Священномученик Алексий Никонов

Священномученик священник Алексий (Никонов).

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
4/17.02 – Собор новомучеников и исповедников Клинских
16/29.10 – день мученической кончины (1938 г.)

Священномученик священник Алексий (Никонов Алексей Михайлович) родился 15 октября 1881 года в городе Москве в семье землемера.

В 1902 году окончил Московское коммерческое училище.

С 1903-го по 1905 год служил в армии.

В 1905-м оставил службу в армии и поступил в Московскую Духовную академию.
В 1909 году состоялось личное знакомство Алексея Никонова с епископом Феодором (Поздеевским), тогда ректором академии.
По совместной учебе в академии был знаком с будущим архимандритом Поликарпом (Соловьевым).
В 1910 году окончил Духовную академию.

В 1911-14 годах работал учителем в городе Данкове Рязанской губернии.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, был призван в Царскую армию.
В 1914-17 годах служил прапорщиком в 11-й Сибирской стрелковой дивизии 43-го Сибирского стрелкового полка в Могилевской губернии.
В 1917 году, до ноября – в 712-м полку, который располагался в Пинских болотах в Минской губернии.
С декабря 1917-го до июля 1918 года Алексей Никонов командовал взводом караульной роты в городе Данкове и был помощником военного руководителя.

В 1917-18 годах посещал Даниловский монастырь в Москве и встречался там с настоятелем епископом Феодором (Поздеевским).

В 1918 году Алексей Михайлович возобновил учительскую деятельность и работал учителем до 1921 года.

В 1921 году стал псаломщиком, а через год был рукоположен во диакона.
В конце августа 1922 года рукоположен во священника и служил в Успенской церкви города Клина в Московской губернии.
Придерживался тихоновского направления, был противником обновленчества.
Епископ Клинский Иннокентий (Летяев) уклонился в обновленчество. На его место Патриархом Тихоном был назначен епископ Гавриил, выступивший против обновленцев. В борьбе с обновленчеством ему помогали благочинный города Клина священник Алексий Воробьев и священник Алексий Никонов.

26 сентября 1924 года священники Алексий Никонов и Алексий Воробьев были арестованы по обвинению: "Без разрешения местной власти устроили в церкви города Клин собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия".
Содержались в Бутырской тюрьме в Москве.
2 октября родственники арестованных принесли заключенным передачу с запиской: "Дорогие батюшки, отцы Алексии! Шлем вам всем привет. Передаем одному отцу, Воробьеву: две пары белья, теплую рубашку, носки и портянки, а другому – две пары белья, одни теплые чулки, а другие – холодные... Пищу посылаем вам обоим общую, что можем. Не унывайте... Все кланяются. Хорошо бы вы были вместе... Не знаем, можно ли вам с собой взять деньги. Вы узнайте. Еще посылаем вам молитвенник, если таковой разрешат иметь при себе... "
Из протокола допроса 16 октября 1924 года:
-Скажите, гражданин Никонов, принимали ли вы участие в нелегальном собрании, устроенном по инициативе гражданина Воробьева?
-Собрания такого не было, а священник Воробьев, созвав священника Успенского, диакона Щедрова и председателя церковного совета Еремеева, объявил им и случайно собравшемуся народу, что собрания как такового нет, а будет объявление резолюции епископа Гавриила.
-Что заставило вас распространять провокационные слухи о связи ВЦУ с ОГПУ и советской властью?
-Таких слухов я не распространял.
Поскольку вины священников следствие доказать не могло, их держали несколько месяцев до вынесения приговора в тюрьме, не допрашивая.
27 февраля 1925 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ отец Алексий Никонов был обвинен по групповому "делу священников Алексия Воробьева и Алексия Никонова. Клин, 1925 г." в "устройстве нелегального к/р собрания в церкви, распространении провокационных слухов о связи ВЦУ с ОГПУ и Советской властью".
Приговор: 2 года ссылки в Нарымский край и 3 года запрещения проживания в 6 крупных областях страны.

