Архиепископ Тихон Шарапов

Архиепископ Тихон (Шарапов) Алма-Атинский.

День памяти:
28.10/10.11 – день мученической кончины (1937 г.)

Архиепископ Тихон (Шарапов Константин Иванович) родился 7 апреля 1886 года в городе Туле в семье тульских старожилов.

Общее образование получил в Тульской гимназии.

24 октября 1902 года, в шестнадцать лет, поступил в Белевскую Введенскую Макарьевскую пустынь.
Его глубокий ум, начитанность и благочестивое духовное настроение обратили на себя внимание архиепископа Тульского Парфения (Левицкого), который поручил молодому послушнику вести внебогослужебные чтения и беседы с народом. Константин самостоятельно прошел курс Богословских наук по программе Духовных академий.
13 августа 1904 года он был пострижен в рясофор с наречением имени Тихон.
С этого времени инок Тихон начал писать небольшие, но глубоко содержательные духовные поучения.

В 1911 году он был перемещен в Трудовое типографское братство при Свято-Успенской Почаевской лавре в Волынской губернии. Там стал помощником редактора журнала "Русский инок".
31 июня 1911 года в Свято-Успенской Почаевской лавре пострижен в мантию.
1 января 1912 года епископом Кременецким Никоном (Бессоновым) рукоположен во иеродиакона.
10 января 1912 года архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) – во иеромонаха.

Ревность о Православии открыла перед иеромонахом Тихоном новое поприще.
В августе 1914 года он был командирован епископом Кременецким Дионисием в Галицию для воссоединения униатов. Но начавшаяся Первая мировая война помешала этому.

С 1914 года служил госпитальным священником, потом полковым в действующей армии – в 177-ой пехотной дивизии Изборского полка.
За свои подвиги при исполнении пастырских обязанностей во время боевых действий был награжден двумя орденами и золотым наперсным крестом.
В своем полку отец Тихон организовал "Братство Христа Спасителя", за что ему было преподано благословение Всероссийского Собора с грамотой Святейшего Патриарха Тихона.

В 1918-19 годах, по окончании войны, иеромонах Тихон был назначен в город Здолбуново Волынской губернии (ныне территория Польши), где организовал православное братство и начинал издавать журнал "Православие", редактором которого сам и являлся. Направление журнала вызвало недовольство петлюровцев, которые закрыли его, конфисковали типографию, а издателя арестовали и вместе с архимандритом Виталием (Максименко), будущим архиепископом Русской Зарубежной Церкви, вывезли в Базилианский униатский монастырь в городе Бучач Тернопольского округа в Галиции.
Там, пребывая с 1 марта по 1 июня 1919 года, они присоединились к находившимся в заключении митрополиту Антонию (Храповицкому), архиепископу Евлогию (Георгиевскому), епископу Никодиму (Кроткову). Владыка Евлогий вспоминал, что когда им объявили об освобождении, то "горячие головы" – отцы Тихон и Виталий, решили пробираться на Волынь, что им и удалось, хотя им и пришлось пострадать от "самоуправства банд".
Отец Тихон остался на территории Польши в городе Здолбунове.

В 1919-22 годах служил в Здолбунове в храме Почаевского подворья.
Основал здолбуновское Богородичное Братство с целью защиты Православия от польско-католических притеснителей и оказания помощи раненым солдатам и беженцам из России.
В январе 1922 года советом православных епископов, не приемлющих пропольского курса на автокефалию, был командирован в Москву для доклада патриарху Тихону о положении Православной Церкви в Польше.
Приехал в Москву в качестве дипломатического курьера одной из стран по согласованию с наркоматом иностранных дел.
8 февраля 1922 года здолбуновскому Братству указом Патриарха Тихона были присвоены права патриаршей ставропигии, а его председателю иеромонаху Тихону – сан архимандрита.
8-го же февраля отец Тихон Святейшим Патриархом Тихоном был возведен в сан архимандрита.
16 февраля архимандрит Тихон выехал из России.

