Священноисповедник Афанасий Сахаров

Священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских,
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
09.08/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких
23.05/05.06 – Собор Ростово-Ярославских святых
2/15.05 – тезоименитство
15/28.10 – день блаженной кончины (1962 г.)

Священноисповедник епископ Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич) родился 2 июля 1887 года в селе Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье делопроизводителя гимназии.
Мать его была простой крестьянкой. В полтора года от роду потерял отца.

В 1896 году поступил в Шуйское духовное училище и в 1902 году окончил его.

21 августа 1899 года начал прислуживать в алтаре.

В 1902 году поступил во Владимирскую Духовную семинарию.
В 1908 году окончил ее.

В 1903-6 годах в каникулярное время прислуживал рипидоносцем и иподиаконом при архиерейском Богослужении.
6 мая 1907 года посвящен во чтеца.

В 1908 году поступил в Московскую Духовную академию.
В 1912 году окончил ее со степенью кандидата Богословия за диссертацию на тему "Настроение верующей души по Триоди Постной", которую писал ректору академии епископу Феодору (Поздеевскому).

12 октября 1912 года епископом Феодором пострижен в монашество.
14 октября рукоположен во иеродиакона.
17 октября – во иеромонаха.

С ноября 1912 года – преподаватель литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей в Полтавской Духовной семинарии.

25 марта 1913 года архиепископом Херсонским и Одесским Назарием награжден набедренником.

С 28 августа до 13 сентября 1913 года – помощник смотрителя в Клеванском духовном училище в Волынской губернии.

С 13 сентября 1913 года – преподаватель гомилетики и соединенных с нею предметов во Владимирской Духовной семинарии.

29 июня 1917 года награжден наперсным крестом.

7-14 июля 1917 года участвовал во Всероссийском съезде ученого монашества.
Позже, в июле 1917 года, участвовал во 2-ом Всероссийском монашеском съезде, бывшем в Троицкой лавре, на котором был избран первым заместителем членов Поместного Собора Православной Российской Церкви от монашествующих.

В 1917-18 годах – член Священного Собора Российской Православной Церкви по избранию от монашествующих, помощник заместителя Председателя Богослужебной комиссии.
Работал в отделе о Богослужении, проповедничестве и храме; в отделе о монастырях и монашествующих, в отделе о церковной дисциплине.
После восстановления Собором праздника Всех Святых, в земле Российской просиявших вместе с профессором Б.А. Тураевым составил службы этого праздника.

В 1918-20 годах – член епархиального совета (от монашествующих) Владимирской епархии.

2 февраля 1920 года возведен в сан архимандрита.

В 1920 году – наместник Рождество-Богородицкого монастыря во Владимире.

С 1 июля 1921 года – настоятель Боголюбова монастыря во Владимирской губернии.

10 июля 1921 года в Крестовоздвиженском монастыре в Нижнем Новгороде хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.
Хиротонию совершили митрополит Сергий (Страгородский), архиепископ Евдоким (Мещерский) и епископ Василий (Беляев).

30 марта 1922 года в Вязниковском уезде Владимирской губернии был арестован.
Причиной ареста послужила проповедь Владыки в Вязниковском соборе, в которой он призвал к защите церковных ценностей. Препровожден в Ревтрибунал.
31 марта 1922 года освобожден.

12 апреля 1922 года, в Великую среду, арестован вместе с митрополитом Сергием (Страгородским), архиепископом Павлом Суздальским и другими по так называемому "Суздальскому делу об изъятии церковных ценностей".
9 июня 1922 года обвинен в "противодействии изъятию церковных ценностей".
Приговор: 1 год лишения свободы.
10 июня 1922 года освобожден по амнистии.

28 июля 1922 года арестован вместе с епископом Серафимом Муромским.
5 августа 1922 года освобожден.