В 1925-27 годах он – в ссылке в Нарымском крае.

В 1927-30 годах, по отбытии срока ссылки, отец Алексий – священник Преображенской церкви в селе Спас-Дощатый Зарайского района Московской области.
Он был добрым пастырем Православной Церкви, старался строго исполнять Богослужебный устав.
Из материалов дела 1937 года об отце Алексии [из обвинительного заключения]: "... До приезда Никонова в село церковь своего лица не имела, служба совершалась только по праздникам, верующие почти не ходили. С приездом же Никонова церковь оживилась, богослужение совершалось каждый день утром и вечером с продолжительностью 4-7 часов, а также частые произнесения проповедей привлекали много верующих, и в особенности женщин, не только старух, но и молодых. Никонову удалось организовать хор, куда входили преимущественно женщины и дети несовершенных лет. Кроме призыва верующих к защите религии, Никонов старался запугивать верующих и такими моментами: "Аборты делать большой грех. Советская власть позволяет убивать детей, чего никогда не было. Это делают только безбожники-большевики. Гражданский брак и похороны – это временная стихия. Придет время, буря стихнет, православная вера будет на своей высоте"".

В феврале 1930 года по обвинению в антисоветской деятельности отец Алексий был арестован и заключен в Зарайском административном отделе.
Из доноса: "Прошу принять срочные меры для выяснения личности священника с. Спас-Дощатый, который... ведет к/р работу,... обрабатывает молодежь, рассказывает проповеди каждую службу – не по одной, а по две, а то и по три проповеди... Я, как человек партийный, заявляю, что необходимо принять срочные меры о высылке его..."
На момент ареста отец Алексий был болен туберкулезом легких с утратой 80 процентов трудоспособности.

30 апреля 1930 года он был осужден тройкой при ПП ОГПУ по Московской области по статье 58-10 УК РСФСР по обвинению в "антисоветской деятельности, к/р работе среди молодежи, к/р проповеди, агитации против коллективизации".
Было составлено обвинительное заключение: "...В 1927 г., получив должность в церкви при селе Спас-Дощатый, снова повел контрреволюционную агитацию среди населения путем частых выступлений с проповедями, в которых внушал верующим, что религия жива и непобедима, будет существовать до скончания века, несмотря на гонение со стороны власти и безбожников-коммунистов... В одну из проповедей в конце 1929 г. призывал верующих помочь ему в уплате налога, ходил сам по домам своего прихода, собирал деньги и распространял контрреволюционные слухи".
Прокурор Коломенского округа, которому дело было послано для утверждения, посчитал, что "оснований к привлечению к ответственности по статье 58-10 собрано недостаточно, а посему полагал бы: дело производством прекратить и Никонова из-под стражи отпустить..."
Старший уполномоченный Коломенского окружного отдела ОГПУ Чесноков, ввиду вынесенного прокурором заключения о прекращении дела, решил направить его на рассмотрение тройки, которое приняло решение зачесть отцу Алексию в наказание срок предварительного заключения и из-под стражи освободить.

В 1930-36 годах священник Алексий служил в Преображенской церкви в селе Спас-Дощатый Зарайского района Московской области.
Он имел многолетнее общение с архиепископом Феодором (Поздеевским) и архимандритом Поликарпом (Соловьевым). НКВД впоследствии вменило ему в вину связь с Даниловским братством.

25 сентября 1936 отец Алексий был арестован.
26 сентября он был допрошен в Зарайске:
- Где и при каких обстоятельствах Вы познакомились с Федором Поздеевским и Поликарпом Соловьевым?
-С архиепископом Феодором (Поздеевским) я знаком с 1909 г. в бытность его ректорства в Московской Духовной академии. После, в 1917 и 1918 годах, я с ним встречался в Даниловском монастыре, где он был настоятелем, и в 1933 г. я встречался с ним в городе Зарайске у своей тещи... у которой он проживал на квартире. С архимандритом Поликарпом (Соловьевым) знаком по совместной учебе в Духовной академии, и с того времени я с ним встречался до ареста, т.е. до 1924 г. После освобождения я с ним встречался с 1932 г. по день его отъезда из Зарайска, до начала 1936 г.... Мои встречи с архиепископом Феодором продолжались до его ареста, т.е. до 3 ноября 1934 г.... При наших встречах с архиепископом Феодором и архимандритом Поликарпом возникали беседы на тему церковной жизни дореволюционного периода и после, при существующем строе Советской власти, и главным образом касались вопроса закрытия духовных заведений, разгона и закрытия монастырей и уменьшения числа верующих..."