С 8 февраля 1922 года по 30 июня 1926 года он – настоятель Жировицкого Свято-Успенского монастыря в Польше.
Назначен Святейшим Патриархом Тихоном уполномоченным по делам Православной Церкви в Польше, одновременно был назначен благочинным монастырей гродненской епархии и благочинным Бытинского округа. Состоял также членом Варшавского Церковного Совета.
Тогда же, в 1922 году, отец Тихон вернул в монастырь чудотворную икону Жировицкой Божией Матери. Эта икона во время войны была эвакуирована в Москву и хранилась в соборе Василия Блаженного, а после его закрытия – в Екатерининской пустыни под Москвой. По благословению Патриарха Тихона отец Тихон взял там икону и  тайно вывез ее через границу.

По воспоминаниям людей, знавших отца Тихона, это был аскет, молитвенник, интеллектуал, прекрасный проповедник, знал много наизусть из святоотеческой литературы. Человек редкой внутренней красоты, мягкосердечный, но при необходимости умевший проявить строгость. Несмотря на слабость организма, подтачиваемого чахоткой, обладал кипучей энергией. Он снискал себе неподдельную любовь местных жителей, так что когда он послал прошение на имя Варшавского митрополита перевести его в Здолбуново, те отправили письмо с просьбой оставить его в Жировицах, что и было исполнено.
В 1923 году, по желанию окрестного населения, при монастыре было организовано Православное Братство защиты веры и благочестия и на помощь обители.

12 апреля 1924 года на совещании епископов объявили о введении в Православной Церкви в Польше нового стиля. Священники, не желавшие переходить на него, подверглись репрессиям. В Жировицкой обители не поддержали переход на новый стиль и были противниками Польской автокефалии.
В июне 1924 года отец Тихон возглавил депутацию православных сенаторов и членов Польского Сейма при вручении митрополиту Дионисию протеста против автокефалии.
Деятельность архимандрита Тихона как ярого защитника Православия вызвала возмущение со стороны польских властей. Он был запрещен в священнослужении "за нецерковное и противоиеархическое выступление".
А 30 июня 1924 года лишен должности "ввиду категорического требования о сем Министерства Исповеданий". В этом требовании говорилось, что отец Тихон "не упускает ни одного случая, чтобы выразить свою ненависть к польским властям, что он в начале мая допустил в храме публичные выступления светских лиц агитационного характера и что он деморализовал местное православное население против польской государственности".
На смену отцу Тихону пришел игумен Исидор в качестве наместника, а настоятельство принял на себя сам епископ Гродненский Алексий. Но народ не признал эту смену, сохраняя верность отцу Тихону и считая его по праву ставропигиальным патриаршим архимандритом.

В 1924 году отец Тихон стал служить в кладбищенской Георгиевской церкви в городе Жировицы, в Польше. Видя, что "строптивый игумен" не унимается, игумен Исидор пытался закрыть своим замком двери этого храма. Но это не дало результатов.
На следующий день (13 октября) отец Тихон, придя с народом к церкви и обнаружив замок, служил литургию и молебен перед храмом. Когда же люди узнали, откуда этот замок, они сломали его, так что на Покров литургия совершалась в храме. Когда же власти убедились, что
сломить отца Тихона не удастся, то они решили выслать его из страны.

15 октября 1924 года в восемь часов вечера в Жировицы внезапно приехал Слонимский староста с отрядом пешей и конной полиции. Полиция заняла тогда весь город, окружила монастырь и сад, закрыла все выходы. Архимандриту Тихону, находившемуся в монастыре, сказали, что его вызывают в Варшаву, но всем было ясно, что происходит.
Сестры Красностокского монастыря пытались преградить полиции вход в келию отца Тихона, но их насильно удалили. Архимандрита взяли под руки и вывели за ворота, посадили в машину. Там собрались жители, которые хотели проститься с пастырем, но они были оскорбляемы и биты полицией.
17 октября архимандрита Тихона выслали из Польши в Германию.
25 октября он был исключен из числа братии монастыря.

Три месяца проживал в Берлине при бывшей посольской церкви на Находштрассе, 10. Хотя из переписки с церковными деятелями знал, что делается в России, в письме патриарху Тихону выразил желание вернуться в СССР.
После переговоров Святейшего Патриарха Тихона с наркомотделом разрешение на возвращение архимандрита Тихона в СССР на постоянное жительство было получено.
17 января 1925 года архимандрит Тихон прибыл в Москву.