После отпадения митрополита Сергия (Страгородского) в обновленческий раскол руководил Владимирской епархией. (Митрополит Сергий с 16 июня 1922 года до 27 августа 1923 года был в обновленческом расколе, затем принес покаяние и был присоединен к Церкви.)

Епископ Афанасий в 20-30-е годы был членом Даниловского братства епископов-исповедников, объединенных вокруг настоятеля Московского Свято-Даниилова монастыря архиепископа Федора (Поздеевского). Даниловские святители порицали митрополита Сергия за тот курс, который он занял по отношению к богоборческой и инородческой советской власти. Видели в нем очевидную склонность к обновленчеству и боязнь исповедничества пред лицом жестокого мира, скрываемую под словами о сохранении Церкви. Они считали, что, следуя таким курсом, Церковь окажется в полной зависимости от атеистического государства, а тогда не будет возможности без санкции гражданской власти ни назначать, ни перемещать архиереев, епископам же свободно управлять епархией и духовенством. Даниловцы говорили, что митрополит Сергий превысил данные ему права и тем самым лишил себя и тех законных прав, которые были получены им от Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского).

23 сентября 1922 года владыка Афанасий был арестован.
Содержался в тюрьме во Владимире.
27 ноября 1922 года осужден.
Приговор: 2 года ссылки в Зырянский край.
К месту ссылки был отправлен этапом.

В 1923 году содержался в Таганской тюрьме в Москве и в тюрьме города Вятки.

С 28 мая 1923 года по 2 февраля 1925 года – в ссылке в селе Коми (Зырян) автономной области, в городе Усть-Сысольске, Усть-Выме, селе Корчемье.
Находился в ссылке сверх срока без приговора более двух месяцев.

В феврале 1925 года возвратился во Владимир на церковное делание. Епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии.

12 апреля 1925 года принял участие в погребении святого Патриарха Тихона; подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

15 сентября 1925 года епископ Афанасий присутствовал на епархиальном съезде, который был созван обновленцами для подготовки к III-му Поместному Собору. Но присутствовал не как участник, а скорее как обличитель и обвинитель. В молитве участия не принял и не благословил собрание, а только сделал общий поклон и заявил, что ему на этом собрании быть совсем не следует, а явился он только по усиленной просьбе мирян, и за это присутствие на съезде должен просить прощение у митрополита Петра. Выслушав доклад о предстоящем соборе, епископ Афанасий стал говорить, что все обновленцы должны покаяться перед Патриархом или его Преемником; что Синодальное (обновленческое) Церковное Управление неканонично и безблагодатно; что новорукоположенные синодальные архиереи – не архиереи, совершаемые ими хиротонии не действительны и посвящаемые ими должны быть перерукополагаемы, что он, епископ Афанасий, и делает. В случае искреннего покаяния, пожалуй, можно будет принять обновленцев и в сущем сане. Высказав все это, епископ Афанасий удалился.

21 сентября 1925 года он был арестован в городе Гаврилов Посад Ивановской губернии при поездке по епархии. Препровожден во Владимир для выяснения личности.
23 сентября 1925 года освобожден.

15 января 1926 года вновь арестован.
15 марта 1926 года освобожден.

По благословению митрополита Петра (Полянского) принял на себя руководство Владимирской епархией в связи с отпадением епископа Дамиана (Воскресенского) в григорианский раскол.
В декабре 1926 года получил предложение уехать из Владимира или прекратить управление епархией; отказался оставить вверенную ему епархию.

15 января 1927 года арестован.
До 13 мая вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) содержался во внутренней тюрьме ОГПУ в Москве.
В апреле обвинен в "принадлежности к группе архиереев, возглавляемых митрополитом Сергием (Страгородским)".
Приговор: 3 года концлагерей.

В мае 1927 года был в пересыльной тюрьме в Ленинграде.

С июня 1927 года до 15 января 1930-го – в Соловецком лагере: Разноволока, Чупа (пристань), город Кемь, Попов остров.
В лагере работал сторожем, счетоводом хозчасти.
Летом 1928 года работал на лесных разработках.

