернии.

С июля 1918-го по январь 1919 года подвизался в Предтеченском скиту Свято-Введенской Оптиной пустыни; город Козельск Калужской губернии.
Приехал к старцу Нектарию, нес послушание по ведению летописи жизни скита.

С января 1919 года – насельник Московского Свято-Даниилова монастыря. В монастырь приехал уже в сане иеродиакона.
Впоследствии стал одним из замечательных духовников. Выделялся особой молчаливостью, сосредоточенностью, смирением. Его духовные дарования сочетались с блестящей Богословской образованностью. На монастырском дворе его можно было увидеть лишь идущим в храм или из храма. Шел он всегда быстро, держа очи долу. Было видно, что он постоянно молился.

С 1920-го по 1927 год – наместник Данилова монастыря.
Назначен настоятелем монастыря владыкой Феодором (Поздеевским), почти непрерывно находившимся в тюрьмах и ссылках. Став наместником монастыря, отец Поликарп ввел обычай по праздничным и воскресным дням устраивать трапезу для бедных Богомольцев. Этот обычай сохранялся до закрытия обители.
Архимандрит Даниил (Сарычев) так вспоминал о нем: «Это была светлая личность. Кротость – необыкновенная, никогда никому вслух замечаний не делал. Заметит оплошность, подзовет человека и кротко с ним поговорит. И человек исправляется».
Отец наместник обладал даром слова. Его простые и глубокие проповеди проникали в души Богомольцев и запоминались надолго.
Духовные дарования отца Поликарпа сочетались с блестящей образованностью и истинно монашеским смирением. Однажды владыка Феодор в Богословском разговоре процитировал кого-то из святых Отцов. Но не помнил, чьи это слова, и обратился к отцу Поликарпу: «А ты, авва, не помнишь?» Отец Поликарп тут же назвал автора, издание и даже страницу, где было напечатано процитированное изречение.
На долю отца Поликарпа в период его управления Даниловым монастырем выпали тяжелые испытания. Один за другим закрывались храмы обители, изымались церковные ценности.

В 1922 году он был арестован.
Содержался в Бутырской тюрьме.
Обвинен в "укрывательство имущества монастыря" по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: 1 год лишения свободы.
Был амнистирован.

10 декабря 1924 года арестован.
Содержался в Бутырской тюрьме.
15 марта 1925 года освобожден под подписку о невыезде.
19 июня Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР архимандрит Поликарп был осужден по обвинению в "антисоветской агитации" по статье 73 УК РСФСР.
Приговор: 3 года ссылки в Киргизский край.

С 1925-го по 1928 год отбывал ссылку в городе Актюбинске Кустанайской области Киргизского края (ныне Казахстан).
9 марта 1928 года по приговору Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР после отбытия ссылки в течение трех лет было запрещено проживать в шести крупных городах СССР.

В 1928 году – до сентября 1929-го проживал в поселке Тургай (ныне город) Акмолинской области Казахстана.

С сентября 1929-го по 1931 год – в городе Орске Оренбургской области.

В 1931-36 годах – в городе Зарайске Рязанской области.

В 1931 году по пути в Зарайск был в Москве, в закрытом уже Даниловом монастыре.

Весной 1936 года на несколько дней приезжал в город Сыктывкар навестить владыку Феодора (Поздеевского), находившегося там в ссылке.

С июля 1936 года проживал в городе Кашине Калининской (Тверской) области.

13-14 октября и 27-28 декабря 1936 года дважды приезжал в Киржач к архимандриту Симеону (Холмогорову), незадолго до ареста последнего.

