Священномученик Серафим Самойлович

Священномученик Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких
23.05/05.06 – Собор Ростово-Ярославских святых
22.10/04.11 – день мученической кончины (1937 г.)

Священномученик архиепископ Серафим (Самойлович Семен Николаевич) родился 19 июля 1880 года в городе Миргород Полтавской губернии в семье псаломщика.

В 1896 году окончил Лубенское духовное училище.
В 1902-м – Полтавскую Духовную семинарию.
По окончании семинарии был направлен в Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял епископ Тихон (Белавин), будущий Патриарх Московский и всея России.

С 1 августа 1902 года – учитель Уналашкинской двухклассной школы на Аляске.
В 1905-м переведен на аляскинский остров Ситка.
С 1 июля 1905 года – учитель Ситкинской двухклассной школы.

25 сентября 1905 года пострижен в монашество епископом Аляскинским Иннокентием (Пустынским).
2 октября 1905-го епископом Иннокентием рукоположен во иеродиакона с причислением к Ситкинскому Архиерейскому дому.
25 марта 1906 года рукоположен во иеромонаха.

С 1 августа 1906 года – настоятель Нучекского прихода и начальник Нучекской Духовной миссии.

С 25 марта 1908 года – преподаватель Священного Писания и основного Богословия Ситкинской Духовной семинарии.
25 марта был награжден набедренником.
В 1908 году по состоянию здоровья подал прошение о возвращении на родину.
4 октября 1908 года просьба его была удовлетворена.

3 декабря 1908 года Указом Святейшего Синода был награжден правом ношения золотого наперсного креста из кабинета Его Императорского Величества.

С 25 мая по 25 августа 1909 года – помощник епархиального миссионера в городе Владикавказ Терской области.

С 1 сентября 1909-го до 1910 года – духовник Александровской Духовной семинарии в городе Ардон в Осетии.
С 16 октября по 5 декабря 1909 года – исполняющий должность инспектора Александровской Духовной семинарии.

С 13 апреля по 23 июня 1910 года – наместник Братского первоклассного монастыря в Могилеве.

С 23 июня 1910 года до сентября 1915 года – наместник Толгского монастыря в Ярославской губернии.
В Ярославской епархии вновь оказался под архипастырским окормлением святителя Тихона.
11 мая 1912 года был возведен в сан игумена.
Организовал при монастыре широкую благотворительную деятельность: учредил пчеловодческую школу с приютом для сирот, расширил монастырский странноприимный дом.
С началом Первой мировой войны учредил лазарет для раненых.
За время пребывания в Толгской обители отец Серафим написал серьезный труд по истории монастыря, приуроченный к его 600-летию – «История Толгского Монастыря 1314-1915».

С 5 сентября 1915 года по февраль 1920-го – настоятель Алексеевского монастыря (подворье Покровского Быковского монастыря) в городе Углич Ярославской губернии.
29 июня 1916 года был возведен в сан архимандрита.
Деятельно помогал святителю Агафангелу (Преображенскому) в управлении епархией.
В дни разгула красного террора по случаю "Ярославского восстания" смог уберечь обитель от разгрома.

15 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии.

Владыка Серафим входил в так называемый «Параллельный Синод», существовавший с одобрения патриарха Тихона в Свято-Данииловом монастыре. Причиной возникновения «Параллельного Синода» считается то, что Патриарший Синод, находившийся под плотным контролем ГПУ, вынужден был встать на примиренческие с богоборцами позиции. Мыслился он как «постоянно действующее Предсоборное совещание» и главной целью его была подготовка тайного Поместного Собора, способного разрешить церковные проблемы без давления властей, и тайное поставление священнослужителей для избежания давления властей.

В июле 1922 года Владыка был арестован за распространение послания патриарха Тихона и за сопротивление изъятию церковных ценностей и заключен в тюрьму в Ярославле.
Рыбинским губернским Ревтрибуналом был осужден по статье 58-10 УК РСФСР.
Приговор: 3 года лишения свободы.
Освобожден по амнистии.