22 марта 1925 года в храме Сорока Севастийских мучеников у Новоспасского монастыря Святейшим Патриархом Тихоном, митрополитом Крутицким Петром (Полянским),  архиепископом Николаем (Добронравовым), архиепископом Пахомием (Кедровым) он был хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. Хиротонию совершили даниловские архиереи во главе с Патриархом.
При хиротонии Святейший Патриарх Тихон при вручении архиерейского жезла епископу Тихону произнес такие слова: "Предстоящий тебе путь святительского служения в исключительно трудных условиях есть путь крестный и мученический. И, может быть, твое сердце трепещет и смущается! Благодать Святаго Духа и сила крестная укрепят тебя. Взирай на твердость мучеников Христовых и их примером воодушевляйся на предстоящий тебе подвиг".
Слова Святейшего Патриарха были пророческими. С этого времени начались мытарства епископа Тихона по ссылкам и лагерям.

30 марта 1925 года вышел указ Святейшего Патриарха Тихона епископу Тихону о принятии на себя духовного попечения о членах Русской Церкви в Польше, сохранивших верность Московскому Патриаршему Престолу, которое он должен был совмещать с управлением Гомельским викариатством.
По приезде во вверенную ему епархию, он повел активную борьбу с обновленцами и вскоре был арестован. В Москву от Гомельских органов в ОГПУ поступило следующее секретное донесение: "...епископ Тихон своими действиями окончательно ликвидирует оставшиеся еще в Гомельской губернии обновленческие приходы, каковых еще имеется до 25-ти по губернии. Так как в каждом обновленческом приходе есть некоторая часть мирян, стоящая за тихоновщину и стоит еп. Тихону появиться, через часа 2-3 он уже повел за собой остальных мирян, которые заставляют попа повиноваться епископу Тихону, а в противном случае отлучают от Церкви. В случае замедления ответа будем принуждены прибегнуть к аресту его".

16 мая 1925 года он был арестован в Гомеле.
Содержался в камере ГПУ в Могилеве, затем в тюрьме в Минске.
Обвинение при аресте: "присвоил административные права и делает административные распоряжения  по церковной линии в Гомельской губернии без надлежащего на то разрешения власти".
После ареста епископа Тихона Гомельскому губернскому прокурору было сделано заявление от представителей православно-верующих общин "с просьбой от имени всего православного населения губернии – освободить немедленно нашего Гомельского епископа Тихона".
21 мая 1925 года было сделано заключение, что в соответствии с декретом ВЦИК от 20 июня 1923 года "дело с личностью гр-на Шарапова Тихона Ивановича, обвиняемого по ст. 123 УК... доставить в г. Москву в ОГПУ через ПП ОГПУ на дальнейшее рассмотрение", и владыка Тихон был административно выслан из Гомеля.

С сентября 1925 года владыка Тихон пребывал в Московском Свято-Данииловом монастыре с единомышленной ему братией-исповедниками.
Проживал в Москве без права выезда. При одном из посещений митрополита Крутицкого Петра (Полянского) подписал составленный 12 апреля 1925 года акт о передаче последнему высшей церковной власти.

В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1925 года был арестован в Данииловой обители вместе с владыками Парфением (Брянских), Амвросием (Полянским), Дамаскиным (Цедрик), Пахомием (Кедровым), Германом (Ряшенцевым), Николаем (Добронравовым).
Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме.
21 мая 1926 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был осужден по статье 62 УК РСФСР по групповому "делу митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926 г." за то, что, "сносясь с заграницей, он служил постоянным информатором митрополита Петра о движении заграничных монархистов".
Приговор: 3 года заключения в концлагере. Но в виду болезни заключение в концлагерь заменить высылкой в Казахстан на тот же срок.

С июня 1926 года находился в ссылке в городе Чимбае Каракалпакской области.
20 июня 1927 года был арестован в ссылке по обвинению в том, что, "находясь в ссылке в Казахстане, распространял среди верующих как Гомельской епархии, так и Казахстана, воззвания к/р характера, в которых указывает на устраиваемые, якобы, соввластью гонения на церковников и веру православную".
В деле приводится послание епископа Тихона из Чимбая от 13/26 октября 1926 г., "по вопросам канонического значения, архипастырского окормления, церковно-богослужебным, духовническим и миссионерским". Послание было ярко антиобновленческого характера. В деле приводится также справка из Гомельского ОГПУ о привлечении к ответственности активных распространителей послания.
8 августа 1927 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР Владыка был осужден по статье 58-17 УК РСФСР.
Приговор: 3 года заключения в концлагере.
Был направлен в Соловецкий лагерь через Бутырскую тюрьму в Москве.