16 апреля 1937 года в городе Кашине архимандрит Поликарп был арестован и привлечен по делу о "к/р организации церковников и монашества" во главе с находившимся в ссылке в Сыктывкаре архиепископом Феодором (Поздеевским) и архимандритом Симеоном (Холмогоровым), проживавшим на полулегальном положении в Киржаче.
По этому делу в конце декабря 1936 года и в начале 1937 года было арестовано более двадцати человек. Арестованных разделили на несколько групп и провели по нескольким делам (дела П-5328, П-8151 архива УФСБ по Владимирской обл., П-7014 архива УФСБ по Ивановской обл.).
Архимандрит Поликарп проходил по делу П-7014, но упоминания о нем имеются также в делах П-5328 и П-8151.
Из дела П-5328:
"...Установлено, что на территории Московской обл. и ряде районов Ивановской обл.    существовала подпольная к/р организация церковников и монашества, т.н. "Всероссийское Иноческое братство", возглавляемая архиепископом Поздеевским и архимандритом Холмогоровым с группой своих послушников из бывшего Московского Даниловского монастыря на основе к/р платформы ссыльных епископов, известной под именем "Истинно Православная Церковь"... В Калининской обл. имелись контрреволюционные группы ("скиты") в г. Калязине и Кашине, в Московской обл. в г. Малоярославце и в Зарайске имелись к/р группы, которые возглавлялись архимандритами Соловьевым Поликарпом, Сафоновым Стефаном и иеромонахом Троицким".
Из дела П-8151:
"Нелегальная контрреволюционная группа были создана в г. Кашине, ею руководил архимандрит Соловьев Поликарп... ". "В "Скит" архимандрита Соловьева Поликарпа входили: тайная монахиня Поликарпия (Пелагея Алексеевна, портниха) из Москвы, монахиня Пиония (Лебедева Апполинария Ивановна) – медсестра из Москвы, Балабушевич Людмила Фоминична, монахиня Анастасия – служащая треста в Кашине, монахиня Агриппина (Баранова
Антонина Михайловна), Евдокия (ткачиха из Москвы), Тимофеева Ольга Васильевна – счетный работник, церковницы из Москвы: Мария Родионовна, Анастасия Андреевна, Мария Леонтьевна и др., Марфа Тимофеевна из Зарайска, Беляева Елизавета, монахиня Евфросиния из Москвы, и др. ...". "Соловьев, как активный участник контрреволюционной организации "Иноческое братство князя Даниила", содержится на средства рядовых послушников этого "братства"".
В материале дела П-5328 имеется справка:
"Составлено:
15/IV -1937г.
г.Иваново.
СПРАВКА
"1). На проходящих по делу Холмогорова М.М., Поздеевского А.В.,... материалы выделены в особое производство [дело П-8151 архива УФСБ по Владимирской обл., осуждены 09.09.1937г.]
2). Соловьев Поликарп, Сафонов Стефан и Троицкий Павел – привлекаются к ответственности по самостоятельному делу УНКВД Калининской обл...
3). Вещественные доказательства по делу – переписка к/р содержания приобщается особым пакетом.
Нач. 3 отделения IV отдела УГБ
Лейтенант госбезопасности /Новиков/".

С 16 октября 1937 года отец Поликарп содержался в заключении в городе Кашине.
Вскоре был переведен в тюрьму УНКВД по Ивановской области.

22 октября 1937 архимандрит Поликарп тройкой при УНКВД по Ивановской области был обвинен как "активный участник контрреволюционного "Иноческого братства князя Даниила", руководитель контрреволюционной группы этого братства в Кашине и в Москве, пораженческая фашистская агитация в квартире Климкова" по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

Групповое дело "дело иноческого братства князя Даниила. Иваново, 1937г. Д.П-7014."
Из показаний "свидетелей" (дело П-8151):
"Соловьев обсуждал антисоветскую платформу и задачи практической к/р деятельности к/р "братства" с епископом Феодором Поздеевским и архимандритом Холмогоровым во Владимире в 1933 г., эти же беседы вел в 1934 г. в Зарайске с епископом Феодором Поздеевским, архимандритом Сафоновым и иеромонахом Павлом Троицким, приехав специально для этого в Зарайск..." "Весной 1936 г. архимандрит Соловьев Поликарп, как наиболее близкое лицо к Поздеевскому, ездил к нему в ссылку в г. Сыктывкар вместе с церковницей Полиной Ивановной, которая его сопровождала ввиду его болезни, за указаниями по антисоветской деятельности. По приезде на место Соловьев затем объезжал все группы, устраивал нелегальные совещания руководителей групп и передавал директивы Поздеевского. В город Киржач в группы Климкова и Холмогорова Соловьев приезжал в декабре месяце 1936 г. и проводил в квартире Климкова нелегальные собрания... После совершения нелегальных служб проводилась общая беседа о положении в стране... Соловьев по указанию Поздеевского на собрании давал установку на развертывание фашистской агитации среди верующих... Соловьев и другие с восхищением рассказывали ... о контрреволюционной деятельности за границей белогвардейского духовенства, объединяемого ранее митрополитом Антонием Храповицким... Призывались все к усилению нелегальной деятельности по обработке тайно-верующих... После этого общего собрания было проведено в крайне конспиративной обстановке узкое совещание "трех": архимандрита Климкова, архимандрита Соловьева Поликарпа и немца попа Андрея... Соловьевым Поликарпом пострижена в тайные монахини с именем Поликарпия некая церковница Пелагея Алексеевна..."