После выхода Декларации 1927 года епископ Афанасий резко порицал митрополита Сергия (Страгородского) за тот курс, который он принял по отношению к советской власти и не имел с его последователями молитвенно-канонического общения.

5 января 1930 года был арестован.
6 января отправлен на Соловецкие острова.
14 января возвращен на Попов остров.
15 января отравлен в Туруханский край (Енисейская губерния) на 3 года.

В январе-феврале 1930 года болел сыпным тифом.
С 8 марта по апрель находился на этапе к месту ссылки. Был в ленинградской тюрьме "Кресты", в тюрьмах в Новосибирске и Красноярске.

С 13 мая 1930 года до 19 августа 1933 года – в ссылке в Туруханском крае: город Енисейск, станки Туруханск, Мельничное, Селиваниха, Пунково.
Последние месяцы (более семи) находился в ссылке без приговора сверх срока.
В январе 1932 года арестован в станке Туруханск.
В январе-феврале 1932 года – в заключении более двух недель в туруханской "каталажке".

В августе 1933 года возвратился во Владимир, не служил.
В конце 1933 года написал письмо митрополиту Сергию (Страгородскому) с сообщением о своем отходе и о каноническом основании этого отхода.
4 сентября 1934 года был уволен на покой.

1 мая 1936 года арестован.
Заключен в тюрьму во Владимире.
Осужден.
Приговор: 5 лет исправительно-трудовых лагерей.
К месту заключения отправлен этапом.

В 1936 году – во внутренней и пересыльной тюрьме в Иваново, в пересыльных тюрьмах в Ярославле, Вологде, Ленинграде.

С ноября 1936 года по июнь 1941-го – в Беломорских лагерях.
В лагере работал инкассатором, на лесоповале, на строительстве дороги, на лесобирже, дневальным, бригадиром лаптеплетной бригады.

В декабре 1936 – январе 1937 года у епископа Афанасия была похищена сумма в 1115 рублей. Она была взыскана с него и по постановлению Народного суда Карельской АССР от 25 марта 1937 года срок заключения продлен на 1 год.

В августе-октябре 1937 года без предъявления какого-либо обвинения Владыка был арестован в лагере и находился в лагерном штрафизоляторе.
В конце октября был возвращен из штрафизолятора на лагпункт.
В начале ноября без предъявления обвинения был арестован и вновь заключен в штрафизолятор.
В декабре был освобожден из штрафизолятора.

В начале мая 1938 года (в период "майских праздников") был заключен в штрафизолятор.
В июне-июле 1941 года этапирован в Онежские лагеря – пешком около 400 км.

С июля 1941-го до 13 июля 1942 года – в Онежских лагерях в Архангельской области.

В июле 1942 года выслан в Омскую область без определения срока, "бессрочно".

С июля по ноябрь 1942 года – в совхозе Голышманово Омской области.
Работал ночным сторожем на огороде.

С декабря 1942-го по ноябрь 1943 года – в городе Ишим Тюменской области.

7 ноября 1943 года арестован.
9 ноября 1943 года приговорен к семи годам заключения в лагере.
С ноября 1943 года по июль 1944 года содержался в тюрьме в городе Ишим, затем в московских тюрьмах Внутренняя, Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская.
1 июля 1944 года Особым Совещанием при МГБ СССР осужден по групповому делу "Антисоветское церковное подполье", 1943 г." по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: 8 лет заключения (с 9 ноября 1943 года).

С августа 1944 года до августа 1946 года – в Сибирских лагерях.
В лагере работал на полевых работах, затем ассенизатором.