С декабря 1927 года содержался в Соловецком лагере особого назначения.
В лагере исполнял обязанности ночного сторожа при местном краеведческом музее, а затем (при эпидемиях сыпного тифа) был лекпомом.

В 1930 году арестован и осужден по статье 58-10 УК РСФСР.
Приговор: 3 года ссылки в Северный край.

С июля 1930 года – в ссылке в Архангельске.

В 1931 году арестован по делу архиепископа Архангельского Антония (Быстрова).
В обвинительном заключении, утвержденном 12.10.1931 г. неким Аустриным, говорилось: "Достаточно начитанный, не лишенный дара слова, носящий сан епископа, Шарапов, связавшись с большинством местного и административного ссыльного духовенства, быстро завоевывает авторитет и в дальнейшем вместе с архиепископом Быстровым является идейным руководителем и главой сгруппировавшихся вокруг них родственных по своим убеждениям (далее фамилии)".
2 декабря 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осужден по статье 58-10 УК РСФСР по обвинению в "участии в контрреволюционной группировке местного и ссыльного духовенства  в г. Архангельске".
Приговор: 3 года заключения в концлагере с последующей ссылкой в Северный край.

В 1931-34 годах содержался в концентрационном лагере.

17 марта 1934 года был назначен епископом Череповецким, но в управление епархией не вступил.

В 1934 году – епископ Рязанский.

В 1934 году вновь арестован.
Приговор: ссылка в Казахстан.

В 1934-36 годах – в ссылке в поселке Самаркантском (с 1 октября 1945 года – город Темиртау) Карагандинской области Казахской ССР.

17 июля 1936 года назначен епископом Алма-Атинским.
В управление епархией вступил только в 1937 году.
В Алма-Ату приехал с архимандритом Аркадием (Никандром Архиповичем Перепечко, своим бывшим келейником), также недавно освободившимся из лагерей. Служил в Введенской церкви горда Алма-Аты вместе с архимандритом Аркадием и протоиереем Киприаном Соловьевым.
Был возведен в сан архиепископа.

В ночь с 18 на 19 августа, накануне праздника Преображения Господня, 1937 года арестован и заключен в алма-атинскую тюрьму.
Обвинение при аресте: "шпионская деятельность в пользу иностранной разведки".
Вместе с ним были арестованы архимандрит Аркадий (Перепечко), протоиерей Киприан Соловьев, иподиакон Николай Нигородов, другой иподиакон Николай и староста Введенской церкви.
Обвинен в том, что "...в 1925 г. завербован разведкой одного из кап. государств и переброшен на территорию СССР с заданиями шпионского характера. Собирал материал шпионского характера о развитии текстильной промышленности в Средней Азии и положении колхозов. В Алма-Ате организовал и возглавил антисоветскую монархическую повстанческую организацию церковников".
17 октября тройкой при УНКВД СССР по Алма-Атинской области был осужден по групповому "делу антисоветской монархической повстанческой организации церковников в Алма-Ате" по обвинению в "шпионской деятельности в пользу иностранной разведки, а/с агитацию, направленную на дискредитацию руководителей ВКП(б) и советского правительства, подготовке террористических актов против руководителей ВКП(б), монархизм".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

10 ноября 1937 года расстрелян в городе Алма-Ате в Казахстане.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 75, 185, 189, 344, 357-359, 402, 417, 422, 712, 727, 728, 743-744, 754-757, 770, 899-900, 994.
2. Дойков Ю.В. По ком звонит колокол// Волна. Архангельск, 1994. 29 марта.
3. Глинка Т. Как большевики боролись с Богом// Вечерняя Москва. 1996. 5 фев.
4. Королева В. И стоять храму, и звонить колоколам// Простор. 1995. № 6. С. 92-93.
5. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 6. С. 315-316.
6. Жизнеописание священномучеников Алма-Атинского архиепископа Тихона (Шарапова), архимандрита Аркадия (Перепечко), протоиерея Киприана Соловьева. Машинопись.
7. Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е. Губонин. Рукопись.
8. Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С. 129-131.
9. http://pstbi.ru
10. http://zarubezhje.narod.ru
11. http://minds.by

Документы:
1. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.88.
2. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Т.6,7.


Рецензии