2 октября 1923 года и 18 мая 1924 года арестовывался, но вскоре освобождался.

С 15 января 1924 года в связи с пребыванием митрополита Агафангела в Нарымской ссылке временно управлял Ярославской епархией.

В 1924 году патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа.

12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

В 1925 году после ареста Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра группа епископов во главе с архиепископом Григорием (Яцковским) фактически захватила высшую церковную власть, не имея на это никакого права. Тут же эта группировка, объявившая о своей лояльности власти, была ей признана, и началось создание параллельной церковной структуры.
В начале 1926 года владыка Серафим активно поддержал Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в его противостоянии григорианским раскольникам. Архиепископ Серафим признал послание митрополита Сергия к архиепископу Григорию вызывающим восхищение.

8 декабря 1926 года по завещательному распоряжению-посланию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Иосифа (Петровых) на случай устранения его и обоих его предшественников от управления церковными делами назначен третьим кандидатом на должность временно исполняющего обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

Конец 1926 года в архипастырстве владыки Серафима был особо значим. Промыслом Божиим он был поставлен во главе Русской Церкви.
С 29 декабря 1926 года, согласно завещательному распоряжению митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), так как власти не дали первым двум кандидатам возглавить Церковь, сравнительно малоизвестный владыка Серафим был Заместителем Патриаршего Местоблюстителя (в период заключения митрополита Сергия (Страгородского)).

29 декабря 1926 года он обратился с посланием к архипастырям, пастырям и пасомым Русской Церкви: "Подчиняясь воле Божией и принимая на свои слабые рамена возлагаемый на меня тяжелый Крест, считаю долгом обратиться к собратиям – епископам, пастырям и православно-верующим, умоляя их хранить преданность и послушание Святой Православной Церкви, подчиняясь только законным представителям Патриаршей Православной Церкви".
Архиепископ Серафим просил собратьев епископов до минимума сократить переписку и сношения с главой Церкви и предоставлял все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать окончательно на местах.
Он проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов Святой Церкви от посягательств гнавшей ее власти. Из воспоминаний бывшего иподиакона владыки Серафима Михаила Николаевича Ярославского (в последующее время они отбывали заключение в одном лагере) известно, что архиепископ Серафим отверг попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный ими состав Синода. В ответ на предложения ГПУ Святитель предложил своих членов Синода, и в их числе митрополита Кирилла (Смирнова). «Ведь он же сидит», – отвечали ему чекисты. – «А ведь он у вас сидит, освободите его», — сказал Святитель. За такой ответ его самого вскоре арестовали.

В марте 1927 года он был вызван в Москву в ОГПУ и задержан.
Находился в заключении во Внутренней тюрьме ОГПУ в течение трех дней.
На требование принять диктуемые Советской властью условия легализации Церкви ответил отказом, мотивируя его тем, что не считает себя полномочным решать основные вопросы принципиального характера без находящихся в заключении старших иерархов. Ему было предложено подписать примерно такую же Декларацию, которую впоследствии подписал митрополит Сергий.
На вопрос, кто же будет управлять Церковью, если его арестуют и не освободят, Святитель отвечал: «Сам Господь Иисус Христос».
Он был освобожден через три дня и выслан в Углич.

Владыка Серафим управлял Церковью до 12 апреля 1927 года. С освобождением из заключения митрополита Сергия, передал ему заместительские права. За короткий срок своего первосвятительства архиепископ Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов Церкви.

