Ч. 187 Человек без головы
На месте гибели Истомина в 1904 году установили стелу с изображением Георгиевского креста. У памятника Тотлебену во время войны бронзовой фигуре генерала снарядом снесло голову.
Исторический бульвар, где находится памятник, порос тогда бурьяном и колючим кустарником, все деревья были либо срублены, либо уничтожены при обстрелах и бомбёжках.
Поэтому памятник отчётливо выделялся на фоне неба, особенно при заходе солнца. Это зрелище мне, ребёнку, казалось жутковатым. Я вспоминал о нём, когда читал «Всадник без головы». Потом скульптуру восстановили, голову припаяли.
Памятнику повезло: в отличие от остальных, памятник Тотлебену не тронули никакие варвары, не считая шрамов на бронзе от осколков и пуль. В тридцатые годы происходили дикие вещи, о которых не хочется писать, но могилу генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена осквернили не фашисты, как мне написал об этом один читатель, а советские люди.
Тотлебен умер в Германии, где лечился. Семья перевезла его тело в фамильный склеп под Митавой в нынешней Латвии. Затем по решению царя прах усопшего героя обороны Севастополя торжественно перезахоронили на Братском кладбище.
В тридцатые годы памятник-склеп вскрыли, прах генерала вытряхнули, понадобился цинк его гроба. Работники кладбища захоронили останки рядом. Во время оккупации Крыма немцы торжественно перезахоронили останки своего соплеменника, российского национального героя.
Жаль мне памятник Затопленным кораблям, утративший своё очарование из-за постройки по соседству неуклюжего бетонного сооружения – трибуны для начальства при смотре морских парадов.
За это уродство нужно благодарить командующего Черноморским флотом, его соорудили с лёгкой руки одного из них.
Разумеется, у каждого своё понимание красоты, но я, как и любой другой гражданин, имею право высказать собственное суждение. Не думаю, что украсил город и высоченный обелиск на мысе Хрустальном.
Не очень понятное сооружение огромного размера по замыслу его авторов должно напоминать парус, но, на мой взгляд, оно совершенно не вяжется с обликом города и его остальными памятниками.
О севастопольских памятниках можно рассказывать до бесконечности. Сейчас очень много интересных и познавательных материалов помещено в интернете людьми, влюблёнными в этот прекрасный город.
Жаль только, что всюду лезет в каждую щель, политика. Но утешает главное: не переводятся те, кто противостоят варварству, что живут в Крыму люди, любящие свой край, красавец Севастополь, изучающие его историю без шор национализма.
На Центральном холме города высится собор св. Владимира. Его начали строить ещё до Крымской войны, в 1848 году. Тогда успели заложить только подземный этаж. В 1851 году там, в склепе, похоронили адмирала Михаила Петровича Лазарева, который умер в Вене, куда его повезли в напрасной надежде вылечить от рака.
После этого строительство застопорилось и возобновилось лишь в 1854 году, когда началась война. Нужно было строить укрепления, а принялись за строительство храма.
Стройка прекратилась только после разгрома русских войск на Альме. К тому времени стены храма возвышались над землёй примерно на полметра. Первым из руководителей обороны города погиб вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов.
Его похоронили рядом с Лазаревым. Адмирал Павел Степанович Нахимов, сменивший Корнилова, выразил желание в случае своей гибели быть похороненным рядом. Но ему пришлось уступить это место контр-адмиралу Владимиру Ивановичу Истомину, который ушёл из жизни раньше.
Тогда Павел Степанович повторил адъютантам свою просьбу: «Есть ещё место для одного, лягу хоть в ногах у своих товарищей». Его волю исполнили, Нахимова похоронили рядом с павшими товарищами.
На фотографии: таким мне довелось увидеть памятник Тотлебену в 1945 году
Продолжение http://www.proza.ru/2018/07/24/1327
Свидетельство о публикации №218072301623
С уважением
Владимир Руссь 30.07.2018 13:58 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 30.07.2018 15:17 Заявить о нарушении