Материалы из следственного дела – «собственноручные показания» архимандрита Соловьева:
«Я всегда был принципиальным контрреволюционером, дух революции всегда враждебен моему настроению, я против социализма и коммунизма и сожалею о падении монархии как в России особенно, так и где бы то ни было. Не то чтобы я не знал о трудностях и обидах, которые приходятся на долю бедноты при этом строе, но я отношу это за счет, так сказать, личной жестокости, неправды многих из представителей правящих классов, и поэтому возможным врачевать это зло не революционными методами, … признаю, что неравенство состояний и сословий неизбежно в этом мире. Не скажу также, чтобы и державы монархии ради сохранения связанных с ним некоторых привилегий и материальной обеспеченности духовенства, особенно высшего. Монархия, по моему убеждению, наиболее способствует воле Божией о власти на земле и наиболее способна поддерживать порядок и благоденствие, поскольку власть и подвластные держатся веры и Закона Божия. Советская власть, решительно порвавшая с религией, отрешающаяся и надеющаяся вскоре совсем ликвидировать ее, тем самым неприемлема моему духу, и ее начинания даже по видимому направлены к благосостоянию народов, не кажутся мне способными принести им благоденствие как начинания, не основанные на вере и христианской нравственности. Поэтому читая в советской прессе о жизни за границей, я с утешением воспринимаю сообщения о победе консервативных палат и их носителей и с сожалением о победе коммунизма». «Я недостаточно знаком с фашизмом, и отношение, напр., Гитлера к религии и церкви для меня не ясно; более известно по газетам отношение к церкви, напр., генер. Франко. Поскольку фашизм поддерживает религию и нравственные начала в обществе и государстве и поскольку противопоставляет себя силе коммунизма, он представляется мне желанным».
«Она (т.е. «Даниловская группа») создавалась таким путем. В 1929 г. храмы бывшего Данилова монастыря были закрыты, а в 1931 г. закрыт был и храм Словущего Воскресения, куда была переведена община быв. Данилова монастыря. Вместе с тем были арестованы и последние из монахов, обслуживавшие общины в качестве служителей культа. Большинство монахов были заключены в лагеря или сосланы ранее по предъявленным им обвинениям политического характера. Когда мы постепенно, каждый по отбытии своего срока наказания, возвращались, то уже не имели одного общего храма или епархии, где бы могли собраться и быть священнослужителями с надлежащей легализацией. Больше того, митрополитом Сергием мы были запрещены в священнослужении и вместе с бывшей общиной исключены из ведения патриархии. Причиной этого было неисполнение указа синода о поминовении на Богослужении Советской власти и уклонение от общины [видимо, от общения] с членами синода. Это поминовение мы признавали неправильным, поскольку Советская власть есть атеистическая и церковь отделена от государства. Декларации митр. Сергия мы не сочувствовали, так как Советская власть придерживается идеологии материалистической, атеистической, значит антицерковной.
Я лично держусь монархических воззрений; таким образом, не имея храма и лишенные возможности совершать Богослужения, мы перешли на нелегальное существование в этом отношении и стали отправлять Богослужения на своих квартирах, имея своим руководителем архиепископа Федора Поздеевского.
Богослужения на своих квартирах совершали арх. Федор Поздеевский, архим. Симеон Холмогоров, архим. Серафим Климков, архим. Стефан Сафонов, иеромонах Павел Троицкий, иеромонах Спиридон Пиуновский и я.
Богослужения и требы мы совершали как для себя лично, так и для других, хотя немногих лиц. К последним относились прежде всего лица, родственные или близко знакомые, обслуживавшие наши хозяйственные нужды, также живущие вместе или вблизи собратья по Данилову монастырю, затем некоторые из бывших прихожан Даниловской общины, изредка приезжавшие к нам; от горожан же мы скрывали свои Богослужения, и они не бывали у нас; если бывали, то лишь как редкие исключения».
«В нашем храме за Богослужением не поминали Советскую власть. Это потому, что поскольку церковь отделена от государства и поскольку Советская власть есть атеистическая, поминовение ее при Богослужении неуместно».
«Нельзя согласиться с таким положением, высказанным м. Сергием, что Христос пришел для угнетенных и обездоленных, которым м. Сергий противопоставляет другие классы. Христос пришел для всех классов, и Христианство и Церковь могут существовать при всяком государственном строе».

27 октября 1937 года архимандрит Поликарп был расстрелян в тюрьме УНКВД по Ивановской области.

Литература:
1. Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. Альбом издательства «Даниловский благовестник». М.,2000.
2. Даниловский благовестник. 1996. Вып. 8. С.44,49,51,58.
3. "Даниловский благовестник". 2009. Вып. 18. С. 38-54.
3. Зеленская Г. Несокрушимые духом// Памятники Отечества. 1992. N 2-3. С.112.
4. http://msdm.ru
5. http://pstbi.ru

Документы:
1. Церковно-исторический музей Московского Данилова монастыря.
2. Архив УФСБ по Ивановской обл. Д.П-7014.
3. ЦА ФСБ. Д.Р-44501.
4. Архив УФСБ по Томской обл. Д.П-5328.
5 .Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-8151.


Рецензии