Издание Декларации митрополита Сергия 29 июля 1927 года внесло в церковную жизнь разделения.
6 февраля 1928 года в составе группы архиереев Ярославской епархии во главе с митрополитом Агафангелом (Преображенским) архиепископ Серафим подписал декларацию об отделении от митрополита Сергия и учрежденного при нем Временного Патриаршего Священного Синода. Указывая на превышение Заместителем Патриаршего Местоблюстителя канонических полномочий, иерархи выражали глубокое сожаление о избрании такого направления деятельности, при котором "начало духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело подчиняется началу мирскому и земному". В заключении подписавшиеся архиереи выразили верность иерархическому подчинению Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру (Полянскому) и объявили о самостоятельном управлении Ярославской епархией.
Одновременно с подписанным всей группой ярославских иерархов "актом отхода", архиепископ Серафим послал Заместителю и от себя лично горячее письмо с увещанием исправить церковные нестроения, вызванные изданием июльской Декларации 1927 года и основанной на ней церковной политикой, и передать заместительские права митрополиту Ярославскому Агафангелу. Из письма видно, как доброжелательно и сочувственно относился он к самому митрополиту Сергию: "Дорогой Владыка, я представляю, как Вы должны страдать! Почему же Вы, испытывая эти страдания сами, не желаете облегчить их тем, которые в свое время доверились Вам". При этом владыка Серафим свидетельствовал то, что Декларация лишает страдальцев за веру духовно-нравственного оправдания. Святитель Христов взывал к отступившему собрату: «Проявите мужество, сознайтесь в своей роковой ошибке и, если невозможно Вам издать новую декларацию, то для блага мира церковного передайте власть и права заместительства другому».
Митрополит Сергий понимал свою слабость. Он направил в Ярославль четыре дня спустя письмо на имя митрополита Агафангела, умоляя в нем "сохранить общение с нами, потерпев еще немного нашим немощам". Хотя послание было адресовано правящему архиерею, косвенно оно, несомненно, было обращено и архиепископу Серафиму, и другим подписавшим "Обращение".

17 февраля 1928 года владыка Серафим был арестован и отправлен в ссылку в Буйнический Свято-Духов монастырь в Могилеве.

11 апреля 1928 года архиепископ Серафим был уволен митрополитом Сергием и его Синодом от управления Угличским викариатством.
30 мая 1928 года ими же был запрещен в служении.
Вместе с запрещением в священнослужении владыке Серафиму был предложен белый митрополичий клобук и любая епархия, только прими он назначение, но он ответил, что предпочитает страдать за Церковь. Владыка Серафим подчинился запрещению – он не желал раскола.

В мае 1928 года владыка Серафим подписал так называемое «компромиссное заявление» митрополита Агафангела митрополиту Сергию, в котором говорилось: «Принципиально власть Вашу как Заместителя не отрицаем. Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем».
Владыка Серафим присутствовал на литургии, где поминалось имя митрополита Сергия. Однако вскоре написал: «Я прошел через великое горнило и испытаний, и искушений. Только к празднику Р[ождества] Хр[истова] получил полное духовное умиротворение, окончательно выравнивается наше делание и становится определеннее и политика м[итрополита] С[ергия], и наше противление этому новообновленцу. Мне кажется, пора уже сказать свое слово и отмежеваться от м[итрополита] С[ергия], ибо мы своим именем смущаем слабых и немощных, а людям, сожженным в своей совести, даем повод говорить о силе их политики и незыблемости их положения».

20 января 1929 года он направил обращение к архипастырям, пастырям и пасомым Русской Православной Церкви, в котором писал, что все прещения, наложенные и налагаемые митрополитом Сергием и так называемым Временным Патриаршим Синодом, незаконны и неканоничны, ибо митрополит Сергий и его сторонники попрали внутреннюю свободу Церкви и принесли ей много страданий. Святитель Серафим продолжил обличать политику митрополита Сергия в тяжком грехе «увлечения малодушных и немощных братий наших в новообновленчество». Вскоре после этого последовал его арест, но Послание широко разошлось по всей стране и было опубликовано в Белграде.