После прихода в феврале 1945 года к правлению патриарха Алексия (Симанского) епископ Афанасий признал права этого Патриарха, однако еще много лет оставался в заключении.
Позже (22 мая 1955 года) он писал: "Помимо Первоиерарха поместной Русской Церкви никто из нас не может быть в общении с Вселенской Церковью. Не признающие своего Первоиерарха остаются вне Церкви, от чего да избавит нас Господь!"... "В Церкви Христовой благодать изливается и спасение совершается не священнослужителями, а самою Церковью через священнослужителей. Священнослужители не творцы благодати, они только раздаятели ее, как бы каналы, ... помимо которых нельзя получить Божественной благодати... Таинства, совершаемые недостойными священнослужителями, бывают в суд и осуждение священнослужителям, но в благодатное освящение с верою приемлющим их. Только одно обстоятельство, – если священнослужитель начнет открыто, всенародно с церковного амвона проповедовать ересь, уже осужденную на Вселенских Соборах, – не только дает право, но и обязует каждого и клирика, и мирянина, не дожидая соборного суда, прервать всякое общение с таковым проповедником, какой бы высокий пост в Церковной иерархии он ни занимал...". "Ереси, отцами осужденные, патриарх Алексий и его сподвижники не проповедуют... никакой законной высшей иерархической властью патриарх Алексий не осужден, и я не могу, не имею права сказать, что он безблагодатный, и что таинства, совершаемые им и его духовенством, не действительны. Поэтому, когда в 1945 году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании патриарха Алексия, мы, обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что так как кроме патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха Русской Поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя патриарха Алексия как Патриарха нашего, что я и делаю неукоснительно с того дня".

30 августа 1946 года Владыка вновь был арестован.
В августе-ноябре содержался в Мариинском пересыльном пункте, затем – в московских Внутренней тюрьме МГБ, Бутырской и Краснопресненской тюрьмах.

С ноября 1946 года по май 1954 года – в Дубравлаге (бывшие Темниковские лагеря).
Провел в лагере сверх срока два с половиной года.
В лагере занимался плетением лаптей, затем был признан инвалидом и содержался без работы.

8 мая 1954 года был переведен в Зубово-Полянский дом инвалидов (заключенных).

Епископ Афанасий отмечал: "27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца".

Духовные чада епископа Афанасия не оставляли его в заключении и изгнании, с каждым годом "усиливая свои заботы и попечения, умножая милостыню".

7 марта 1955 года он был освобожден из Зубово-Полянского дома инвалидов.

С марта до 24 октября 1955 года проживал в городе Тутаеве Ярославской области у своего опекуна – исповедника Е.Е. Седова.

С 24 октября 1955 года до 28 октября 1962 года проживал в поселке Петушки Владимирской области.
Последние годы епископа Афанасия – это годы затвора и ученого подвижничества. Несмотря на преклонный возраст и перенесенные труды и болезни, он с юношеским рвением трудился над исследованием Православного Богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд "О поминовении усопших по уставу Православной Церкви". Как знаток Богослужения Православной Церкви и православной агиографии епископ Афанасий с 1955 года трудился в качестве председателя Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внес немало исправлений в месяцеслов святых.

28 октября 1962 года скончался.
Владыка скончался в той части поселка Петушки, которая называлась Новые Петушки.
Отпевание состоялось 31 октября в Успенском соборе города Владимира.
Похоронен епископ Афанасий был на Введенском кладбище города Владимира, рядом с могилой его матери.

Священноисповедник епископ Афанасий (Сахаров) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

В 2000 году было совершено перенесение мощей священноисповедника Афанасия из Князь-Владимирского храма в Богородице-Рождественский монастырь города Владимира.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 397, 416, 699, 789-793, 810, 843-845.
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 1. С. 415-424.
3. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 62.
4. Епископ Афанасий: (Некролог)// ЖМП. 1962. № 12. С. 15.
5. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. С. 43.
6. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
7. Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского/ Сост., предисл. и примеч. О.В.Косик. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.
8. Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001 г. Издание Соловецкого монастыря.
9. http://pstbi.ru
10. http://drevo.pravbeseda.ru
11. http://www.vladkan.ru

Документы:
ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.74.


Рецензии