Через некоторое время отец Алексий был переведен в Бутырскую тюрьму в Москве.

В 1936 году он составил "Дополнение к проекту новой конституции", в котором предлагал включить в конституцию наряду со свободой антирелигиозной пропаганды также и свободу религиозной пропаганды. Он обсуждал содержание рукописи со знакомыми священниками отцами Иоанном Смирновым, Петром Соловьевым и другими. Надеялся легальным образом провести свои предложения через Синод.
В деле 1937 года (в протоколе допроса) имеется изложение содержания этой рукописи: "Я в своей рукописи в качестве дополнения к проекту новой конституции выдвигал вопрос об изменении статьи 124, по которой сохраняется свобода антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами. Я предлагал статью 124 дополнить в том смысле, чтобы нам, служителям культа, по новой конституции была предложена полная свобода религиозной пропаганды как в церкви, так и вне ее. Устройство религиозных бесед в домах и общественных местах, религиозная пропаганда за всеми гражданами в общественных местах и в домах верующих должны быть подтверждены новой конституцией. Выдвигал я и другие вопросы: об оживлении церковной деятельности, об ограждении церковной жизни от административного вмешательства местных сельсоветов и райсоветов, сосредоточив все это в руках верховной власти. Это все я хотел сделать через Синод легальным порядком".

25 сентября 1936 года он был арестован и заключен в тюрьму города Зарайска.
26 сентября отец Алексий был допрошен в Зарайске. Следователя интересовали "связи в к/р целях" с арестованными ранее епископом Феодором (Поздеевским) и архимандритом Поликарпом (Соловьевым).
В декабре он был переведен в Москву, в Бутырскую тюрьму.
9 декабря 1936 года допрошен по поводу его рукописи "Дополнение к проекту новой конституции". Признал, что является автором рукописи и написал ее по своему собственному убеждению. Рукопись следствием была признана контрреволюционной.
20 января 1937 года Особым Совещанием при НКВД СССР по Московской области отец Алексий был осужден по статье 58-10 УК РСФСР по обвинению в "к/р агитации, сочинении к/р рукописи "Дополнение к проекту новой конституции" о свободе религиозной пропаганды", к/р проповеди, связь с к/р духовенством".
Из обвинения: "Среди населения ведет контрреволюционную агитацию против существующего строя Советской власти. В проповедях... в церкви среди верующих заявил: "Юношам, девицам и детям у нас в стране не дают возможности посещать церковь. Советская власть делает гонение на верующих... Среди духовенства делал призывы к тому, чтобы все вели себя мужественно в случае, если придется пострадать за веру..."
Приговор: 5 лет исправительно-трудовых лагерей.
В лагерь был отправлен этапом.

Содержался в Севжелдорлаге Княж-Погостского района Коми АССР.

29 октября 1938 года умер в заключении.
Место захоронения: Коми АССР, Княж-Погостский район, поселок Кылтово, кладбище на расстоянии 2,5 километров от поселка на юг.

Священномученик священник Алексий (Никонов) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Литература:
1. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Дополнительный том III. Тверь: "Булат", 2005, с. 142-148.
2. http://pstbi.ru
3. http://pravklin.ru

Документы:
1. ГАРФ. Ф. 10035, д. П-46597, д. П-78582.
2. ЦА ФСБ России. Д. Р-40944.
3. Сообщение архива УИН Минюста РФ по Республике Коми.
4. Журнал № 6 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 г.


Рецензии