2 марта 1929 года в Буйническом Свято-Духовом монастыре Владыка был арестован.
14 марта ему было предъявлено обвинение: выпускал антисоветские документы.
17 мая 1929 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был обвинен по статье 58-10 УК РСФСР в "распространении антисоветских документов".
Приговор: 3 года заключения в концлагере.

В 1929-31 годах содержался в Соловецком лагере особого назначения.
На Соловках на строительных работах упал с лесов и сломал ребра и осенью 1931 года был переведен на материк на инвалидные работы.
До января 1932 года содержался около Май-Губы, командировка "Новая биржа".

С 19 января 1932 года пребывал в городе Козьмодемьянске Горномарийского района республики Марий-Эл.
Говорил, что в эпоху гонений не должно быть централизованного Церковного Управления. Епископ должен управлять сам своей епархией. Владыка Серафим тайно посвящал в священство и постригал в монашество.

Вот как рассказывал о нем один из его соузников: он «слабел телесно, но духом был тверд... Больной владыка Серафим часто вспоминался мне в скитаниях по тюрьмам и ссылкам, когда, лишенный физического общения с верующими, я мысленно в молитве поминал его; мне представлялось его кротко улыбающееся изможденное лицо и, склонив в молитве голову, я словно чувствовал на ней его исхудалую, огрубевшую, покрытую ссадинами архипастырскую руку».

29 декабря 1932 года он был вновь арестован.
Содержался в Доме предварительного заключения в Козьмодемьянске.
Вот его показания 3 января 1933 года: «Всех архипастырей, которые находятся в изгнании настоящей властию, как-то: митрополитов Петра Крутицкого, Кирилла Казанского и других я считаю как страдальцев за веру...»
8 июня 1933 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осужден по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: ссылка в Севкрай.

С июня 1933-го до 21 мая 1934 года Владыка находился в ссылке в Архангельске.

Примерно в 1934 году архиепископом Серафимом было написано Послание, в котором митрополит Сергий (Страгородский) объявлялся запрещенным в священнослужении за свою антиканоническую деятельность, начиная с 1927 года. Для утверждения этого Послания в Архангельске состоялся «Малый Катакомбный Собор», решения которого должны были стать основой для всех ссыльных епископов и духовенства. Существуют сведения, что Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) писал из ссылки, что Российские Преосвященные должны наложить прещение на митрополита Сергия за его антиканонические деяния.

21 мая 1934 года владыка Серафим был арестован.
1 июня 1934 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осужден по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу архиепископа Угличского Серафима (Самойловича). 1934 год".
Приговор: 5 лет исправительно-трудовых лагерей.

С июня 1934 года – в Сиблаге, Сусловское отделение (Красноярская железная дорога, станция Суслово), Новосибирская область.
В Сиблаге на владыку Серафима было заведено новое дело.

15 сентября 1937 года он вновь арестован.
Во время следствия содержался в арестном помещении.
28 октября тройкой при УНКВД по Новосибирской области обвинен по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу архиепископа Серафима (Самойловича). 1937 год" в том, что организовал и возглавил контрреволюционную группу в лагере, проводя систематически контрреволюционную агитацию".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

4 ноября 1937 года был расстрелян в Сиблаге, в Новосибирской области.

Священномученик архиепископ Серафим (Самойлович) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 892.
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 6. С. 74-76.
3. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С. 186.
4. Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью. Т. 2. Ярославль, 1994. С. 79-80.
5. Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С. 275.
6. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ Мемориал", 1999. С. 295-296.
7. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
8. Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 2. /Под ред. прот. Николая Лихоманова. Романов-Борисоглебск (Тутаев) Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000. С. 5-26.
9. Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001 г. Издание Соловецкого монастыря.
10. М. Польский, протопресвитер, Новые мученики Российские. Второй том собрания материалов. Джорданвилль, 1957. С. 12-13.
11. http://pstbi.ru
12. http://drevo.pravbeseda.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.87.
2. Архив УФСБ по Кемеровской обл. Д.П-9211. Том_Лист Л.158,208-210,212.


Рецензии